«настойчивый» в море: флагман балтфлота вернется после ремонта

Мифическая «немореходность» российского флота

Что же касается популярных ныне «экспертных» суждений насчёт «неспособности» такого тысячетонника оперировать в дальних морях, что якобы лишает те же МРК права быть сопричисленным к эсминцам, то осмелюсь напомнить бесспорный исторический факт. В составе российской Второй Тихоокеанской эскадры, направленной на Дальний Восток в период Русско-японской войны, находились миноносцы типа «Резвый» и «Сокол» (позднее переклассифицированные в эсминцы), водоизмещение которых не превышало 300 тонн. Что, кстати, ровно в три раза меньше, чем у нынешнего МРК. Но это отнюдь не помешало им совершить трансокеанский морской переход, а затем принять участие в крупнейшем Цусимском морском сражении.

Фото из архива
Миноносец российского императорского флота «Буйный» — участник трансокеанского перехода и сражения при Цусиме.

История строительства

Эскадренный миноносец «Настойчивый» заложен 7 апреля 1988 года на заводе № 190 имени А. А. Жданова в Санкт-Петербурге (строительный № 876), спущен на воду 19 января 1991 года.

Экипаж корабля сформирован 15 февраля 1992 года, заселение экипажа на корабль произошло 29 августа.

30 декабря 1992 года корабль принят в боевой состав Балтийского флота ВМФ России.

27 марта 1993 года на корабле был поднят Военно-морской флаг России.

На период строительства корабль был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 брстремк) Ленинградской военно-морской базы, на период испытаний включён в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей, затем был переведён в состав 128-й бригады надводных кораблей (Балтийск) 12-й дивизии надводных кораблей.

Как разбудить амариллис весной?

Ремонт, опять ремонт

Для человека 25 лет – это еще молодость, но вот для корабля – уже поздняя зрелость. Выходят из строя отдельные системы, изнашивается металл, повреждается проводка. В 2018 году эсминец находился на 33-м судоремонтном заводе на своей родной базе в Балтийске. Судя по плану закупок, опубликованному этим предприятием, можно понять, что основной проблемой стали котлы главной энергетической установки, а также система автоматического управления котлами и радиостанции из комплекса «Кадмий-Р». Поставки комплектующих должны были быть осуществлены до августа 2018 года. Можно предположить, что именно технические проблемы не позволяют эсминцу «Настойчивый» присоединиться к группе кораблей в Средиземном море. Полноценный ввод его в строй возможен (с учетом времени на испытания и крайне вероятных просрочек) не ранее начала 2019 года.

Корабли и торпеды, батискафы и форты

Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот» в Подмосковье широко известен в России и за ее пределами. 

На площадках комплекса регулярно проходят выставки современных образцов вооружения, военной и специальной техники Российской Армии и Военно-Морского Флота, военно-научные конференции, различные мероприятия военно-патриотической направленности, которые организует Минобороны России и куда приглашаются руководители оборонно-промышленных предприятий, а также зарубежные делегации. Здесь каждый желающий может лично убедиться в том, что Вооруженные Силы нашей страны имеют все необходимое для ее защиты.

«Патриот» стал привлекательным местом отдыха для многих жителей и гостей столицы. В парке молодежь знакомится с историей Вооруженных Сил России, жизнью, деятельностью и бытом военнослужащих. Однако для проведения крупных массовых мероприятий по военно-морской тематике в парке «Патриот» возможностей не так уж много, что и неудивительно. В конце концов, какой-нибудь фрегат или подлодку доставить в Подмосковье, мягко говоря, затруднительно. Ну, а модели — они и есть модели…

По этой причине в начале 2016 года в ходе рабочей поездки в Санкт-Петербург министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу принял решение о начале работ по созданию военно-морского парка «Патриот» в городе Кронштадте. В конце концов, где как не в Кронштадте, веками остававшемся основной базой старейшего из российских флотов — Балтийского, и создавать военно-морской «Патриот»?

Согласно предоставленной пресс-службой Западного военного округа информации, «Патриот» в Кронштадте объединит в себе несколько тематических зон. 

Например, на Западной дамбе Усть-Рогатки запланировано размещение зоны боевых кораблей, на территории которой сейчас находятся большой ракетный катер проекта 12411 Р-47 «Тамбовский комсомолец» и эскадренный миноносец проекта 956 «Беспокойный». Ожидается, что в будущем к ним добавится одна из дизель-электрических подводных лодок проекта 877. 

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbspАндрей Союстов

Здесь же, на Западной дамбе Усть-Рогатки, формируется выставка минно-торпедного и ракетно-артиллерийского вооружения, а также полным ходом ведется работа над созданием уникальной экспозиции глубоководных аппаратов. В последней уже представлены сверхмалые подводные лодки «Тритон-1М» и «Тритон-2», автономный рабочий снаряд АС-22, автономный поисковый снаряд АС-5, подводные обитаемые аппараты типа «Риф» и «Лангуст» и т. д. Заметим, что перед экспонированием все аппараты прошли реставрацию. 

С целью задействования в экспозиции военно-морского парка будут проведены надлежащие работы на площадях кронштадтского Адмиралтейства, на территории комплекса береговых батарей Кронштадтской крепости, а также в фортах «Кроншлот» и «Император Александр I».

Помимо этого, предполагается создание многоцелевого научно-просветительского Центра морской истории и подводной археологии в рамках реставрации и музеефикации Петровского дока.

Кто здесь

В мирное время экипаж эсминца ограничен — всего 296 человек, а в военное эта цифра увеличивается до 358, среди них 25 офицеров и 48 мичманов. Остальная команда — матросы, ежедневная головная боль. Не потому, что они чем-нибудь плохи. Просто матросы по большей части служат срочную службу, то есть год, точно так же, как и солдаты в сухопутных войсках. В советское время на флоте служили даже не два, а все три года. И это было правильно.

Год пролетает очень быстро, и специалистов готовят очень быстро. Современные корабли, тем более военные, сложные технически. Даже очень одарённые юноши едва успевают освоить то, что положено, как приходит демобилизация. Воинская специальность едва приобретена. Нужны матросы на контрактной основе. Как, например, на пришвартованном рядом сторожевом «Ярославе Мудром», который регулярно выходит в море.

Полный вперёд!

Эсминец «Беспокойный», таким образом оправдав своё имя, встал на ремонт, после проведения которого в августе 1992 года был передан на Балтийский флот в 128-ю бригаду (12-я дивизия ракетных кораблей). Тут служба выправилась, и в 1994 году эскадренный миноносец завоевал приз Главнокомандующего ВМФ. Десять дней подряд именно эсминец «Беспокойный» сопровождал визит королевы Великобритании в Санкт-Петербург, за что его наградили почётной грамотой от президента РФ.

Несмотря на рецидив невезения, когда на миноносце взорвался патрон в стволе автомата при выстреле, служба продолжалась успешно. В 1995-м прошли учения «Балтопс-1995», где хорошо показал себя эсминец «Беспокойный», Балтийского флота надежда и опора. Потом из Дании он ушёл в совместное плавание с американским «Тейлором» и датским «Хвидбьёрнером» по проливу Каттегат. Далее была работа с немецкой подводной лодкой, удачные артиллерийские стрельбы. По итогам 1995 года эсминец БФ «Беспокойный» был признан в соединении лучшим кораблём.

История строительства

Эскадренный миноносец «Настойчивый» заложен 7 апреля 1988 года на заводе № 190 имени А. А. Жданова в Санкт-Петербурге (строительный № 876), спущен на воду 19 января 1991 года.

Экипаж корабля сформирован 15 февраля 1992 года, заселение экипажа на корабль произошло 29 августа.

30 декабря 1992 года корабль принят в боевой состав Балтийского флота ВМФ России.

27 марта 1993 года на корабле был поднят Военно-морской флаг России.

На период строительства корабль был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 брстремк) Ленинградской военно-морской базы, на период испытаний включён в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей, затем был переведён в состав 128-й бригады надводных кораблей (Балтийск) 12-й дивизии надводных кораблей.

См. также

Желтая пресса

Желтая пресса не упустила описание эскадренного миноносца «Настойчивый». Акцент делается на обилие сыновей высоких воинских начальников на этом корабле. Служба там считается престижной, ведь это главный боевой корабль Балтфлота, и дает «зеленый свет» для стремительной карьеры молодых офицеров, имеющих родственные связи. Для матросов эсминец не очень привлекателен. Определенный «парадный» статус корабля накладывает на них дополнительные требования. Отмечены случаи неуставных отношений, одним из которых было наказание рядовых матросов за распитие пива путем их помещения в холодный отсек. Имелись случаи гибели личного состава по небрежности, последний из них – в 2014 году, когда из-за поздней доставки матроса в госпиталь он впал в кому и скончался.

Внешний вид

Квадрокоптер имеет внушительные размеры. Исходя из этого его не рекомендуется использовать в закрытом помещении. Сам корпус имеет Х-образную форму, изготовлен из прочного пластика белого цвета. На верхней части по центру изображено название компании и модели. По бокам отходят лучи, на концах которых закреплены пропеллеры и двигатели.

Вид сверху

На передней части корпуса производители разработали два светодиодных глаза, которые во время полета светят внушительно и угрожающе. Сзади также установлены мощные светодиоды, поэтому в ночное время полет MJX X101 будет ярким и выражающим.

Вид спереди

Помимо этого, квадрокоптер оснащен амортизирующими подушками и специальным подвесом для камеры. Ее в комплекте нет, поэтому необходимо покупать дополнительно. Подвес одновременно выполняет роль и отсека для аккумуляторной батареи. Дополнительно можно одеть специальную защиту для винтов, которые предоставляются в комплекте. Тогда MJX X101 будет выглядеть еще внушительнее и опаснее.

Как корабль назовёшь…

Речь пойдёт об основе основ русской военно-морской словесности — классификации кораблей отечественного флота.

Принятая ныне в ВМФ РФ классификация чем-то напоминает слоёный торт. Причём каждый слой приготовлен по отдельному, не связанному с другими, рецепту. Что-то пришло из нашей собственной давней истории, кое-что осталось в память от славного Советского флота, а самое свежее наслоение имеет явное импортное происхождение.

Вся эта стилистическая и понятийная многослойность наверняка интересна историкам и филологам. Но боюсь, что всех остальных она только напрягает и путает.

В итоге дошло уже до того, что кораблей традиционного класса «эсминец» в нашем ВМФ почти не осталось. И на этом основании иные военные эксперты даже твердят, что у России флот слабый, что все кораблики, дескать, слишком мелкие, всё больше фрегаты да корветы, кои не идут ни в какое сравнение с американскими крейсерами и эсминцами.

Линкор в миниатюре

Между тем, один современный российский корвет обладает таким вооружением, ударная мощь которого вполне сопоставима не то, что с корветами Второй мировой, а с добрым десятком эсминцев того времени! А говоря точнее, она просто несравнима больше, особенно за счёт противокорабельных ракет «Уран» и околостратегических крылатых ракет «Калибр». Но тогда почему же он всего лишь «корвет»?

Вот и возникает вопрос — зачем так принижать, в смысле классификации, да ещё без всяких на то причин, наши современные «корветы» данного проекта, заранее признавая приоритет над ними натовских «эсминцев»? Только лишь потому, что те «толще и тяжелее»? Но разве это должно быть главным критерием классности кораблей?

mil.ru
Российский «корвет» проекта 20380/20385.

Вооружение

Особенно впечатляет вооружение эсминца: два «Урагана» (зенитные ракетные установки), которые могут поражать цели в воздухе на высоте до пятнадцати километров; две пары скорострельных пушек (калибр 130 миллиметров), которые «выплёвывают» шесть тонн металла в одну минуту; шестиствольные автоматические тридцатимиллиметровые артиллерийские установки в количестве четырёх штук (АК-630М)… Очевидцы утверждают, что последние своими выстрелами разрезают металл, словно масло.

Но есть ещё и противокорабельное вооружение. Это две четвёрки пусковых ракетных установок «Москит» (сто семьдесят километров — дальность действия). Умнейшие крылатые ракеты на 99 % точно поражают все надводные цели, даже если активно включены радиопомехи. От угрозы из-под воды есть своя защита на эсминце. Это две пары торпедных аппаратов, два бомбомёта с реактивными снарядами, рельсовая минная установка для заграждения. Специалисты уверены, что любую прямую дуэль с боевым кораблём противника эсминец «Беспокойный» выиграет, включая даже боевые корабли американцев — новейшие, четвёртого поколения.

Православный походный храм

20 февраля 2015 года, по сообщению пресс-службы Балтийского флота ВМФ России, эсминец «Настойчивый» обрёл православный походный храм.

Торжественная церемония передачи храма прошла в Балтийске. Чин его освящения провёл настоятель Кафедрального Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота, помощник командира соединения надводных кораблей по работе с верующими военнослужащими архимандрит Софроний.

Походный храм, выполненный по всем православным канонам, будут использовать во время выхода корабля в море, проведения различных учений. Все элементы храма, включая запрестольную икону, складной иконостас, престол и антиминс, может быстро развернуть и упаковать всего один человек.

Время на Марсе и год на Марсе

Учения 1996-1997

Прошлогодние успехи сделали эсминец флагманским кораблём на учениях «Балтопс-96». В составе корабельной ударной группы эсминец «Беспокойный», фото которого здесь представлено, совершил походный сбор, учения проходили по поддержке десантной группы, затем ПВО, где было поражено семь мишеней-ракет. По итогам ему достался приз Главнокомандующего ВМФ за артподготовку.

В следующем году учения начались в июне, где эсминец «Беспокойный» (фото с этих учений тоже интересны) работал с польской подводной лодкой, участвовал в тридцати главных эпизодах на учениях. По зенитной и артиллерийской подготовке занял первое место ВМФ по итогам года. Этим же летом эксадренный миноносец побывал в Киле, Плимуте, Зебрюгге, Ден-Хелдере, прошёл три тысячи морских миль. А после похода стал на двухмесячный ремонт (завод «Янтарь»).

«Настойчивый»

Флагман Балтийского флота эсминец «Настойчивый» был построен на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова и спущен на воду в 1991 году. Предназначается для уничтожения наземных целей, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений. При ширине 17,2 метра имеет длину в 156,5 метра, и водоизмещение в 7940 тонн. Экипаж в 296 человек может находится в плавании без захода в порт до 30 суток. Эсминец несет вертолет КА-27. Оснащен спаренными артустановками АК-130/54, шестиствольными установками АК-630, установками П-270 «Москит», шестиствольными реактивными бомбометными установками, двумя ЗРК «Штиль» и торпедными аппаратами.

Отрывок, характеризующий Настойчивый (эсминец, 1991)

Православный походный храм

20 февраля 2015 года, по сообщению пресс-службы Балтийского флота ВМФ России, эсминец «Настойчивый» обрёл православный походный храм.

Торжественная церемония передачи храма прошла в Балтийске. Чин его освящения провёл настоятель Кафедрального Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота, помощник командира соединения надводных кораблей по работе с верующими военнослужащими архимандрит Софроний.

Походный храм, выполненный по всем православным канонам, будут использовать во время выхода корабля в море, проведения различных учений. Все элементы храма, включая запрестольную икону, складной иконостас, престол и антиминс, может быстро развернуть и упаковать всего один человек.

Православный походный храм

20 февраля 2015 года, по сообщению пресс-службы Балтийского флота ВМФ России, эсминец «Настойчивый» обрёл православный походный храм.

Торжественная церемония передачи храма прошла в Балтийске. Чин его освящения провёл настоятель Кафедрального Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота, помощник командира соединения надводных кораблей по работе с верующими военнослужащими архимандрит Софроний.

Походный храм, выполненный по всем православным канонам, будут использовать во время выхода корабля в море, проведения различных учений. Все элементы храма, включая запрестольную икону, складной иконостас, престол и антиминс, может быстро развернуть и упаковать всего один человек.

История службы

Эскадренный миноносец «Настойчивый» определён в боевой состав Балтийского флота России 30 декабря 1992 года. Включён в состав 128-й бригады надводных кораблей (Балтийск).

10 апреля 1993 года прибыл в порт приписки, в город Балтийск Калининградской области. 16 июня вышел из базы в поход, и стал первым российским кораблём, совершившим проход Кильским морским каналом. С 19 по 26 июня нанёс визит в немецкий город Киль на праздник парусного спорта «Кильская неделя». С 28 июня по 2 июля заходил под флагом контр-адмирала В. П. Комоедова в Вильгельмсхафен (Германия). 7 июля корабль вернулся на базу в Балтийск.

С 1994 года шефом корабля является Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1994 году миноносец участвовал в состязательных соревнованиях на приз , в ходе проведения которых отразил пять ракет-мишеней (одну мишень не зачли). С по 24 июля 1994 года нанёс визит в Руан, заходил во французский порт Гавр, участвовал в празднике «Эскадра свободы».

С 30 апреля по 20 июля 1995 года корабль прошёл доковый ремонт, после которого участвовал в параде на Неве.

23 июня 1996 года «Настойчивый» посетил Президент России Б. Н. Ельцин. В этом же году эсминец участвовал в совместных военно-морских учениях «Балтопс—96» военно-морских сил (ВМС) стран НАТО с нанесением визита в Эккенферд (Германия) в период с 6 по 17 июля. С июля по август «Настойчивый» принял участие в сбор-походе: учениях по прикрытию десанта, впервые в составе корабельной ударной группы (КУГ) отразил у мыса Таран налёт сразу семи ракет-мишеней. В конце сентября вышел в море, с по 13 октября нанёс визит в Шербур (Франция), посвящённый 100-летию визита в город Николая II. По итогам 1996 года эсминцы «Настойчивый» и «Беспокойный» были признаны лучшими на Балтийском флоте России по артподготовке, а «Настойчивый» — лучшим кораблём ВМФ России.

17 февраля 1997 года корабль вышел в море под флагом контр-адмирала Василия Апановича. С 15 по 18 марта участвовал в международной выставке вооружений и военной техники «IDEX—1997» в Абу-Даби, на обратном пути заходил в Саймонстаун (2—6 апреля) и Кейптаун в дни 75-летия ВМС ЮАР. Во время визита эсминец посетил Президент ЮАР Нельсон Мандела. Пройдя за время похода (72 ходовых суток) 19 800 морских миль «Настойчивый» возвратился на базу в Балтийске 30 апреля этого же года.

4 сентября 1997 года корабль «Настойчивый» посетил министр обороны России, маршал Российской Федерации И. Д. Сергеев. Позднее, в октябре, эсминец обеспечивал испытания новой дизельной подводной лодки. По итогам года «Настойчивым» было занято первое место в ВМФ по артиллерийской и зенитной подготовке.

В следующем году корабль участвовал в учениях «Балтопс—98». 26 июля 1998 года, в День Военно-Морского Флота, «Настойчивый» посетил Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России В. И. Куроедов. По итогам 1998 года кораблю был вручён приз Главкома ВМФ по ПВО и артподготовке, эсминец был объявлен лучшим кораблём ВМФ России.

В мае 1999 года «Настойчивый» доковался на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. С 21 сентября по 18 ноября 1999 года находился в Кронштадте для обучения китайского экипажа. По итогам года в составе КУГ завоевал приз по огневой подготовке.

8 февраля 2000 года эскадренный миноносец «Настойчивый» посетил Главнокомандующий Бундесмарине Дирк Хортен.

В июле 2008 года корабль осуществил поход по Балтийскому морю с заходами в Швецию, Финляндию, Данию, Польшу.

В 2009 году эсминец принимал участие в оперативно-стратегическом учении «Запад-2009» совместных российско-белорусских оперативно-стратегических военных учениях, проводившихся в Белоруссии.

Д. А. Медведев на эсминце «Настойчивый», 31 июля 2011 года.

31 июля 2011 года, в День Военно-Морского Флота, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев посетил эсминец на главной военно-морской базе Балтийского флота в городе Балтийске (Калининградская область).

В настоящее время миноносец «Настойчивый» является флагманом Балтийского флота ВМФ России. За двадцать лет боевой службы эсминец находился в море в общей сложности около двух лет и прошёл более 70 000 морских миль.

В последние годы флагман Балтийского флота не выходил в дальние походы, проходя восстановление технической готовности в Балтийске. В 2015 году он эпизодически участвовал во флотских мероприятиях: в марте выходил в море в ходе внезапной проверки боеготовности Западного военного округа, в июле — участвовал в параде в честь Дня ВМФ. Согласно закупочным данным «33 судоремонтного завода», обслуживающего корабли Балтфлота, на «Настойчивом» ремонтируются системы главной энергетической установки (котлотурбинной), оборудование жизнеобеспечения, вооружение корабля.

Оптимистический итог

Таким образом, в пересчёте на традиционную российско-советскую военно-морскую классификацию, современный Военно-морской флот Российской Федерации обладает, как минимум, 47 боевыми кораблями, соответствующими, по своим основным габаритам и ТТХ, в том числе по тоннажу, классическому эскадренному миноносцу ХХ века, либо даже значительно превосходящими таковой. В сравнении с количеством эсминцев в ВМС США, равном на данный момент 67 единицам, это не такой уж и плохой показатель.

Особенно если учесть, что заказами на строительство новых эскадренных миноносцев дальней и ближней морской зоны российские верфи буквально завалены. Причём в ближайшие годы ожидается их практически полуторное количественное увеличение.

navy.mil
Из-за крайней дороговизны эсминец Zumwalt существует в единственном экземпляре.

В завершение следует отметить, что в вооружённых силах вообще и на флоте в частности, огромную роль играет морально-психологический фактор. И российским военным морякам, у которых всегда были в почёте отечественные флотские традиции, вряд ли особо комфортно в моральном отношении служить на кораблях, носящих малопонятную и заведомо ущербную иностранную классификацию «фрегат» или «корвет». Они прекрасно знают, что не по формальному «росту, весу и жиру», а по своей реальной боевой мощи это вполне полноценные эсминцы. Вроде бы мелочь, игра слов. Но для поддержания высокого морального духа и возрождения исконных военно-морских традиций — вещь далеко не последняя.

Ведь у наших нынешних «корветов» и «фрегатов» даже названия позаимствованы у прежнего славного поколения эскадренных миноносцев — «Сообразительный», «Бойкий», «Ладный» и так далее. И остаётся сделать фактически один шаг для окончательного приведения в полное соответствие формы и содержания.

Тем более это актуально в то время, когда вся Россия наконец-то стряхивает с себя опостылевший морок «западенщины» и даже Конституцию страны всенародно дорабатывает на государственно-патриотический лад.

В этом смысле переклассификация основных надводных боевых кораблей флота, в соответствии с их реальными боевыми возможностями и прочими тактико-техническими данными, может оказаться делом не просто вполне оправданным, но и весьма своевременным, а ещё, по-хорошему демонстративным и духоподъёмным.

В том смысле, что Америка нам больше не указ! Пускай они лучше свои авианосцы переименуют в канонерские лодки. Потому что их дипломатия уже давно зовётся не иначе, как «дипломатией канонерок».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector