Корабль на перепутье: ввод в строй бдк «иван грен»

Осознание проблемы

Последствия распада СССР к началу XXI века аукнулись практически обвальным сокращением корабельного состава ВМФ Российской Федерации. В числе пострадавших оказались и большие десантные корабли. Из тройки самых крупных БДК проекта 1174 (полное водоизмещение 14060 тонн) из «игры» вышли все три. Из 14 стареньких БДК проекта 1171 (полное водоизмещение 4360 тонн) осталось 4. Из 27 БДК проекта 775 (полное водоизмещение 4400 тонн) в строю уцелело 15.

При этом именно БДК оказались едва ли не самыми востребованными боевыми кораблями ВМФ. Правда, объяснялось это не тем, что нашему Флоту приходилось непрерывно высаживать морские десанты, а тем, что у этого самого Флота не оказалось войсковых транспортов. В роли таковых и пришлось использовать уцелевшие БДК. Те при этом, понятное дело, тратили свой драгоценный ресурс и уж точно не молодели…

Необходимость постройки новых БДК на смену кораблям советской эпохи была в полной мере осознана командованием ВМФ РФ еще в конце «лихих девяностых». Но какие десантные корабли нужны Флоту? Ответить на этот вопрос было не так просто, как может показаться.

Например, в Соединенных Штатах идея высадки людей и техники на необорудованное побережье непосредственно с крупных десантных кораблей к этому времени уже считалась анахронизмом. Крупный корабль — это крупная цель. Подгонять большой десантный корабль прямо к вражескому берегу означало сознательно подставлять его под удар. Поэтому ВМС США деятельно занимались отработкой доктрины «загоризонтной высадки» и «вертикального охвата».

Согласно ей, десантный корабль оставался вне зоны видимости с вражеского берега, а высадкой людей и техники занимались базирующиеся на «десантнике» скоростные плавсредства и вертолеты. Специально под эту доктрину в Штатах строились универсальные десантные корабли полным водоизмещением свыше 40000 тонн, способные нести не только несколько десятков вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки, но и 12 десантных катеров с возможностью замены дюжины десантных катеров тройкой ДКА на воздушной подушке.

ВМФ СССР на пике своего развития тоже стал «подбираться» к чему-то похожему. По этой причине и были заложены БДК проекта 1174 с четверкой вертолетов Ка-29 каждый. Помимо вертолетов, эти БДК могли принимать в доковую камеру еще и разнообразные десантные катера. Но использование газотурбинных установок и недостатки общей компоновки предопределили недолгую жизнь БДК проекта 1174 в ВМФ РФ. Эти корабли в силу объективных причин достаточно быстро перешли в разряд неходовых…

Варианты[править]

Сколько весит т 72?

Импорт как источник проблем

Основная проблема всего проекта — большое количество импортных комплектующих. В свете последних событий от них требуется срочно отказаться и заменить отечественными. А потому инженеры и сегодня продолжают дорабатывать многострадальный проект. В принципе, все требуемые компоненты уже были поставлены ранее, так что сложности ожидаются только со вторым кораблем. Но сложности эти немалые.

Судно нуждается в замене большого количества импортных комплектующих, которые изначально предусматривались спецификациями. Так, уже возникли немалые сложности с выбором систем очистки и опреснения воды. Впрочем, производители говорят, что у отечественных компаний есть опыт производства такого рода комплектующих, так что вопрос опять-таки утыкается в бюджет. Надежд прибавляет и то, что второй корабль уже будут строить по проверенной схеме, а не с нуля. Уже заложены несколько секций корпуса.

Вообще, «корень зла» этого проекта в том, что после развала Союза внезапно оказалось, что едва ли не все предприятия, которые производили комплектующие для кораблестроения, оказались за границей. В частности, на украинской территории.

БДК проекта 11711 на сегодняшний день

Так как проект 11711 на сегодняшний день частично реализован, можно с уверенностью сказать, что постройки запланированных 5-6 больших десантных кораблей в рамках этого проекта не предвидится. Корабль «Иван Грен», который сейчас проходит комплекс испытаний, должен войти в состав флота (скорее всего Балтийского) в конце декабря 2020 либо в начале 2020 года.

Второй корабль, который начали строить в 2010 году, должен быть построен в запланированные сроки. После постройки корабля «Пётр Моргунов» проект 11711 будет, скорее всего, закрыт. Это связано с тем, что за прошедшие годы появилось множество новых разработок, в результате чего корабли проекта 11711 кажутся уже достаточно устаревшими.

Несмотря на то, что большие десантные корабли проекта 11711 не являются передовыми в своём классе, теперь у России есть опыт в строительстве судов подобного класса. Можно с уверенностью сказать, что в случае достаточного финансирования последующих проектов подобного масштаба, Россия сможет в короткие сроки разработать и выпустить более современные большие десантные корабли класса «судно-док».

Упорству храбрых…

Первоначально предполагалось, что Флот получит «Грена» еще в 2008 году. Фактически же новый БДК удалось спустить на воду и приступить к его дальнейшей достройке лишь 18 мая 2012 года. 

Правда, ситуацию несколько скрашивало то, что в 2010 году завод «Янтарь» получил контракт на строительство еще одного БДК проекта 11711. Контракт-то завод получил, но… Но тут случились известные события 2014 года в Крыму, которые аукнулись, во-первых, отказом Парижа отдавать Москве построенные для нее «Мистрали», во-вторых, отказом ряда западных поставщиков отгружать для «Грена» нужное России оборудование. 

С одной стороны, потеря «Мистралей» вновь актуализировала для ВМФ РФ тему скорейшего ввода в строй «Грена». С другой стороны, решение возникших проблем с импортозамещением вновь сдвинуло вправо сроки готовности головного БДК проекта 11711 и не позволило приступить к закладке второго БДК того же проекта. 

К лету 2015 года задача адаптации проекта 11711 под отечественное оборудование была в целом решена. Параллельно «набирал обороты» «Сирийский экспресс», так что каждый БДК для ВМФ РФ оказался буквально на вес золота. Вместе эти обстоятельства способствовали тому, что 11 июня 2015 года наконец-то был заложен второй БДК проекта 11711. Он получил названием «Петр Моргунов». 

Предполагалось, что ВМФ РФ получит 6 БДК проекта 11711. Однако не самая радостная картина застрявшего у заводского причала «Грена», который на момент закладки «Моргунова» не только все еще достраивали, но и продолжали переделывать, поубавила флотский оптимизм в отношении данного проекта. В результате было озвучено решение о сокращении серии новых БДК до «Грена» и «Моргунова» «ввиду принятия решения о создании более крупных кораблей нового поколения». По мнению представителей Минобороны РФ, водоизмещение БДК нового поколения превысит 14000 тонн… 

&nbsp/&nbspОбъединенная судостроительная корпорация

Говоря проще, три года назад командование ВМФ РФ вернулось к той точке, с которой в 1998 году стартовал проект 11771. Флоту понадобился улучшенный вариант советского БДК проекта 1174, способный к «загоризонтной высадке» и «вертикальному охвату»!

А вот еще кое-что для тех, кто не понял. Сокращение серии с шести кораблей до двух не позволило заметно снизить стоимость постройки БДК проекта 11711, оставив ее очень высокой. 

Но двинемся дальше.

Пока приободренный возвращением в ВМФ РФ моды на БДК-вертолетоносцы Крыловский государственный научный центр устраивал презентации настольных моделей отечественных универсальных десантных кораблей будущего, проходивших под шифрами «Прибой» и «Лавина», на «Янтаре» достраивали «Грена» и строили «Моргунова». После фантастических средств и сил, затраченных с 1998 года на проектирование и создание БДК проекта 11771, Флот просто обязан был получить хоть что-то!.. Пусть это «что-то» и было уже переведено в разряд бесперспективных проектов путем сокращения серии до двух кораблей. 

21 июня 2016 года «Иван Грен» наконец-то смог отправиться на заводские, а за ними и на государственные испытания. Они проходили, мягко говоря, сложно. Это явствует хотя бы из того, что приемный акт о завершении государственных испытаний «Ивана Грена» был подписан только 2 июня 2018 года. 

По не подтвержденной официально информации, «Грен» испытывал проблемы с остойчивостью, недостаточным сектором обстрела для артустановок, размагничиванием, управляемостью при движении задним ходом… Корабль возвращался на завод, лечил свои «детские болезни», снова уходил на испытания, обнаруживал новые «косяки», вновь брал курс на завод… Словом, упорству храбрых поем мы песню. 

Затем заказчик корабль наконец-то принял. 

&nbsp/&nbspОбъединенная судостроительная корпорация

Чехарда на стапеле

Итак, что строить? После некоторых размышлений, от логичной идеи постройки улучшенной версии БДК проекта 1174 командование ВМФ РФ решило отказаться: это было крайне дорого и сложно (напомним, на дворе стояли 1990-е). Альтернативный и относительно дешевый вариант постройки в интересах ВМФ войскового транспорта в корпусе какого-нибудь ролкера тоже интереса у командования Флота не вызвал. В общем, на смену старым «десантникам» хотелось получить новые «десантники», но под какие конкретно задачи — этого, похоже, толком никто не представлял. Поэтому техзадание для нового корабля получалось достаточно расплывчатым. Из серии «Пойди туда, не знаю куда, и там построй то, не знаю что».

Проектирование будущего БДК проекта 11711 началось по техзаданию ВМФ России в 1998 году в Невском Проектно-Конструкторском бюро в Санкт-Петербурге. Поскольку финансы на тот момент откровенно пели романсы, сначала речь вообще шла о постройке чего-то совсем небольшого, типа нового среднего десантного корабля. Но довольно быстро здравый смысл победил, да и средства, видимо, нашлись, так что проект нового десантного корабля был переформулирован именно в проект БДК. 

Ради ускорения проектирование решено было использовать для нового БДК размерения и обводы корпуса отлично зарекомендовавшего себя БДК проекта 1171 (строились в 1964–1975 годах). Это ограничило водоизмещение будущего нового БДК цифрой 5000 тонн. В целом у Невского ПКБ получался классический советский БДК. Впрочем, были и отличия: две (носовая и кормовая) надстройки вместо одной, вертолетный ангар, пара вертолетов Ка-29, а также улучшенные условия обитания экипажа и десанта.

&nbsp/&nbspМинобороны РФ

23 декабря 2004 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде первый БДК проекта 11711, получивший имя «Иван Грен», был заложен. После чего началась чехарда. Командование ВМФ с завидным постоянством меняло свои взгляды на будущее использование «Грена», что приводило к постоянным корректировкам проекта уже начатого постройкой корабля. 

Например, изначально вооружение БДК должно было состоять из 100-мм артустановки А-190М, двух зенитно-артиллерийских комплексов «Палаш» и двух пусковых установок реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». Но затем все это «великолепие» съежилось до одной двухавтоматной 30-мм автоматической артустановки «Дуэт», пары 30-мм шестиствольных автоматических артустановок АК-630М, пары 14,5-мм тумбовых пулеметных установок «Жало» и комплекса выстреливаемых пассивных помех. 

Кроме того, исходно предполагалось, что БДК будет высаживать технику на берег «бесконтактно». То есть, не доходя до берега, будет вставать на якорь, опускать носовую аппарель и наводить от нее до берега понтонный мост. Затем от идеи «бесконтактности» отказались. Потом к ней вернулись. Потом… Ну, в общем, вы поняли. 

Все это раз за разом «резало» проект и сам строящийся корабль «по живому», всячески отодвигая сроки готовности. Одновременно в конструкцию корабля стали внедрять стелс-технологии. Одновременно начались перебои с финансированием. Одновременно в России стали подумывать о приобретении у Франции универсальных десантных кораблей эконом-класса «Мистраль», что ставило под вопрос необходимость достройки головного БДК проекта 11711… 

wikipedia.org &nbsp/&nbsp

Аналоги

  • Вuque de Аpoyo Logistico (BAL) — «корабли транспортного обеспечения», фактически танкодесантные корабли, созданные на основе американских танкодесантных кораблей «LST-542» времён Второй мировой войны. С 2011 года построено и вошло в состав ВМС Мексики 2 единицы. При водоизмещении 3666 т, скорости 12 узлов имеют следующее вооружение: 5 — 40 мм Bofors L/70.
  • Десантные корабли класса Magar (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Магар» были созданы на базе десантного корабля типа «Sir Lancelot» ВМС Великобритании. С 1987 года построено и вошло в состав ВМС Индии 2 единицы. При водоизмещении 5665 т, скорости 15 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 122 мм РСЗО, 4 — 40 мм Bofors. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолёта (ВПП на 2 верт.). Экипаж состоит из 20 офицеров и 235 матросов.
  • Десантные корабли класса Shardul (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Шардул» являются дальнейшим развитием десантных кораблей типа «Магар». Изменения затронули улучшение обитаемости экипажа, мореходных качеств, а а также уменьшилась эксплуатационная стоимость. В 2002—2009 годах построено и вошло в состав ВМС Индии 3 единицы. При водоизмещении 5650 т, скорости 15,8 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 140 мм РСЗО «WM-18», 4 — 30 мм CRN-91 AA, ПЗРК. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолета (ВПП на 2 вертолёта). Корабли также могут быть использованы в качестве госпиталей или танкеров. Экипаж состоит из 11 офицеров и 145 матросов.
  • Десантные корабли класса Type 072III (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Тип 072-III» (Yuting-II класс) являются современным основным типом БДК в ВМФ Китая. В 2003—2005 годах построено и введено в строй 10 единиц. При водоизмещении 3430 т, скорости 18 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 37 мм тип «76F» AAA, ПЗРК. Оборудован ВПП на 1 вертолёт. (ангара не предусмотрено).
  • Десантные корабли класса Jason (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Ясон», являются основными десантными кораблями ВМФ Греции. В 1986—2000 годах построено и введено в строй 5 единиц. При водоизмещении 4470 т, скорости 16 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 76-мм АУ «Oto Melara», 2 — 40 мм АУ «Breda», 4 — 20 мм АУ «Rheinmetall». Оборудован 4 десантно-высадочными средствами LCVP и ВПП на 1 верт. (ангара не предусмотрено).

Состав серии

Постройка больших десантных кораблей проекта 775 производилась с 1974 по 1985 гг. Постройка головного корабля «СДК-47» (заводской номер — 1)  была осуществлена в 1974 году в Польской Народной Республике. Всего в этом проекте было построено 25 кораблей, а в проекте 775М (с модернизированным вооружением) – 3 корабля. Один из кораблей 775 был экспортом отправлен в Йемен, в 1979 году.
 
Проект 775:

  • СДК-47 (БДК-47); Бортовой номер — 134; Заводской номер — 775/1; Введен в эксплуатацию — 01.07.1974; Флот – БФ
  • СДК-48 (БДК-48); Бортовой номер — 061; Заводской номер — 775/2; Введен в эксплуатацию — 30.06.1975; Флот — ТОФ
  • СДК-63 (БДК-63); Бортовой номер — 083; Заводской номер — 775/3; Введен в эксплуатацию — 30.06.1975; Флот — ТОФ
  • СДК-90 (БДК-90); Бортовой номер — 058; Заводской номер — 775/4; Введен в эксплуатацию — 30.11.1975; Флот- ТОФ
  • СДК-91 (БДК-91), «Оленегорский горняк»; Бортовой номер — 012; Заводской номер — 775/5; Введен в эксплуатацию — 30.06.1976; Флот — СФ
  • СДК-181 (БДК-181); Бортовой номер — 083; Заводской номер — 775/6; Введен в эксплуатацию — 09.10.1976; Флот — ТОФ
  • СДК-182 (БДК-182), «Кондопога»; Бортовой номер — 027; Заводской номер — 775/7; Введен в эксплуатацию — 30.11.1976; Флот — СФ
  • СДК-183 (БДК-183), «Котлас»; Бортовой номер – 035; Заводской номер — 775/8; Введен в эксплуатацию — 15.03.1977; Флот СФ
  • СДК-197 (БДК-197); Бортовой номер – 055; Заводской номер — 775/9; Введен в эксплуатацию — 21.09.1977; Флот — ТОФ
  • СДК-200 (БДК-200); Бортовой номер – 011; Заводской номер — 775/10; Введен в эксплуатацию – 1977; Флот — СФ
  • СДК-55 (БДК-55), «Александр Отраковский»; Бортовой номер — 031; Заводской номер — 775/11; Введен в эксплуатацию — 30.07.1978; Флот — СФ
  • СДК-119 (БДК-119); Бортовой номер — н/д; Заводской номер — 775/12; Введен в эксплуатацию — 27.02.1979; Флот — ТОФ, ВМС Йемена.

Проект 775/II:

  • БДК-14; Бортовой номер – 070; Заводской номер — 775/13; Введен в эксплуатацию — 31.08.1981; Флот — ТОФ
  • БДК-101, «Ослябя»; Бортовой номер – 066; Заводской номер — 775/14; Введен в эксплуатацию — 19.12.1981; Флот — ТОФ
  • БДК-105; Бортовой номер – 125; Заводской номер — 775/15; Введен в эксплуатацию — 02.03.1982; Флот — БФ
  • БДК-98, «Адмирал Невельской»; Бортовой номер – 055; Заводской номер — 775/16; Введен в эксплуатацию — 28.09.1982; Флот – ТОФ
  • БДК-32; Бортовой номер – 039; Заводской номер — 775/17; Введен в эксплуатацию – 1982; Флот — СФ
  • БДК-43, «Минск»; Бортовой номер – 127; Заводской номер — 775/18; Введен в эксплуатацию — 30.05.1983; Флот — БФ
  • БДК-58, «Калининград»; Бортовой номер – 102; Заводской номер — 775/19; Введен в эксплуатацию — 09.12.1984; Флот — БФ
  • БДК-45, «Георгий Победоносец»; Бортовой номер – 016; Заводской номер — 775/20; Введен в эксплуатацию — 05.03.1985; Флот — СФ
  • БДК-56, «Константин Ольшанский», Бортовой номер – 402; Заводской номер — 775/21; Введен в эксплуатацию – 1985; Флот – ЧФ
  • БДК-60, «Александр Шабалин»; Бортовой номер – 110; Заводской номер — 775/22; Введен в эксплуатацию — 31.12.1985; Флот – БФ
  • БДК-64, «Цезарь Куников»; Бортовой номер – 158; Заводской номер — 775/23; Введен в эксплуатацию — 30.09.1986; Флот — ЧФ
  • БДК-46, «Новочеркасск»; Бортовой номер – 142; Заводской номер — 775/24; Введен в эксплуатацию — 30.11.1987; Флот — ЧФ
  • БДК-67, «Ямал»;  Бортовой номер – 156; Заводской номер — 775/25; Введен в эксплуатацию — 30.04.1988; Флот – ЧФ.

Проект 775/III:

  • БДК-54, «Азов»; Бортовой номер – 151; Заводской номер — 775/26; Введен в эксплуатацию — 12.10.1990; Флот — ЧФ
  • БДК-11, «Пересвет»; Бортовой номер – 077; Заводской номер — 775/27; Введен в эксплуатацию — 10.04.1991; Флот — ТОФ
  • БДК-61, «Королев»; Бортовой номер – 130; Заводской номер — 775/28; Введен в эксплуатацию — 10.07.1991; Флот – БФ.

История появления БДК проекта 11711

Так как большинство современных войн являются локальными, то армии больших стран должны быть высокомобильными и профессиональными. Именно это послужило основой для разработки ВМФ России военных кораблей нового типа. Так как роль морского флота в настоящее время заключается, в том числе и в высадке десанта, России срочно были нужны десантные корабли, способные перевозить большое количество морских пехотинцев, вместе с их боевыми машинами.

Вскоре планы по созданию десантного корабля были существенно откорректированы. Создание небольшого корабля было признано несоответствующим современной концепции ведения войн, поэтому было принято решение значительно увеличить водоизмещение будущего военного корабля. Новый план предполагал создание большого десантного корабля, который cмог бы решать военные задачи в любой точке мирового океана.

Хотя новый план был признан, в ходе разработок проекта ещё 3 раза пришлось вносить значительные изменения. Конструкторские разработки продолжались в течение 6 лет. В конечном итоге проект стал называться проектом 11711, а большое десантное судно, согласно новой конструкторской разработке, должно было обладать следующими характеристиками:

  • Водоизмещение корабля было увеличено до 5 000 тонн, что значительно увеличило полезную площадь для размещения личного состава и специализированной военной техники;
  • Характеристики десантного судна позволяли кораблю свободно перемещаться в любой точке мирового океана;
  • Судно было оборудовано самыми современными средствами погрузки-выгрузки;
  • На его палубе могли размещаться два вертолета и целый комплект различного вооружения.

Кроме того, в комплекте нового корабля предусматривалось место для размещения целого ряда погрузочно-разгрузочных машин и специальных морских понтонов.

БДК проекта 11711 на сегодняшний день

Так как проект 11711 на сегодняшний день частично реализован, можно с уверенностью сказать, что постройки запланированных 5-6 больших десантных кораблей в рамках этого проекта не предвидится. Корабль «Иван Грен», который сейчас проходит комплекс испытаний, должен войти в состав флота (скорее всего Балтийского) в конце декабря 2020 либо в начале 2020 года.

Второй корабль, который начали строить в 2010 году, должен быть построен в запланированные сроки. После постройки корабля «Пётр Моргунов» проект 11711 будет, скорее всего, закрыт. Это связано с тем, что за прошедшие годы появилось множество новых разработок, в результате чего корабли проекта 11711 кажутся уже достаточно устаревшими.

Несмотря на то, что большие десантные корабли проекта 11711 не являются передовыми в своём классе, теперь у России есть опыт в строительстве судов подобного класса. Можно с уверенностью сказать, что в случае достаточного финансирования последующих проектов подобного масштаба, Россия сможет в короткие сроки разработать и выпустить более современные большие десантные корабли класса «судно-док».

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Согласно одному из “промежуточных” технических проектов в состав артиллерийского вооружения БДК “Иван Грен” входила 100-мм АУ А190. 31 мая 2010 года МО РФ в лице главкома ВМФ было принято решение № 704/4/НК/112-10 (том 1, листы дела 96-99) по оптимизации состава вооружения корабля проекта 11711. Данным решением из состава артиллерийского вооружения корабля исключены 100-мм АУ А-190-01 и МС-73М. Высказывалось мнение, что это было сделано по предложению завода-строителя, не укладывавшегося в выделенные по ГОЗу деньги. Для самообороны корабля были оставлены три АУ “Дуэт”.

Десантно-высадочные возможности

Десантовместимость — до 36 БТР или 13 ОБТ (массой до 60 тонн). На борту также может перевозиться до 300 полностью экипированных и вооруженных десантников.

На кораблях проекта 11711 реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье за счет использования серийных понтонных средств. Корабль несет в трюме комплекс серийных понтонов, которые монтируются в понтонный мост, соединяющий БДК и побережье или используются как отдельные плавающие средства.

На корабле предусмотрен ангар и ВПП для постоянного базирования двух вертолета типа Ка-29.

Конструкция

При взятии основы выбор пал на корпус БДК проекта 1171, так как он зарекомендовал себя очень хорошо за десятилетия службы в советском, а позже и в российском флоте. Большая часть конструкции претерпела серьёзные изменения. Главным образом это касалось надстройки и внутренних помещений. В проекте используются самые современные технологии, в особенности, снижение заметности за счёт использования современных материалов и технических решений

Также большое внимание уделялось условиям обитания экипажа и десанта. Погрузка техники на ко­рабль выполняется двумя способами: самостоятельно посредством использования аппарелей, либо при помощи пор­тальных или палубного грузового кранов через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе

Эти люки позволя­ют также вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед выходом двигатели машин работа­ют на холостых оборотах и заполняют десантное отделение выхлопными газами. Для погрузочно-разгрузочных опера­ций в районе грузового люка имеется грузовой кран грузоподъемностью 16 т и два шлюпочных крана для работы со шлюпками и моторными лодками (последних на корабле три — две большие и одна малая).

Строительство больших десантных кораблей проекта 11711

Первый десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» был заложен только в 2004 году. Назван первый корабль серии был в честь советского вице-адмирала и учёного Ивана Грена. Хотя ещё на стадии проектирования в проект постройки три раза вносились серьёзные изменения, за годы постройки, которые растянулись практически на 14 лет, конструкторы внесли ещё более 20 изменений.

Проект 11711 в полной мере испытал на себе последствия экономического кризиса в России. Заказчик проекта и подрядчик долго не могли придти к согласованному решению. Главной проблемой было недостаточное финансирование проекта. Хотя необходимые деньги на очередной этап работы часто выделялись в полном объёме, последствия инфляции значительно уменьшали эти суммы.

Интересна ситуация, когда, не решив все проблемы, связанные со строительством первого корабля, в 2010 году было начато строительство второго корабля из этой серии. Вероятнее всего это было связано с необходимостью как можно быстрее «освоить» дополнительные средства, выделяемые бюджетом на этот проект. Конструкторы прекрасно понимали, что за 6 лет, которые прошли после начала строительства первого корабля серии, появились новые технологии, и первый БДК «Иван Грен» не станет образцом совершенства и воплощением современных технических решений. Как показало время, конструкторы оказались правы. Проект 11711 было решено закрыть после окончания строительства второго корабля серии.

В 2012 году большой десантный корабль «Иван Грен» был спущен на воду. После этого события на его испытания и доработки было отведено 2 года. Большие проблемы, касающиеся доработки корабля, произошли из-за неготовности военной промышленности России в срок поставить кораблю необходимое вооружение. Не отставали от военной промышленности и другие предприятия, которые также не успевали с производством необходимых узлов и агрегатов, необходимых для завершения постройки первого корабля проекта 11711.

Проект

Проектирование корабля начато по техническому заданию ВМФ ВС России в 1998 году в Невском Проектно-Конструкторском бюро (Санкт-Петербург). По первоначальному замыслу предполагалось создание корабля небольшого водоизмещения, способного осуществлять переходы внутренними водными путями. Это требование было снято ВМФ ещё на этапе проектирования и корабль перешёл в класс больших десантных кораблей (БДК) с водоизмещением более 5000 тонн, и возможностями транспортировки усиленного батальона морской пехоты с техникой и высадки его на перевозимых с собой понтонах. Также предполагалось базирование на корабле двух транспортно-боевых вертолетов типа Ка-29. Техническое задание на проектирование менялось трижды, проектирование велось 6 лет.

В октябре 2014 года было заявлено о решении по строительству второго корабля, получившего наименование «Пётр Моргунов». При этом планируется вместо части импортного оборудования использовать отечественные аналоги.

Изначально была запланирована серия из шести кораблей, однако в 2015 году было принято решение о сокращении строящихся кораблей до двух, ввиду принятия решения о создании более крупных кораблей нового поколения, постройка которых должна была начаться в 2016 году. По состоянию на 2018 год, постройка кораблей нового поколения не начата.

Выбери — как получать новые вакансии по запросу «полицейский росгвардии»

Навигация

Ссылки

Необходимость в кораблях

Насколько востребован будет проект «Иван Грен»? Потребность уже такая, что производитель загружен заказами на долгие годы вперед. Когда производилась закладка первого корабля проекта, на этом мероприятии присутствовали едва ли не все первые лица государства, а также руководство всех тех предприятий, которые будут обеспечивать производство.

Как говорят сами производители, суда проекта 11711 «Иван Грен» при сохранении нынешней геополитической ситуации крайне нужны стране. Так как заказ на постройку кораблей был получен знаменитым предприятием «Янтарь», можно не сомневаться в качестве работ.

Нож тесак – тактический помощник с универсальным потенциалом

Тесак – нож, занимающий место среди боевого вооружения армейских подразделений различных стран, а также применяемый в качестве основного инструмента в условиях выживания. Универсальные характеристики ножа позволяют использовать его бытовых условиях, и в качестве охотничьего инвентаря.

В основном, данный вид холодного оружия нашёл широкое применение в качестве боевого тесака. Внушительный вид клинка способен нанести на противника деморализующий эффект и закончить конфликт без кровопролития, что было неоднократно доказано фактами. Один из таких случаев будет затронут в этой статье.

Конструкция[ | ]

БДК «Иван Грен» на размагничивании, 17 февраля 2020 года. За основу был взят проект корпуса БДК проекта 1171, так как он зарекомендовал себя очень хорошо за десятилетия службы в советском, а позже и в российском флоте. Большая часть конструкции претерпела серьёзные изменения. Главным образом это коснулось надстройки и внутренних помещений. В проекте используются самые современные технологии, в особенности, снижение заметности за счёт использования современных материалов и технических решений

Также большое внимание было уделено условиям обитания экипажа и десанта

Водоизмещение полное — 6600 тонн

Длина наибольшая — 135,0 метров

Ширина — 16,5 метров (по КВЛ)

Погрузка техники на корабль выполняется либо самостоятельно по аппарелям, либо кранами. Погрузка техники и грузов в десантное отделение осуществляется через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе с помощью крана грузоподъемностью 16 тонн. Для погрузки шлюпок, моторных лодок и техники на борт используются два шлюпочных крана. Также грузовой люк используется для вентиляции выхлопных газов техники с подпалубного пространства (десантное отделение).

На корабле смонтирован палубный ангар для вертолётов корабельного базирования: двух транспортно-боевых типа Ка-29, или одного разведывательно-ударного типа Ка-52К. На борту имеются три моторные лодки.

Десантовместимость

Основная статья: Десантовместимость

Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц),так и бронетранспортёры или боевые машины пехоты (до 36 машин), грузовики (до 30 машин),либо до 300 морских пехотинцев десантников.

Вооружение

Вертолётная посадочная площадка и палубный ангар (с нанесённой осевой линией разметки) на БДК «Иван Грен», 2020 год. По первоначально принятому к строительству проекту, на кораблях предусматривалась установка одной 100 мм АУ А-190М, двух зенитно-артиллерийских комплексов «Палаш» и двух пусковых установок реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М».

В связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 стала считаться устаревшей, а также в целях экономии средств и уменьшении времени постройки, в 2010 году главнокомандующим ВМФ России адмиралом В. С. Высоцким было принято решение об изменении состава вооружения. По новому проекту вооружение кораблей включает в себя:

  • радиолокационную систему управления огнём 5П-10-03, обеспечивающую одновременное управление артиллерийскими установками: 1 × 30 мм АК-630М-2 «Дуэт»,
  • 2 × 30 мм АК-630М;

2 × 14,5 мм установки МТПУ «Жало»;
комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М».

Аналоги[ | ]

  • Вuque de Аpoyo Logistico (BAL) — «корабли транспортного обеспечения», фактически танесантные корабли, созданные на основе американских танесантных кораблей «LST-542» времён Второй мировой войны. С 2011 года построено и вошло в состав ВМС Мексики 2 единицы. При водоизмещении 3666 т, скорости 12 узлов имеют следующее вооружение: 5 — 40 мм Bofors L/70.
  • Десантные корабли класса Magar (англ.)русск. — танесантные корабли типа «Магар» были созданы на базе десантного корабля типа «Sir Lancelot» ВМС Великобритании. С 1987 года построено и вошло в состав ВМС Индии 2 единицы. При водоизмещении 5665 т, скорости 15 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 122 мм РСЗО, 4 — 40 мм Bofors. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствамиLCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолёта (ВПП на 2 верт.). Экипаж состоит из 20 офицеров и 235 матросов.
  • Десантные корабли класса Shardul (англ.)русск. — танесантные корабли типа «Шардул» являются дальнейшим развитием десантных кораблей типа «Магар». Изменения затронули улучшение обитаемости экипажа, мореходных качеств, а а также уменьшилась эксплуатационная стоимость. В 2002—2009 годах построено и вошло в состав ВМС Индии 3 единицы. При водоизмещении 5650 т, скорости 15,8 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 140 мм РСЗО «WM-18», 4 — 30 мм CRN-91 AA, ПЗРК. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолета (ВПП на 2 вертолёта). Корабли также могут быть использованы в качестве госпиталей или танкеров. Экипаж состоит из 11 офицеров и 145 матросов.
  • Десантные корабли класса Type 072III (англ.)русск. — танесантные корабли типа «Тип 072-III» (Yuting-II класс) являются современным основным типом БДК в ВМФ Китая. В 2003—2005 годах построено и введено в строй 10 единиц. При водоизмещении 3430 т, скорости 18 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 37 мм тип «76F» AAA, ПЗРК. Оборудован ВПП на 1 вертолёт. (ангара не предусмотрено).
  • Десантные корабли класса Jason (англ.)русск. — танесантные корабли типа «Ясон», являются основными десантными кораблями ВМФ Греции. В 1986—2000 годах построено и введено в строй 5 единиц. При водоизмещении 4470 т, скорости 16 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 76-мм АУ «Oto Melara», 2 — 40 мм АУ «Breda», 4 — 20 мм АУ «Rheinmetall». Оборудован 4 десантно-высадочными средствами LCVP и ВПП на 1 верт. (ангара не предусмотрено).

История строительства

БДК «Иван Грен» был заложен в 2004 году на судостроительном заводе «Янтарь». Спущен на воду 18 мая 2012 года. На момент спуска готовность корабля была около 70 %.

По состоянию на 25 февраля 2015 года корабль достраивался на плаву. Первоначально начало швартовых испытаний было запланировано на апрель 2015 года. Но из-за недостаточного финансирования, общей загрузки верфи и нехватки профессиональных кадров они начались только с 9 октября 2015 года. В конце 2015 года на БДК пришёл экипаж. Нанесён бортовой номер — 135.

19 января 2016 года в рамках швартовых испытаний БДК был перемещён в док, где была окрашена подводная часть корпуса. 4 февраля 2016 года выведен из плавучего дока и начат процесс размагничивания[неавторитетный источник?]. Также продолжились испытания дизель-генераторов.

Заводские ходовые испытания начались 21 июня 2016 года. Во время испытаний провёл настоящую спасательную операцию. Весной 2017 года заводские ходовые испытания были продолжены. Об окончании ходовых испытаний сообщено в ноябре 2017 года.

30 ноября 2017 года начаты государственные испытания, передача флоту задерживается из-за проблем с задним ходом и остойчивостью.

2 июня 2018 года был подписан приёмный акт о завершении государственных испытаний.

Cast

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector