Малые ракетные корабли проектов 1234, 1234.1, 1234.7 и 1234э (мрк овод)

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  • Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 2-52.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
  • Щербаков В. Ракетные катера проекта 1241 РЭ в составе ВМС Индии (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2004. — Май (№ 05). — С. 17-21.

История строительства

Постройка головных катеров двух основных модификаций была поручена производственному объединению «Алмаз». Строительство серии ракетных катеров проекта 12411-Т и 12411-М осуществлялось с 1979 года практически одновременно на трёх судостроительных заводах СССР. До конца 1991 года для ВМФ СССР был построен 41 ракетный катер этого проекта: 12 катеров проекта 12411-Т (по 4 постройки Приморского, Хабаровского и Средне-Невского судостроительных заводов), 31 ракетный катер проекта 12411 (17 катеров постройки Хабаровского ССЗ, 13 катеров постройки Средне-Невского ССЗ) и 1 катер проекта 12417 (Средне-Невский ССЗ). К 1991 году в постройке находилось ещё 6 катеров проекта 12411 с готовностью от 28 % до 93 %, запланированных к достройке до 1996 года. Один катер проекта 12411-Т уже в ходе строительства был построен по проекту 12417 (30-мм автоматы были заменены на корабле одним ЗРАК «Кортик» и РЛС обнаружения воздушных целей МР-352 «Позитив» в целях отработки этого вооружения).

На заводах в Рыбинске и Ярославле строились катера проекта 1241РЭ, предназначенные на экспорт в страны социалистического лагеря. Всего по этому проекту было построено 22 ракетных катера (по 5 для ГДР и Индии, 4 для Польши, 3 для Румынии, по 2 для Болгарии и Йемена, 1 для Вьетнама); три катера проекта 1241РЭ служили в составе ВМФ СССР в качестве кораблей для обучения иностранных экипажей. На экспорт строился и 1 недостроенный ракетный катер проекта 12421. Кроме этого, Индией была приобретена лицензия на право постройки ракетных катеров проекта 1241 на двух судостроительных заводах — в Бомбее и Гоа

малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630 шифр «Буян» фотографии и вооружение:

головной малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630

после спуска на воду

  100 мм универсальная артиллерийская установка А-190

  антенный пост РЛС управления огнем 5П-10-03 «Ласка»

  мачта с РЛС

  пусковые установки выстреливаемых помех комплекса ПК-10

АК-306 и ЗРК «Гибка» в кормовой части корабля

турельная установка 3М-47 «Гибка» с четырьмя зенитными ракетами «Игла»

30-мм установка АК-306

Пожалуй, самым оригинальным в этом современном корабле является архитектурный облик, который создавался в соответствии с требованиями малой заметности.

Пропульсивная установка боевого корабля состоит из двух водометных движителей большой мощности, которые до сих пор не применялись на военных кораблях Российской Федерации. Поставку обеспечила ФГУП МП «Звездочка» города Северодвинск.

Так как основным назначением артиллерийского корабля является борьба с береговыми укреплениями неприятеля, этому соответствует состав его ударного вооружения:

– облегченная универсальная 100 мм артиллерийская установка «А-190» с системой управления 5П-10-03 «Ласка»;

– сорокоствольная 122 мм ракетная система залпового огня «Град-М».

Управление огнём артиллерии осуществляется при помощи радиолокационной станции типа «Вымпел».   Оборону корабля от воздушного противника обеспечивают два 30 мм шестиствольных автомата «АК-306» расположенных по обоим бортам и управляются с помощью визирной колонки; кормовая турельная пусковая установка типа 3М-47 «Гибка», обеспечивающая автоматическое наведение и пуск четырёх сухопутных переносных зенитно-ракетных комплекса типа «Игла» или «Игла-1М» в стандартных контейнерах ПЗРК «Игла». Управление пусковой установкой производится дистанционно. Для защиты двухсотмильной экономической зоны государства и для нанесения атаки по точечным береговым, морским и воздушным объектам на вооружении боевого корабля состоят две тумбовые установки пулеметов КПВ с калибром 14,5 мм, а также три тумбовые установки пулеметов калибром 7,62 мм. Для обнаружения и ликвидации подводных диверсионных групп на борту артиллерийского корабля применяется гидроакустическая станция и 30 мм автоматический гранатомет.

В дополнение на корабле установлен комплекс постановки пассивных помех ПК-10 два комплекта. Современный навигационный комплекс и средства гидрометеорологического обеспечения позволяют артиллерийскому кораблю выполнять поставленные боевые задачи и обеспечивать навигационную безопасность мореплавания. Средства связи на борту МАК обеспечивают связью командира корабля с береговыми и корабельными командными пунктами и взаимодействующими силами, воздушными объектами, в том числе и в сетях ГМССБ.

Для пополнения состава Каспийской флотилии ВМФ Российской Федерации организовано серийное строительство малого артиллерийского корабля нового поколения проекта 21630 «Буян». Количество серии составит пять боевых кораблей, которые будут построены до 2010 года.

Стоимость головного корабля составила 372 миллиона рублей, а создание последующих 5 кораблей – не более 250 миллионов рублей каждый.

МАК «Астрахань» уже несет боевую службу в составе Каспийской флотилии ВМФ РФ. Вторым по счету и первый серийным кораблем проекта 21630 шифр «Буян» стал МАК получивший наименование «Каспийск». 24 марта 2006 года на эллинге судостроительной фирмы «Алмаз» состоялась закладка третьего артиллерийского корабля «Махачкала». Военные корабли вошли в состав флота в 2007 и 2008 году соответственно.

Тестирование

Летом 2014 года залпом из ЗРК «Редут» была поражена имитация крылатой ракеты. Запуск производился с борта корвета «Сообразительный». Это было первое успешное испытание, проведенное в Балтийском море. Затем удачно были поражены цели, имитирующие флот условного врага.

Осенью того же года проводилось тестирование комплекса на предмет поражения воздушных и надводных целей предполагаемого противника. Все мишени были ликвидированы. В 2020 году экипаж корвета «Сообразительный» успешно отобразил задание по уничтожению вражеских крылатых ракет. При этом залп осуществлялся в условиях трудной радиолокационной обстановки.

Высокие боевые возможности ЗРК «Редут» и ЗРК «Штиль» – во многом заслуга конструкторов . Они выполнили заказа Министерства обороны, невзирая на все трудности. В июле 2020 года руководство концерна официально заявило, что испытания рассматриваемых зенитных комплексов завершились успешно.

Характеристики танка

Танк КВ-2 является прокачиваемой машиной, что говорит о его изменчивости по отношению к своим характеристикам. Поначалу танк не очень хорошо показывает из-за слабого орудия и двигателя. Но если его прокачать до топовой составляющей, то там уже можно будет опробовать все его сильные стороны. Для КВ-2 характеристики играют важную роль в личной эффективности. Зная все нюансы и показатели своей стальной машины, в боях можно добиваться невероятно высоких результатов.

Итак, касательно самих показателей (топовая комплектация):

  • прочность — 860 единиц;
  • масса — 61 тонна;
  • обзор — 330 метров;
  • дальность связи — 440 метров;
  • максимальная скорость — 15 км\ч;
  • поворот — 18;

Показатели бронирования:

  • корпус мм (лоб/борта/корма): 75-75-50;
  • башня мм (лоб/борта/корма): 75/75/70;

В составе флота

С 1967 по 1992 годы силами нескольких предприятий было построено 47 МРК пр. 1234 и его производных. Подавляющее большинство «Оводов» строилось для нашего флота. По последней версии проекта 1234.1 построили 19 МРК. Первый из них заложили в 1975 г. и сдали в 1978-м, а последний строился с 1986 г. и поступил на службу только в 1992-м. Корабли распределялись между всеми основными флотами ВМФ.

С середины девяностых по середину двухтысячных российский флот списал 7 МРК «Овод-1». Остальные 12 кораблей до сих пор остаются в составе флота. Большая их часть принадлежит Тихоокеанскому и Балтийскому флотам – по четыре единицы. По два таких МРК служит в составе Черноморского и Северного флотов. Некоторые «Оводы» в последние годы были переведены в резерв.

При всех своих плюсах, МРК пр. 1234.1 имеют ряд недостатков, обусловленных постепенным моральным устареванием. Первые проекты модернизации «Оводов» были предложены еще в 90-х годах, но тогда отсутствовала возможность их реализации. Всерьез о модернизации кораблей заговорили лишь несколько лет назад. В 2017 г. стартовали работы по обновлению первого МРК, и к настоящему времени он успел выйти на испытания.

См. также

Навигация

Технические подробности

К МРК пр. 1234.1 предъявляется целый ряд претензий разного рода. Военных перестала устраивать энергетическая установка корабля, его вооружение и приборное оснащение. При модернизации следует сохранить только корпус и надстройку, а также часть общекорабельных систем. Новый проект модернизации был разработан с учетом таких пожеланий. Кроме того, в нем использовались наработки по пр. 1234ЭМ, ранее созданном по заказу ВМС Алжира.

В ходе модернизации «Оводы» получают улучшенную двигательную установку. В ее основе лежат более мощные и экономичные двигатели, тип которых, однако, пока не уточнялся. Архитектура установки не изменяется, и мощность по-прежнему выдается на три гребных винта фиксированного шага.

Противокорабельная ракета Х-35 комплекса «Уран».

Основным оружием МРК «Овод-1» являются противокорабельные ракеты П-120 «Малахит» в шести пусковых установках. Такое вооружение не соответствует актуальным требованиям, и в ходе новой модернизации осуществляется его замена. В ходе перестройки корабля два блока пусковых установок заменяются четырьмя аналогичными устройствами для ракет Х-35 комплекса «Уран». Каждая из новых установок несет четыре контейнера с ракетами. ПКР Х-35 имеют существенные преимущества перед более старыми П-120 и повышают боевой потенциал корабля-носителя.

Кормовую артиллерийскую установку АК-176 с 76-мм орудием предлагается заменять более новой АК-176МА. Это изделие оснащено современными цифровыми средствами управления и приводами наведения. Улучшенная аппаратура управления в сочетании с характеристиками пушки дает значительный прирост боевых качеств.

Зенитное вооружение МРК пр. 1234.1 включает ракетный комплекс «Оса-М/МА» и один 30-мм шестиствольный автомат АК-630М. Ранее сообщалось, что эти изделия не пойдут под замену. В то же время, планировалось выполнить их модернизацию. Вероятно, речь шла о применении новых систем управления и интеграции вооружения в новые контуры.

По результатам продолжающейся модернизации «Оводы» получат ряд новых радиоэлектронных и оптико-электронных систем, которые обеспечат более эффективное решение боевых задач. В прошлом сообщалось о внедрении системы управления артиллерийским огнем МР-123-02/3-4.2 «Багира». Она должна отвечать за применение ствольной артиллерии всех калибров. Корабль с «Багирой» осуществляет поиск и сопровождение целей при помощи РЛС и оптико-электронной системы «Сфера-02».

МРК пр. 1234.1 оснащены радиолокационным комплексом «Титанит», обеспечивающим поиск целей в режиме радиолокации и радиотехнической разведки. Недавно стало известно, что в ходе текущей модернизации выполняется интеграция новых приборов РТР. Тип и характеристики новой аппаратуры не уточняются, но известно, что она прошла испытания и готова к использованию на кораблях.

«Смерч» у стенки Северо-Восточного ремонтного центра, конец 2017 г. Фото СВРЦ / oaosvrc.ru

Таким образом, новые приборы РТР позволяют «Оводам» сохранить возможности обнаружения различных целей без использования своих радиолокационных средств и без риска обнаружения. Можно предполагать, что новые неназванные образцы аппаратуры имеют преимущества перед штатными компонентами «Титанита» и расширяют возможности корабельной РТР.

Описание катера

Корпус

Артиллерийский катер проекта 1204. Москва. 2017. Сильно увеличивается

Стальной корпус АКА пр. 1204 гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА пр. 191М, для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе гребных винтов для их защиты. Кроме того, увеличен запас прочности корпуса (до 1,75) и он разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.

Деление на отсеки:

  1.  — Форпик (от 0-го до 4-го шпангоутов);
  2.  — Кубрик мичманов (4-й — 9-й шпангоуты);
  3.  — Носовой артиллерийский отсек (9-й — 12-й шпангоуты);
  4.  — Кубрик команды (12-й — 17-й шпангоуты);
  5.  — Командирский отсек с радиорубкой (17—21 ½ шпангоуты);
  6.  — Кубрик команды (21 ½—25 ½ шпангоуты);
  7.  — Отсек поста управления двигателями (ПУД) (25—29 ½ шпангоуты);
  8.  — Моторный отсек (генераторное и моторное отделения (29½—33 и 33—41 шпангоуты));
  9.  — Кормовой подбашенный отсек (41—44 шпангоуты);
  10.  — Камбуз (44—48 шпангоуты);
  11.  — Ахтерпик (48 шпангоут — транец).

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном отделении.

Главные двигатели – дизели типа «М-50Ф» мощностью по 1200 л.с. (ресурс до переборки 600 ч.).

Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала два автоматизированных дизель-генератора «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт в генераторном отделении.

На АКА 1204 система дистанционного управления дизельными установками «Орион».

Охлаждение двигателей забортной водой. А у АКА 1204 на р. Амударье оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась.

Радиоэлектронное оборудование

На АКА пр. 1204 навигационные радиолокационные станции «Донец-2» и «Лоция».

Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).

Навигационное и штурманское вооружение

На АКА пр. 1204 эхолот «НЭЛ-7». Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM». Прожектор состоит из фонаря, поворотной вилки и основания для установки прожектора на месте работы. Внутри корпуса фонаря стеклянный отражатель, фокусирующее устройство с патроном и лампой, выключатель. К корпусу откидными замками крепятся: для навигационного освещения — рама с купольным стеклом (узкий луч) или с рассеивателем (широкий луч); для световой сигнализации — жалюзи и рама с купольным стеклом. Для защиты от механического разрушения купольного стекла или рассеивателя в нерабочем состоянии на раму устанавливается защитная крышка. К сети прожектор К-35-3 подсоединяется трехжильным кабелем со штепселем. Срок службы прожектора 6 лет.

Штурманское вооружение АКА пр. 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2» , предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи их авторулевому «Самшит-АО 13» , и магнитного компаса «КТ-М3м».

Радиосвязь

Средства радиосвязи на АКА пр. 1204 представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».

Обитаемость

Все жилые помещения изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыты вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения с искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе электроплита и холодильная камера.

Автономность

На АКА пр. 1204 запас топлива 4,8 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,165 т; запас провизии на АКА пр. 1204 принимается на 7 суток автономности .

Дальность плавания катера двадцатиузловым ходом 240 миль, а при скорости 10 узлов — 320 миль .

МРК «Тайфун»

Корпус второго МРК дальневосточной постройки был заложен во Владивостоке 10 мая 1977 г. и 5 июня зачислен в списки кораблей ВМФ СССР. Спуск «Тайфуна» (заводской № С-1002) на воду состоялся 14 августа 1979 г. и 30 декабря корабль вступил в строй, а 12 января 1980 г. был включен в состав КТОФ. С декабря 1979г. по апрель 1984г. корабль входил в состав 165 БрКА Приморской флотилии КТОФ и находился в бухте Большой Улисс г. Владивосток. С 9 апреля 1984 г. переподчинен КамФлРС КТОФ. «Тайфун» был первым малым ракетным кораблем в составе 66-го (с 1990г. отдельного) дивизиона МРК, куда входил с 29.07. 84 по 1.12.1995г.г. МРК «Тайфун» оказался единственным кораблемпр. 1234 из состава 66ДН МРК, выполнявшим задачи БС (10.06.85 — 27.05.86 гг.) в Южно- Китайское море и входившим в состав 10 ОПЭСК. На корабле 26 июля 1992 года был поднят Андреевский флаг. Из — за плохого технического состояния и невозможности дальнейшего использования по прямому назначению, корабль был исключен 4 августа 1995 г. из состава ВМФ РФ и сдан для разоружения в ОРВИ флота. Расформирован 1 сентября 1995 года и в 1998 году разобран на металл в акватории СРЗ-49 ( бухта Сельдевая, г. Вилючинск ). Известные бортовые номера: 994,427,400.

Командиры корабля МРК «Тайфун»:

Кап.-л-т Александр Станиславович Соболевский 1979-1982 кап.-л-т Игорь Вячеславович Березовский 1986-1988 Кап.-л-т Владимир Васильевич Филиппов 1982-1984 кап.-л-т Валерий Константинович Кассап 1988-1994 Кап. 3 ранга Павел Максимович Чучулин 1984-1985 кап.-л-т Сергей Иванович Кузнецов 1994-1995 Кап. 3 ранга Александр Павлович Кузьмин 1985-1986

Модификации и ТТХ

В серии «Полимент-Редут» предусмотрено два варианта комплексов. Первый из них ориентирован на фрегаты проекта 22350 (К96-2), а вторая версия предположительно будет монтироваться на корветах типа 20380 (оснащается системой «Фуркэ-2»).

Ниже приведены параметры тактико-технического плана:

  • Дальность поражения аэродинамической цели – от 1,5 до 60 км.
  • Высота выстрела – 0,01-30 км.
  • Зона ликвидации баллистических мишеней – от 1,5 до 30 км по дальности, 2-25 км по высоте.
  • Используемый боеприпас – зенитная управляемая ракета 9-М-96Е2.

Заряд имеет стартовый вес порядка 420 килограмм, средняя скорость полета составляет 950 метров в секунду. Тип наведения ракеты – инерциальный с системой радиокоррекции. Используемая боевая головка – радиолокационная, активная. Поражение – осколочно-фугасного типа с массой основной части 24 кг.

Современные ракетные катера

Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.

Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:

  1. «Бора» – на вооружении с 1984 года
  2. Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
  3. Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
  4. Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
  5. Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
  6. Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
  7. Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
  8. «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
  9. Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.

Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.

Ожидаемый результат

Доступные данные позволяют представить, какими возможностями будут обладать малые ракетные корабли пр. 1234.1 после нынешней модернизации. При этом очевидно, что обновление таких МРК имеет положительные особенности как тактико-технического, так и экономического и эксплуатационного характера.

Прежде всего, следует учитывать экономическую сторону проекта. Модернизация позволяет сэкономить деньги и время на строительстве корабля как платформы для вооружений. Таким образом, обновление 12 МРК будет быстрее и дешевле полноценного строительства схожих кораблей с нуля. Кроме того, корабли «Овод-1» хорошо освоены личным составом и под них имеется необходимая инфраструктура. Значительная переподготовка моряков или перестройка береговых объектов не нужны, что экономит время и деньги.

Применение готового корпуса должно обеспечить сохранение мореходности. Новая двигательная установка способна дать прирост ходовых характеристик и улучшить экономичность, увеличив максимальную дальность хода. Вероятно, это скажется и на боевых возможностях.

МРК «Смерч» на ходовых испытаниях. На пусковых установках пока отсутствуют ТПК с ПКР, июнь 2019 г.

Модернизированный МРК «Овод-1» сохранит возможности по обнаружению надводных или воздушных целей при помощи РЛС, ОЛС или РТР. При этом наличие современной аппаратуры повысит эффективность решения таких задач. По всей видимости, увеличится дальность обнаружения целей в разных режимах. Также новая электроника повысит точность стрельбы с применением всех вооружений.

Главные преимущества проекта модернизации связаны с отказом от устаревших ракет П-120 и применением ракетного комплекса «Уран». Меньшие размеры ракет Х-35 позволили в разы увеличить боекомплект – до 16 единиц. Максимальная дальность стрельбы старыми ракетами достигала 150 км. Современные Х-35 в разных модификациях доставляют боевую часть на 250-260 км. Скорость полета двух изделий сопоставима. Х-35 выгодно отличается более новой активно-пассивной радиолокационной ГСН. Впрочем, новая ракета уступает старой по массе БЧ – 145 кг против 800 кг.

Старт модернизации и переоснащения кораблей показывает, что комплекс «Уран» посчитали достойной заменой для устаревшего «Малахита». Плюсы более нового комплекса перевесили немногочисленные преимущества ракет П-120.

Малые боевые надводные корабли и катера

Малые ракетные корабли

Малый ракетный корабль «Мираж»Малый ракетный корабль «Штиль»Малый ракетный корабль «Гейзер»Малый ракетный корабль «Зыбь»Малый ракетный корабль «Ливень»Малый ракетный корабль «Иней»Малый ракетный корабль «Мороз»Малый ракетный корабль «Разлив»Малый ракетный корабль «Рассвет»Малый ракетный корабль «Смерч»Малый ракетный корабль «Пассат»

Проект 21631

Малый ракетный корабль «Град Свияжск»Малый ракетный корабль «Углич»Малый ракетный корабль «Великий Устюг»Малый ракетный корабль «Зеленый Дол»Малый ракетный корабль «Серпухов»Малый ракетный корабль «Вышний Волочек»Малый ракетный корабль «Орехово-Зуево»Малый ракетный корабль «Ингушетия»Малый ракетный корабль «Грайворон»

Проект 22800

Малый ракетный корабль «Мытищи» (ранее – «Ураган»)Малый ракетный корабль «Советск»Малый ракетный корабль «Одинцово»Малый ракетный корабль «Козельск»

Ракетные катера

Проект 12411

«Заречный»»Моршанск»Р-47″Димитровград»Р-2 «Чувашия»Р-60Р-109Р-239 «Набережные Челны»Р-160Р-261Р-297Р-298Р-11Р-14Р-18Р-19Р-20Р-24Р-29″Ивановец»

«Карачаево-Черкесия»»Боровск»»Будённовск»

Малые противолодочные корабли

Малый противолодочный корабль МПК-134 «Муромец»Малый противолодочный корабль МПК-118 «Суздалец»Малый противолодочный корабль МПК-199 «Касимов»Малый противолодочный корабль МПК-207 «Поворино»Малый противолодочный корабль МПК-217 «Ейск»Малый противолодочный корабль МПК «Усть-Илимск»Малый противолодочный корабль МПК-64 «Метель»Малый противолодочный корабль МПК-221Малый противолодочный корабль МПК-222 «Кореец»Малый противолодочный корабль МПК-125 «Советская Гавань»Малый противолодочный корабль МПК-82Малый противолодочный корабль МПК-107Малый противолодочный корабль МПК-14 «Мончегорск»Малый противолодочный корабль МПК-59 «Снежногорск»Малый противолодочный корабль МПК-194 «Брест»Малый противолодочный корабль МПК-203 «Юнга»Малый противолодочный корабль МПК-7 «Онега»Малый противолодочный корабль МПК-130 «Нарьян-Мар»

Проект 1331М

Малый противолодочный корабль МПК-105 Малый противолодочный корабль МПК-224 «Алексин»Малый противолодочный корабль «Кабардино-Балкария» (ранее МПК-227)Малый противолодочный корабль МПК-228 «Башкортостан»Малый противолодочный корабль МПК-229 «Калмыкия»Малый противолодочный корабль МПК-99 «Зеленодольск»Малый противолодочный корабль МПК-192 «Уренгой»Малый противолодочный корабль МПК-205 «Казанец»

Малый противолодочный корабль МПК-220 «Владимирец»

Малые артиллерийские корабли

Проект 21630

Малый артиллерийский корабль «Астрахань»Малый артиллерийский корабль «Волгодонск»Малый артиллерийский корабль «Махачкала»

Проект 1204

АК-223АК-248АК-201АК-209

Патрульные катера типа «Раптор»

Модернизация.

1234Э до модернизации и 1234ЭМ после модернизации

В середине 1990-х годов в руководстве Алжирских ВМС решили провести ремонт и модернизацию проекта 1234Э, поставленных Алжиру из СССР. Проект модернизации, получивший номер 1234ЭМ, разрабатывался в ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора Ю. В. Арсеньева. Устаревший П-20 заменялся на 3К24Э «Уран-Э» с 4 счетверенными пусковыми установками с 16 противокорабельными ракетами «Уран-Э». Зенитное вооружение усиливалось шестиствольной 30-мм АК-630М, размещенной в кормовой надстройке, а вместо «Рангоут-Э» на крыше рубки устанавливалась антенна радиолокационного комплекса «Гарпун-Э», и на мачте — трехкоординатная общего обнаружения типа «Позитив-МЭ», система управления стрельбой корабельной артиллерии «Ласка», оптико-электронная система управления огнем артиллерии «Ракурс» и радионавигационная система «Горизонт-25». Совместимость работы российского радиотехнического вооружения с зарубежным обеспечивала система обмена данными типа -1234ЭМ. Помимо установки новых вооружений, на корабле заменялись устаревшие виды электрооборудования и судовых систем.

Противокорабленый ракетный комплекс «Уран-Э»

В 1997-2000 годах корабль 802 Salah Reïs проходил модернизацию по проекту 1234ЭМ на Кронштадтском морском заводе, при этом модернизация сопровождалась срывом сроков и претензиями к качеству работ. В связи с этим дальнейшая модернизация и модернизация двух других алжирских кораблей осуществлялась по отдельному контракту 2006 года с «Рособоронэкспортом», и новым исполнителем в лице «Северной верфи» (г. Санкт-Петербург), причем по упрощенному варианту. В октябре 2007 года по этому же проекту на судостроительном предприятии «Северная верфь» была начата модернизация второго алжирского корвета, а в 2008 году — третьего. Малый ракетный корабль 801 Rеïs Hamidou после модернизации на «Северной верфи» был передан алжирской стороне в феврале 2011 года, затем предприятие приступило к модернизации третьего корабля серии (803 Reïs Ali.). В 2012 работы на Reïs Ali завершены и он был передан заказчику. В Алжире на 802 Salah Reïs установили китайскую систему NRJ-6A и две китайских шестиствольных пусковых установки PJ46 для постановки пассивных помех, вместо демонтированных при модернизации советских ПК-16.

Список модернизаций по проекту 1234ЭМ

802 Salah Reïs проходил на Кронштадтском морском заводе (1997-2000 гг), на «Северной верфи» (2006), получил:

  • 4х4 3М24Э «Уран-Э» вместо П-20 «Термит»;
  • 1х6 30 мм АК-630М (3000 выстрелов);
  • «Ласка-Э» и опто-электронную СП-521 «Ракурс» вместо МР-103 «Барс»;
  • 3Ц-25Э «Гарпун-Э»;
  • общего обнаружения «Позитив-МЭ1» вместо «Рангоут»;
  • «Горизонт-25».

801 Raïs Hamidou проходил на «Северной верфи» (2007-2011 гг);
803 Raïs Ali проходил на «Северной верфи» (2011-2012 гг); получили:

  • 4х4 3М24Э «Уран-Э» вместо П-20 «Термит»;
  • «Ласка-Э» и опто-электронную СП-521 «Ракурс» вместо МР-103 «Барс»;
  • общего обнаружения «Позитив-МЭ1» вместо «Рангоут»;
  • «Горизонт-25».

Модернизация 802 Salah Raïs

802 Salah Raïs. МРК-23 после модернизации в составе ВМС Алжира

1 – Зенитный ракетный комплекс «Оса-М»
2 – Система управления огнем 4Р-33
11 – 57-мм артиллерийская установка АК-725
12 – Счетверенная ПУ KT-184Э противокорабельных ракет 3М24Э «Уран-Э»
13 – Радиолокационный комплекс 3Ц-25Э «Гарпун-Э»
14 – Система радиоэлектронной борьбы NRJ-6A китайского производства
15 – РЛС общего обнаружения «Позитив-МЭ1»
16 – Оптико-электронная система управления огнём артиллерии СП-521 «Ракурс»
17 – Шестиствольная пусковая установка PJ46 для постановки пассивных помех китайского производства
18 – Система управления стрельбой корабельной артиллерии «Ласка-Э»
19 – 30 мм артиллерийская установка АК-630М

Airbus A333 — слияние традиций и новаторских идей

Airbus A333 — это сокращённое наименование модели А330-300. Это дальнемагистральный пассажирский самолёт с двумя турбовентиляторными двигателями, ставший основной машиной нового семейства лайнеров Airbus 330. Проект стартовал в 1972 году. Его целью была разработка самолёта, который придёт на смену A300. Этим лайнером и стал А330.

Первый полёт состоялся в ноябре 1992 года: в воздух поднялся опытный вариант А330-300 (А333). Примечательно, что третий прототип самолёта, проходя испытания ETOPS в 1993 году, пролетел в течение 6 часов над северной Атлантикой с одним работающим двигателем.

Получив при разработке фюзеляж от А300/310, а кабину пилота от А320, А333 вобрал в себя надёжность и выверенность прежних разработок и технические новшества А320.

В конструкции авиалайнера используются 2 двигателя Pratt&Whitney PW4000, Generic Electric CF6-80E или Rolls-Royce Trent 700. Вместе с удлинённым, в сравнении с предшественниками, фюзеляжем, это даёт возможность перевозить больше пассажиров (295 в трёх класса, 335 — в двух и до 440, если самолёт имеет один класс) или груза на более далёкие расстояния.

Примечания

  1. Все о ВДВ России (фото) — новости от novorus.info/
  2. БТР-Д с ЗУ-23. zonwar.ru. Проверено 13 февраля 2020.
  3. Противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Э» (на базе БТР-Д) : Министерство обороны Российской Федерации
  4. The Military Balance 2020. — P. 69.
  5. The Military Balance 2020. — P. 195.
  6. The Military Balance 2020. — P. 208.
  7. The Military Balance 2020. — P. 204.
  8. The Military Balance 2020. — P. 206.
  9. The Military Balance 2010. — P. 176.
  10. The Military Balance 2012. — P. 94.
  11. М. Барятинский. Боевые машины десанта. — Москва: Моделист-конструктор, 2006. — С. 41. — 64 с. — (Бронеколлекция, спецвыпуск № 1(9) / 2006).
  12. The Military Balance 2020. — P. 491
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector