Ракетные корабли проекта 11661

Универсальность

Скорострельные пушки и эффективная система зенитного огня значительно повышают боевую живучесть судна, позволяя создавать эшелонированную противовоздушную оборону. Фактически все эти обстоятельства позволяют назвать ракетный корабль «Дагестан» универсальным судном. В принципе, сами разработчики говорят о том, что его можно спокойно причислять к категории фрегатов.

Противоречит этому разве что отсутствие действительно мощного противолодочного вооружения, но на Каспии попросту нет подводных лодок. Так что корабль «Дагестан» (Каспийская флотилия, 693) полностью соответствует месту использования, будучи в состоянии выполнять все возложенные на него задачи.

Одной из главных изюминок судна является материал его надстроек (особый сплав магния и алюминия). Этот сплав позволяет эффективно рассеивать радиолокационный сигнал, делая ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661 менее заметным для систем обнаружения потенциального противника. Кроме того, есть и активные системы постановки помех. Весь этот комплекс эффективно скрывает истинные контуры корабля, защищает его от поражения «умными» боеприпасами, в том числе и крылатыми ракетами.

Наконец, «Дагестан» проектировался с учетом максимальной для кораблей такого класса автономности: он может находиться в плавании на протяжении не менее двух недель, пройдя при этом порядка пяти тысяч морских миль

Чтобы обеспечить приемлемый для экипажа уровень комфорта (а при столь малом водоизмещении это важно), в конструкцию были внесены активные успокоители качки. Это позволяет людям хорошо выдерживать даже волнение средней степени

Активная система кондиционирования воздуха делает возможной эксплуатацию даже в условиях тропического и субтропического климата.

пр.12441 Гром / Новик – NOVIK

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)пр.12440 / пр.12441 “Гром” – NOVIK”Новик”пр.12441У”Бородино”    

Сторожевой корабль. Разработка начата в 1982 г. ПКБ “Алмаз” (г.Санкт-Петербург), главный конструктор – Л.В.Ельский, позже – В.Борисов. Проект СКР пр.12440 “Гром” прибрежной зоны с расширенными ударными возможностями создавался в конкуренции с СКР пр.11660 “Гепард” Зеленодольского ПКБ. По первоначальному замыслу СКр пр.12440 был развитием СКР пр.11660, создававшегося на экспорт для ВМС Индии. Технический проект пр.12440 утвержден в 1991 г. В 1994 г. завершена корректировка проекта  и он окончательно принят к строительству как пр.12441 “Гром”. Головной корабль проекта “Новик” (заводской №1900, внесен в списки флота 16.07.1997 г.) заложен 26.07.1997 г. на ССЗ “Янтарь” (г.Калининград). К строительству планировались еще два корабля проекта – “Рюрик” и “Пересвет” – они не были заложены. Сдача  флоту головного корабля планировалась в начале XXI века, но к концу 1990-х годов в связи с изменением подходов руководства ВМФ к вопросам строительства Флота строительство было прекращено. Готовность корабля на 2000 г. оценивалась не более, чем в 20%. В 2001 г. начата проработка возможности достраивания корабля по измененному проекту со сдачей флоту в 2008 г. В 2007 г. принято решение о достройке корабля по пр.12441У в качестве учебного корабля под названием “Бородино”. Судя по всему работы на корабле так и не начаты либо ведутся по новейшим малозаметным технологиям.Предположительно настоящий вид СКР пр.11441 “Гром” (http://forums.airbase.ru).

Сообщить об ошибке в тексте

В завершение

В настоящее время корабль Каспийской флотилии «Дагестан» является пока что последним судном своего проекта, стоящим на вооружении ВМФ Российской Федерации. Приблизительно в 2011-2012 гг. вообще появлялась информация о полной остановке и заморозке работ в этом направлении, но она не подтвердилась. Сообщается, что в строй должны поставить еще два корабля серии, но сроки их поставки заметно увеличились. Причина проста – Украина, в свете известных событий, отказалась выполнять условия контракта по поставкам газотурбинных установок. Отечественные судостроители обещают, что это прискорбное обстоятельство не помешает им выполнить план по перевооружению отечественного флота. Остается только надеяться, что ракетный корабль «Дагестан», вооружение которого сделало бы честь и более крупному военному судну, не станет «последним из могикан».

Представители

Название Заводской № Заложен Спуск на воду Дата подписания приёмного акта Место службы Состояние
«Полярная звезда» 111 30.05.2012 21.05.2014 17.12.2016 Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району В строю
«Петропавловск-Камчатский» 112 15.06.2015 01.06.2018 01.12.2019 (план) Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району Спущен на воду. Монтируется вооружение, системы навигации. Подготовка к испытаниям.
«Анадырь» 113 28.04.2017 01.12.2019 (план) Заложено
Закладка отложена. Планируется подписать контракт в 2017—2018
Закладка отложена. Планируется подписать контракт в 2017—2018

Командующие

СССР СССР

  • 1931—1932 — Ф. С. Авёричкин
  • 1932—1933 — Г. И. Левченко,
  • 1933—1934 — Г. П. Киреев,
  • 1934—1938 — Д. П. Исаков — флагман 2-го ранга,
  • 1938 — В. И. Сумин — капитан 2-го ранга,
  • 1938—1939 — А. Г. Головко,
  • 1940—1944 — Ф. С. Седельников — контр-адмирал,
  • 1944—1946 — Ф. В. Зозуля — вице-адмирал,
  • 1946 — Н. О. Абрамов — контр-адмирал,
  • 1946—1948 — С. Г. Кучеров — адмирал,
  • 1948—1951 — Г. Г. Олейник — контр-адмирал,
  • 1951 — Г. Н. Холостяков — вице-адмирал,
  • 1951—1954 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1954—1955 — С. Е. Чурсин — контр-адмирал,
  • 1955—1956 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1956—1960 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1960—1967 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1967—1971 — Г. К. Чернобай — контр-адмирал,
  • 1971—1973 — Я. М. Куделькин — контр-адмирал,
  • 1973—1977 — Л. Д. Рябцев — контр-адмирал,
  • 1977—1984 — Г. Г. Касумбеков — вице-адмирал,
  • 1984—1987 — В. В. Толкачёв — контр-адмирал,
  • 1987—1991 — В. Е. Ляшенко — вице-адмирал,

Россия

  • 1991—1996 — Б. М. Зинин — вице-адмирал,
  • 1996—2002 — В. В. Масорин — вице-адмирал,
  • 2002—2005 — Ю. В. Старцев — вице-адмирал,
  • 2005—2009 — В. П. Кравчук — вице-адмирал,
  • 2010—2014 — С. Г. Алёкминский — вице-адмирал,
  • 2014—2015 — И. Ф. Ахмеров — капитан 1 ранга,
  • 2015—2016 — И. В. Осипов — контр-адмирал,.
  • с 2016 — С. М. Пинчук — контр-адмирал.

Немного из истории создания кораблей проекта 11661

Сторожевые корабли (корветы) и ракетные корабли начали разрабатываться в начале восьмидесятых годов. Разработку проводило Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро. Разработку противолодочных кораблей для прибрежных зон вели в качестве развития другого проекта 1124М — малого противолодочного корабля, с «Ливнем» — противолодочным ракетным крейсером. Тогда разработали две версии тактико-технических заданий, и уже через год предложили обе версии эскизных проектов — противолодочного корабля с ПЛРК в соответствии с проектом 1124М и противолодочного корабля, имеющего водоизмещение до двух тысяч тонн с более значительной результативностью.

Еще в середине восьмидесятых было выдвинуто требование по оснащению сторожевых кораблей (СКР) комплексами противокорабельных ракет «Уран», разрабатывать которые планировали начинать в 1987 году. Согласно декабрьскому Постановлению Совета Министров Союза ССР в 1984 году решили разрабатывать сторожевые корабли по проекту 11661. Эскизные проекты 11661 с двигательными установками CODOG закончили уже через год.

https://youtube.com/watch?v=qFFsUEK58L8

К началу 1986 года завершили техническую проектировку сторожевых кораблей по проекту 11661. Позднее было принято решение по унифицированию кораблей проектов 11660 и 11661 на восемьдесят пять процентов, приступить к работам и перекомпоновать их в единой конструктивной платформе с различными вооружениями, различиями в двигателях и оборудовании.

В сентябре 1986 года приступили к защите проекта 11661. Следом за доработками под «Ураны» и «Зарю» и прочее оснащение в окончательном варианте сформулировали концепцию «Базовой платформы корабельным семействам». К испытаниям форм корпусов и воздействия обтекателей антенн по выяснению мореходности создали и испытали корабельную модель. Техпроект проекта 11661 утвердили спустя год.

После всех согласований и утверждений произошла закладка кораблей. И уже в 1993 году головному кораблю проекта 11661 было суждено спуститься на воду с началом его достройки. В начале 1995 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для освоения сторожевого корабля. В том же году от иностранного заказчика (по некоторым данным индийского) пришел отказ от нескольких кораблей, и все работы по их строительству были прекращены.

https://youtube.com/watch?v=z0KH16lykRM

Кроме того, в том же году была прекращена постройка корабля с девяносто тремя процентами готовности. Личный состав экипажа распустили, корабль законсервировали из-за недофинансирования, а также из-за того, что и сам заказчик (российские ВМС) полностью не определился по различным типам сторожевых кораблей.

В 2001 году руководство ВМС приняло решение достраивать один из кораблей по проекту 11661К, который должен был поступить в Каспийскую флотилию с наименованием «Татарстан». Корабль лишился вооружения противолодочной обороны. На нем провели корректировку проекта для соответствия всем требованиям. В апреле 2002 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для овладения новым кораблем.

Тогда же с кораблем провели кренование и выяснили, что водоизмещение отклонилось от расчетов до одной тонны. В июле 2002 года «Татарстану» удалось успешно покинуть Зеленодольский Судостроительный завод, чтобы отправиться в район Махачкалы для проведения испытательных мероприятий. Мореходное испытание прошло с пятибалльным волнением. В результате корабль приняли на вооружение российских ВМС, а Каспийская флотилия в августе 2003 года обзавелась своим флагманом.

Корабли проекта

Название Изготовитель Заложен В строю Флот Состояние
«Ураган» 567 АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) 251 24.12.2015 29.07.2017 2018 БФ С 27.9.2018 проходит государственные испытания
«Тайфун» 577 АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) 252 24.12.2015 24.11.2017 2018 БФ Достраивается на плаву
«Шквал» 584 АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) 253 29.07.2016 05.05.2018 2019 БФ Достраивается на плаву
«Шторм» АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) 254 10.05.2016 2019 ЧФ Строится
«Охотск» АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) 255 17.03.2017 2020 ЧФ Строится
«Вихрь» АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) 256 19.12.2017 2021 ЧФ Строится
«Буря» 578 АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) 257 24.12.2016 23.10.2018 2020 Спущен на воду
«Циклон»или«Муссон» АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь 801 2016 2020 ЧФ Строится
«Пассат» АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) 802 2016 ЧФ Строится
«Бриз» АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) 803 30.07.2017 ЧФ Подписан контракт. Заложен.
«Торнадо» АО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького»(г. Зеленодольск) 804 Подписан контракт
«Смерч» АО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького»(г. Зеленодольск) 805 2020 Подписан контракт
ПАО «Амурский судостроительный завод» 2019 до 2026 ТОФ Подписан контракт
ПАО «Амурский судостроительный завод» 2019 до 2026 ТОФ Подписан контракт
ПАО «Амурский судостроительный завод» 2019 до 2026 ТОФ Подписан контракт
ПАО «Амурский судостроительный завод» 2019 до 2026 ТОФ Подписан контракт
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) 2019 до 2023 ТОФ Подписан контракт
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) 2019 до 2023 ТОФ Подписан контракт

Корабли Каспийской флотилии вышли в море на масштабные учения

Модификации

  • Проект 11660 — первоначальный вариант СКР прибрежной зоны. Заложен головной корабль, позже разобран.
  • Проект 11661 — развитие пр. 11660 с изменённым составом вооружения и радиотехнического оборудования. Постройка единственного корабля остановлена.

    • Проект 11661К — скорректированный проект для ВМФ России на базе пр. 11661. Построено два корабля. Отличаются (в том числе между собой) конструкцией, составом вооружения и радиотехнического оборудования. Переклассифицированы в ракетные корабли.
    • Проект 11661Э — экспортный проект сторожевого корабля на базе позднего пр. 11661К. Отличаются конструкцией, составом вооружения и радиотехническим оборудованием в экспортном исполнении, имеют возможность размещения палубного вертолёта типа Ка-27.
  • Проект 11612
  • Проект 11613 — планировавшаяся модификация, с СЭУ полностью российского производства.

Вдохнуть новую жизнь

До начала строительных работ пункт базирования в Каспийске представлял собой небольшой участок прибрежной полосы длиной 150 м. После увеличения корабельного состава в 2012—2014 годах (ввод в строй новых ракетных кораблей, вооружённых комплексом «Калибр-НК») флотилии стало тесно, морякам приходилось швартовать судна бок о бок, а не бортом к берегу. 

В недостроенном виде на территории Каспийска находились клуб для военнослужащих, медицинский корпус и упоминавшийся выше учебно-тренировочный комплекс 137-го отряда спецназначения. В настоящее время проводится модернизация всех этих объектов. 

Большое внимание уделяется комфорту военнослужащих. На сегодняшний день построены современные общежития для офицеров и матросов

В будущем в Дагестане появится жильё для семей военнослужащих, которые сегодня проживают в Астрахани. В общей сложности планируется расселить 2,5 тыс. человек. 

Минобороны рассчитывает вдохнуть новую жизнь в «Дагдизель», который являлся одним из крупнейших дизелестроительных и торпедостроительных предприятий СССР. В 1990-е годы завод утратил статус ведущего производителя морского вооружения. Расположенный в акватории Каспийского моря восьмой цех завода, где осуществлялась сборка торпед, пришёл в запустение. 

В реконструкцию «Дагдизеля» будет вложено около 2 млрд рублей. Предприятие продолжит производить торпеды и станет ремонтной базой для кораблей Каспийской флотилии. Модернизация должна завершиться к концу 2019 года. Сейчас завод выполняет заказ Минобороны на поставку 73 универсальных электрических торпед УЭТ-1 для ВМФ. Общая стоимость контракта — 7,2 млрд рублей. 

«Дагдизель» расположен в непосредственной близости от полигона «Скорпион», который принадлежит сформированному в прошлом году 177-му полку морской пехоты КФл. Объект оснащён новыми модулями, где размещены командный пункт и кабинет для проведения совещаний под председательством министра обороны РФ.

Коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков заявил RT, что в Дагестане создаётся вся необходимая инфраструктура для эксплуатации кораблей Каспийской флотилии и тренировок различных подразделений ВМФ. 

«Выбор в пользу Дагестана был очевиден в силу множества причин: южное расположение, скорость оперативного развёртывания, отсутствие крупного потока гражданских судов. В случае объявления внезапных проверок или учебно-боевых тренировок боевые корабли могут беспрепятственно выходить в акваторию Каспия. Большая часть работ по обустройству базы ещё не завершена, однако уже сейчас можно говорить о значительном росте боевого потенциала Каспийской флотилии», — резюмировал Леонков.

Проектированием универсальных десантных кораблей для ВМФ России займется Зеленодольское ПКБ

Как сообщает татарстанский деловой ресурс “БИЗНЕС Online” в материале Тимура Латыпова “Мистрали” по-зеленодольски: Иван Егоров станет главным по вертолетоносцам? Судостроительной корпорации “Ак Барс” прочат не только строительство, но и проектирование универсальных десантных кораблей”, проектирование вертолетоносцев – едва ли не самой скандальной темы российского кораблестроения последних лет – с высокой степенью вероятности отдадут Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро (ЗПКБ). Эта информация уже наделала шума в кораблестроительных кругах: почему ЗПКБ, а не признанные крупные бюро? В обоснованности “десантных” амбиций зеленодольцев разбирался “БИЗНЕС Online”.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2020 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Особенности конструкции

К особенностям конструкции относятся:

  • корабль оснащён интегрированной мачтой с размещёнными на ней четырьмя неподвижными фазированными антенными решётками многофункционального радиолокационного комплекса;
  • установка для ракет «Калибр-НК» и «Оникс» расположена, как и на кораблях проекта «Буян-М», в задней части надстройки за ходовой рубкой, но в отличие от представителей проекта 21631 УКСК будет размещаться поперёк, а не вдоль диаметральной плоскости.

Вооружение

Вооружение кораблей проекта 22800 включает в себя комплексы ударного и противовоздушного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи.

Ракетное

Основой ударного вооружения являются ракеты семейства «Калибр» (КРБД и, возможно, ПКР) в расположенных поперёк диаметральной плоскости корабля вертикальных пусковых установках УКСК 3С14.

Артиллерийское

По предварительным данным, Артиллерийское вооружение кораблей проекта должно было включать, по разным источникам, или 100-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку А-190 и ЗРАК «Палаш», или 76-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку АК-176 и две 30-мм артиллерийские системы АК-306, или 57-мм артиллерийскую установку А-220М и две 30-мм установки АК-630.
Фактически на первых кораблях устанавливаются:

  • одна 76,2-мм автоматическая универсальная артиллерийская установка АК-176МА
  • две шестиствольных 30-мм установки АК-630М (на первых двух кораблях проекта)
  • две 12,7-мм пулемётных установки «Корд»
Противовоздушное

Первоначально противовоздушную оборону корабля планировалось обеспечивать за счёт боевых возможностей ЗРАК «Палаш».
Фактически первые два представителя проекта не несут специализированного противовоздушного вооружения, вместо которого предполагается использовать две АУ АК-630М. Начиная с третьего корабля, вместо последних на МРК устанавливается зенитный ракетно-пушечный комплекс .

Противолодочное

«Каракурты» не несут противолодочного вооружения.

Радиотехническое

Радиотехническое вооружение будет включать в себя: РЛС Позитив-МК (на первых двух «Минерал-М»), 4 ФАР 1РС-3Е комплекса Панцирь-СМ (начиная с третьего корпуса), артиллерийская РЛС МР-123-02 «Багира», АМКОИ «Трасса», БИУС «Сигма».

Мореходность

Корабли серии 22800 должны обладать, по сравнению с представителями другого российского проекта МРК «Буян-М», лучшей мореходностью, так как изначально предназначены для использования на открытых морских театрах.

Конструкция[ | код]

Корабль проекта 11661Э (Гепард 3.9) для ВМС Вьетнама (зав. № 954) у стенки Кронштадтского морского ордена Ленина завода (КМОЛЗ)

Корпус и надстройка | код

Корабль имеет традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (так называемой стелс-технологии).

Вооружение | код

Корабли имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие кораблей проекта 11661Э и РК «Татарстан» — противокорабельный ракетный комплекс «Уран» («Уран-Э») с крылатыми ракетами Х-35(Э), имеющий дальность стрельбы до 130 км (до 260 км для «Уран-У» с ракетами Х-35У). Корабль проекта 11661К, «Дагестан», является первым кораблём ВМФ России, вооружённым универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет, способных наносить удары по надводным, подводным и береговым целям на удалении до 300 км.

Артиллерийское вооружение включает носовую 76,2 мм артиллерийскую установку АК-176М (боезапас — 152 выстрела) и две 30 мм автоматизированные артиллерийские установки АК-630М с боезапасом 2000+1000 выстрелов каждая, что обеспечивает борьбу с морскими, наземными и воздушными целями. На РК «Дагестан» также установлены две 14,5 мм морские тумбовые пулемётные установки (МТПУ).

Для противовоздушной обороны на кораблях проектов 11660 и 11661, а также на РК «Татарстан» используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2» с боезапасом 20 ракет. На РК «Дагестан» вместо ЗРК Оса-МА-2 и двух АК-630 установлен ЗРАК «Палаш»), а на кораблях пр. 11661Э на полубаке устанавливается его экспортная модификация — «Пальма», при этом обе АК-630 устанавливаются в кормовой части надстройки побортно.

В качестве противолодочного вооружения на кораблях пр. 11660 и 11661 были предусмотрены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата. На кораблях проекта 11661Э в качестве противолодочного и противоторпедного вооружения используется одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000. Возможно оснащение кораблей другими вариантами вооружения, в том числе и противолодочным вертолётом корабельного базирования Ка-27.

Радиотехническое вооружение | код

РК «Татарстан» на параде в честь Дня ВМФ в Астрахани, 2012 год

В разное время корабли оснащались различными радиолокационными и радиоэлектронными средствами. Так, на корабли устанавливался радиолокационный комплекс 34К1 «Монолит», радиолокационная станция общего обнаружения МР-352 «Позитив», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система управления огнём артиллерии МР-123 «Вымпел» и ГАС «Зарница». На РК «Татарстан» установлена противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М». Для управления стрельбой РБУ на кораблях проектов 11660 и 11661 применялась ПУСБ «Буря», на кораблях проекта 11661Э применяется ПУС «Пурга-МЭ». Комплекс РЭБ состоял из двух пусковых установок КЛ-101 системы РЭП ПК-16 либо из четырёх ПУ КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый».

На РК «Дагестан» РЛК «Монолит» был заменён на «Минерал-М», а РЛС общего обнаружения на «Позитив-М1». Также установлен гидроакустический комплекс (ГАК) типа МГК-335, система РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Корабли проекта 11661Э оснащены аналогичным, установленным на РК «Дагестан», оборудованием в экспортном исполнении с некоторыми отличиями по характеристикам.

В ходе модернизации на РК «Татарстан» установлена новая радиолокационная станция «Галс», которая позволяет значительно повысить характеристики и боевые возможности радиотехнических средств по обнаружению воздушных и надводных целей. Кроме того, на этом корабле заменены на современное оборудование системы обнаружения целей и слежения за надводной обстановкой, системы постановки помех, средства радиоэлектронной борьбы.

Энергетическая установка | код

Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л. с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины суммарной мощностью 29 000 л. с. (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 КВт каждый.

Вооружение

Счетверная пусковая установка для противокорабельных ракет SS-N-25 имеется с обеих сторон .

В носовой части установлена 76-мм пушка АК-176 с боекомплектом 500 патронов. Скорость огня до 120 выстрелов в минуту, дальность 15 км. Это орудие также подходит для защиты от крылатых ракет, таких как AGM-84 Harpoon или BGM-109 Tomahawk .

Для ПВО имеется двойная ОСА-М с 20 . Две шестиствольные пушки АК-630 с боекомплектом по 2000 патронов каждая служат для защиты с близкого расстояния. Скорострельность — 5000 выстрелов в минуту.

Для противолодочной обороны установлены РБУ-6000 -Wasserbombenwerfer и четыре 533-мм торпедных аппарата.

Четыре осветительные установки ПК-16 обеспечивают защиту от ракет с инфракрасным и радиолокационным наведением.

«Сушки» против «Рапторов»

Американская разведка заявила об ослаблении «Исламского государства», с которым сражаются две коалиции во главе с Россией и США. Судить о реальных успехах обеих коалиций пока сложно, но можно сопоставить их боевые возможности. У российских военных и контингента США в составе коалиции в Сирии общий объявленный противник: запрещенное в России «Исламское государство». «Мы будем подавлять и в конце концов уничтожим силы «Исламского государства» с помощью постоянных массированных авиаударов», — сформулировал в сентябре 2014 года задачи операции американский президент Барак Обама.

Командующие

СССР СССР

  • 1931—1932 — Ф. С. Авёричкин
  • 1932—1933 — Г. И. Левченко,
  • 1933—1934 — Г. П. Киреев,
  • 1934—1938 — Д. П. Исаков — флагман 2-го ранга,
  • 1938 — В. И. Сумин — капитан 2-го ранга,
  • 1938—1939 — А. Г. Головко,
  • 1940—1944 — Ф. С. Седельников — контр-адмирал,
  • 1944—1946 — Ф. В. Зозуля — вице-адмирал,
  • 1946 — Н. О. Абрамов — контр-адмирал,
  • 1946—1948 — С. Г. Кучеров — адмирал,
  • 1948—1951 — Г. Г. Олейник — контр-адмирал,
  • 1951 — Г. Н. Холостяков — вице-адмирал,
  • 1951—1954 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1954—1955 — С. Е. Чурсин — контр-адмирал,
  • 1955—1956 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1956—1960 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1960—1967 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1967—1971 — Г. К. Чернобай — контр-адмирал,
  • 1971—1973 — Я. М. Куделькин — контр-адмирал,
  • 1973—1977 — Л. Д. Рябцев — контр-адмирал,
  • 1977—1984 — Г. Г. Касумбеков — вице-адмирал,
  • 1984—1987 — В. В. Толкачёв — контр-адмирал,
  • 1987—1991 — В. Е. Ляшенко — вице-адмирал,

Россия

  • 1991—1996 — Б. М. Зинин — вице-адмирал,
  • 1996—2002 — В. В. Масорин — вице-адмирал,
  • 2002—2005 — Ю. В. Старцев — вице-адмирал,
  • 2005—2009 — В. П. Кравчук — вице-адмирал,
  • 2010—2014 — С. Г. Алёкминский — вице-адмирал,
  • 2014—2015 — И. Ф. Ахмеров — капитан 1 ранга,
  • 2015—2016 — И. В. Осипов — контр-адмирал,.
  • с 2016 — С. М. Пинчук — контр-адмирал.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2020 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Другие варианты

Другие версии доступны для экспорта.

  • Cheetah 1 : нет гидролокатора для буксировки, но есть вертолетная площадка .
  • Гепард 2 : буксирный гидролокатор и ОСА-М отсутствуют, но есть вертолетная площадка и ангар.
  • Гепард 3 : ширина увеличена до 13,8 м, водоизмещение — до 2100 т. Вместо автоматов АК-630 в носовой части установлена одинарная САПР-Н-1 — CIWS . Над гидролокатором-буксиром — вертолетная площадка, а вместо ОСА-М ангар.
  • Гепард 4 : невооруженный поисково- спасательный корабль с ангаром и вертолетной площадкой.
  • Гепард 5 : вертолетная площадка и увеличенная дальность (6000 морских миль при 10 узлах); газовые турбины заменены дизельными мощностью 2 × 5 884 кВт, максимальная скорость снижена до 23 узлов.

Ждет ли нас новая Цусима

Российские программы военного судостроения буксуют, зато устраиваются дорогостоящие военно-морские шоу

Каждый декабрь подводятся итоги года. Не обходит стороной этот обычай и Министерство обороны. Однако на сей раз военное ведомство начало подводить итоги 7 ноября. Могло показаться, что открытое заседание коллегии МО РФ, на котором оценивались результаты пятилетки 2012-2017 годов, приурочили к столетию Великой Октябрьской социалистической революции. Но это ошибочное впечатление. На самом деле повод имелся другой. Пять лет назад – 6 ноября 2012 года – Сергей Кужугетович Шойгу возглавил оборонное ведомство страны.

Фон Бок Теодор (1880–1945)

Befehlshaber der Heeresguppe 1

Немецкий генерал-фельдмаршал.

Ещё до начала Второй Мировой войны фон Бок руководил войсками, осуществившими аншлюс Австрии и вторгшимися в Судетскую область Чехословакии. С началом войны он командовал группой армий «Север» во время войны с Польшей. В 1940 году фон Бок руководил захватом Бельгии и Нидерландов и разгромом французских войск под Дюнкерком. Именно он принимал парад немецких войск в оккупированном Париже.

Фон Бок возражал против нападения на СССР, но когда решение об этом было принято, возглавил группу армий «Центр», осуществлявшую удар на главном направлении. После провала наступления на Москву, его посчитали одним из главных ответственных за эту неудачу немецкой армии. В 1942 году он возглавил группу армий «Юг» и долгое время успешно сдерживал наступление советских войск на Харьков.

Как проходило строительство

Запланирована постройка новой техники была на начало 90-х годов. Что произошло в то время, мы уже знаем. Так, в конце 90-го года был заложен флагман, получивший название «Буревестник», но после известных событий финансирование его постройки было резко свернуто. Уже в 1995 году несчастного «Буревестника» законсервировали, а уже через пару месяцев – окончательно разобрали на слом.

По тому же проекту в 1993 году был заложен плановый корабль, предназначавшийся для нужд индийского ВФМ, но в том же 1995 году деньги, предназначенные для его постройки, «внезапно» исчезли. Пока все дружно выясняли, что же случилось и куда делись средства, индусы от покупки отказались. Со временем деньги все же сумели изыскать, корабль достроили, и он стал «Татарстаном».

В 2003 году он стал официальным флагманом Каспийской флотилии. Когда же появился рассматриваемый нами «Дагестан»? Корабль изначально был заложен в том же злосчастном 1991 году, но, в отличие от всех своих собратьев, все же был достроен и сдан флоту под своим первоначальным именем.

Неудивительно, что срок постройки был грандиозным. Изначально «Дагестан» хотели передать флоту в 2012 году, но из-за повреждений, которые корабль получил в ходе швартовых испытаний, даже этот срок пришлось растягивать. Только в середине года он сумел выйти в море, чтобы в рамках Государственной приемки произвести стрельбы своим главным калибром, ракетами «Калибр-НК». На этот раз все прошло успешно, а потому в конце ноября 2012 года судно официально вошло в состав Российского флота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector