Кирза это не кожа, а ткань: технология производства и характеристики материала, особенности ухода

Содержание

Рождение

К Первой мировой войне в долгом армейском противостоянии ботинок и сапог была поставлена точка. Сапоги однозначно победили. Даже в тех армиях, где на изготовление сапог не хватало материала, ноги солдат все равно почти до колена обматывались. Это была вынужденная имитация сапог. В обмотках горчичного цвета прошли войну, например, британские солдаты. Солдаты русской армии, кстати, в Первой мировой были единственными, кто мог позволить себе щеголять в настоящих кожаных сапогах.

Как и о всякой культовой вещи, о кирзовых сапогах ходит масса домыслов и слухов. Так, одним из заблуждений является то, что «кирзачи» получили свое название от «кировского завода», на котором было налажено их производство. На самом деле свое название легендарные сапоги получили по названию шерстяной ткани Kersey, из которой они изначально изготовлялись.

Также ходит масса заблуждений насчет того, кто первым создал кирзовые сапоги. Расставим точки над i. Приоритет в этом деле принадлежит русскому изобретателю Михаилу Поморцеву. Брезентовую ткань, пропитанную смесью парафина, канифоли и яичного желтка, он получил в 1904 году. Материал обладал свойствами, практически идентичными коже. Он не пропускал воду, но при этом «дышал». Впервые кирза «понюхала пороха» на русско-японской войне, где она использовалась для изготовления амуниции для лошадей, сумок и чехлов для артиллерии.

Материал Поморцева заслужил высокую оценку как солдат, так и экспертов международных выставок, из него было уже решено выпустить партию сапог, но массовое их изготовление так и не было налажено. Сначала делу помешали кожевенные лоббисты, а в 1916 году Михаил Михайлович умер. Сапоги почти на 20 лет «положили на полку».

История кирзы

Улучшение свойств материалов путем их объединения и комбинирования известно с древности. В старину ткань пропитывали маслом, воском, смолами, а в Южной Америке – соком каучуконосных растений, от чего она становилась прочной и защищала от воды. Исследования в этом направлении продолжаются и в настоящее время, и множество привычных нам материалов представляют собой текстиль, пропитанный различными синтетическими и натуральными компонентами.

Во все времена одной из актуальных задач всех времен была замена дорогостоящих материалов такими, которые стоили бы дешевле, но обладали бы примерно тем же набором потребительских свойств. Особой проблемой многих стран был поиск качественного заменителя натуральной кожи, в первую очередь, для военной обуви и амуниции (в России конца позапрошлого века расходы на сапоги и кожаную амуницию составляли четверть всех затрат на содержание армии). Первое появление такого эффективного заменителя кожи, как ткань кирза, связано с именем М.М. Поморцева, военного аэролога и метеоролога. Сотрудничая с Русским физико-химическим обществом, он сделал множество полезных разработок, среди которых заменители каучука из растений, произрастающих в Средней Азии, водоотталкивающий брезент.

Особое место среди изобретений Поморцева занимает композитный материал, аналогичный коже, для которого использовалась английская грубошерстяная ткань под названием kersey, пропитанная составом из канифоли, парафина и яичных желтков. Новый материал получил название «кирза» (с ударением на первом слоге). Он был достаточно прочен, не пропускал воду, и при этом не препятствовал газообмену. Кирза получила награды на международных и российских промышленных выставках.

Однако массовое внедрение новой обуви всячески тормозилось производителями кожаных изделий, а после смерти Поморцева в 1916 году о новом материале забыли на долгие годы.

К созданию заменителя кожи возвратились в 30-е годы прошлого века, когда остро встал вопрос о снаряжении армии. В этот раз пропитку стали делать на основе недавно синтезированного искусственного каучука. Инженеры А. Хомутов и И. Плотников разработали технологическое оборудование, и уже в финскую кампанию новая ткань стала применяться для пошива армейских сапог. К сожалению, первые образцы не выдерживали морозов и вызывали раздражение кожи. Получить более качественную продукцию под названием ткань кирза удалось в августе 1941 И.Плотниковым на Кировском заводе «Кожимит» («Искож»). Существуют две версии названия этого нового материала: измененное «кирза» и сокращенное «Кировский завод».

Усовершенствованная кирза была водостойкой, прочной, легкой, она сохраняла тепло и позволяла ногам «дышать». Уже зимой 41 новый материал использовался не только для массового выпуска сапог и ботинок, но и для планшетов, амуниции и другого военного снаряжения. С тех пор надежные и неприхотливые кирзовые сапоги стали символом советского солдата.

Плюсы и минусы

Главным плюсом применения кирзы в производстве армейской обуви являются износостойкость и минимальная себестоимость. Поэтому основным назначением материала является изготовление кирзовых ботинок и сапог.

  • максимальная водоупорность;
  • устойчивость на истирание и разрыв;
  • стойкость к механическим повреждениям;
  • способность накапливать статическое электричество минимальная.
  • не выносит максимальных низких и высоких температур (поверхность может потрескаться);
  • под воздействием тепла дает усадку;
  • повышенная жесткость;
  • скудная цветовая палитра (черный и темно-серый цвет, реже отбеленные и окрашенные образцы).

Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Практичный отечественный карабин Вепрь-223

Как ухаживать за вещью из кирзы

На самом деле, это не так сложно. Одно из отличий кирзы, это лёгкий уход за данным материалом. Таким вопросом чаще задаются люди, которые не были в армии. Там это знает каждый. Кирза это изначально был материал для обуви

Что нужно делать для ухода за кирзой, неважно сапоги, сумка это или что-то другое. Главное, что сделаны они из кирзы и они нуждаются в уходе

Уход за материалом

Вещи нужно смазывать жирами. Например, гусиный, свиной и другие. Так улучшиться водонепроницаемость вещи. Масло использовать нельзя (на сам материал, речь идёт о масле из рациона питания). Наносить жир нужно на вымытые и высушенные вещи. Если заметите через пару суток лишний жир, то уберите его.
Обычные средства для ухода обуви тоже подойдут. Например, гуталин, вакса

Обратите внимание, что этот совет по уходу только для сапог.
Насчёт масел не всё так исключительно, их можно использовать для смазывания швов. Касторовое масло подойдет, помимо него можно взять любой другой жир.
Несколько раз в неделю протирать различными кремами

Но только если вещь используется почти ежедневно. В других случаях не требуется.
При попадании воды на материал необходимо его просушить. Конечно, если есть возможность. Вовремя войны была не всегда.

Вам это будет интересно Описание шифона: из чего состоит ткань, особенности материала

При правильном подходе к уходу за вещью она прослужит не один год. Достаточно легко ухаживать за кирзой. Удивительный материал, имеющий множество преимуществ, а также уникален некоторыми свойствами, не прихотлив в уходе. Крема можно использовать на основе органических растворителей.

При неправильном обращении с материалом долго он не прослужит. Хотя, качество очень высокое. Без ухода материал начнёт ломаться, рваться, дубеть и разваливаться

Поэтому стоит уделить внимание уходу за кирзой

Изделие из материала

Плюсы и минусы

Долговечность при минимальном уходе – основополагающая черта традиционных яловых сапог. За это качество их ценили и ценят военнослужащие. Они не плесневеют без просушки в окопах и болотистой местности и служат даже дольше, чем кирзовые. Последние уступают и в плане теплостойкости.

Другая примечательная особенность – защита ног от влаги. Отличная гигроскопичность позволяет поддерживать сухость даже при продолжительном нахождении в воде. Отсюда востребованность этого типа обуви среди рыбаков и туристов.

Достоинства идут рука об руку с недостатками. Прочность и долговечность – с неэластичностью, грубостью и долгим процессом разнашивания. Гигроскопичность – с проблемами отвода пота и поступлением кислорода к коже. Натуральное происхождение материала – с высокими ценами на дизайнерские женские сапожки из него.

Больше всего нареканий вызывает разминание (в первую очередь дополнительно усиленной задней части). Ждать естественного разноса – слишком долго. Приходится прибегать к народным средствам. В ход идут смеси с глицерином, горячие полотенца, колодки. Иногда жёсткие сапоги набивают пакетами с водой и отправляют в морозильник. При замерзании вода расширяется, создавая постоянное давление на стенки голенища.

Конструкция[править | править код]

Внешние изображения
Инфографика и чертежи, доступные в СМИ

Схема лодки.

Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова, ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Также было упрощено обслуживание и содержание кораблей.

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется при помощи водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных реакторов ОК-650В, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б», ПЛ «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния».

Подводные лодки проекта оснащены системой спасения — всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Корпусправить | править код

К-535. В центре носовой части виден торпедопогрузочный люк, по бокам от него — крышки аппаратов запуска средств гидроакустического противодействия

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, которые являются частью общей конструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед из-за особенностей размещения в этом месте одной из станций гидроакустического комплекса. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются также активные средства снижения шума. Длина АПЛ — 170 м. Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода — до 29 узлов. Глубина предельная погружения — до 480 м. Автономность по провианту — 90 суток. Экипаж — 107 человек (в том числе 55 офицеров).

Силовая установкаправить | править код

На лодке установлен ядерный энергоблок 4 поколения — КТП-6. Вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным, с парогенератором, ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ — «Алиот».

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Азурит» с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным, с улучшенной амортизацией, мощностью около 50 000 л. с.

Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л. с. (по другим данным — 370 л. с.). Подруливающие устройства расположены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.

Оборудованиеправить | править код

  • БИУС «Округ»
  • ГАК МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей». Дальность обнаружения целей — более 220—230 км. Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей — не менее 30.
  • Носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах
  • Две бортовые конформные антенны большой протяженности
  • Аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов с ГАС обнаружения ГАС противника
  • Аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной антенны
  • Аппаратура классификации целей «Аякс-М» с использованием цифровой библиотеки шумов
  • ГАС миноискания
  • Эхоледомер
  • Обнаружитель разводий во льдах
  • Обнаружитель полыней во льдах
  • Защищенная звукоподводная система передачи тактических данных
  • Система РЭБ
  • РЛС
  • Аппаратура госопознавания
  • РЛС госопознавания
  • Радиопеленгатор
  • Автоматизированная комплексная система управления техническими средствами ПЛА «Булат-Борей»
  • Система управления электро-энергетической системой «Луга-Борей»
  • Система централизованного электропитания «Косинус-Борей».
  • Навигационный инерциальный комплекс
  • Система спутниковой навигации
  • Автоматизированный комплекс радиосвязи в составе
  • Оптическая обзорная ТВ-система (позволяет вести оптическое наблюдение на глубинах до 50—60 м)
  • Перископы: командирский и штурманский астронавигационный

You are here

Какие модели сапог из кирзы есть сегодня?

Кирзовые сапоги активно используются в военной сфере и в наше время. Хотя их пытаются заменить берцами со шнуровкой. Считается, что этот вариант больше подходит для современной армии, но сапоги из кирзы обладают неоспоримыми преимуществами.

Плюсы кирзовых сапог:

  • обеспечивают внешнюю защиту от любых неблагоприятных условий;
  • защищают от непогоды;
  • обеспечение устойчивости ноги с помощью жёсткого подноска;
  • подходят для экстремальных условий;
  • выдерживают длительные походы по бездорожью.

Для подошвы применяют прочную резину. Остальные элементы обуви выполнены из кирзы. Прочные сапоги активно используются и вне военной сферы. Их надевают на портянки

Важно понимать, что носки просто порвутся, да и перемещаться в них будет неудобно. Кирзовые сапоги находятся в свободном доступе

Они недорогие и прослужат достаточно долго. Найти современные модели можно в специализированных магазинах или интернет-ресурсах.

Второе рождение

Возродили производство кирзы уже в 1934 году. Советские ученые Борис Бызов и Сергей Лебедев разработали метод получения дешевого искусственного бутадиен-натриевого каучука, которым пропитывалась ткань, отчего приобретала свойства, схожие с натуральной кожей. Дальнейшему развитию производства кирзовых сапог мы обязаны химику Ивану Плотникову. Именно благодаря его усилиям в стране было налажено производство «кирзачей».

Боевую проверку они прошли еще в советско-финскую войну, но этот опыт закончился неудачно — на морозе сапоги трескались, становились твердыми и ломкими. Дочь Плотникова Людмила вспоминала, как отец рассказывал ей о комиссии, на которой состоялся «разбор полетов» применения нового материала.

У Ивана Васильевича спросили: «Почему ваша кирза такая холодная и не дышит?». Он ответил: «Бык и корова пока еще не поделились с нами всеми своими секретами».

К счастью, за такую дерзость химика никак не наказали. Напротив — после начала Великой Отечественной войны стало очевидна острая нехватка обуви. Тут-то и пригодился опыт Плотникова. Ему было поручено в кратчайшие сроки усовершенствовать технологию производства кирзы. Курировал вопрос сам Косыгин. Плотников с задачей справился. Более того, наладил производство «кирзачей» в Кирове. 10 апреля 1942 года он получил Сталинскую премию. К концу войны в кирзовых сапогах ходило 10 млн советских солдат.

Особенности суннизма

Как ухаживать?

Кирзу относят к тканям, но стирать ее не рекомендуется. Основные правила ухода:

  • Материал не боится влаги. После долгого использования желательно хорошо промыть и просушить при комнатной температуре, вдали от обогревателей.
  • Сохнет обувь долго, поэтому при ежедневной носке лучше просто протирать внутреннюю часть влажной тряпкой, потом вынуть стельки и просушить.
  • В специальных кремах не нуждаются.
  • Швы кирзовых сапог иногда нужно пропитывать животным жиром или касторовым маслом (чтобы обувь не протекала).
  • Смазывать поверхность сапог лучше обыкновенным гуталином, а для сохранения эластичности чистящие средства наносить на слегка влажные сапоги.

Преимущества и недостатки

Выбирая сапоги для походов, необходимо взвесить все достоинства и недостатки каждой модели

В первую очередь следует обратить внимание на подошву, устойчивость к влаге, прочность

Не играет важной роли внешний вид обуви, под слоем грязи его все равно никто не заметит. Из преимуществ рассматриваемой модели можно выделить:. Из преимуществ рассматриваемой модели можно выделить:

Из преимуществ рассматриваемой модели можно выделить:

  1. Кирзовые сапоги изготавливаются из хлопковой ткани, покрытой искусственной пропиткой – бутадиен-натриевым каучуком. Этот материал обеспечивает непромокаемость изделия, поэтому в нем можно спокойно ходить по лужам.
  2. Обувь не боится бездорожья, она позволяет пройти как по горам, так и по болоту.
  3. Благодаря высокому голенищу, в сапогах можно спокойно заходить на долгое время в водоемы. Ботинки этим похвастаться не могут.
  4. Кирза – очень плотный материал, ее износостойкость сравнима с натуральной кожей. Правильный уход гарантирует, что сапоги не порвутся в неподходящий момент.
  5. Кирзовые сапоги обладают удобной нескользящей подошвой.
  6. Стопа в кирзачах размещена устойчиво, если выбирать изделие так, чтобы был небольшой запас для теплых носков.
  7. Ноге комфортно в этой обуви, поэтому путешественник сможет одолеть длинные дистанции. Но кирзачи требуют привыкания, так как они тяжелее кроссовок.
  8. Во время похода сапоги можно быстро обуть, если в этом есть необходимость.
  9. Не нужно беспокоиться, что шнурки на обуви развяжутся и станут причиной падения и травм, обледенеют или попросту порвутся.
  10. Благодаря искусственному заменителю кожи, цена этой обуви низкая.
  11. Сравнительно небольшой вес сапог, обусловленный использованием хлопчатобумажной ткани в качестве основы.

Среди недостатков можно отметить жесткость материала. Если приобрести слишком высокую модель, в ней будет тяжело согнуть ноги. Кирзовые сапоги имеют отделку под свиную кожу, но они не отличаются стильным дизайном.

Почему в СССР отказались от атомных пуль?

Мчащийся по автотрассе ракетный комплекс DF-41 сняли на видео в Китае

История изобретения

Некоторые полагают, что название произошло от сокращённого наименования завода, где во времена ВОВ началось её массовое производство для изготовления сапог, — Кировский завод. Однако, это ошибочное мнение, так как название материалу дали до этого.

Ещё с древних времён для придания тканям новых свойств люди использовали специальные пропитывающие составы — масляный или каучуковый. Это делало их водостойкими и более прочными.

Шотландский химик Чарльз Макинтош был первым, кто изобрёл непромокаемый материал на основе латекса. Впоследствии из него начали шить плащи-макинтоши, которые не промокали в любую погоду.

Во времена царской России встала необходимость изобретения материала, который мог бы заменить натуральную кожу для производства армейского обмундирования.

В 1904 году Михаил Поморцев, русский учёный и изобретатель в области ракетной техники и аэрологии, после экспериментов с заменителями каучука и получения брезента, определил новый состав пропитки ткани, позволяющий ей отталкивать влагу и пропускать воздух. Она состояла из яичного желтка, парафина и составляющей смолы хвойных деревьев — канифоли. Несколько слоёв ткани, пропитанные этим составом не пропускали влагу, но «дышали». М. М. Поморцев получил за это изобретение несколько наград.

В начале Первой Мировой войны он предложил применение кирзы для изготовления солдатских сапог. Были успешно протестированы пробные партии. Но изготовители обуви из натуральной кожи понесли бы от этого убытки, поэтому препятствовали передаче заказа на крупную партию кирзовых сапог. После смерти изобретателя в 1916 году эта идея была на время забыта.

В 1928 году был изобретён синтетический каучук, который спустя год стали применять для производства кирзы. Качество полученного материала было плохим — он ломался и покрывался трещинами. Неудивительно, что название «кирза» означало «слой замёрзшей земли».

В дальнейшем в условиях нехватки натуральной кожи и средств на солдатскую экипировку было принято решение возродить производство кирзы, но сначала необходимо было усовершенствовать технологию её изготовления. Исследования продолжались на московском заводе «Кожимит».

Главный инженер Александр Хомутов пригласил для совместной работы учёного химика Ивана Плотникова. В 1939 году была выпущена первая партия сапог из усовершенствованного материала.

Спустя два года на том же заводе, где главным инженером был уже Иван Плотников, наладили производство лёгких удобных сапог, не пропускающих влагу и способных удерживать тепло. С тех пор наша страна являлась крупнейшим в мире производителем кирзовой ткани. 85 % шло на производство армейских сапог. Не так давно было принято решение постепенно перевести армию с сапог и портянок на берцы и носки. Но в некоторых условиях и по сей день службу невозможно представить без кирзы.

Как выбрать кирзовые сапоги?

На сегодняшний день на рынке продаж существует очень большой выбор кирзовых сапог, которые изготовляют не только из кожи, но из ее заменителей

Поэтому, в первую очередь, нужно обратить внимание на качество изделия и материал, который использовали производители. В основе кожи для солдатских сапог лежит ткань на основе хлопка и каучук

Этот материал использовали во время Второй мировой войны, но люди узнали о нем намного раньше.

Этапы изготовления кожи:

  • С помощью специального механизма разматывают ткань, которая изготовлена из хлопка;
  • Затем ее поверхность обрабатывают специальным распылителем каучуком;
  • Чтобы образовалась пленка, материалом проходит термическую обработку;
  • Затем ее уплотняют, что придает кирзе блеск, гладкость и ровность;
  • Перед тем как кожу сворачивают в рулон, ее стискивают для более приятного внешнего вида.

Именно таким образом делали старые модели кирзовых сапог. В современном мире используют такую же технологию, как и раньше. Просто производители делают применяют более прочные и современные ткани и каучук. Поэтому при выборе сапог из кирзы необходимо внимательно изучить материал, из которого сделано изделие. Проверить наличие неприятного запаха. Если использовались некачественные компоненты, то это можно выявить.

Основным элементом армейской обуви является подошва. Она должна хорошо быть прошита с верхней частью изделия. Поэтому при покупке нужно внимательно осмотреть подошву, ведь в будущем при плохой погоде она может пропускать влагу во внутрь.

Способы производства

Кирза, что это за материал для обуви, как он изготавливается. Метод производства относят к высокомолекулярным соединениям. Хлопчатобумажную ткань используют плотностью 250-370 г/м3. Затем наносят слой каучука при определённой температуре. После охлаждения наносят второй слой, уже из других компонентов. Первый слой пропитывается. Это позволяет материалу быть прочным и надежным.

Где изготавливают

Есть боле усовершенствованный способ производства. В нём меняется состав покрывающего слоя, и соотношение масс. Это повысило качество стойкости, и изнашивание сапог происходило медленнее.

В будущем появился способ, в котором основой была уже не трёхслойная ткань, а четырёх. Это повышало прочность материала в готовом виде.

Обратите внимание! Кирза — это искусственный материал. Не кожа, а слияние хлопчатобумажной основы и каучука

Свои свойства приобрело благодаря молекулярным процессам. Кирзовые сапоги делает не только из кирзы. В них есть юфть, ещё один материал.

Разнообразие производства

В современном мире этот материал не уступает натуральным материалам, хотя и был раньше (в военное время) лучшего качества.

Вам это будет интересно Подробное описание коттона: свойства ткани

Как правильно носить

Военные кирзовые сапоги можно носить с носками или портянками. Но те люди, кто пробовал использовать оба изделия, отмечают, что первые в сапогах попросту скатываются. При дальних переходах и военных действиях не всегда есть возможность поправить носки. В результате ноги можно натереть до крови, что означает вывод бойца из строя.

Необходимость использования портянок в армии обусловлена тем, что невозможно учесть размеры ног всех военнослужащих. Да и использование носков, как говорилось ранее, непрактично. Портянка является универсальным средством, для обмотки ног она всего лишь должна иметь достаточные габариты.

Как намотать портянку:

  1. Для изготовления понадобится кусок ткани примерно 35 х 90 см.
  2. Наматывается изделие плотно, от носка ноги и по направлению к наружной поверхности, иначе при ходьбе она будет сбиваться.
  3. Если необходимо накрутить портянку на правую ногу, стопу располагают на ткани ближе к правому краю, в 20 см от него.
  4. Правой рукой берется короткий край материала и оборачивается стопа сверху.
  5. Угол портянки подтыкается под ногу и фиксируется при помощи длинного конца.
  6. Делая оборот вокруг, длинный край ткани наматывается на тыл стопы, подошву и пятку. Этот же конец оборачивают вокруг голени, направляясь вверх по ноге.
  7. Затем ткань проходит по нижней части голени, прикрывая передний край, фиксируется при помощи складки на внутренней стороне стопы. Аналогичная процедура и с левой ногой, все совершается зеркально.

Чтобы накрутить портянку, не нужно обладать особыми навыками, достаточно 1-2 тренировок. Универсальность изделия заключается в том, что для его изготовления можно использовать кусок любого материала. В летнее время для этих целей лучше применять хлопчатобумажную ткань, зимой рекомендуются портянки из шерстяных материалов, байки и фланели.


Кирзовые сапоги носят с портянками


Этапы правильного наматывания портянок

Перекись вместо пороха – патроны будущего или уже настоящего

История

В конце 1980-х годов, ввиду замены ГАЗ-66, были попытки очередной унификации производства уже имеющейся машины. Так, в 1990 году, появилась модель ГАЗ-3301, построенная с учётом требований военных. Также, отличительной чертой этой машины являлось наличие дизельного двигателя. Однако, распад СССР и спад закупок государством поставили крест на перспективной машине. Ввиду этого, производство «шишиги» (ГАЗ-66) было продолжено.

Тем не менее, разработка новой машины продолжилась. С учётом смягчившихся требований военных, а также ввиду практического опыта применения на ГАЗ-66 кабины над двигателем со всеми присущими ей недостатками (высокой опасности для экипажа при подрыве на мине, сложностью доступа к двигателю, низким уровнем комфорта и плохой эргономикой в целом), а главное, резкого сокращения государственных закупок для армии и народного хозяйства, руководство завода вернулось к капотной компоновке. Конструкция полноприводного шасси сохранила преемственность.

Первый прототип нового полноприводного грузовика был создан Горьковским автомобильным заводом в 1995 году под индексом ГАЗ-3309П. Серийное производство модели, получившей отраслевой индекс ГАЗ-3308 и собственное название «Садко» началось в декабре 1997 года.

В российской армии 2,3-тонный грузовик ГАЗ-3308 пришёл на смену модели ГАЗ-66-40 с кабиной над двигателем. На ГАЗ-3308 применяется модифицированная (другие крылья с увеличенными колёсными арками) кабина от ГАЗ-3309, а также ведущие мосты и трансмиссия, аналогичные использовавшимся на ГАЗ-66-40.

В сентябре 2000 года ГАЗ-3308 был предложен на экспорт для вооружённых сил Украины.

С 2003 года «Садко» преимущественно оснащается турбодизелем ММЗ Д-245.7 (с 2005 года экологического класса Евро-2, с 2013-го — Д-245.7Е4 экологического класса Евро-4).

В феврале 2013 года появилась версия ГАЗ-33088 «Садко» с турбодизелем ЯМЗ-53442 класса Евро-4.

В июне 2014 года ГАЗ представил новую версию с неофициальным названием Садко-Next грузоподъёмностью 3 тонны, вместе с новой версией ГАЗ-3309.

В январе 2020 года модель была снята с производства (за исключением автобуса ГАЗ-330811-10 «Вепрь», который завод готов выпускать на заказ).

Итоги и выводы

Суть претензий Пентагона к российской авиации, в общем и целом, сводилась к тому, что наши летчики проявили некую неучтивость. Что же, возможно определенная нетерпимость действительно имела место. Столь же невежливо в 1988 году советские моряки таранили эсминец ВМС США «Кэрон», пытавшийся войти в территориальные воды СССР. Крым, действительно, давно привлекает иностранные эскадры, норовящие посетить полуостров не всегда с дружественными намерениями.

Что же касается эсминца «Дональд Кук», то недооценивать его боевые возможности все равно не стоит. Это – современный и серьезно вооруженный корабль, прошедший в 2012 году модернизацию. Вполне возможно, ему предстоит теперь еще одна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector