История герба ивана iii — презентация

Содержание

Начало нападения

26 ноября 1941 года одно из ударных соединений японского флота (командиром которого являлся вице-адмирал Тюити Нагумо) вышло с базы, находящейся в заливе Хитокаппу (современное название — залив Касатка) на острове Итуруп, по распоряжению командующего флота Исороку Ямамото. Ударная группировка состояла из шести авианосцев, которые в сумме переносили более 400 истребителей, пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. В эскорте было 2 линкора и 2 тяжелых крейсера, а также один легкий, в дополнение их прикрывали 9 эсминцев. Также в операции участвовало около 6 подводных лодок, транспортировавших к месту сражения карликовые подводные лодки. Все эти боевые единицы различными, скрытыми путями были отправлены к точке сбора, где им предстояло получить последние предписания, которые зависели от решения японского командования по поводу начала войны.

В итоге 1 декабря было принято решение о начале войны, и уже на следующий день было передано сообщение адмиралу Нагумо. В свою очередь, Ямамото отправил шифрованное послание ударной группировке. Оно гласило: «Взойдите на гору Нийтака», это означало, что атака должна была начаться 7 декабря.

Пока ударная авиация добиралась до острова, в это же время там была обнаружена и потоплена японская мини-субмарина.

В 7:02 при помощи РЛС американцам удалось засечь приближающихся японцев, однако лейтенант Тайлер успокоил персонал станции, сказав, что это свои. Аналогичную информацию передала и радиостанция, которая использовалась для пеленгации. В тот день на базу действительно должны были прилететь бомбардировщики B-17, однако радару повезло засечь именно японцев.

Уже спустя 40 минут началась атака, и стали слышны первые взрывы. Несмотря на начавшийся хаос и разруху, ровно в 8:00 военные музыканты на USS Nevada начали исполнять гимн США. В это же время и было отправлен сигнал тревоги, гласивший: «Воздушный налет на Перл-Харбор — это не учения».

Поскольку в гавани не оказалось авианосцев, это внесло беспорядок в действия японцев, которые были вынуждены выбирать цели по своему усмотрению. По итогу налета оказались потоплены 4 линкора, 2 эсминца и минный заградитель. 3 легким крейсерам, 4 линейным кораблям и 1 эсминцу были нанесены тяжелые повреждения. Также американцы потеряли более 188 самолетов сбитыми и еще 159 поврежденными. Особенно тяжело пришлось личному составу — 2 403 убитых (1 102 погибли на борту линкора «Аризона», который был взорван), при этом число раненых достигло отметки в 1 178. Японцы же потеряли всего 29 самолетов уничтоженными и 74 поврежденными.

Вторая волна состояла из более чем 160 самолетов. Среди них было 54 — B5N2, 78 — D3A1 и 35 — A6M2. В её состав не были включены торпедоносцы, поскольку основная ставка была сделана именно на первую волну, причем уменьшили даже истребительное прикрытие. Тем не менее, этому эшелону и было суждено встретить самое ожесточенное сопротивление — американцы уже смогли поднять в воздух несколько истребителей, хоть и большая часть из них уже была уничтожена.

Навигация

Примечания

  1. Линкоры Западная Вирджиния (BB-48) и Калифорния (BB-44) были потоплены в Пёрл-Харборе, а впоследствии подняты и возвращены в строй
  2. , p. 288
  3. Barnhart, Michael A. (1987), , Cornell University Press, ISBN 978-0-8014-1915-7
  4. Werner Gruhl (2007). . Transaction Publishers. p.39. ISBN 978-0-7658-0352-8
  5. ↑ Peattie, Mark R. & Evans, David C. (1997), , Naval Institute Press, ISBN 0-87021-192-7
  6. Edward S. Miller (2007), , Naval Institute Press, сс. , ISBN 978-1-59114-500-4
  7. Gailey, Harry A. (1997), War in the Pacific: From Pearl Harbor to Tokyo Bay, Presidio, ISBN 0-89141-616-1
  8. Borch, Frederic L. & Martinez, Daniel (2005), , Naval Institute Press, ISBN 978-1-59114-090-0
  9. Hellions of the Deep: The Development of American Torpedoes in World War II. By Robert Gannon, Published by Penn State Press, 1996, page 49.ISBN 0-271-01508-X
  10. Wetzler, Peter (1998), , University of Hawaii Press, ISBN 978-0-8248-1925-5
  11. Bix, Herbert P. (2000), , Diane Pub Co, ISBN 978-0-7567-5780-9
  12. Noted by Arthur MacArthur in the 1890s. Manchester, William. American Caesar
  13. Яковлев Н. Н. Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года. Быль и небыль. — М.: Политиздат, 1988. — С. 72—73. — 286 с. — 100 000 экз.
  14. ↑ PEARL HARBOUR ATTACK — 7 December 1941
  15. Zimm A. Attack on Pearl Harbor: Strategy, Combat, Myths, Deceptions, Casemate Publishers, 2013 ISBN 978-1-61200-197-5
  16. Martin Gilbert. The Second World War (1989). P. 272.

Перл-Харбор до 1941 года

В 1875 году США и королевство Гавайи заключили договор о сотрудничестве, по которому флот США получал доступ к гавани Перл-Харбор в обмен на специальные условия для импорта гавайского сахара в США. Позже, по итогам Испано-Американской войны 1898 года США окончательно захватили Гавайи.

После аннексии гавань была расширена, что дало возможность принять больше кораблей. В 1908 году была построена судоверфь.

Герб Российской империи

Большой государственный герб России, 1882 год

Герб, утверждённый Павлом I в 1799 г.

Подробнее по этой теме см. Герб Российской империи.

В 1730—1740-х годах герб получает надолго закрепившуюся форму. В 1736 году императрица Анна Иоанновна приглашает швейцарца по происхождению, шведского гравёра И. К. Гедлингера, который выгравировал к 1740 году Государственную печать, с небольшими изменениями использовавшуюся до 1856 года.
После завоевания Мальты Наполеоном император Павел I становится главой Мальтийского Ордена. В 1799 году Павел I подписывает «Указ о включении в российский герб Мальтийского креста под короной». Крест разместился на груди орла, под московским гербом (который был назван «коренным гербом России»).
Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. В 1800 году он предложил сложный герб, на котором в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. Однако, принять этот герб до смерти Павла не успевают.

К этому времени появляются различные варианты герба: к примеру, орёл мог иметь одну корону и держать венок, молнии или факел. Император Николай I принимает два официальных типа гербов: на одном, упрощённом, у орла только основные элементы. На втором официальном варианте герба на крыльях орла появляются титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финский.

При императоре Александре II под руководством герольдмейстера барона Кёне была проведена геральдическая реформа. Орёл на рисунке получил новые черты, позаимствованные у западной Европы — например, герб с Георгием Победоносцем был повёрнут влево от зрителя. Малый государственный герб был утверждён 8 декабря 1856 года. На нём также добавились щиты с гербами территорий в составе Российской империи.

Всего же к 11 апреля 1857 года был создан и принят целый комплект из гербов, включая Большой, Средний и Малый государственные гербы, и прочие — в общей сложности сто десять рисунков. Герб останется практически неизменным вплоть до самой февральской революции, будут вноситься лишь небольшие изменения: например, при императоре Александре III добавится герб Туркестана — ещё одной провинции Российской империи.

Эмблема России 1917 года

Гербовый орёл 1917 года

В 1917 году после отречения от власти Николая II встал вопрос о новом государственном гербе. «Для разъяснения» данного вопроса собралась группа специалистов: В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий, Г. И. Нарбут, И. Я. Билибин. Это были прекрасные знатоки геральдики, однако решение их отличалось выжидательностью. Они не признавали возможным до созыва Учредительного собрания решать вопрос о государственном гербе России, но считали, что допустимо использование «во всех предусмотренных законом случаях» двуглавого орла без всяких атрибутов и без Георгия Победоносца на груди. Этого орла нарисовал Билибин: двуглавая птица без атрибутов украшала печать временного правительства.

В период Временного правительства с двуглавым орлом конкурировала и свастика — бегущий крест, когда-то солярный знак и символ вечности, благополучия, прогресса. По-видимому, именно в этом качестве она «приглянулась» Временному правительству, которое избрало её вместе с двуглавым орлом и изображением Таврического дворца (где размещалась Государственная дума) в качестве символов новой, демократической России.

Поиск нового

Утверждённый в 1925 году социалистический символ изжил себя спустя какие-то лет десять даже на официальном уровне. «Герб некоторое время применялся “при необходимости обозначать принадлежность имущества Московскому совету, Губернскому исполнительному комитету, его отделам и предприятиям”».

Злую шутку с новым гербом сыграли переизбыток производственных эмблем и сложная композиция: место в нём нашлось и для пятиконечной звезды, и обелиска, и серпа с молотом, и для зубчатого колеса и связанных с ним ржаных колосьев, и для наковальни с челноком и даже динамо-машины.

Этот герб, кстати, сохранился в узоре ограды Каменного моста через Москву-реку.

В середине прошлого века делались-таки попытки придумать новый герб, но ничего не выходило. В 1964 году Главное архитектурно-планировочное управление Мосгорисполкома объявило открытый конкурс на создание герба, предложив совместить национальные традиции древней столицы и достижения столицы социалистического государства. Получили 177 проектов, но выбрать победителя так и не смогли. Многие художники, к слову сказать, в своих работах возвращались к образу всадника, побеждающего змея.

Правление Ивана Грозного и превращение двуглавого орла в герб

Официальным государственным гербом Российской империи двуглавого орла сделал внук Ивана III Иван IV, более известный как Грозный. Он царствовал с 1547 по 1584 годы. Эмблема во время его правления претерпела следующую трансформацию. Сначала на малом щите по центру орла изображался единорог, через несколько лет его сменил всадник, который первое время символизировал монарха, на что указывала в том числе и корона на его голове. Однако затем наездника стали называть Георгием Победоносцем, правда, официальное закрепление эта трактовка получила намного позднее.

После смерти Ивана Грозного на престоле воцаряется его сын, Федор Иванович «Блаженный». При нем главный образ герба Российской империи — орел — становится «православным». Головы хищной птицы теперь венчает не только корона как атрибут монаршей власти, но и голгофский крест, который олицетворяет страдания и мученическую смерть Христа.

Источники

Литература:

  1. Б.Б. Шофилд: «Битва за Средиземное море. Взгляд победителей».
  2. Агава Хироюки: «Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор».
  3. О. Дорошкевич: «Самолёты Японии Второй Мировой войны».
  4. А. В. Мандель, В.В. Скопцов: «Линейные корабли Соединённых Штатов Америки. Часть 2».
  5. М. Футида, М. Окумия: «Сражение у атолла Мидуэй».
  6. С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин: «Все крейсера Второй Мировой».
  7. С.Э. Морисон: «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942».
  8. Ф. Шерман: «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою».
  9. А. Больных «Авианосцы».
  10. Michael Keith Olson: «Tales From a Tin Can: The USS Dale from Pearl Harbor to Tokyo Bay».
  11. «Война в воздухе №44: «Пёрл-Харбор: Япония наносит удар».

Документальные фильмы:

  1. Документальный фильм режиссёра Эрика Нельсона: «Pearl Harbor. Death of the Arizona» (пер. с англ.: Пёрл-Харбор. Гибель «Аризоны»).

Иллюстрации:

  1. www.navsource.org
  2. www.waralbum.ru

Примечания[править]

Символы Московского княжества

Печать Ивана III, 1497 год

Подробнее по этой теме см. Символы Московского княжества.

На печати Ивана III Великого, доставшейся от Василия II Васильевича Темного, изначально был изображён лев, терзающий змею (Лев — символ Владимирского княжества). Однако в конце XV века был избран новый символ государства — ездец, употреблявшийся ещё в Киевской Руси. Вторым символом был избран двуглавый орёл, копируя символику Священной Римской империи — сильнейшего государства Западной Европы, московский князь изображал себя наследником восточной части распавшейся Римской империи — . У Ивана III был формальный повод — он был женат на Софии Палеолог, происходившей из последней правящей в Византии династии, дочери морейского деспота. Этот символ был не семейным, а родовым знаком всей династии.

После окончательной ликвидации зависимости от Золотой Орды впервые появляется великокняжеская печать Ивана III. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать, скрепившая в 1497 году его грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения позолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Грановитой палаты в Кремле.

Постреволюционные изменения герба

После февральской революции власть оказалась в руках Временного правительства, перед которым встал вопрос: что делать с гербом? В результате консультаций с известными специалистами в области геральдики было принято решение оставить двуглавого орла как основу государственной эмблемы, только лишив его всей царской атрибутики: скипетра, державы и корон. Также был убран Георгий Победоносец.

Пришедшие к власти в результате Октябрьской революции большевики полностью отказались от прежнего государственного символа, заменив его собственным. Герб в эпоху существования Советской власти выглядел следующим образом: на красном щите по центру был изображен глобус, на котором располагались перекрещенные серп с молотом. Они освещались восходящим солнцем, расположенным снизу, а сверху находилась красная пятиконечная звезда, окаймлялась вся эта картина золотыми колосьями, расположенными по бокам в форме полукругов.

Что касается прежнего герба, то он вернулся только тогда, когда СССР прекратил свое существование, и вместо социалистического строя установился капиталистический.

Источники

  • Гербы городовъ, губернiй, областей и посадовъ Россiйской Имперiи, внесенные въ полное собранiе законовъ съ 1649 по 1900 годъ/ составилъ. П. П. фонъ-Винклеръ;
  • Гербы и символы Белгородской области;
  • Государственные символы России (kremlin.ru);
  • «Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской геральдической символизации» Изложил Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год.
  • Манифест императора Павла I о полном гербе Всероссийской империи. Утвержден 16 декабря 1800 г.;
  • Сайт Геральдического совета при Президенте Российской Федерации;
  • Указ Президента РФ от 30.11.1993 N 2050 (ред. от 25.09.1999);
  • Указе «О титуле царском и государской печати» от 14 декабря 1667 года.
  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона».
  • Часть фотографий предоставлена Оранским А.В. и запрещена к копированию.

Личная жизнь

Первой женой Ивана III стала княжна Мария Тверская, которая родила ему сына, прозванного Иваном Молодым. Спустя три года он женился на Софье (или Зое) Палеолог, греческой принцессе, приходившейся Константину XI, последнему византийскому императору, крестницей и племянницей.

Вместе с этим браком в жизнь царя и Москвы было внесено ряд новшеств. В этикет были внесены изменения. Например, для того чтобы женить Василия III, ее с Иваном сына, был введен такой византийский обычай, как смотрины невест.

Софья Фоминична занялась перестройкой столицы. Из Западной Европы она вызвала зодчих и художников, чтобы они занялись украшением дворца и всего города. Были воздвигнуты новые храмы и дворцы.

Так, итальянцем Фиорованти были возведены соборы – Успенский и Благовещенский. Москву украсила Грановитая палата, Кремлевские башни, Теремной дворец, выстроили Архангельский собор.

Существует предание, что именно с подачи Софьи государем была разорвана очередная ханская грамота и было отказано Орде в уплате дани. Это произошло вопреки мнению бояр, которые советовали Ивану подчиниться.

Судя по некоторым свидетельствам, между Иваном Великим и Софьей Палеолог существовала взаимная любовь. Правитель прислушивался к советам просвещенной и мудрой супруги, что было не по душе боярам, претендовавшим на безраздельное влияние на государя. В их браке на свет появилось четыре дочери и пять сыновей. Государственную власть унаследовал один из них, это был Василий III.

Ивана Третьего не стало в октябре 1505 года. Свою супругу он пережил на два года. Великий князь похоронен в Архангельском соборе. В 1929 году в этот же храм были перенесены останки его обеих жен.

Преобразования государственного герба в период Смутного времени

Три короны у орла появляются в эпоху правления Бориса Годунова: они олицетворяли три захваченных Россией татарских ханства.

Середина 16 века вносит новые изменения в облик орла. Он становится более воинственным и агрессивным. Птицу начинают рисовать с широко раскрытым клювом и высунутым языком, как бы демонстрирующую готовность к нападению. Многие историки считают, что на такую корректировку орлиного образа повлияла европейская мода.

Также можно отметить активное применение печати с оттиском герба российской империи на протяжении всего периода Смутного времени.

Как выглядит современный герб Российской Федерации

Герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла с расправленными и поднятыми вверх крыльями, который размещен на фоне красного щита. В правой лапе орел держит скипетр, а в левой — державу (золотой шар с крестом наверху) — они являются символами высшей государственной власти. Обе головы птицы венчают короны, и еще одна, большего размера, находится между ними, ровно посередине, но выше уровнем. Все три царских головных убора соединены золотой лентой. Грудь орла украшает малый красный щит, на котором нарисован всадник на белоснежном коне, убивающий копьем дракона.

Стоит отметить, что общий фон эмблемы может быть и белого цвета в том случае, если она располагается на госучреждениях и официальных документах.

Теперь рассмотрим, что означает каждый из элементов российского герба.

От Ивана III до Петра I

Большая государственная печать царя Ивана IV Васильевича (Грозного)

Развития российского герба неразрывно связано с историей Руси. Орел на печатях Иоанна III был изображен с закрытым клювом и больше был похож на орленка. Россия того времени и была еще орленком, молодым государством. В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображен уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. В это время Россия укрепляла свои позиции: монах Филофей отправляет послание Василию III со своей теорией о том, что «Москва – это Третий Рим».

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одерживает победы над Астраханским и Казанским царствами, присоединяет Сибирь. Могущество русского государства отражено и на его гербе: двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. Лицевая сторона печати: на груди орла изображен немецкий щит вырезанной формы с единорогом — личным знаком царя. Все символы в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыри. Оборотная сторона печати: на груди орла щит с изображением святого Георгия Победоносца.

21 февраля 1613 г. Земским собором на царство избран Михаил Федорович Романов. Его избрание положило конец смутам, имевшим место в период после кончины Ивана Грозного. Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории России, которая в это время становится единым и довольно крепким государством. Это обстоятельство сразу же отражается на гербе: над орлом вместо восьмиконечного креста появляется третья корона. Трактовка этого изменения разная: символ Святой Троицы или символ единства великорусов, малороссов и белорусов. Есть еще и третье толкование: завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Алексей Михайлович Романов (1645-1676) завершает русско-польский конфликт заключением Андрусовского перемирия с Польшей (1667). Российское государство становится равноправным с другими европейскими государствами. В период царствования Алексея Михайловича Романова орёл получает символы власти: скипетр и державу.

Большая государственная печать царя Алексея Михайловича

По просьбе царя император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Это сочинение и положило начало развития российской геральдики. У орла подняты вверх и полностью раскрыты крылья (символ полного утверждения России как мощного государства; главы его венчают три царские короны; на груди — щит с московским гербом; в лапах — скипетр и держава.

Лаврентием Хурелевичем в 1667 г. впервые было дано официальное описание российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».

Николай I

Герб Николая I

Правление Николая I (1825-1855) было подчеркнуто твердым  и решительным (подавление восстания декабристов, ограничение статуса Польши). При нем с 1830 г. гербовой орел стал изображаться с резко поднятыми крыльями (так оставалось до 1917 года). В 1829 г. Николай I короновался на царство Польское, поэтому с 1832 г. герб Польского царства включен в российский герб. В конце царствования Николая I управляющий департаментом герольдии барон Б. В. Кене пытался придать гербу черты западноевропейской геральдики: изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться во французском щите, всадника следовало повернуть, согласно геральдическим правилам, в левую от зрителя сторону. Но в 1855 г. Николай I скончался, и проекты Кене были реализованы лишь при Александре II.

Старый герб

Именно он, всадник-змееборец в его каноническом понимании, и был утверждён императрицей Екатериной II в качестве центрального элемента первого герба Москвы 20 декабря (31 декабря по новому стилю) 1781 года. «Город Москва, имеет старый герб. Святый Георгий на коне, против того ж, как в средине Государственного герба, в красном поле, поражающий копиемъ чернаго змия».

Чиновники герольдмейстерской конторы во главе с Иоганном фон Энденом были профессионально точны и, готовя законодательные акты, тщательно проверяли наличие у города какой-либо существовавшей ранее символики. Если подобные факты были обнаружены, город получал старый герб.

Именно это и произошло с Москвой, эмблема которой стала частью государственного герба ещё в XVI веке. На больших государственных печатях царей Иоанна Васильевича Грозного и Фёдора Иоанновича московский герб — всадник на коне — изображён на особом щите посередине. «Неразделён с Всероссийским гербом был герб Москвы. Настоящее его место есть в сердце Русскаго орла, как средоточие, из котораго выросло Государство».

Впервые же образ святого Георгия, или «человека на коне», «ездеца», «великого государя на аргамаке», стал использоваться великим князем Московским Иваном III Васильевичем в XV веке. Он появляется на его монетах, наградных деньгах, а с 1497 года его изображение становится обязательным для всех печатей русских государей.

Теории появления в России двуглавого орла как официального символа

Начало биографии

Видео: Герб России (документальный фильм)

Детали

В 1720-х годах произошло знаменательное событие. По приглашению Петра I работой над составлением гербов царств, провинций и городов занялся пьемонтский дворянин Франциск (Франц Матвеевич) Санти. Именно ему принадлежит первое в истории колористическое решение московского герба. «Поле красное, на котором изображён святой Георгий с золотою короною, обращён он налево, он же одет, вооружён и сидит на коне, который убран своею збруею с седловою приправою с покрышкою и подтянут подпругами, а всё то колера серебряного или белого; оной святой Георгий держит своё копье в пасти, или во рту, змия чёрного».

Одежда всадника на московском гербе изменялась постоянно в зависимости от того, кем его подразумевал художник.

«Он был или в шишаке, если в нёмъ видели воина, который колол копьем змия, или в Мономаховой короне, каким он изображен на печатях Царя Михаила Феодоровича, ибо представлял самого Великаго Князя, или же в короне княжеской на печатях Царя Алексея Михайловича… Иногда, хотя и реже, всадник в Государственном гербе представлялся с обнаженною головою».

Допускались вольности и в степени поражения змея: «То копье только вонзилось в животное, то оно пронзило его, то змей как бы жалитъ коня в ногу, то конь давит дракона в самую грудь».

Герб Русского царства

Герб с печати Алексея Михайловича, 1667

Подробнее по этой теме см. Герб Русского царства.

Гербом двуглавый орёл становится при Иване Грозном, первом русском царе. Герб Русского государства дополняется в центре сначала единорогом, а затем — вместо него — московским символом — всадником-змееборцем. Также появляется православная символика, отражающая роль официальной религии.

Всадник традиционно воспринимался как изображение государя. Со времени Ивана Грозного и раньше всадник на русских монетах и печатях трактовался как «князь великий на коне, а имея копье в руце». Подобная трактовка изображения оставалась неизменной до начала 18-го века, и только в петровское время (примерно с 1710-х) его впервые стали называть «святым Георгием». Это было связано с установлением имперской эмблематики. (См. также Орден Подвязки Ивана Грозного).

На большой печати Бориса Годунова (не позже 1604 года) двуглавый орёл изображается с тремя коронами. Три короны означали завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства.

Печать Ивана IV, 1539

Во времена смуты русский государственный символ активно использовался Лжедмитриями (I, II, III). В отличие от предыдущих, в одной из печатей Лжедмитрия I всадник был повёрнут направо по западноевропейской геральдической традиции (что говорит об иностранном происхождении печати).

Во времена царя Алексея Михайловича орёл получает символы власти: скипетр и державу.

Во времена правления Петра I секретарь австрийского посла в России И.-Г. Корб ведёт «Дневник путешествия в Московию», в котором описывает приближённых Петра и расправу над стрельцами. Дневник интересен как очередной взгляд на Россию глазами иностранца, в том числе содержит подробный рисунок государственной печати.

После 1699-го года герб изображается с элементами Андреевского ордена, введённого Петром.[источник не указан 607 дней]Орёл не имевший до того постоянного цвета, становится чёрным до конца династии Романовых.[источник не указан 607 дней]«Ездец» на гербе иногда именуется «государем» (указ 1704 года), но по сути изображается Георгий Победоносец, что зафиксировано в более поздних документах 1730-х годов.[источник не указан 607 дней]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector