Ракетные катера пр. 1241.1 и пр. 1241рэ

Содержание

  • 1 История проектирования
  • 2 История строительства
  • 3 Конструкция 3.1 Корпус и надстройка
  • 3.2 Энергетическая установка
  • 3.3 Общекорабельные устройства
  • 3.4 Мореходность
  • 3.5 Обитаемость

4 Вооружение

  • 4.1 Противокорабельное вооружение

4.2 Зенитное ракетное вооружение
4.3 Артиллерийское вооружение
4.4 Радиотехническое вооружение 4.4.1 Радиолокационный комплекс и системы целеуказания
4.4.2 Средства радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы
4.4.3 Радиосвязь и инфракрасная аппаратура
4.4.4 Система государственного опознавания
4.5 Навигационное и штурманское вооружение
5 Представители проекта

  • 5.1 Ракетные катера проекта 1241.1 (1241-Т), 1241РЭ и 12417

5.2 Ракетные катера проектов 12411 (12411-М)
5.3 Ракетные катера проектов 12418 и 12421
6 Служба

  • 6.1 Организационно-штатная структура

7 Операторы
8 Оценка проекта
9 Примечания
10 Литература
11 Ссылки

Деление кораблей в советских и российских ВМФ

Согласно международному морскому праву, каждый корабль попадает в свой определенный класс. Этими правилами, во избежание путаницы, пользовались советские моряки, а так же их правопреемники,корабли ВМФ России.

Согласно этим документам, самые крупные корабли входят в ударную группу, и это:

  • авианосцы, в зависимости от тоннажа могут быть большие, средние и малые, соответственно различается и сила корабельной авиации на них;
  • крейсера, также разнящиеся по водоизмещению, имеющие более разносторонние задачи, от охраны конвоев и авианосцев до перехвата судов противника и обстрела береговой линии;
  • подводные корабли, часто превосходящие надводные по размерам и вооружению, разделяются по своему размеру и типу используемой энергетической установки;
  • эскадренные миноносцы, осуществляющие разведку и охранение группы судов, несущие основное вооружение в виде мин и торпед;
  • торпедные катера, большие из которых предназначены для атак крупных кораблей в составе эскадр, малые же действуют в прибрежной зоне;
  • сторожевые корабли, предназначенные для боевого охранения конвоев и акватории порта или иного объекта.

Есть и более мелкое разделение этих классов судов, однако в каждой стране они имеют свои особенности и характеристики.

Второй большой подкласс включает в себя вспомогательные суда. Их можно условно разделить на несколько групп:

  • плавучие базы, необходимые для пополнения всем необходимым в зависимости от специализации базы для каждого класса судов;
  • суда снабжения, в отличие от баз более мобильные и скороходные, хотя цели и задачи перед ними ставятся те же, что и выше;
  • ремонтные средства, плавучие мастерские, необходимые для ремонта судов в открытом море;
  • корабли аварийно-спасательного обеспечения, разработанные для помощи как подводным, так и надводным кораблям в случае возникновения внештатных ситуаций;
  • исследовательские корабли, проверяющие новые технические системы;
  • учебные корабли, служащие для получения и освоения навыков нахождения в море;
  • специальные корабли, испытывающие оружейные системы и комплексы для космических кораблей.

Экипажи кораблей обеспечения решают множество задач по поддержанию боеспособности основного флота. В ВМФ СССР существовала и система различий кораблей по названиям. Так, на Северном флоте долгое время существовало подразделение советских сторожевиков, известное как «Дивизион плохой погоды».

Первым в серии стало судно «Ураган», и в честь него последующие корабли того же класса, водоизмещения и вооружения получали «ненастные» имена. К примеру, волны Баренцева моря бороздили в разное время «Буря», «Метель», «Пурга» и другие корабли с похожими названиями.

На самих кораблях много лет существует деление по БЧ, или боевым частям, каждая из которых обозначает часть корабля и его назначение.

Примечания

  1. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 51. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  2. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 16.
  3. Асанин, Владимир. Бегущая по волнам // Техника и вооружение : журнал. — М.: РОО «Техинформ», 2004. — № 5. — С. 11.
  4. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 17.
  5. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 190.
  6. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 192.
  7. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52.
  8. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 35.
  9. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 60.
  10. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 58.
  11. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52, 54, 60-61.
  12. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 55.
  13. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 61.
  14. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 59.
  15. Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма… — С. 21.
  16. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 31.
  17. Асанин, Владимир. Ракетные катера вступают в бой…. — С. 17, 35-36.
  18. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 56-64.

История строительства

Постройка головных катеров двух основных модификаций была поручена производственному объединению «Алмаз». Строительство серии ракетных катеров проекта 12411-Т и 12411-М осуществлялось с 1979 года практически одновременно на трёх судостроительных заводах СССР. До конца 1991 года для ВМФ СССР был построен 41 ракетный катер этого проекта: 12 катеров проекта 12411-Т (по 4 постройки Приморского, Хабаровского и Средне-Невского судостроительных заводов), 31 ракетный катер проекта 12411 (17 катеров постройки Хабаровского ССЗ, 13 катеров постройки Средне-Невского ССЗ) и 1 катер проекта 12417 (Средне-Невский ССЗ). К 1991 году в постройке находилось ещё 6 катеров проекта 12411 с готовностью от 28 % до 93 %, запланированных к достройке до 1996 года. Один катер проекта 12411-Т уже в ходе строительства был построен по проекту 12417 (30-мм автоматы были заменены на корабле одним ЗРАК «Кортик» и РЛС обнаружения воздушных целей МР-352 «Позитив» в целях отработки этого вооружения).

На заводах в Рыбинске и Ярославле строились катера проекта 1241РЭ, предназначенные на экспорт в страны социалистического лагеря. Всего по этому проекту было построено 22 ракетных катера (по 5 для ГДР и Индии, 4 для Польши, 3 для Румынии, по 2 для Болгарии и Йемена, 1 для Вьетнама); три катера проекта 1241РЭ служили в составе ВМФ СССР в качестве кораблей для обучения иностранных экипажей. На экспорт строился и 1 недостроенный ракетный катер проекта 12421. Кроме этого, Индией была приобретена лицензия на право постройки ракетных катеров проекта 1241 на двух судостроительных заводах — в Бомбее и Гоа

Служба

Навигация

История проектирования

С поступлением к началу 1970-х годов на вооружение стран НАТО боевых катеров с 76-мм артиллерией и противокорабельными ракетами малого и среднего радиуса действия («Exocet», «Oto Melara», а позднее и «Harpoon») условия боевого использования советских ракетных катеров проекта 205, вооружённых малокалиберной артиллерией, заметно усложнились. Для повышения боевой эффективности соединений советских ракетных катеров и для обеспечения нанесения ими ударов по противнику, с дистанций, превышающих дальность действия его радиотехнических средств, было решено разработать ракетно-артиллерийский корабль нового поколения.

Проектирование малого ракетного корабля проекта 1241Р было начато в 1969 году в ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е. И. Юхнина (позже его сменил В. Н. Устинов), главным наблюдающим от ВМФ был вначале капитан 1-го ранга Ю. М. Осипов, а затем капитан 2 ранга В. И. Литовский.

В соответствии с требованиями тактико-технического задания ракетные катера проекта 1241 предназначались для уничтожения боевых кораблей, транспортов и десантных средств противника, усиления ПВО групп кораблей, транспортов, ракетных и торпедных катеров от низколетящих средств воздушного нападения, прикрытия этих групп от атак лёгких сил противника. Тактически ракетный катер проекта 1241 должен был взаимодействовать с малыми ракетными катерам проекта 205 и прикрывать их от ракетных катеров противника, вооружённых 76-мм артиллерией, для чего ракетный катер должен был обладать скоростью, позволяющей не отставать от катеров проекта 205.

Руководствуясь этими требованиями заказчика — ВМФ СССР — ЦМКБ «Алмаз» в 1971 году представило два аванпроекта корабля с полным водоизмещением не более 500 тонн с главным ракетным комплексом из четырёх противокорабельных ракет «Москит»

Особое внимание конструкторов при разработке обоих вариантов было обращено на использование многофункционального малогабаритного радиолокационного комплекса (РЛК), способного обеспечить боевое использование всех оружейных систем корабля. Первый вариант проекта должен был оснащаться РЛК «Гравий-М», уже успешно прошедшим первые испытания, а второй — РЛК «Монолит», находившимся в стадии разработки

В итоге, в качестве РЛК нового корабля был выбран комплекс «Монолит», так как он имел, в отличие от комплекса «Гравий-М» режимы УСБД и каналы приёма целеуказания от системы «Успех-У». Ракетный катер должен был оснащаться зенитным ракетным комплексом «Оса-М», но позднее, для обеспечения требуемых параметров остойчивости в заданных пределах полного водоизмещения и заданной 40-узловой скорости (установка ЗРК препятствовала её достижению), было принято решение ЗРК на корабли проекта не устанавливать. Задача прикрытия ракетных катеров проекта в прибрежной зоне от авиации противника возлагалась на советскую морскую авиацию; обеспечение зональной ПВО из списка боевых задач корабля исключили, а проект перевели из подкласса малых ракетных кораблей в подкласс больших ракетных катеров.

Уже в 1973 году вышло Постановление Правительства СССР, предусматривающее создание нового большого ракетного катера с противокорабельным ракетным комплексом «Москит», улучшенными тактико-техническими характеристиками, боевыми средствами самообороны и средствами радиоэлектронной борьбы, а также улучшенной обитаемостью и увеличенной автономностью. Проект 1241 реализовывался как система боевых катеров и благодаря заложенным в него принципам межпроектной унификации предусматривал постройку в едином корпусе ракетных, противолодочных и сторожевых катеров как для советского Военно-Морского Флота, так и на экспорт, в дружественные СССР страны. Учёт этого обстоятельства и разное состояние готовности основных комплектующих изделий (ПКР, ГЭУ и радиотехнического вооружения) должны были привести к разработке ряда модификаций проекта 1241 с общим корпусом и энергетикой. Фактически же предложение главного конструктора о межпроектной унификации реализовано не было:

Проект 12411 (ракетный) и 12412 (противолодочный) получились не только с различным вооружением, но и с разной энергетикой и корпусами. Причём, один назывался «катер», второй — «корабль». По указанной причине и пограничный вариант фактически не состоялся — он попросту повторил противолодочный.

История проектирования

С поступлением к началу 1970-х годов на вооружение стран НАТО боевых катеров с 76-мм артиллерией и противокорабельными ракетами малого и среднего радиуса действия («Exocet», «Oto Melara», а позднее и «Harpoon») условия боевого использования советских ракетных катеров проекта 205, вооружённых малокалиберной артиллерией, заметно усложнились. Для повышения боевой эффективности соединений советских ракетных катеров и для обеспечения нанесения ими ударов по противнику, с дистанций, превышающих дальность действия его радиотехнических средств, было решено разработать ракетно-артиллерийский корабль нового поколения.

Проектирование малого ракетного корабля проекта 1241Р было начато в 1969 году в ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е. И. Юхнина (позже его сменил В. Н. Устинов), главным наблюдающим от ВМФ был вначале капитан 1-го ранга Ю. М. Осипов, а затем капитан 2 ранга В. И. Литовский.

В соответствии с требованиями тактико-технического задания ракетные катера проекта 1241 предназначались для уничтожения боевых кораблей, транспортов и десантных средств противника, усиления ПВО групп кораблей, транспортов, ракетных и торпедных катеров от низколетящих средств воздушного нападения, прикрытия этих групп от атак лёгких сил противника. Тактически ракетный катер проекта 1241 должен был взаимодействовать с малыми ракетными катерам проекта 205 и прикрывать их от ракетных катеров противника, вооружённых 76-мм артиллерией, для чего ракетный катер должен был обладать скоростью, позволяющей не отставать от катеров проекта 205.

Руководствуясь этими требованиями заказчика — ВМФ СССР — ЦМКБ «Алмаз» в 1971 году представило два аванпроекта корабля с полным водоизмещением не более 500 тонн с главным ракетным комплексом из четырёх противокорабельных ракет «Москит»

Особое внимание конструкторов при разработке обоих вариантов было обращено на использование многофункционального малогабаритного радиолокационного комплекса (РЛК), способного обеспечить боевое использование всех оружейных систем корабля. Первый вариант проекта должен был оснащаться РЛК «Гравий-М», уже успешно прошедшим первые испытания, а второй — РЛК «Монолит», находившимся в стадии разработки

В итоге, в качестве РЛК нового корабля был выбран комплекс «Монолит», так как он имел, в отличие от комплекса «Гравий-М» режимы УСБД и каналы приёма целеуказания от системы «Успех-У». Ракетный катер должен был оснащаться зенитным ракетным комплексом «Оса-М», но позднее, для обеспечения требуемых параметров остойчивости в заданных пределах полного водоизмещения и заданной 40-узловой скорости (установка ЗРК препятствовала её достижению), было принято решение ЗРК на корабли проекта не устанавливать. Задача прикрытия ракетных катеров проекта в прибрежной зоне от авиации противника возлагалась на советскую морскую авиацию; обеспечение зональной ПВО из списка боевых задач корабля исключили, а проект перевели из подкласса малых ракетных кораблей в подкласс больших ракетных катеров.

Уже в 1973 году вышло Постановление Правительства СССР, предусматривающее создание нового большого ракетного катера с противокорабельным ракетным комплексом «Москит», улучшенными тактико-техническими характеристиками, боевыми средствами самообороны и средствами радиоэлектронной борьбы, а также улучшенной обитаемостью и увеличенной автономностью. Проект 1241 реализовывался как система боевых катеров и благодаря заложенным в него принципам межпроектной унификации предусматривал постройку в едином корпусе ракетных, противолодочных и сторожевых катеров как для советского Военно-Морского Флота, так и на экспорт, в дружественные СССР страны. Учёт этого обстоятельства и разное состояние готовности основных комплектующих изделий (ПКР, ГЭУ и радиотехнического вооружения) должны были привести к разработке ряда модификаций проекта 1241 с общим корпусом и энергетикой. Фактически же предложение главного конструктора о межпроектной унификации реализовано не было:

Проект 12411 (ракетный) и 12412 (противолодочный) получились не только с различным вооружением, но и с разной энергетикой и корпусами. Причём, один назывался «катер», второй — «корабль». По указанной причине и пограничный вариант фактически не состоялся — он попросту повторил противолодочный.

Особенности катеров проекта 1241

Оба проекта, и отечественный и экспортный предусматривали широкие возможности для последующего усовершенствования судов в рамках текущего переоснащения и перевооружения. Катера должны были иметь водоизмещение не более 500 тонн и нести мощное наступательное и оборонительное вооружение. Основным боевым оружием для катеров стали ПКР П-270 «Москит», которые размещались в двух контейнерах, по два с каждого борта. Ракетные контейнеры были не наводящимися, а установлены стационарно с постоянным углом возвышения и под углом в диаметральной плоскости относительно оси судна.

Артиллерийская установка имеет общий вес до 9 тонн. Орудие могло вести огонь в автоматическом режиме на дальность 4000 м.

Боевое управление и наведение оружия на цель осуществляла многофункциональная радиолокационная станция «Жемчуг». Работа системы была наполовину автоматизирована, что позволяло экипажу принимать непосредственное участие в управлении боевыми возможностями судна. Несмотря на то, что новая РЛС обладала уникальными характеристиками, создание ее затянулось и поэтому спускаемые на воду катера оснащались РЛС «Монолит».

Отличительной особенностью ракетных катеров является колпак цилиндрической формы, размещенный над ходовой рубкой. В нем располагается антенна активного канала радиолокационного комплекса. На катерах следующих серий стали устанавливать установки для пуска ложных целей и снарядов с радиолокационными отражателями. Эти мероприятия велись в рамках радиоэлектронной борьбы, которая в последние годы приобрела на море интенсивный характер. Установки ПК-16 размещались по бортам судна и могли вести огонь снарядами, оснащенными дипольными отражателями.

Тактико-технические характеристики новых советских ракетных катеров были впечатляющими. По своим боевым и огневым характеристикам «Тарантул» больше походил на корвет. Катер мог на боевом курсе развить скорость до 36 узлов, а дальность плавания экономичным ходом составляла почти 1500 миль. На поздних версиях, которые сегодня стоят на оснащении российского флота, дальность плавания составляет более 2000 морских миль.

Однако проектные данные — это одно, а реальная картина – это другое. Как и в случае с РЛС «Жемчуг», сильно запаздывала разработка и освоение промышленного производство ПКР «Москит». Было решено устанавливать на катера проверенные противокорабельные ракеты П-15 «Термит», а на суда по экспортным контрактам — ПРК П-20.

Силовая установка на катерах обоих версий была представлена четырьмя маршевыми двигателям М-75 суммарной мощностью 10000 л.с. и двумя двигателями М-70, обеспечивающими движение судна на высоких скоростях. Мощность форсажных двигателей составляла 24000 л.с. При огромной мощности и высокой экономичности, двигательная установка на ракетных катерах проекта 1241 имела ряд недостатков. Во время швартовых эволюций и на малых ходах управление двигательной установкой вызывало нарекания со стороны моряков.

Напоследок следует отметить хорошие мореходные качества, которыми обладали новые суда. Стальной корпус катера, разделен на 9 водонепроницаемых отсеков, имеет седловатую конфигурацию и стремительные обводы. При длине корпуса 56 метров, высота борта катера по миделю составляла 5,31 м, что делало небольшой корабль устойчивым к волнению моря в 7-8 баллов. Надстройки судна изготовлены из облегченных металлических сплавов, что существенно отразилось на соблюдении ограничений по водоизмещению.

Предыстория появления катеров проекта 1241

Следует отметить, что идея создания «москитного флота» не нова. Еще накануне Первой Мировой войны некоторые государства Европы стремились за счет строительства малых скоростных боевых судов усилить собственные военно-морские силы. Тогда основным вооружением кораблей такого класса являлось минное оружие. Успешное применение итальянскими моряками торпедных катеров во время морской войны с более сильным противником показало большие возможности малого флота. Из категории флота для бедных, «москитный флот» перешел в разряд наиболее эффективных инструментов ведения боевых действий в прибрежной морской зоне.

Эту же мысль после окончания Второй Мировой войны стали развивать и в Советском Союзе. Если с торпедным и минным оружием современные флоты научились эффективно бороться, то появление ракет открыло новые горизонты для ведения войны на море. Корабли с небольшим водоизмещением, обладающие высокой скоростью хода и вооруженные противокорабельным ракетами могли стать надежным щитом в обороне портов и мест базирования флота. Особенно привлекательно выглядела возможность установить боевые ракеты на подвижную платформу, обладающую высокой скоростью хода.

Именно эти военные корабли первыми продемонстрировали на практике свою эффективность. Во время «Шестидневной арабско-израильской войны» 1967 года египетский ракетный катер типа «Комар» сумел потопить израильский эсминец «Эйлат». Это и послужило поводом к интенсивному и массовому строительству кораблей этого класса во всем мире

Особенное внимание на новое оружие обратили страны третьего мира, которые не могли себе позволить ни строить, ни содержать большие военные флоты

Советский Союз в этой гонке вооружения считался явным фаворитом. На вооружении ВМФ СССР к тому времени уже имелось достаточно большое количество ракетных катеров разных типов. Шла разработка новых, более мощных судов, способных выполнять более широкий спектр тактических задач. Вершиной конструкторской мысли стал проект 1241 — новый ракетный катер типа «Тарантул».

Современные ракетные катера

Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.

Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:

  1. «Бора» – на вооружении с 1984 года
  2. Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
  3. Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
  4. Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
  5. Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
  6. Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
  7. Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
  8. «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
  9. Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.

Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.

Ракетный катер

Это скоростная малогабаритная лодка, вооруженная ракетами различного типа. Впервые судно, оснащенное ракетами, спроектировали советские конструкторы. Флот СССР принял корабль данного класса на вооружение в 60-е гг. XX века. Это был скоростной и маневренной корабль 183 Р «Комар». Плавающий аппарат был вооружен двумя ракетами. Вторым советским образцом с четырьмя ракетами П-15 был ракетный катер проекта 205. В дальнейшем обладателем судна типа Саар, оснащенного ракетными установками, стал Израиль.

Ракетный катер “Комар”

Боевое применение

Катера предназначены для уничтожения надводных вражеских целей. Это могут быть транспортные, десантные, артиллерийские суда, морские группы и их прикрытия. Еще одной функцией скоростной лодки является прикрытие «своих» кораблей от морских и воздушных угроз. Они действуют как у берега, так и далеко в море.

Первое боевое крещение ракетного катера произошло во время конфликта Египта и Израиля, и было ознаменовано уничтожением израильского эсминца. Миноносец был уничтожен ракетами П-15, выпущенными египетским «Комаром». Этот случай показал действенность кораблей такого класса в военном применении и тем самым убедил многие государства в необходимости создания лодок с ракетами на борту.

Катер “Комар”

Проекты 205 и 205У «Москит»

Проект 205 «Москит» разрабатывался конструкторским бюро «Алмаз» в средине 1950-хх гг. Катера имели стальной корпус. Инженеры усилили вооружение и мореходность аппарата. Еще одним отличием от катера модели 183Р являлись скругленные судовые надстройки и специальная форма палубы, которая позволяет быстрее смыть радиоактивное заражение. Силовая установка состояла из 42-цилиндрованного радиального дизельного двигателя М503. Катер вошел в состав военно-морского флота советского союза в 1960 году.

Катер “Москит”

В начале 60-хх гг. проектная организация «Алмаз» разработала катер 205У. Данное судно вооружили модернизированной ракетой П-15У. Крыло ракеты автоматически раскрывалось при вылете. Также на борту установили две двойные 30-мм артиллерийские установки АК-230.

Катера данных проектов были участниками нескольких серьезных военных конфликтов:

  1. Конфликт между Египтом и Израилем в 70-е гг. XX века
  2. Война Пакистана и Индии в 1971 году
  3. Война между арабскими странами и Израилем в 1973 году
  4. Ирано-иракская война 80-хх гг.
  5. Война между войсками США и Ирака в начале 90-х гг.

ракетный катер проекта 205

r>

Основная идея, заложенная в создание проекта

Огромные убытки, который понес Советский Союз во Второй Мировой войне, поставили перед Советским правительством сложную задачу. Требовалось в срочном порядке усилить военно-морской флот новыми боевыми кораблями. Строить большие океанские суда, крейсера и авианосцы экономике было не под силу. Вместе с тем, страна срочно нуждалась в укреплении морских рубежей. Выходом из сложившейся ситуации могли стать ракетные катера, небольшие по водоизмещению боевые суда, обладающие высокой скоростью и способные нести мощное ударное вооружение.

Идея создать высокомобильную скоростную боевую платформу для противокорабельных ракет быстро воплотилась в металл. Советский Союз стал первой страной в мире, где начали строиться ракетные катера — совершенно новый класс военных судов. Боевые возможности кораблей нового класса оказались настолько широкими, что к советским проектам стали присматриваться из-за границы. Советские ракетные катера стали настоящей находкой для стран, которые нуждались в создании небольших и вместе с тем, эффективных ВМС. Ракетные катера, оснащенные ракетным оружием, уравняли шансы флотов на море. С этого момента любой крупный боевой корабль не мог себя чувствовать полностью защищенным. В течение 25 лет Советский Союз успешно строил малые ракетные корабли, обеспечив тем самым надежное прикрытие морских флангов СССР на Севере, на Юге и на Дальнем Востоке.

Катера на верфи

По достоинству оценили боевые возможности ракетных кораблей и за рубежом. Советские катера с ракетным вооружением стали основой для ВМС Египта, Индии, Йемена и Вьетнама. Ракетные катера, строившиеся в СССР, смогли усилить военно-морскую группировку стран Организации Варшавского Договора. Военно-морские силы Болгарии, Румынии, Польши и ГДР имели на оснащении малые ракетные корабли советского проекта. Самым распространенным типом кораблей этого класса стали суда типа «Молния», которым дал путевку в жизнь проект 1241. Используя техническую документацию базового проекта, советские кораблестроители сумели создать ряд модификаций малых судов, которые оказались удачными и надежными боевыми судами.

Эйлат

Прекрасным подтверждением боевых возможностей ракетных катеров советской постройки стала атака египетского ракетного катера проекта 183Р на израильский эсминец «Эйлат». Корабль, который имел вдесятеро меньшее водоизмещение, сумел двумя ракетами П-15 потопить более сильный корабль. При этом решающим фактором успеха стала дистанция боя и молниеносность атаки. С этого момента во всем мире кардинальным образом изменилось отношение к кораблям этого класса. Ракетные катера стали полноправным классом боевых судов. Небольшие страны, имеющие морские границы стали в массовом порядке заказывать для своих ВМС корабли этого класса.

Ракетный катер

Это скоростная малогабаритная лодка, вооруженная ракетами различного типа. Впервые судно, оснащенное ракетами, спроектировали советские конструкторы. Флот СССР принял корабль данного класса на вооружение в 60-е гг. XX века. Это был скоростной и маневренной корабль 183 Р «Комар». Плавающий аппарат был вооружен двумя ракетами. Вторым советским образцом с четырьмя ракетами П-15 был ракетный катер проекта 205. В дальнейшем обладателем судна типа Саар, оснащенного ракетными установками, стал Израиль.

Ракетный катер “Комар”

Боевое применение

Катера предназначены для уничтожения надводных вражеских целей. Это могут быть транспортные, десантные, артиллерийские суда, морские группы и их прикрытия. Еще одной функцией скоростной лодки является прикрытие «своих» кораблей от морских и воздушных угроз. Они действуют как у берега, так и далеко в море.

Первое боевое крещение ракетного катера произошло во время конфликта Египта и Израиля, и было ознаменовано уничтожением израильского эсминца. Миноносец был уничтожен ракетами П-15, выпущенными египетским «Комаром». Этот случай показал действенность кораблей такого класса в военном применении и тем самым убедил многие государства в необходимости создания лодок с ракетами на борту.

Катер “Комар”

Проекты 205 и 205У «Москит»

Проект 205 «Москит» разрабатывался конструкторским бюро «Алмаз» в средине 1950-хх гг. Катера имели стальной корпус. Инженеры усилили вооружение и мореходность аппарата. Еще одним отличием от катера модели 183Р являлись скругленные судовые надстройки и специальная форма палубы, которая позволяет быстрее смыть радиоактивное заражение. Силовая установка состояла из 42-цилиндрованного радиального дизельного двигателя М503. Катер вошел в состав военно-морского флота советского союза в 1960 году.

Катер “Москит”

В начале 60-хх гг. проектная организация «Алмаз» разработала катер 205У. Данное судно вооружили модернизированной ракетой П-15У. Крыло ракеты автоматически раскрывалось при вылете. Также на борту установили две двойные 30-мм артиллерийские установки АК-230.

Катера данных проектов были участниками нескольких серьезных военных конфликтов:

  1. Конфликт между Египтом и Израилем в 70-е гг. XX века
  2. Война Пакистана и Индии в 1971 году
  3. Война между арабскими странами и Израилем в 1973 году
  4. Ирано-иракская война 80-хх гг.
  5. Война между войсками США и Ирака в начале 90-х гг.

ракетный катер проекта 205

r>

Оценка проекта

При достаточно скромном вооружении (те же 4 ПКР, как и у проекта 205 c добавлением в состав вооружения корабля облегчённой 76-мм артустановки) водоизмещение ракетного катера в 2,5 раза превысило водоизмещение малого ракетного катера проекта 205 при одинаковой с ним скорости хода и сниженной на 40 % дальности плавания.

Сравнение ракетных катеров проекта 1241 с германскими ракетными катерами проектов и показывает, что по возможностям управляемого ракетного оружия (комплекса противокорабельных ракет «Москит») советский ракетный катер имеет преимущество. Тем не менее, по возможностям ПВО он уступает германским ракетным катерам, в особенности после принятия на вооружение последних ЗРК самообороны SeaRAM. При большей скорости полного хода катер проекта 1241 уступает немецким аналогам в дальности плавания полным ходом.

Ссылки

Примечания

  1. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 51. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  2. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 16.
  3. Асанин, Владимир. Бегущая по волнам // Техника и вооружение : журнал. — М.: РОО «Техинформ», 2004. — № 5. — С. 11.
  4. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 17.
  5. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 190.
  6. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 192.
  7. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52.
  8. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 35.
  9. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 60.
  10. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 58.
  11. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52, 54, 60-61.
  12. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 55.
  13. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 61.
  14. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 59.
  15. Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма… — С. 21.
  16. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 31.
  17. Асанин, Владимир. Ракетные катера вступают в бой…. — С. 17, 35-36.
  18. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 56-64.

9 причин поучаствовать в итоговом занятии перед ЦТ 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector