Замешательство командира, чуть не погубило экипаж танка

«Умирать буду, но с двумя ногами»

На войне Николай Борисов был дважды ранен. В марте 1944 года, выполняя боевую задачу, он ехал по селу и стоял в открытом люке танка. Неожиданно командир получил страшный удар в горло.

– Очнулся, лежа на обочине дороги. Меня поливали водой, приводили в чувство. В районе горла и в шее была страшная боль. Тошнило, кружилась голова. Оказалось, что дорогу пересекал телефонный кабель, который зацепил меня за подбородок и выбросил из танка. Мой экипаж не сразу обнаружил, что меня нет. Он вернулся и обнаружил меня на дороге без чувств. Меня спас танковый шлем, поэтому легко отделался – получил сотрясение мозга. А могло бы и голову оторвать, – отметил Николай Борисов.

В конце апреля 1944 года в городе Коломыя Ивано-Франковской области рядом с танкистом взорвалась мина, осколок попал в ногу. Лейтенанта доставили на аэродром, оттуда самолетом в полевой госпиталь, а потом на санитарном поезде привезли в киевский госпиталь. К этому времени состояние Николая ухудшилось.

– Температура 40, я стал терять память. Пришел хирург – женщина, присела ко мне на койку и говорит: «Ну что, Коля, у тебя газовая гангрена – надо ампутировать ногу». Я говорю: «Ничего не выйдет». Представил: если будет ампутация, то от ноги ничего не останется. Сказал врачу: «Умирать буду, но с двумя ногами». Ко мне приходили еще другие офицеры, потом начмед госпиталя и все уговаривали делать ампутацию. Я ответил однозначно: «Нет». Ночью меня кто-то разбудил. Глянул – молодой врач. Он сказал: «Коля, я тебе операцию буду делать, без ампутации». Это было так неожиданно! Я поверил и согласился, – рассказал ветеран.

После операции хирург отдал танкисту извлеченный из ноги осколок, весь в вате от ватных брюк. Николаю Борисову доктор сказал: «Если трое суток все будет нормально, будешь долго жить». Температура снизилась, вскоре танкист пошел на поправку. Долечивался офицер уже в госпитале в Баку, где познакомился с медсестрой Эммой. Завязались романтические отношения. Пара даже вместе выходила гулять на набережную и восточный базар.

– В августе 1944 года меня выписали. На прощание я поцеловал Эммочку, оставил ей адрес и подарил фотокарточку, где я лейтенант. Через 20 лет, в 1964 году, когда я был уже полковником, мне неожиданно пришло письмо от Эммы из Львова. Она вышла замуж, у нее было двое сыновей. Я написал ей душевное письмо и вложил свою фотокарточку, где был в форме полковника. Получить весточку от нее было очень приятно, – улыбнулся Николай Борисов.

После выздоровления, с октября 1944-го до окончания войны, Николай Борисов проходил службу в 4-м гвардейском танковом Кантемировском корпусе. Участвовал в освобождении Польши. В первых числах февраля 1945 года танкисты громили врага на территории Германии.

– Мирное население покидало дома до нашего прихода, а домашних животных оставляли. Помню один случай. Мы вошли в освобожденную деревню, а там у костела собралось целое стадо голодных разъяренных свиней. Оказалось, что немцы до этого похоронили погибших в братской могиле, слегка присыпав их землей. Свиньи раскопали тела и начали их пожирать. Мы попытались разогнать стадо автоматной очередью и стрельбой из ракет, но ничего не помогало. Разогнали только взрывами дымовых гранат, – вспомнил ветеран.

Победу Николай Борисов встретил во время форсированного марша по пути в Прагу. Но на этом боевые действия для танкистов не закончились. Они уничтожали последних фашистов и «власовцев» в Чехословакии. Войну Николай Борисов завершил ротным командиром. На тот момент ему, старшему лейтенанту, было всего 20 лет.

За войну его экипаж подбил десять немецких танков и самоходных орудий. Командир был дважды награжден орденом Красной звезды, а после войны – орденами Отечественной войны I и II степеней, «За службу Родине в ВС СССР» III степени и многочисленными медалями.

Рождение Т-34.

На протяжении февраля-марта 1940 г, два прототипа Т-34 своим ходом совершили переход из Харькова в Москву. В пробеге непосредственное участие приняли главный конструктор М. Кошкин и конструктор Александр Алексадрович Морозов. Тяжелобольной, Кошкин не раз сам садился за рычаги Т-34. Болезнь прогрессировала и 26.09.40 г М.Кошкин умер. Посмертно за его вклад в создание Т-34 он был награжден Государственной премией.

17 марта 1940г Т-34 в числе других видов военной техники были представлены руководству государства и армии. Танки в целом произвели благоприятное впечатление, и было решено начать производство новых машин на ХПЗ № 183. Плановое задание в 150 машин установленное изначально, вскоре был увеличено в четыре раза. Но из-за производственных трудностей до 1941 года смогли изготовить только 115 средних танка. В сороковом году себестоимость Т-34 составила 429 596 рублей в соответствии с отчетами ХПЗ и 510 000 рублей по сведениям Наркомата среднего машиностроения.

Литература

  • Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969—1978 годах в 30 томах;
  • Объекты военные — Радиокомпас / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1978. — 678 с. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 6).;
  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, 1984 г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • Боевой устав Сухопутных войск Вооруженных Сил СССР (взвод-отделение-танк ).
  • Драбкин А. Танкисты. «Мы погибали, сгорали…». — М: Эксмо, Яуза, 2012. — 224 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-52016-9.
  • Танкисты в боях за Родину. М.: ДОСААФ, 1965.
  • Танкисты в сражении за Ленинград. Л.: Лениздат, 1987
  • Жаркой Ф. М. Танковый марш. Под ред. М. Ф. Жаркого Танковый марш. — Изд. 4-е, перераб. и доп. — СПб. : Издательство Михайловской военной артиллерийской академии, 2020. — 230 с. — ISBN 978-5-98709-303-0.
  • Robert Kershaw. Tank Men. The Human Story of Tanks at War. Hodder Paperbacks, 2009. 480 p. ISBN 0-340-92349-0 (Background & Preparation)

«12 Злых вихрей»

Расположения внутренних модулей

Примечания

Принцип погружения и всплытия

Для погружения под воду специальные цистерны на борту субмарины заполняются балластом (забортной водой). Все в соответствии с законом Архимеда – для полного погружения необходимо уровнять вес лодки с весом вытесненной воды.

При всплытии осуществляется обратный процесс – продув балласта, вследствие чего вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом. В подводном положении лодка может менять глубину погружения с помощью рулей.

Ёмкости, заполняемые забортной водой, носят название цистерны главного балласта (ЦГБ). Они разделены на три группы – носовую, среднюю и кормовую. ЦГБ заполняются в зависимости от выполняемого ПЛ маневра. К примеру, при срочном погружении балластом заполняется цистерна быстрого погружения.

Трудное начало славного пути

История советского танка Т-34 – это страницы, написанные кровью и потом. Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев представление о легендарном танке сформировано на базе машины Т-34-85 с длиной и мощной пушкой, основная тяжесть боев и сражений Второй Мировой вынесла на себе машина самой первой модификации. Именно с этой машиной Красная Армия вступила в Великую Отечественную войну. До 1944 года основным танком Красной Армии была машина Т-34-76. На этих танках советские танкисты воевали в 1941 году под Москвой, участвовали в кровопролитных боях под Сталинградом летом-зимой 1942 года. Немало испытаний выпало на долю «тридцатьчетверок» первой модификации в сражения на Курской дуге в 1943 году.

Советские Т-34 стали самыми массовыми танками за всю историю войны. С 1940 по 1947 годы машину в различных модификациях выпускало в СССР сразу 7 заводов. Позже, уже после окончания Второй Мировой войны советские танки Т-34-85 стали собирать на заводах в Чехословакии и Польши. Перед войной новую машину в основном выпускали Сталинградский тракторный завод, Харьковский завод №75 и Кировский завод в Ленинграде. В последствии с началом Великой Отечественной войны к производству «тридцати четвертых» подключились заводы «Красное Сормово» в Горьком, омский завод №174, танковый завод в Нижнем Тагиле и завод №183 в Челябинске.

В первый период войны, с лета 1941 года по лето 1942 года, советская танковая промышленность переживала самый трудный период, связанный с масштабной эвакуацией предприятий на Восток. Новые танковые заводы в Нижнем Тагиле, в Омске и в Горьком только набирали необходимые мощности. Старые советские танковые заводы в европейской части страны продолжали работать в тяжелых прифронтовых условиях. Кировский завод в Ленинграде продолжал выпускать танки КВ и Т-34 в условиях блокады. Харьковский завод был потерян в результате стремительного наступления немцев весной 1942 года. Столь необходимые фронту танки Т-34, Сталинградский тракторный завод выпускал до самого последнего момента, когда в городе уже шли уличные бои.

В целом, можно говорить о том, что 1941 год для танка Т-34 стал знаковым. Роль «тридцатьчетверки» в самый тяжелый и трудный период для Красной Армии трудно переоценить, даже при условии, что за первые месяцы боев на фронте было потеряно до 80% новых машин, имеющихся в войсках по состоянию на 22 июня 1941 года.

Тяжелая ситуация с оснащением советских войск современной и боеспособной бронетехникой, сложившаяся во второй половине 1941 года, неизбежно сказалась на прочности обороны Красной Армии. Противник наращивал силу своих ударов, применяя на основных направлениях ударные танковые соединения. Этому натиску советские войска не могли ничего противопоставить, сказывалось отсутствие в войсках необходимо количества современных и мощных танков.

Советская танковая промышленность не успевала восполнить потери бронированной техники в войсках, оборонная промышленность на востоке страны только набирала свои мощности. В боях под Москвой советское командование использовало в основном старые, морально устаревшие легкие танки БТ-7 и Т-26. Немного облегчало ситуацию появление на фронте в небольшом количестве легких танков Т-50 и Т-60. Доля современных советских танков Второй Мировой войны Т-34 и КВ в войсках после разгромных первых месяцев 1941 года была незначительная.

Только через год во время контрнаступления советских войск под Сталинградом ситуация стала меняться в лучшую сторону. Ударные советские танковые корпуса были оснащены новыми «тридцатьчетверками» в достаточном количестве. Начиная с весны 1942 года советские танкисты стали получать новенькие Т 34, сходившие с конвейеров уральских заводов. Уже к началу 1943 года советская танковая промышленность по объему выпуска танков превзошла результаты работы танковых заводов Германии и оккупированной Европы. Только танков Т 34 советские заводы в 1943 году выпустили 15889 машин. С 1944 года начался выпуск более совершенной машины, в которой была заменена башня и основным оружием являлась уже 85-мм пушка ЗИС-С-53.

Начало производства.

Зимой 1940 года, три серийных Т-34 отправились в пробег Харьков-Кубинка-Смоленск для выявления конструктивных недоработок. Офицеры НИИ БТ проводившие испытания обнаружили столько недостатков, что представленный ими отчет не оставил замнаркома обороны маршалу Г.К. Кулику ничего иного как отдать приказ остановить изготовление и приемку Т-34. Взамен было решено ускорить разработку нового среднего танка А-43, с торсионной подвеской и улучшенным бронированием.

Начальник АБТУ Я.Федоров, с которым был согласен Г.К. Кулик, вовсе предлагал оставить в производстве БТ-7M и ускорить работы по Т-50. Руководство харьковского завода, было несогласно со столь нелесной оценкой и предложением поставить крест на своем детище и настояло на продолжении производства, предложив временно снизить втрое гарантийный пробег машины, которая должна была составить тысячу километров. Спор прекратил Ворошилов, который хотя на тот момент и лишился высокой должности наркома, но как будучи членом Политбюро ЦК и как старый большевик не утратил своего влияния, как Сталина, так и на председателя совнаркома Молотова. Именно его рекомендация позволила продолжить производство Т-34, пока его не в производстве сменит Т-43М.

Не прошло и полгода, как вторая мировая война показала правильность этого решения. Т-34, производство которых было развернуто в Сталинграде и Харькове, позволило в короткое время организовать их выпуск на предприятиях в тыловых районах в военный период. Начиная с момента освоения в производстве и вплоть до начала войны, новый Т-34 был изготовлен в количестве около 1225 штук. С началом мобилизации промышленности, производство танка подключился горьковский завод «Красное Сормово» (зав. №112 ).

Стадия строительства

Независимо от того, какой вариант чаши выбран, самодельный или покупной, надо подготовить котлован. Следует учитывать, что котлован должен быть больше чаши бассейна.

Если чаша покупная, под нее необходимо подготовить основание в виде слоя из крупнофракционного песка, металлической сетки и залитого поверх бетона. Естественно, что бетонная подушка должна высохнуть. После создания подушки следует позаботиться о теплоизоляции из пенополистирольных листов и прочной полиэтиленовой пленки.

Бетонная или кирпичная чаши в самодельном исполнении возводятся в соответствии с проектом, который необходимо подготовить еще до начала строительства.

Важно не забыть о необходимости подключить коммуникации, без которых бассейн останется пустой чашей. Надо подвести воду и оборудовать ее слив

Также следует позаботиться об укрытии для бассейна. В продвинутом варианте можно построить раздвижную или стационарную крышу, в более скромном достаточно тента, которым чашу будут укрывать при необходимости.

Территория у бассейна должна быть оформленной соответствующим образом. Традиционно она выкладывается разноцветной керамической плиткой. Не будут лишними скамейки, столы и прочая уличная мебель, способствующая полноценному отдыху у воды.

Танк Т-24 и БТ

В 20-е и 30-е годы танкостроение, как передовая отрасль, была переполнена идеями и новыми конструкторскими решениями. Это период создания Т-24 с 45-мм. орудием, серии легких танков БТ, обладающих хорошей проходимостью и быстроходностью. Однако, все они имели ряд существенных недостатков. В их числе бензиновый двигатель, влекущий за собой высокий риск возгорания при попадании снаряда, а также высокая стоимость производства.

Средний советский танк Т-24

Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.) стала для молодого СССР своеобразным полигоном для испытания нового вида оружия, в том числе и танков.

В мае 1938-го года Иосиф Виссарионович Сталин пригласил к себе инженеров и танкистов, побывавших на полях сражения в Испании. Перед ними был поставлен вопрос – какого рода модернизация необходима танкам. В ходе обсуждений, было принято решение о создании транспортного средства на полностью гусеничном ходу. До этого машины использовали гусенично-колесный ход.

Photos

Чудеса оружейного дела: ракета в кармане

Виды формирований

Готов к поверхностной эксплуатации…

В одном из отчетов 1988 года по исследованию данной проблемы прямо делался вывод, что уровень подготовки танкистов не соответствовал сложности танков. Отмечалось, что выпускники учебных подразделений подготовлены для эксплуатации боевых машин в лучшем случае на 30–40 процентов и то лишь к самой поверхностной их эксплуатации, без детального знания систем и комплексов. Относительно танковых экипажей в отчете давалась следующая оценка: «Учитывая малые нормы расхода ресурса и боеприпасов, обусловленные их высокой стоимостью, количество тренировок экипажей на учебно-боевых машинах за два года службы настолько мало, что не обеспечивается формирование и закрепление устойчивых навыков боевой работы, а реализация боевых качеств машин экипажем в среднем не превышает 60 процентов».

Не в нашу пользу оказалось сравнение качества подготовки специалистов в армиях вероятных противников (развитых стран) и советских танкистов. Натовцы готовились более интенсивно. Например, в составе экипажа в течение года у нас производили от 100 до 150 выстрелов. При этом на индивидуальную подготовку наводчика орудия (для выполнения упражнений учебных стрельб) отводилось 40–60 снарядов в год. Остальные отстреливались в ходе ротных, батальонных или бригадных тактических учений. В армии США наводчик орудия в течение года в составе экипажа выполнял четыре упражнения учебных стрельб днем и столько же ночью с расходом семи-восьми штатных снарядов. На подготовку механиков-водителей на год в странах НАТО отводилось 600–800 километров (в США – 800 миль).

В словаре Синонимов 2

Должности танкистов

Экипажи танков различаются по количеству и составу в зависимости от модели танка. Например, полный экипаж танка БТ-7 составляет 3 человека, Т-34 — 4 человека, КВ-2 — 6 человек.

Основными должностями танкистов являются: командир, наводчик орудия, механик-водитель, заряжающий, радист и пулемётчик.

Командир танка

Командир танка руководит действиями танкового экипажа при ведении им боевых действий, в ходе учебно-боевой деятельности и технического обслуживания материальной части. Командир танка подчиняется командиру танкового взвода и является непосредственным начальником для членов экипажа танка. Должности командиров танков комплектуются военнослужащими после обучения в учебной воинской части.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — командир отделения в танковом взводе. Штатное воинское звание — сержант. До 1960-х годов командиры танков имели более высокое звание: старшина в 1950-х годах, а в годы Великой Отечественной войны — даже младшие офицерские.

Наводчик орудия

Вид на место наводчика орудия (слева внизу) и командира танка (справа вверху) в танке M1 Abrams Наводчик орудия танка является заместителем командира танка. При выполнении боевой задачи экипажем танка наводчик ведёт огонь из танковой пушки и пулемёта по целям, указанным командиром танка или обнаруженным самостоятельно. Особенностью деятельности специалиста является точное наведение орудия на цель и осуществление выстрелов.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — наводчик-оператор

. Штатное воинское звание — ефрейтор.

Механик-водитель

Механик-водитель (жаргонное мехвод) подчиняется командиру танка и несёт непосредственную ответственность за техническое состояние ходовой материальной части танка. Механик-водитель танка должен хорошо водить танк в любых условиях (в колонне, в боевых порядках подразделения), умело преодолевать препятствия и заграждения, труднодоступные участки местности, выбирать оптимальные режимы и маршруты движения. Он также должен вести наблюдение за полем боя, появляющимися целями, докладывать о них командиру танка, обеспечивать наводчику орудия наилучшие условия для стрельбы.

Деятельность механика-водителя непосредственно связана с обеспечением постоянной готовности танка к выполнению боевой задачи. Он отвечает за эффективное использование вверенной ему техники, экономное расходование топлива, смазочных материалов, поддерживает двигатель, вспомогательные механизмы, электрооборудование, гидросистемы и другое в исправном состоянии.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — механик-водитель, старший механик-водитель. Штатное воинское звание — рядовой-ефрейтор.

Заряжающий танка

Заряжающий танка входит в состав экипажа танка, подчиняется командиру танка. Вместе с наводчиком участвует в подготовке орудия к бою. Он также следит за готовностью средств связи и выполняет обязанности наблюдателя в указанном командиром секторе обзора. Заряжающий танка должен знать обязанности наводчика орудия танка и при необходимости заменять его. Кроме того, в его обязанности входит помогать механику-водителю заправлять танк горючим и водой, а также знать устройство зенитной пулемётной установки танка, правила стрельбы из неё и уметь вести огонь по воздушным целям.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — заряжающий. Штатное воинское звание — рядовой.

Размещение экипажа в самоходно-артиллерийской установке ИСУ-152: 1. Механик-водитель. 2. Командир. 3. Наводчик. 4. Замковый. 5. Заряжающий.

Эволюция и будущее

Ссылки[править | править код]

На пороге войны

К концу 30-х годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Со времен неповоротливых «стальных монстров» Первой мировой сменилось уже целое поколение бронемашин и танков, в прошлое постепенно уходили и разработки начала тридцатых.

Две “тридцатьчетверки” (справа) в комапнии БТ-7М и А-20

Стране требовалась боевая бронированная машина, уверенно действующая в прорыве и в обороне (танки БТ, как оказалось, этого дать уже не могли). Нужна была машина проходимая и с противоснарядным бронированием, надежно держащая удар новых и гораздо более могущественных противотанковых орудий, чем немецкие 37-миллиметровые «колотушки» (чего не давали ни Т-26, ни Т-28, ни Т-35). Требовался современный средний танк, превосходящий тяжелые КВ в подвижности, но не уступающий им в огневой мощи и в бронезащите.

Схема бронирования Т-34

Работы над новой машиной начались в Харьковском КБ завода №183 под руководством легендарного «отца» танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина, его биографию вы можете прочитать на нашем портале. Уже опытный в ту пору конструктор, доведший, как у нас принято говорить, до ума легкий БТ-7, с энтузиазмом возглавил работы по новому танку. В короткие сроки харьковчане предложили целых два варианта будущей машины с индексами А-20 и А-32. «Двадцатый» оказался легче, чем нужно, и не имел потенциала к модернизации, а вот «тридцать второй» военным понравился.

Огромные пузыри метана

Дача

В собственности Иосифа Виссарионовича было порядка 20 дач. На одной из них Сталин и провел свои детские годы. Дача находилась в Сочи в Хостинском районе. Некогда двухэтажный дом утопал в зелени, а дети играли в тенистых аллеях. А вот в военные годы Сталин жил на даче отца во Внуково, расположенной недалеко от Кремля. Самым значимым в жизни стал загородный дом в Ярославле рядом с Плещеевским озером.

Сталин передвигался на мотодрезине по железнодорожной узкокалейки, которая отходила от дома прямо в лес к озеру. Это было любимое место Василия, который самостоятельно приобрел скромный участок без помощи отца. Любил охотится, приглашал друзей и коллег.

На поле боя

В результате получился легендарный танк. Форма его носа, наклон под углом 45 градусов деталей подкрылков, усиление броневой защиты наиболее ответственных деталей корпуса достигалось не столько за счет утолщения брони, но благодаря расположению броневых деталей под большими углами наклона. Форма корпуса Т-34 стала классической и обеспечивала наилучшую защиту при наименьших размерах и весе машины.

— Когда Гудериан (генерал-инспектор бронетанковых войск немецкой армии. — «Известия») наступал на Смоленск, никто не сомневался, что немецкие войска войдут в город без боя, как это было ранее везде, — говорит Алексей Орыщенко. — Но он в своих мемуарах пишет, что как только началось наступление, на них вдруг не вышли, а выбежали непонятные танки на высоких скоростях и расстреляли весь наступающий дивизион в одно мгновение. Далее он признает, что в тот момент понял страшное: германские войска потеряли первенство в строительстве танков.

Наука убеждать2

Танки Т-34 во время атаки на правом берегу Днепра

Фото: РИА Новости

Гейнц Гудериан в «Воспоминаниях солдата» описывает, как 11 октября 1941 года его 24-й танковый корпус подвергся ожесточенной контратаке северо-восточнее Орла: «Множество русских танков Т-34 приняли участие в бою и нанесли тяжелые потери немецким танкам. Качественное превосходство, которое мы имели до сих пор, отныне перешло к противнику».

Генерал-фельдмаршал Клейст утверждал: «Их Т-34 был лучшим в мире». Генерал Блюментритт отмечал, что «этот танк неблагоприятно повлиял на боевой дух германской пехоты». Генерал фон Меллентин считал Т-34 «наиболее значительным образцом наступательного оружия во Второй мировой войне».

После войны ЦНИИ КМ «Прометей» разработало составы и материалы для корпусов всего надводного и подводного военного и гражданского флотов, а также для корпусов атомных реакторов со сроком службы в 100 лет.

Пленение

Когда разразилась война, Яков в числе первых оказался на фронте. Отец, конечно, априори мог устроить его на штабную должность. Но этого он делать не стал.

Джугашвили попал в самое пекло — под Витебск. Он принял участие в одном из крупных танковых сражений. Его даже представили к награде. Однако получить он ее не успел…

Дело в том, что его батарея дважды прорывалась из окружения. Но в третий раз Якову не удалось этого сделать. Он был пленен.

На протяжении двух лет немцы пытались склонить его к сотрудничеству. Но Яков категорически отказывался. При этом на допросах он говорил о глубоком разочаровании, связанном с неудачными действиями советских войск в начале войны. Но необходимой для гитлеровцев информации он не сообщал. Кроме того, плохого о родине и государственном строе он никогда не говорил.

Немцы предложили Сталину обменять его сына на кого-то из крупных немецких офицеров. Но вождь был непреклонен.

…Якова не стало в середине 1943-го. Он был застрелен часовым в одном из лагерей смерти.

Дети Сталина и их судьба, фото из архивов — это все интересует тех людей, кому не безразлична наша история. Поэтому мы продолжим.

Читайте также

Библиография

  • Шторх А.К. Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие. — ИД Экономическая газета, 2008. — ISBN 978-5-900792-37-8.
  • Storch H. F. Statistische Übersicht der Statthalterschaften des russischen Reichs nach ihren merkwürdigsten Kulturverhältnissen in Tabellen. Riga: Hartknoch, 1795. (содержит весьма ценный и хорошо сгруппированный материал для суждения о политических и экономических условиях русской жизни в конце XVIII в.)
  • тот же материал в более обширном виде представлен в 9-томном труде: «Historisch-statistische Gemälde des russischen Reichs am Ende des achtzehnten Jahrhunderts, Bd 1—8, (Suppl. 1—2) mit Karten», Рига—Лейпциг, —1803, где мы находим весьма полное и точное описание русского хозяйственного строя того времени.
  • Продолжением к этому труду служит «Russland unter Alexander I», 27 выпусков, СПб.—Лейпциг, —);
  • «Le revenu national considéré sous un nouveau point de vue» (; в изданиях Академии наук, там же напечатаны были 4 его статьи о теории ценности и одна о найме);
  • «Considerations sur la nature du revenu national» (П., ; и на немецком языке, Галле, ; составляет 5-й том его курса);
  • «Zur Kritik des Begriffs vom Nationalreichtum» (СПб., ).

Победа Красной Армии

Применение

Т-34-85 стал поступать в войска в феврале 1944 года. К сожалению, первые бои танков были не слишком успешными – экипажам не дали время на переподготовку, да и танков предоставили очень мало.

Одним из первых Т-34-85 получил 38-й танковый полк, в котором также были ОТ-34, огнеметные танки на базе Т-34. В марте 1944 этот полк стал частью 53-1 общевойсковой армии и участвовал в освобождении Украины, где, по сути, и были впервые масштабно применены Т-34-85.

Когда в июне 1944 года началось наступление на Белоруссию, в нем участвовало около четырех сотен Т-34-85. Однако куда более массово они применялись в 1945, например, в сражении у озера Балатон и в Берлинской операции.

К середине 1945 года советские танковые дивизии на Дальнем Востоке в основном располагали устаревшей техникой – легкими танками БТ-5, БТ-7 и Т-26. Когда началась война с Японией, туда было отправлено 670 Т-34-85. Таким образом, эти танки активно участвовали в разгроме Квантунской армии, выступая как основная ударная сила танковых частей.

Когда даже мощности 85-мм пушки стало не хватать для пробития брони вражеских танков, начали работы над Т-34-100, а также над Т-44. В итоге все они привели к появлению танка Т-54, в первые годы после войны заменившего Т-34-85. Однако служба этого танка не закончилась – он активно участвовал в Корейской войне, в войнах в бывшей Югославии и арабо-израильских войнах. Официально этот танк был на вооружении до самого 1993 года, а в некоторых странах он состоит в нем до сих пор!

Т-34-85 однажды принял участие в интересном событии уже XXI века. Когда в октябре 2006 года в Будапеште были антиправительственные выступления, демонстранты смогли запустить музейные Т-34-85 вместе с БТР-152, и использовали машины в столкновениях со служителями закона.

Память о танке

Т-34-85 – это один из самых популярных танков Великой Отечественной войны. Хотя большинство людей слышали только о танке Т-34, во многих музеях стоят экземпляры именно Т-34-85. Также именно этот танк чаще всего стоит на постаментах во множестве городов России: в Новокузнецке, Воронеже, Харькове, Нижнем Новгороде и ряде других.

Танк в культуре

Танк Т-34-85 нашел широкое отражение в культуре, причем им нередко заменяли более ранние Т-34, так как найти оригиналы не представлялось возможным.

Фильмы

Фильмов с участием Т-34-85 довольно много. Наиболее известные из них:

  • Главный конструктор. Фильм о создании Т-34, в котором вместо этого танка как раз снимали Т-34-85;
  • Падение Берлина;
  • На войне как на войне;
  • Киноэпопея «Освобождение»;
  • Горячий снег;
  • Вечный зов;
  • Четыре танкиста и собака (при том, что по ходу сериала экипаж воюет сначала на Т-34, а потом на Т-34-85, в фильме с небольшими переделками все время снимался Т-35-85);
  • Белый тигр;
  • Спасти рядового Райана. Здесь упоминаний о Т-34-85 нет, однако именно эти танки были закамуфлированы под фигурирующие в сюжете PzKpfw VI «Tигр».

Игры

Т-34-85 фигурирует во множестве игр про Вторую мировую войну, например, в «Red Orchestra: Ostfront 41-45», «Вторая мировая», «Sudden Strike 3: Arms for Victory» и «Sudden Strike: The Last Stand», «Сall of Duty», , «Блицкриг» а также в играх «World of Tanks» и «War Thunder».

Другое

Т-34-85 благодаря своей популярности выпускался множеством различных компаний в виде моделек. Также в советское время этот танк попал на почтовые марки.

Василий и Берия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector