Крейсер маршал устинов

Военная служба и политика

В июне 1941-го Устинова назначили руководить Наркоматом вооружения на место арестованного Бориса Ванникова. По словам сына Лаврентия Берии – Серго – выбор в пользу Устинова сделал отец. В июле Ванникова освободили, и он стал заместителем и правой рукой Дмитрия Федоровича. Вместе они приложили немало усилий для эвакуации заводов и промышленных предприятий страны в тыл.

Дмитрий Устинов с иностранной делегацией

Главная задача, которую поставили перед наркомом – наладить производство вооружения. Дмитрий Устинов стал во главе плеяды советских инженеров и конструкторов и в кооперации с руководителями военных заводов трудился над бесперебойной поставкой боеприпасов на передовую.

В 1945-м заместитель Устинова побывал в Германии, в институте Рабе, где специалисты из СССР изучали оставшуюся от нацистов ракетную технику. После ознакомления с результатами поездки руководство страны задумалось о создании советской ракетной отрасли.

Маршал Дмитрий Устинов

В середине марта 1946-го Дмитрия Устинова назначили на должность министра вооружения. Открывшиеся возможности позволили воплотить планы о строительстве своих ракет в жизнь. За 7 лет на посту министра Устинов проделал колоссальную работу в отрасли ракетостроения. В подчинении министерства обороны появилось 7-е управление, задача которого – развитие ракетного проекта.

Весной 1953 года Дмитрия Устинова перевели руководить другим ведомством – министерством оборонной промышленности, которое он возглавлял до конца 1957-го. Заслуга маршала – разработанная уникальная система противовоздушной обороны столицы и модернизированный оборонный комплекс страны. Военная наука и боевая готовность Советского Союза при Устинове выросли в разы.

Дмитрий Устинов и Константин Черненко

С декабря 1957 по март 1963 года Устинов возглавлял Комиссию Президиума Совмина, которая курировала вопросы военно-промышленного комплекса. Следующие два года Дмитрий Федорович – заместитель председателя Совета Министров страны.

Окружение Дмитрия Федоровича говорило о невероятной трудоспособности чиновника: на сон ему хватало 3-4 часов в сутки, и в таком режиме он жил десятилетиями. Эту привычку Устинов выработал при генералиссимусе, работавшем по ночам. С инспекцией он мог приехать на завод в 10 часов вечера, потом до 4 утра обсуждать увиденное и разрабатывать стратегию на совещании. При этом сохранял живость мысли и вникал во все мелочи.

Леонид Брежнев и Дмитрий Устинов

Весной 1976-го Дмитрий Устинов возглавил оборонное министерство Советского Союза и трудился на должности до конца жизни.

Маршал входил в «малое» Политбюро ЦК – так называли неофициальное ядро старых и влиятельных членов комитета во главе с генсеком Леонидом Брежневым. «Малое» Политбюро и принимало важнейшие стратегические решения в политике и жизни страны, которые потом голосовались на официальном заседании.

Информация о голосовании Дмитрия Устинова по вопросу ввода войск СССР в Афганистан противоречивая. По одним источникам, министр проголосовал вместе с Брежневым и Юрием Андроповым за ввод, по другим – выступил против операции.

Когда говорят о доктрине Устинова, имеют в виду перенос акцента из создания мощных бронетанковых сил на разработку оперативно-тактического ядерного оружия. В соответствии с доктриной ракеты средней дальности заменили на новейшие «Пионер».

Память

Почтовая марка СССР, ,  (ЦФА #6001; Sc #5714)

Бюст Устинова Д. Ф. в Сквере Победы в Ижевске

Бюст Устинова Д. Ф. в национальном музее им. К. Герда в Ижевске

Захоронение Устинова в Кремлёвской стене

  • В связи с кончиной Устинова был объявлен официальный траур, его похороны демонстрировались по Центральному телевидению — редкость для лиц, не являвшихся руководителями партии и правительства. Он стал последним, чей прах был помещён в урне в Кремлёвскую стену (за два с лишним месяца до последних похорон у Кремлёвской стены — К. У. Черненко).
  • В 1984 году город Ижевск был переименован в Устинов; необычным стало переименование столицы автономной республики (ранее в честь Брежнева и Андропова были переименованы лишь районные центры — Набережные Челны и Рыбинск соответственно). Это переименование было воспринято горожанами резко отрицательно, и уже 19 июня 1987 года Ижевску было возвращено прежнее название. Затем было принято решение назвать в честь Д. Ф. Устинова вновь образованный район Ижевска, что и было закреплено постановлением Президиума Верховного Совета УАССР от 13 июня 1987 года и указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1987 года — Устиновский район. 1 июля 1987 года состоялась первая сессия народных депутатов Устиновского райсовета. Официальный день рождения района — 1 июля 1987 года. В городе установлен бюст Устинова.
  • Тогда же имя Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова было присвоено Ленинградскому механическому институту. В настоящее время вуз (Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д. Ф. Устинова), претерпев изменения в названии, по-прежнему носит имя Д. Ф. Устинова, но без упоминания воинского звания.
  • В 1985 году в честь Устинова переименовали Осенний бульвар в Москве, который стал улицей Маршала Устинова, но в 1990 году ему вернули прежнее название.
  • Ульяновский авиационно-промышленный комплекс (УАПК) носил в советское время имя Д. Ф. Устинова. В 1992 году УАПК им. Д. Ф. Устинова был преобразован в акционерное общество (АО) «Авиастар».
  • На родине Устинова — в Самаре — в его честь назван сквер в исторической части города; в сквере установлен бюст Устинова.
  • В Санкт-Петербурге в его честь названа улица в микрорайоне Рыбацкое.
  • В состав Северного флота входит ракетный крейсер «Маршал Устинов».
  • В 2012 году в Коврове принято решение о наименовании улицы в одном из микрорайонов города. В городе установлен бюст Устинова.
  • В 2014 году в Самаре в его честь названа улица в микрорайоне Крутые Ключи (улица Маршала Устинова).
  • На главном корпусе Ивановского политехнического университета (бывшего политехничекского института), который окончил Д. Ф Устинов, установлена мемориальная доска в его честь.

Капитальный ремонт и модернизация

С июля 2011 года по декабрь 2016 года крейсер проходил капитальный ремонт и модернизацию на судоремонтном заводе «Звёздочка», в ходе которых был проведён ремонт корпусных конструкций корабля, механизмов винторулевой группы, главной силовой установки, общекорабельных систем крейсера, а также модернизация систем радиоэлектронного вооружения с заменой аналоговых устройств на цифровые. Сроки окончания ремонта неоднократно откладывались. Так 1 декабря 2014 года объявлялось, что корабль приступит к выполнению программы заводских ходовых испытаний в третьем квартале 2015 года. В декабре 2015 года источники в Объединённой судостроительной корпорации сообщали что выход в море планируется не раньше, чем в июле 2016 года. В дальнейшем срок испытаний был перенесен на осень 2016 года. Заводские ходовые испытания крейсера прошли с 30 октября по 30 ноября. 24 декабря корабль покинул акваторию предприятия и направился в Североморск, куда прибыл 27 декабря 2016 года.

В апреле 2017 года крейсер вернулся в боевой строй.

История службы

Крейсер спустили на воду в 1982 году, а флоту сдали только в 1986 году. А всего через месяц после приёмки корабля произошло значимое событие. Все «Атланты» впоследствии переименовывались, но с «Адмиралом Лобовым» это случилось сразу. Ему присвоили новое имя – «Маршал Устинов», в честь покойного министра обороны СССР. С этим именем крейсер ушёл на Северный флот.

После развала Советского Союза крейсер остался служить на севере и продолжал наносить «визиты дружбы». В это время флагман Северного флота – атомный «Киров» — был отправлен в резерв (а фактически – в отстой). То же произошло и с другими «Орланами».

Корабли проекта «Атлант» оказались самыми мощными из боеспособных российских кораблей и адмиралы стали переносить флаги на них. Крейсер «Маршал Устинов», вернувшись из ремонта, возглавил Северный флот. Позже он снова уступил этот пост «Орлану» — на этот раз «Петру Великому». Служба от этого легче не стала – начало нового века крейсер провёл в очередных походах. А в 2011 году встал на модернизацию.

«Капремонт» «Устинова» затянулся на шесть лет. Сроки завершения откладывались и даже просачивались слухи, что модернизировать крейсер слишком накладно и его дешевле заменить, выкупив у Украины недостроенный четвёртый корабль проекта. Но ремонт закончился благополучно, и крейсер «Маршал Устинов» в 2021 году вернулся в Североморск.

Награды

Смотреть

Награды СССР
  • Герой Советского Союза (27.10.1978);
  • дважды Герой Социалистического Труда (03.06.1942, 17.06.1961);
  • одиннадцать орденов Ленина (08.02.1939, 03.06.1942, 05.08.1944, 08.12.1951, 20.04.1956, 21.12.1957, 29.10.1958, 29.10.1968, 02.12.1971, 27.10.1978, 28.10.1983);
  • орден Суворова I степени (16.09.1945);
  • орден Кутузова I степени (18.11.1944);
  • семнадцать медалей СССР;
  • лауреат Ленинской премии (20.04.1982);
  • лауреат Сталинской премии I степени (16.12.1953);
  • лауреат Государственной премии СССР (05.02.1983).
Награды МНР
  • Герой Монгольской Народной Республики (6.08.1981);
  • три ордена Сухэ-Батора (1975, 1978, 1981);
  • орден Боевого Красного Знамени (1983);
  • шесть медалей МНР.
Награды ЧССР
  • Герой Чехословацкой Социалистической Республики (30.09.1982);
  • два ордена Клемента Готвальда (1978, 1982);
  • орден Белого льва I степени (1977);
  • две медали ЧССР.
Награда Вьетнама

Орден Хо Ши Мина (1983).

Награды НРБ
  • Два ордена «Георгий Димитров» (1976, 1983);
  • семь медалей НРБ.
Награда ПНР

Орден «Крест Грюнвальда» I степени (1976).

Награда Перу

Орден «За заслуги перед ВВС».

Награды ВНР
  • Два ордена Знамени (ВНР) с рубинами (1978, 1983);
  • медаль ВНР.
Награда ДРА

Орден «Солнце Свободы» (1982).

Награды ГДР
  • Два ордена Карла Маркса (1978, 1983);
  • орден Шарнхорста (1977);
  • медаль ГДР.
Награда Финляндии

Орден Белой розы I степени (1978).

Награды Республики Куба
  • Орден Плайя Хирон (1983);
  • две медали Кубы.

Общая оценка проекта

В целом, РКР проекта 1164 стали альтернативой чрезмерно дорогим крейсерам проекта 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, крейсера проекта 1164 располагали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным. По современным классификациям эти РКР соответствуют ракетным крейсерам/«большим эсминцам», таким как ракетные крейсера типа «Тикондерога», эсминцы типа «Атаго» и типа «Король Седжон», имеющим сходное водоизмещение в районе 9000-11000 тонн.

Однако приоритет в создании крейсеров проекта 1164 был отдан наступательным, а не оборонительным характеристикам. Корабли имеют уменьшенный запас ракет С-300Ф — 64, в сравнении с 96 на крейсере проекта 1144; слабым местом является ПВО самообороны, состоящая из всего двух устаревших ЗРК «Оса-М» (для сравнения — крейсера проекта 1144 имеют 16 ПУ «Кинжал»).

Кроме того, ввиду наличия только одной РЛС наведения ракет 3Р41 «Волна», зенитный комплекс «Форт» может быть задействован для отражения атаки только с одного направления одновременно, и в случае выхода единственной РЛС 3Р41 «Волна» из строя, дальняя ПВО корабля окажется полностью парализованной. Для сравнения — крейсера проекта 1144 имеют две РЛС 3Р41, что позволяет им отражать атаки одновременно с нескольких направлений и не рисковать потерей обороноспособности при выходе РЛС из строя.

В целом, корабль в полной мере соответствует «поздней» доктрине Советского флота — использование для ударных функций надводных ракетоносцев, прикрытых палубной авиацией.

Дополнительная литература

История

5 октября 1978 года крейсер заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара под наименованием «Адмирал Флота Лобов». 25 февраля 1982 года — спущен на воду, 15 сентября 1986 года — вступил в строй. 5 ноября 1986 года крейсер переименован в «Маршал Устинов» и включён в состав Краснознамённого Северного флота.

  • С декабря 1987 года по июнь 1988 года — выполнял задачи боевой службы в Средиземном море.
  • 1989 год — выполнил задачи боевой службы в Средиземном море.
  • 21−29 июля 1989 года — нанёс официальный визит в военно-морскую базу Норфолк, штат Вирджиния (США).
  • 16−20 июля 1991 года — нанёс визит в военно-морскую базу Мэйпорт, штат Флорида (США).
  • 30 июня−5 июля 1993 года — нанёс визит в Галифакс (Канада).

С 1994 года по 17 декабря 1997 года крейсер проходил плановый ремонт на Петербургском АО «Северная верфь», затянувшийся на три года. В ходе ремонта была заменена главная энергетическая установка.

  • Май 1995 года — участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.
  • Июль 1996 года — участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 300-летия Российского Флота;

Январь 2001 года — навигационный ремонт на СРЗ-35 ОАО Звёздочка. 21 февраля 2001 года над крейсером взял шефство город Минск, столица Белоруссии, делегация которой посетила стоявший в ремонте корабль. Юридически этот факт был закреплён договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля.

  • С 21 сентября по 22 октября 2004 года принимал участие в дальнем походе корабельной авианосной группы Северного флота в северо-восточную часть Атлантики.
  • 17 июля 2008 года — крейсер выполнял патрулирование вод Северного Ледовитого океана вокруг Шпицбергена, приняв смену у большого противолодочного корабля «Североморск», по причине того, что «Норвегия мешает работать в этих водах российским рыбакам».

12 мая 2020 года крейсер «Маршал Устинов» с крылатыми ракетами на борту отправился на учения в Баренцево море.

4 июля 2020 года совместно с большим противолодочным кораблем «Вице-адмирал Кулаков» совершил переход из Североморска на Балтику и 29 июля 2020 года принял участие в главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь Дня военно-морского флота.

5 декабря 2020 года выполнил учебно-боевые задачи в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море по отражению условных воздушных атак истребителей Су-33.

С 3 июля 2020 года выполняет дальний морской поход. 3 июля вышел из Североморска для участия в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. Принял участие в учении Военно-Морского Флота России «Океанский щит-2019», 22 августа вошёл в акваторию Средиземного моря.

26 октября 2020 года прибыл на границу промысловой зоны Западной Сахары и Маритании для защиты крупнотоннажного промыслового флота.

Детство и юность

Родился будущий маршал страны Советов поздней осенью 1908 года в семье самарского рабочего. Кроме Дмитрия, в семье подрастал старший сын Николай. В Самаре прошло трудное детство. Оно закончилось, когда мальчику исполнилось 10 лет: трудиться заставила бедность.

В 14 лет Дмитрий Устинов – доброволец в частях особого назначения, или, как их называли, военно-партийных отрядах в Самарканде, создаваемых при заводских партийных ячейках. А в 15 юноша вступил в 12-й Туркестанский полк и пять месяцев воевал с басмачами.

Дмитрий Устинов

В 1923 году, после демобилизации, Устинов отправился учиться. Профессионально-техническое образование получил в Макарьеве под Костромой. Там же, окончив в 1927 году профтехшколу, стал членом партии большевиков.

Два года, по 1929-й, Дмитрий Устинов трудился слесарем на бумажном комбинате в городке Балахна, что в Нижегородской области, затем перебрался на текстильную фабрику в Иваново (тогда Иваново-Вознесенск).

Учился Дмитрий Устинов без отрыва от работы. Высшее образование получил в политехническом вузе Иваново-Вознесенска, где ответственного молодого человека выбрали членом партбюро института и доверили руководить комсомольской организацией.

Дмитрий Устинов в детстве (с родителями и старшим братом) и молодости

В 1930-м группу, где учился будущий министр обороны страны, отправили в Московский военно-механический институт. Спустя 2 года студентов перевели в город на Неве, где они влились в вуз того же профиля.

В 1934 году Дмитрий получил диплом ЛВМИ и отправился работать инженером в Ленинградский научно-исследовательский морской институт. Карьера молодого специалиста стремительно развивалась: Устинов возглавил бюро эксплуатации, а через 3 года стал заместителем главного конструктора.

В 1937-м Дмитрия Устинова назначили руководить заводом «Большевик» – крупным металлургическим и машиностроительным предприятием, расположившимся в северной столице.

Дмитрий Устинов в молодости

Сохранилась история, как на руководимый Устиновым завод привезли новейшее оборудование, но монтаж затянулся. На предприятие с проверкой приехала инспекционная комиссия из ЦК. Вскоре в Москву, на Политбюро, для «разбора полетов» вызвали руководство «Большевика». Руководитель комиссии раскритиковал проволочку с установкой станков, подкрепив доклад фотографиями пустовавших цехов.

Иосиф Сталин гневно потребовал объяснения руководства завода. Дмитрий Устинов немало удивил главу государства, предъявив снимки тех же цехов на 2-й день после отъезда инспекции. На смонтированном оборудовании рабочие давали первую продукцию.

Ракетное вооружение

Ожидается, что США в 2021 году примет на вооружение противокорабельную ракету большой дальности AGM-158C LRASM. Если радиус поражения теперешней Harpoon не превышает 280 км, то у ожидаемой ПКР она составит более 370 км. При пуске их из надводных кораблей (возможно, приближенной по показателям дальности к отечественной ракете П-700 комплекса «Гранит»). С воздушных самолётов-носителей F-35C, F/A-18E/F и B-1B на дозвуковой скорости будет использоваться модификация LRASM-А дальностью до 800 – 1000 км. В отличие от ещё разрабатываемых гиперзвуковых ракет (Россия 11 Маха и Япония 5), от данной американской разработки можно ожидать более совершенный аналог крылатой бестии Jassm (стелс-технологии из композитных материалов). Летом и осенью американцы провели успешные испытания, состоялись стрельбы (в том числе из подводного положения) – цель поражена высоко от ватерлинии. На протяжении десятилетий ЦРУ так и не смогли собрать данные о П-500 ПКРК «Базальт» и П-700 ПКРК «Гранит». Западные ракеты по-прежнему остаются уязвимы для отечественных систем ПРО, чего об их ПРО не скажешь.

Читайте МРК проекта 22800 Каракурт

ПКРК П-500 и П-700 для проекта 1164

Выходит корабль «Маршал Устинов» с ПКРК «Базальт» (сверхзвуковые 2,5 Маха ПКР П-500) по-прежнему для НАТО соответствует данному ему прозвищу (как и всем остальным проекта 1164) – «Убийца авианосцев». Перехватить её невозможно из-за скорости, траектории полёта, применения РЭБ и бронирования. Целеуказание обеспечивали системы корабля и авиации. Изначально использован принцип наведения на цель «Пустил и забыл». Забавно, в годы СССР выход из ситуации натовцы нашли простой – не приближаться к нашему РК (Москва, Устинов, Варяг) и ко всем кораблям с этим типом оружия, т.е. на 500 км. Комплекс «Гранит» (П-700) – это улучшенный «Базальт», с совершенной системой наведения, обмена данными между ракетами, с радиусом поражения до 550 км. И это не всё, известная уже всем ПКР «БраМос» (она же П-800) даёт нам и Индии дальность 800 км.

Чего ждать от перевооружения «Маршала Устинова» 2016

Что же тогда говорить о П-1000 ПКРК «Вулкан» (разработка В.Н.Челомея и Г.А.Ефремова 1987 г.), которыми перевооружаются наши крейсера. Представим себе РК «Маршал Устинов», выпустивший сразу 8 таких ракет. Ведущая ракета находится выше ведомых (низколетящих, неуязвимых для дальних ЗРК). Если, вдруг её сбили, то место ведущей занимает одна из ракет. Эти ракеты самостоятельно выбирают заданные им при запуске цели (заранее заданы только тип и класс корабля, и конкретно его часть – носовая, кормовая, центральная). Если одна ракета уже выбрала свою цель, то эти данные поступают остальным, которые уже выберут другую цель (каждая свою). Исключение может быть в случае атаки на большой корабль, если эсминцам может хватить 1-й ракеты, то авианосцам положено получить 3.

Именно РК «Маршал Устинов» произведут замену ПУ (пусковой установки) на жаропрочную – дальность поражения в таком случае будет максимальная – 1000 км. У «Москвы» и «Варяга» останутся пока стартовые ускорители П-500, а это радиус до цели 700 км. (тоже П-700 «Вулканы»). Используются все средства наведения на цели: корабля, вертолёта, самолёта, спутника. Боевая часть 11,7 метровой ракеты с размахом крыла 2,6 м фугасно-кумулятивная 500 кг или ядерная в 350 кт. Диаметр её 0,88 м. Точность попадания с погрешностью в 1 метр при запуске 2-х ракет в одну точку. По обоим бортам расположены по 8 пусковых установок, с возможность одновременного пуска сразу 8 ракет. Остальное вооружение, возможно, останется тем же, и здесь ждём от ВПК улучшений

Читайте Проект 677 Лада – ход конём русских «Чёрных дыр» (636-х) на радарах НАТО

Самые большие пассажирские самолеты

Airbus А380

Самый большой самолет для пассажирских перевозок Airbus А380 запущен в эксплуатацию в 2007 году. Этот двухпалубный гигант высотой в 24 м и размахом крыльев в 80 м, в трех классовой модификации, может поднять в воздух 555 пассажиров. Чартерный, одно классовый вариант, может вместить 883 человека.

Разработчики почти 10 лет трудились над его созданием. В конструкции гиганта заложено около 40% изделий из углепластика. Он считается по праву самым экономным самолетом по расходу топлива, который, по автомобильным меркам составляет 3 л н на одного пассажира на 100 км пути.

Боинг 747-8

Этот двухпалубный авиалайнер является новинкой известного американского производителя. Удлиненная форма фюзеляжа делает его самым длинным (76,25 м) самолетом в мире. Максимальная вместимость в двух классовом исполнении 581 пассажир. Максимальная взлетная масса составляет 447 т. Боинг считается одним из самых тяжелых пассажирских лайнеров. Заправка в 4 железнодорожных цистерны позволяет осуществить беспересадочный полет в 14 тыс. км.

На войне как на войне

…Дмитрий Федорович «вырос» из рабочих. Прежде, чем окончить Ленинградский военно-механический институт, который сегодня носит его имя, он успел потрудиться слесарем, а затем машинистом дизеля на Иваново-Вознесенской текстильной фабрике. Получив диплом о высшем образовании, был назначен в Ленинградский артиллерийский научно-исследовательский морской институт на должность инженера-конструктора. Здесь Дмитрию Федоровичу посчастливилось пройти школу известнейшего кораблестроителя академика А.Н. Крылова, и в 1937 году Устинов получил назначение в конструкторское бюро завода «Большевик» (бывший Обуховский), где участвовал в проектировании новых образцов корабельного вооружения. С опытными кадрами на заводе, как и повсеместно, было туго: репрессии свое дело сделали. Так что молодой инженер уже через год возглавил коллектив «Большевика».

А еще через двенадцать дней началась война…

Сразу встал вопрос об эвакуации оборонных предприятий на восток. Всего за неделю Устинов с подчиненным аппаратом подготовил и представил правительству мобилизационный план. В общей сложности за первые полгода войны на восток — в Поволжье, на Урал, в Западную и Восточную Сибирь, в Казахстан и Среднюю Азию — было переброшено более 1.360 крупных предприятий, десятки тысяч единиц оборудования.

Фото из архива
За первые полгода войны на восток — в Поволжье, на Урал, в Западную и Восточную Сибирь, в Казахстан и Среднюю Азию — было переброшено более 1.360 крупных предприятий, десятки тысяч единиц оборудования.

Одновременно перемещались миллионы людей. Зачастую оборудование и станки разгружались в буквальном смысле в чистом поле. Быстро сооружался фундамент, подводились коммуникации, и вопреки всем немыслимым трудностям, невзгодам и лишениям через месяц-полтора заводы начинали давать продукцию.

Но не только эвакуация военных заводов заставляла наркомат вооружений работать со сверхнапряжением. Дело в том, что многие так необходимые в войсках образцы вооружения в 1941 году просто не выпускались. В первую очередь это относится к средствам борьбы с танками: по настоянию довоенного начальника Главного артиллерийского управления маршала Кулика противотанковые пушки были сняты с производства под предлогом замены их более совершенными. Маршал возражал также против производства автоматов, минометов, противотанковых ружей. Выпуск этих вооружений Устинову с большим трудом пришлось налаживать уже в ходе войны.

Первый этап модернизации

Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.

Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.

Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.

Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».

Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.

С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.

Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300. Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.

Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России — мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.

Заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector