Сапёрная армия

Содержание

Содержание

Начальники инженерных войск ВС СССР и ВС РФ

Вариант петличный эмблемы (знака различия по функциональному предназначению) Инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации, существовавший в период после отмены экспериментальных знаков образца 1998 года, и до принятия текущего петличного знака.

  • 1941—1942 — Котляр Л. З. — генерал-майор;
  • 1942—1952 — Воробьёв М. П. — генерал-майор инженерных войск (до 1943), генерал-лейтенант инженерных войск (до 1943), генерал-полковник инженерных войск (до 1944), маршал инженерных войск;
  • 1952—1965 — Прошляков А. И. — генерал-полковник инженерных войск (до 1961), маршал инженерных войск;
  • 1965—1975 — Харченко В. К. — генерал-лейтенант инженерных войск (до 1966), генерал-полковник инженерных войск (до 1972), маршал инженерных войск;
  • 1975—1987 — Аганов С. Х. — генерал-полковник инженерных войск (до 1980), маршал инженерных войск;
  • 1987—1999 — Кузнецов В. П. — генерал-полковник;
  • 1999—2008 — Сердцев Н. И. — генерал-полковник;
  • 2008—2009 — Балховитин Ю. П. — генерал-лейтенант;
  • 2009—2010 — Прокопчик В. А. — временно исполняющий обязанности (ВрИО) начальника, полковник;
  • июль 2010 — н. в. — Юрий Ставицкий , принял командование в звании генерал-майор, в настоящее время — генерал-лейтенант

Науку — в боевую практику

Традиции не умирают. Материальная база воссоздаётся, когда остаётся база моральная — дух победителей, настрой на выполнение любых поставленных задач.

Фото из архива
Начальник инженеров Юго-Западного фронта генерал-майор Константин Величко.

В 1916 году начальник инженеров Юго-Западного фронта генерал-майор Константин Величко эталонно организовал инженерную подготовку знаменитого Брусиловского прорыва австро-венгерского фронта.

На Великой Отечественной войне только в оборонительных операциях специалистами инженерных войск было установлено более 70 миллионов мин. При их подрывах было уничтожено около 10.000 немецких танков — 40 танковых дивизий врага! Важнейшая роль отводилась военным инженерам и при выполнении задач по обеспечению штурмов крупных европейских городов — Будапешта, Кёнигсберга, Берлина.

Активно работали выпускники и преподаватели академии при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Фото из архива
Выпускники и преподаватели академии работали при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Во время гражданской войны в Таджикистане через границу с Афганистаном стали массово проникать бандформирования террористов. Из слушателей Военно-инженерной академии был сформирован отряд специального минирования. Сапёры в короткий срок прикрыли пограничные заставы и наиболее опасные участки границы минно-взрывными заграждениями. За успешное выполнение задачи 13 офицеров академии были награждены орденами «За личное мужество». В 2000-м преподаватели и слушатели академии в составе отдельной роты минирования выполняли специальные задачи во время проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Примечания

Необходимость создания сапёрных армий в первые месяцы войны

В ходе летне-осенней кампании 1941 года одной из главных задач инженерного обеспечения боевых действий советских войск было строительство войсковых и тыловых оборонительных рубежей, устройство различных заграждений.

Все эти рубежи создавались для того, чтобы задержать на них фашистские войска как можно дольше и выиграть время для подтягивания сил из глубины страны и создания резервов, которые можно было бы развернуть на важнейших направлениях.

Решение указанных выше задач инженерного обеспечения боевых действий наших войск в то время значительно осложнялось тем, что сапёрные батальоны многих стрелковых дивизий, инженерные батальоны ряда военных округов, военно-строительные управления и части, находившиеся на сооружении укреплённых районов на западной границе, попали под первый удар армии агрессора, понесли большие потери личного состава и техники и организованно отойти не смогли.

Строительством всех оборонительных рубежей руководило Главное военно-инженерное управление (ГВИУ) Народного комиссариата обороны Союза ССР (НКО).

В прифронтовой полосе их возводили армейские и фронтовые управления военно-полевого строительства (преобразованные из управлений Начальника строительства) силами входивших в их состав военно-строительных батальонов.

Сооружение тыловых рубежей стратегического значения было возложено на Главное управление гидротехнических работ (Главгидрострой) НКВД, которое решением ГКО от 11 августа 1941 года реорганизовали в Главное управление оборонительных работ (ГУОБР) НКВД с подчиненными ему управлениями оборонительных работ.

В это же время решается вопрос о строительстве оборонительных рубежей в глубоком стратегическом тылу страны для прикрытия важнейших стратегических районов, экономических и административных центров.

Ссылки

Структура

Общее руководство учебным заведением осуществляет начальник училища. С 2013 года эту должность занимает генерал-майор Евмененко Дмитрий Феликсович. Эффективную работу обеспечивают четыре заместителя и два помощника начальника училища.

Организационная структура ТВВИКУ:

  • пять батальонов, включающих девять рот;
  • факультет переподготовки;
  • специальный факультет;
  • девять кафедр;
  • шесть отделов и отделений;
  • девять служб;
  • батальон обеспечения;
  • отдельная учебная рота среднего профессионального образования.

Структура Тюменского военно-инженерного училища Училище готовит специалистов:

  • четырёх военных специальностей высшего образования;
  • двух – среднего профессионального образования.

Курсанты осваивают основные направления применения инженерных войск:

  • транспорт;
  • электрообеспечение и теплоснабжение;
  • радиотехника;
  • строительство.

Практические занятия курсантов в ТВВИКУ

Какого числа отмечают День инженерных войск

Дата празднования установлена в современной России в 1996 году. Указом президента День инженерных войск отмечают ежегодно 21 января. Выбран день неслучайно: более 300 лет назад, в далеком 1701 году, великий реформатор Петр I подписал указ об основании Школы пушкарского приказа в Москве.

Необходимость создания собственного российского учебного заведения, где бы готовили специалистов инженерных войск, назревала давно. Сам Петр I был вынужден неоднократно обращаться к зарубежным специалистам при решении вопросов о строительстве фортификационных сооружений или обеспечении войск инженерными приспособлениями.

Основанием собственного учебного заведения Петр I намеревался решить проблему и во многом преуспел. Всего через год в рядах армии было создано первое минерное подразделение, а через 10 лет учебное заведение разрослось настолько, что объединило Московскую и Санкт-Петербургскую высшие школы и стало кузницей высшего офицерского состава инженерных войск.

Картина Поля Делароша «Петр Великий» &nbsp/&nbsp

Литература

Оснащение войск

В прошлом году войска получили более 133 тыс. современных комплектов, 17 динамических тренажеров, свыше 500 единиц инженерной техники (тралы, мобильные лесопильные комплексы, комплекты развертывания временных дорог, понтонный парк, электростанции, краны и др.).

Среди новейших инженерных средств, принятых на вооружение в 2019-м, — буксирно-моторные катера БМК-МТ и БМК-МО, миноискатели ИМП-3, МГ-1И и комбинированный ППО-2И. В 2020-м планируется поставка более 600 единиц инженерной техники.

Бронированная машина разграждения БМР-3МА

Источник изображения: Ладислав Карпов/ТАСС

Уникальная разноплановость задач обусловила исключительную широту номенклатуры средств инженерного вооружения в войсках, являющихся одними из самых разнородных и технически насыщенных, — их насчитывается более 800

Юрий Ставицкий, начальник инженерных войск ВС РФ, генерал-лейтенант

В настоящее время проходят испытания универсальная бронированная инженерная машина УБИМ (созданная корпорацией «Уралвагонзавод» на базе танка Т-72Б3) и новый танковый мостоукладчик МТУ-2020 (позволит обеспечить переправу танков Т-14 «Армата»).

УБИМ обладает возможностями сразу трех машин: БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина), ИМР (инженерная машина разграждения), БМР (бронированная машина разминирования), а также путепрокладчиков.

Ключевое слово — универсальность. Наш опыт в Сирии показал, что не стоит забывать обо всех видах техники, в том числе и инженерной. Поэтому была поставлена задача и сделана универсальная инженерная машина, которая может выполнять задачи и как бульдозер, и как путепрокладчик. У него меняется оборудование — там можно и ковш прицепить. То есть мы одной машиной заменяем несколько, которые находились в инженерных подразделениях. Это существенное сокращение материальных ресурсов, которые тратятся в войсках на содержание техники

Алексей Маслов, специальный представитель УВЗ по военно-техническому сотрудничеству, генерал армии

Универсальная бронированная инженерная машина (УБИМ)

Источник изображения: Пресс-служба АО «НПК «Уралвагонзавод»

Перспективные образцы инженерного вооружения разрабатывает Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск МО РФ. По результатам выполнения войсками специальных задач в сирийской кампании организована разработка перспективных средств инженерного вооружения:

  • многофункционального робототехнического комплекса разминирования противотанковых мин (МРТК-РТ),
  • конденсаторного взрывного прибора (ТПВК-43),
  • индукционного миноискателя (ИМП-3), индивидуальных и групповых источников электроэнергии и других средств, повышающих возможности и расширяющих арсенал войск.

Новый костюм сапера после подведения итогов его эксплуатации в Сирии оснастили системой охлаждения.

Древнерусский период

Литература

Профессиональный праздник

Сегодня День инженерных войск — это праздник спецподразделений, которые задействованы в выполнении сложных технических задач при подготовке боевых действий и в мирное время. На войне они задействованы в разведке, расчете и строительстве укрытий и окопов, обустройстве сооружений для расположения войск, заграждений. Военнослужащие выполняют опасные взрывные работы и не менее опасные мероприятия по разминированию. При их непосредственном участии осуществляется подготовка путей, по которым планируется прохождение войск, создание переправ, строительство мостов.

wikipedia.org &nbsp/&nbspЕвгений Кель (Yevgeny Kel) / CC BY-SA 4.0

В мирное время спецподразделения принимают участие в общественно-значимых мероприятиях. Кроме своей основной задачи — очищения территорий от взрывоопасных предметов, — участвуют в ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий. Высококлассных специалистов привлекают для сохранения гидротехнических сооружений во время массового схода льдов, расчистки русел рек при масштабных обвалах, для предупреждения природных и техногенных катастроф. Российские военнослужащие участвуют в операциях за рубежом: в 2016-2018 годах подразделения были задействованы при разминировании сирийских городов.

Безусловно, для такого спектра задач нужны специалисты с соответствующей квалификацией. Военнослужащих «широкого профиля» в российской армии нет. В структуре ИВ действуют специализированные части и подразделения: штурмовые, разведывательные, саперные, отвечающие за маскировку и переправу, за устройство заграждений и полевого водоснабжения. Обучение российские военные проходят на базе специализированных учебных заведений, в нашей стране таких три: Военный институт Общевойсковой академии ВС, Тюменское высшее училище маршала А. И. Прошлякова и Военный инженерно-технический университет.

wikipedia.org &nbsp/&nbspMinistry of Defence of the Russian Federation / CC BY-SA 4.0

Советский период

Инженерные войска: наши дни

Сегодня инженерные войска РФ состоят из частей, подразделений и соединений, каждая из которых имеет свое назначение. Войска делятся по своему назначению на:

  • инженеры штурмовых заграждений;
  • инженерно-саперные войска;
  • позиционные;
  • инженеры маскировочного назначения;
  • мостовые;
  • понтонные;
  • инженеры по очистке и добыче воды;
  • инженерно-строительные;
  • амфибийные.

Инженерные войска, фото которых предоставлено ниже, существуют в различных структурах: в Федеральной пограничной службе, в Министерстве обороны, во Внутренних войсках МВД. На эти войска возлагается 100 % надежда по решению самых сложных задач, что касается инженерного обеспечения. Эти решения подразумевают наличие современной техники и вооружения, а также хорошо подготовленного личного состава.

Одной из главных задач войска является полное противодействие минному террору. Это было обусловлено тем, что в последнее время резко возросла угроза мирового терроризма. Этот вопрос сегодня включен в задачу многих силовых структур и до сих пор ими решается.

Картография

Геологическая служба Соединенных Штатов определяет тридцать картографической четырехугольники для поверхности Марса. Их можно увидеть ниже.

MC-01
Mare Boreum
MC-02
Diacria
MC-03
Аркадия
MC-04
Кобыла ацидалиум
MC-05
Исмениус Лакус
MC-06
Казиус
MC-07
Cebrenia
MC-08
Amazonis
MC-09
Фарсида
МС-10
Lunae Palus
МС-11
Оксия Палус
МС-12
Аравия
МС-13
Сиртис Майор
МС-14
Amenthes
МС-15
Элизиум
МС-16
Мемнония
МС-17
Phoenicis
МС-18
Копраты
МС-19
Маргаритифер
МС-20
Сабей
МС-21
Япигия
МС-22
Тиррен
МС-23
Эолида
МС-24
Фаэтонтис
МС-25
Таумазия
МС-26
Аргир
МС-27
Ноахис
МС-28
Эллада
МС-29
Эридания
МС-30
Mare Australe

Кликабельное изображение 30 картографических четырехугольников Марса, определенных Геологической службой США . Числа в виде четырехугольника (начинающиеся с MC для «Марсианской карты») и названия ссылаются на соответствующие статьи. Север находится наверху; находится в крайнем левом углу . Изображения карты были сделаны Mars Global Surveyor . ( )

Специфика проведения работ

Наверное, всем известно высказывание: «Сапер ошибается один раз». Появление его связано с чрезвычайно высокой опасностью проведения работ по обезвреживанию боеприпасов и разминированию территории. Известна и другая фраза – «Сапер ошибается дважды, и первый раз – когда становится сапером». Действительно, не каждый человек сможет достойно нести столь трудную и опасную для жизни миссию.
Каждый год от мин, снарядов и бомб погибает порядка 25 тысяч человек. Каждый сапер должен обладать знаниями более 700 типов мин, а также знать основные виды боеприпасов, применяемых во всех армиях мира. Так, например, во время проведения разминирования в Югославии российские саперы имели дело в основном с так называемыми суббоеприпасами английской Mk1 и американскими BLU 97B/B и A/B. Такие виды миноподобных объектов считаются даже более опасными, чем сами стандартные мины, поскольку детонатор, используемый с их конструкции, имеет способность вырабатывать ток для срабатывания детонатора даже через длительный период пребывания в земле.

В конце 2011 года российские саперы завершили работы по разминированию сербской территории, на которой должна пройти часть газопровода «Южный поток». За весь период работ военным удалось обезвредить свыше полторы тысячи взрывоопасных предметов, в том числе и авиационные бомбы, минометные и противопехотные мины, артиллерийские снаряды. Работы проводились, в основном, недалеко от города Парачин. Здесь удалось обнаружить около 400 взрывоопасных предметов, которые появились в разное время – начиная с Первой мировой войны и заканчивая 1999 годом, когда натовские войска проводили бомбардировке сербские территории.

Празднование 21 января

День инженерных войск в России отмечается 21 января. Начался этот праздник отмечаться с того момента, как Президент Российской Федерации вынес указ в 1996 году. Глава страны выделил этот день за внесенный неоценимый вклад Российской армии в оборонный потенциал страны. В том же году Министр обороны страны вынес указ отмечать 21 января каждый год как день инженерных войск России.

Эта дата запомнится всем жителям благодаря тому, что по Указу Петра Великого в Москве была создана специальная школа 21 января 1701 года. Поначалу в школе готовили к службе военных инженеров, но уже через год все выпускники вошли в состав российской армии.

Федеральный период

Российская империя

Начальники инженерных войск ВС России

Начало войны

Без эффективной противопехотной обороны, оборудованной инженерными заградительными препятствиями, немецкий блицкриг представлял бы собой путешествие фашистских танков по бескрайним русским просторам. Именно поэтому попавшие в котлы армии РККА, оказавшись надежно отрезанными от тылов, сдавались после изнурительных бомбардировок и истощения ресурсов.

Наши саперные войска были обескровлены в самом начале войны, будучи занятые строительством нового укрепрайона на границе с Польшей. Одними из первых они оказались на линии огня, не имея тяжелого вооружения и автотранспорта для эвакуации.

Оставшиеся инженерные части гибли, прикрывая отходы основных частей, взрывая мосты и оставляя минные поля. Часто саперов использовали, как пехоту. Ставка отреагировала на эту ситуацию достаточно оперативно, насколько это было возможно в тех условиях, и 28 ноября 1941 года издала приказ о запрете использования саперов не по назначению. По сути дела, осенью первого года войны пришлось заново создавать саперные войска.

Примечания

Сила тяжести

Козёл отпущения

Первой послевоенной ласточкой, предвосхитившей появление нового класса военно-инженерной техники, стал… автомобиль-амфибия ГАЗ-011.

Задание на разработку лёгкой амфибии, способной и на суше, и на воде перевозить 500 кг груза или экипаж из 6 человек, московский институт НАМИ получил в 1948 году. Конструктивной основой для «земноводного» должен был послужить ГАЗ-67Б. Вопреки расхожему заблуждению амфибию планировали использовать именно в инженерных войсках как вспомогательное средство при наведении переправ и форсировании рек, а вовсе не в качестве разведывательного или штабного автомобиля. Осенью 1950 г. прошедшие межведомственные испытания опытные образцы НАМИ-011 и техдокументация были переданы на Горьковский автозавод, где планировалось освоить серийное производство этих амфибий. Проект был принят горьковчанами в работу, но главный конструктор завода А.А. Липгарт при поддержке директора предприятия Г.А. Веденяпина решился на тактическую уловку. «Завязка» ГАЗ-011 на узлы и агрегаты морально устаревшего ГАЗ-67Б затормозила бы освоение грузопассажирского полноприводника следующего поколения – ГАЗ-69. Его ведущий конструктор Григорий Вассерман получил добро на форсированное создание амфибии, в основе которой лежала бы платформа «69-го».

В конечном счёте всё сложилось совсем не так, как планировал Липгарт. Производство ГАЗ-011 всё-таки пришлось начать. В 1953 г., т. е. вплоть до полного прекращения производства ГАЗ-67Б, было собрано и отправлено в войска 68 амфибий, после чего проект в силу вполне объективных причин приказал долго жить, и на смену ГАЗ-011 пришёл аналог на платформе ГАЗ-69 – ГАЗ-46 или (по войсковой спецификации) МАВ – малый автомобиль водоплавающий.

Весьма показателен в этом отношении уже упомянутый ГАЗ-69. Ранее в качестве штабной и разведывательной машин использовали ГАЗ-61-73, затем ГАЗ-67, но количество специализированных модификаций было весьма ограниченным – мотобуры и машины дезактивации. ГАЗ-69 обзавёлся большим спектром модификаций. Помимо МАВ, машины связи, лёгкой боевой машины 2П26 «Шмель», радиологической станции, седельного тягача и проч. на базе ГАЗ-69 было создано несколько сугубо инженерных модификаций.

Топографический привязчик ГАЗ-69Т (69ТГ, 69ТГМ) представлял собой подвижный комплекс топографической аппаратуры для рекогносцировки местности, прокладки путей сообщения, определения на карте местоположения и перенесения на местность полученных данных.

Особого внимания заслуживает Дорожный индукционный миноискатель (ДИМ). До ГАЗ-69 подобного рода техники в нашей стране не существовало как класса. Обнаруживали мины при помощи ручных миноискателей, либо тралением, создавая в минных полях проходы, при помощи тралов. Миноискатель позволял обнаружить противотанковые и противопехотные мины в металлических корпусах, установленных на глубине до 25 см. А под водой – на глубине до 0,7 м. Рабочая скорость движения миноискателя составляла 10 км/ч. Модернизированный вариант ДИМ-М монтировали на автомобиле УАЗ-469.

Возвращаясь к плавающим машинам, можно, вспомнить о БРДМ, БРДМ-2, автомобилях «Ягуар» и «Река».

Специфика проведения работ

Наверное, всем известно высказывание: «Сапер ошибается один раз». Появление его связано с чрезвычайно высокой опасностью проведения работ по обезвреживанию боеприпасов и разминированию территории. Известна и другая фраза – «Сапер ошибается дважды, и первый раз – когда становится сапером». Действительно, не каждый человек сможет достойно нести столь трудную и опасную для жизни миссию.
Каждый год от мин, снарядов и бомб погибает порядка 25 тысяч человек. Каждый сапер должен обладать знаниями более 700 типов мин, а также знать основные виды боеприпасов, применяемых во всех армиях мира. Так, например, во время проведения разминирования в Югославии российские саперы имели дело в основном с так называемыми суббоеприпасами английской Mk1 и американскими BLU 97B/B и A/B. Такие виды миноподобных объектов считаются даже более опасными, чем сами стандартные мины, поскольку детонатор, используемый с их конструкции, имеет способность вырабатывать ток для срабатывания детонатора даже через длительный период пребывания в земле.

В конце 2011 года российские саперы завершили работы по разминированию сербской территории, на которой должна пройти часть газопровода «Южный поток». За весь период работ военным удалось обезвредить свыше полторы тысячи взрывоопасных предметов, в том числе и авиационные бомбы, минометные и противопехотные мины, артиллерийские снаряды. Работы проводились, в основном, недалеко от города Парачин. Здесь удалось обнаружить около 400 взрывоопасных предметов, которые появились в разное время – начиная с Первой мировой войны и заканчивая 1999 годом, когда натовские войска проводили бомбардировке сербские территории.

Примечания

  1. . Эхо Москвы (13 июля 2019). Дата обращения: 12 ноября 2020.
  2.  (недоступная ссылка). Геральдика Вооружённых Сил Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации. — Mil.ru. Дата обращения: 24 сентября 2017.
  3. . Сайт «Ведомственная геральдика». Дата обращения: 24 сентября 2017.
  4. . Военная геральдика. Министерство обороны Российской Федерации. — Mil.ru. Дата обращения: 24 сентября 2017.
  5. . Призыв (31.01.2020). Дата обращения: 23 января 2021.
  6. ↑ . Milkavkaz (22 Mar 2016). Дата обращения: 3 мая 2017.
  7. ↑ . Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ (02.04.2017). Дата обращения: 3 апреля 2017.
  8. Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ. (10.03.2017). Дата обращения: 11 марта 2017.
  9. ↑ . Международный противоминный центр (18.04.2017). Дата обращения: 19 июля 2017.
  10. . Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ (27.03.2017). Дата обращения: 29 марта 2017.
  11. Пресс-служба Центрального военного округа. (28.01.2013). Дата обращения: 11 марта 2017.
  12. Пресс-служба Южного военного округа. (27.06.2014). Дата обращения: 11 марта 2017.
  13. Пресс-служба Южного военного округа. (26.09.2014). Дата обращения: 11 марта 2017.
  14. Пресс-служба Западного военного округа. (28.01.2015). Дата обращения: 11 марта 2017.
  15. Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации. (10.01.2016). Дата обращения: 11 марта 2017.
  16. Пресс-служба Западного военного округа. (26.06.2015). Дата обращения: 11 марта 2017.

Задачи

Древнерусский период

Развитие русского военного зодчества относится к IX — первой половине X века. Летописи доносят до нас сведения о строительстве городов, об их осаде и обороне. Само слово город в древнерусском языке обозначало не город в социально-экономическом значении, как понимается сейчас, а укреплённое, подготовленное к обороне украиное поселение, крепость, замок. Более того, до XVII века слово это часто относили к укреплениям, обозначая этим термином оборонительные стены. В конце XII века процесс дробления феодальной Руси на множество княжеств привёл к строительству крепостей и сооружений самых различных типов практически на всей территории Руси. О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует как умелое строительство укреплений, так и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск. В 1242 году русские разгромили немцев на льду Чудского озера. Русские войска умело использовали при этом как долговременные оборонительные сооружения, так и полевые укрепления, выполненные с учётом особенностей местности. Другим примером является взятие Казани в 1552 году Иваном IV. Иван Грозный решил построить на берегу реки Свияги при впадении её в Волгу в 25 км от Казани крепость Свияжск. Заготовка деревянных деталей велась на Волге в районе Углича. Потом они были доставлены по воде к устью Свияги, где из них впервые в истории строительства за 28 дней была построена крепость-город, сыгравшая важную роль опорной базы при осаде Казани.

Первые сведения о воинах-строителях на Руси, которые донесла летопись, относятся к 1016 году. Указывалось, что это были строители, находившиеся на военной службе и имевшие обширные познания в военном искусстве и особенно в искусстве обороны. В отличие от рабочих, строивших различные городские сооружения и называвшихся дереводелами и плотниками, военных строителей называли городовиками и мостовиками (Колесник А. Н. 1985), позже Розмыслы. Со второй половины XV века в России был создан единый орган руководства военно-строительными работами в лице инженерной части Пушкарского приказа, которая стала разрабатывать чертежи и руководить строительством оборонительных сооружений.

Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является «Устав ратных и пушечных дел, касающихся до воинской науки». Его составил в начале XVII века воевода боярин Анисим Михайлов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector