Самая большая в мире мышь: сверхтяжёлый танк «маус»
Содержание:
- Оценка танка Маус советскими экспертами
- ДМБ
- Ход Тридцатилетней войны
- Таинственный «Сармат»
- «Маус» в массовой культуре
- Гаубица-пушка МЛ-20 – на суше, в танках и море
- Вооружение
- В России стартовали продажи самой мощной версии внедорожника Land Rover Defender. Объявлены цены
- Вооружение мотострелковых подразделений
- Об альтернативном варианте
- Роль «Мауса» в советской танкостроительной школе
- Современные технологии ведения боя
- Двигатель и трансмиссия
- Как победить полторы сотни «маусов»
- Конструкция[править]
- Вооружение супертанка Maus
- См. также
Оценка танка Маус советскими экспертами
Советские специалисты с интересом изучили танк Маус и сделали свои выводы относительно конструкции. Несмотря на наличие целого ряда недостатков конструкции танка, а именно невысокая огневая мощь при огромных габаритах и черезмерный вес машины, следовало признать уникальности и ценность Мауса как факт создания первого сверхтяжелого танка. Изучив конструкцию Мауса специалистами-танкостроителями были отмечены уникальные и интересные конструктивные решения в последствии рекомендованые для внедрение в практику советского танкостроения.
Следует отметить конструктивные особенности соединения листов брони и броневых узлов большой толщины и размеров. Система охлаждения двигателя компактна, трансмиссия была выполнена с достижением высокой степени компактности путем использования вентиляторов высокой производительности двухступенчатой схемы и жидкостного охлаждения выхлопных коллекторов высокой температуры, что значительно повысило надежность двигателя и систем. В системах, обслуживавших двигатель, были использованы: система качественного регулирования рабочей смеси, учитывавшая барометрическое давление и температурные условия, пароотделитель и воздухоотделитель топливной системы.
В трансмиссии Мауса нужно отметить конструктивные особенности схемы электромоторов и электрогенераторов. Применение редуктора между основным валом двигателя тяги и бортовой передачи позволило снизить нагрузку работы электромоторов и сократить их вес и габариты. Стремление разработчиков повысить устойчивость ec3 работы узлов трансмиссии, было обусловлено облегчением режима их работы, что не повлияло на значительную компактность агрегатов.
ДМБ
Ход Тридцатилетней войны
Начало Тридцатилетней войны в Европе связано с чешским восстанием против Габсбургов, которое, однако, было разгромлено к 1620 году, а спустя пять лет против Габсбургов выступила Дания – протестантское государство. Попытки Франции втянуть в конфликт сильную Швецию успехом не увенчались. В мае 1629 года Дания терпит поражение и выходит из войны.
Параллельно войну с Габсбургским господством начинает Франция, которая в 1628 году вступает с ними в конфронтацию на территории северной Италии. Но боевые действия были вялыми и затяжными – закончились от только в 1631 году.
За год до этого в войну вступила Швеция, которая за два года прошла всю Германию и в итоге разбила Габсбургов в битве при Лютцене.
Шведы в этой битве потеряли около полутора тысяч человек, а Габсбурги – в два раза больше.
Участвовала в этой войне и Россия, которая выступила против поляков, однако потерпела поражение. После этого на Польшу двинулись шведы, которые потерпели поражение от Католической коалиции и в 1635 году была вынуждена подписать Парижский мирный договор.
Однако со временем превосходство все же оказалось на стороне противников католичества и в 1648 году война была окончена в их пользу.
Таинственный «Сармат»
Тайной покрыто все, что связано с разработкой этого комплекса. Это именно тот случай, когда не все налогоплательщики смогут в ближайшем будущем узнать, на что идут их оплачиваемые средства. Лишь скупые обещания новостных СМИ об удачных пусках и безопасность над головой выступают доказательством того что государственные деньги были расходованы не напрасно
В настоящее время, о «Сармате» известно еще слишком мало. По всей видимости, этому классу носителей ядерного оружия предстоит роль главного щита страны, совместно с системами авиационного, морского и мобильного базирования. Опубликованы только некоторые разрозненные данные о том, что представляет собой ракета «Сармат». Тактико-технические характеристики тоже приводятся лишь примерные: радиус действия – 11 тыс. километров, но при этом предоставляется возможность поражение целей вероятного противника через Южный полис.
«Маус» в массовой культуре
«Маус» в игровой индустрии
«Маус» встречается в компьютерных играх:
- «Блицкриг»;
- «Codename: Panzers – Cold War»
- «Metal Saga» для Playstation 2;
- «Panzer General II»;
- «R.U.S.E.»;
- «Rush for Berlin»;
- «Rush for the bomb»;
- «War Front: Turning Point»;
- «War Leaders: Clash of Nations»;
- «World of Tanks»;
- «World of Tanks Blitz»;
- «War Thunder»;
- «Maus: Warframe»;
- «Panzer General 3D: Assault»;
- «Panzer Elite Action: Fields of Glory»;
- «Mortyr 2»;
- «Panzer Corps»;
- «Ground War Tanks»;
- cерия «Hearts of Iron»
- «Armored Aces» для Android и iOS;
- «1941 Frozen Front» для Android;
- «WAR BOXES» для Android и iOS.
- «Tanktastic» для андроид
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх довольно часто далеки от реальности.
«Маус» в индустрии сборных моделей
В настоящее время Маус производится в «оранжевой серии» фирмы Cyber-Hobby в масштабе 1:35, с бонусом-уничтожителями танков. Также у частных продавцов ещё возможно купить модель 1992 года фирмы Dragon (также в масштабе 1:35), которая является создателем фирмы Cyber-Hobby. Эти модели производятся в пластиковом виде, но есть ещё и смоляная модель от фирмы Lunar Model. Во все модели входят наборные траки. В 2017 г. фирма Takom выпустила два набора в масштабе 1/35 — Maus v. 1, соответствующий прототипу без башни, и Maus v.2 соответствующий полностью построенному прототипу и планировавшимся к выпуску серийным образцам.
В масштабе 1:72 Маус делается фирмами Dragon, Pegasus, Planet Models.
К масштабу 1:35 есть немало точёных стволов и фототравления, например точёные стволы выпускают фирмы ModelPoint, JordiRubio, RbModel, Barrel Depot. В 1:72 также выпускаются наборы, фирмами Dragon, Trumpter.
«Маус» в кино и мультипликации
Ввиду своих размеров и специфичности, Panzerkampfwagen VIII Maus нечасто встречается в кино- и мультиндустрии. Одно из редких появлений на экранах — аниме Girls und Panzer, где танк Maus команды Чёрного Леса противостоит команде Оараи в последней и предпоследней сериях.
Гаубица-пушка МЛ-20 – на суше, в танках и море
Вооружение
На Маус установили противотанковую 128 мм Pak 44 L/55, переименованную в KwK 44 L/55 и имевшую огромное пробитие вместе с хорошей баллистикой. По сути её характеристики были избыточными, поскольку лишь в 1949 году, уже после войны, появился танк, способный выдерживать её попадания — ИС-7.
Роль вспомогательного вооружения отвели спаренной с основным орудием пушкой 7.5 cm KwK L/36 с боекомплектом в 200 снарядов, 125 из которых хранилось в башне, а оставшиеся в корпусе. Также имелся пулемёт калибром 7,92 мм, мортирка и возможность установки зенитного пулемёта.
Конструкция позволяла вести прицельный огонь с любой из пушек, но, из-за их разной баллистики, прицельный залп из обеих одновременно был невозможен.
В России стартовали продажи самой мощной версии внедорожника Land Rover Defender. Объявлены цены
Вооружение мотострелковых подразделений
Личный состав вооружен различными видами ручного стрелкового и противотанкового оружия, взрывчатых боеприпасов, а также имеет в распоряжении бронированную боевую технику.
Огнестрельное оружие мотострелковых войск
МСВ вооружаются следующими видами ручного огнестрельного оружия:
- Пистолеты. 9-мм СПС «Гюрза», 9-мм пистолет Макарова, 9-мм MP-443 «Грач».
- Автоматы. 5,45-мм АП-94 «Абакан», 5,45-мм АК-74М, 9-мм специальный бесшумный автомат «Вал».
- Снайперские винтовки. 9-мм ВСС «Винторез», 7,62-мм снайперская винтовка Драгунова.
- Пулеметы. 7,62-мм «Печенег», 12,7-мм НСВ, 5,45-мм ручной пулемет Калашникова, 7,62-мм пулемет Калашникова модернизированный.
- Гранатометы. 30-мм автоматический гранатометный комплекс АГС-30, 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя», ручной противотанковый гранатомет «РПГ-7» и «РПГ-7Д».
Взрывчатые боеприпасы
Запуск противотанкового боеприпаса Механизированная пехота имеет на вооружении:
- Ручные гранаты Ф-1, РГН, РГД-5 и РГО.
- Противопехотные мины МФМ-1, ПМН, ПОИ-2, ОЗМ-72, ПОИ-3, ОЗМ-3.
- Противотанковые средства РПГ-30 «Крюк», РПГ-28 «Клюква», РПГ-18 «Муха», 9К135 «Корнет», 9К115 «Метис».
Мобильная бронетехника
Бронетранспортер во время боевой работы В качестве технических средств передвижения мотострелковые войска РФ располагают следующими видами транспорта:
- Бронемашины. КамАз-43269 «Дозор», БМ «Тигр», «Рысь», «Тайфун-К».
- Бронетранспортеры. БТР-90, БТР-82А, БТР-82АМ, БТР-80А, БТР-80, БТР-70М, БТР-60ПЕ.
- Боевые машины пехоты. БМП-3, БМП-2, БМП 1-П.
Об альтернативном варианте
Концерн Krupp выступил с инициативой создать сверхтяжелый танк по третьему проекту. В технической документации боевая машина значится как танк Tiger-Maus. Такое название обусловлено тем, что в данной бронетехнике немецкие конструкторы максимально воспользовались элементами, заимствованными из танка Tiger.
В отличие от предыдущих проектов, ходовая часть «Тигро-мыши» не закрыта корпусом. Борта защищены съемными массивными экранами. Вес танка Maus составил 150 т. Бронетехнику оснастили форсированным двигателем мощностью не более 1000 л.с. На ровной поверхности Maus-Tiger развивал скорость до 20 км/ч. После конструкторских доработок, основная задача которых была в том, чтобы усилить броню, масса танка была увеличена до 188 т.
Тем не менее производство боевых машин, собранных по данному проекту, по мнению немецких военных специалистов, обошлось бы Германии слишком дорого. Кроме того, ситуация на фронте резко обострилась, и ждать «чудо-танк» у Гитлера не было времени. После консультаций с командованием сухопутных войск вермахта фюрер постановил — работы по проекту третьего альтернативного сверхтяжелого танка Maus прекратить. Боевые машины, сконструированные оружейниками Porsche, по убеждению А. Гитлера были более перспективными.
Роль «Мауса» в советской танкостроительной школе
О том, что недалеко от Берлина обнаружен сверхтяжелый танк, в ставке Сталина стало известно 29 июня 1945 года. Из докладной записки маршала бронетанковых войск Федоренко Я.Н.:
По иронии судьбы, снаряженный по последнему слову техники Третьего рейха второй прототип сильно пострадал — внутри практически не осталось работающего оборудования:
В то же время первый прототип практически не был поврежден, у солдат его обнаруживших, сложилось впечатление, что он был просто разукомплектован незадолго до подхода Красной Армии:
Советские инженеры и военные сосредоточились на 205/II, поскольку он представлял наибольший интерес — работы проводились прямо на месте, ведь двигать порушенную громадину не было никакой возможности.
Что касается первого прототипа, то к моменту обнаружения на левом борту его корпуса имелись четыре отметины от попадания крупнокалиберных бронебойных снарядов. Ещё одна отметина была на левом борту массогабаритного макета башни.
Не исключено, что огонь по нему вел второй прототип, с целью оценить мощность своей пушки и шансы танков союзников пробить эту броню. Однако урон не прошел — как и хотел Гитлер, «Маус» был непробиваемой крепостью.
За лето и осень 1945 года оба прототипа были разобраны на агрегаты и отдельные элементы, все это описано и отправлено в Ленинград, в филиал опытного завода №100. Там шло проектирование нового тяжёлого танка и специалистам было интересно посмотреть на двигатели c электротрансмиссией.
Что касается «железа», то, по приказу командования, из корпуса первого прототипа и башни второго был собран один супер-танк. Примечательно, что у них один и тот же серийный номер — 35141, вероятно, их даже изготовили одновременно, но работы над башней заняли слишком много времени и её монтировали на второй прототип.
К 4 мая 1946 года Мышонок был доставлен на полигон в Кубинке, где стоит до сих пор в экспозиции Военно-исторического музея:
В чем был интерес советских строителей танков? В июне 1945 года они представили эскизный проект тяжёлого танка «Объект 257», который обладал увеличенной броневой защитой и 122-мм пушкой БЛ-13 (в представлении реконструкторов World of Tanks):
Авторы полагали, что «Объект 257» станет настоящим скачком вперёд для советского танкостроения и тут выяснилось, что в Германии обнаружен танк, чье орудие вполне пробивало броню нового танка, а советская машина вряд ли могла пробить броню «Мауса».
В срочном порядке инженерам и конструкторам представили новые тактико-технические требования: боевая масса до 60 тонн, экипаж не больше 5 человек и броня, обеспечивающая защиту от 128-мм пушки «Мауса». В дополнение к пушке БЛ-13 потребовали установить еще одно орудие, калибра 130 мм.
Началась еще одна гонка за размерами и мощью, которая ранее породила такие странные машины как КВ-3, КВ-4 и КВ-5
Однако в то победное время на это никто не обратил внимание
Это сейчас нам легко судить, что советским конструкторам нужно было делать основной боевой танк, дешевый, простой, со средствами связи танк-пехота, поднимать мощь единственного орудия и крепость брони, а такие гиганты, как «Маус» — танкостроение за гранью здравого смысла.
Взяв неправильный курс, инженеры СССР потеряли четыре года. Достаточно быстро под новые требования военных придумали новый супер-танк, ИС-7, чья литая башня толщиной 210 мм не пробивалась в упор даже собственной 130-мм пушкой. Орудие этого 70-тонного гиганта превосходило любые орудия аналогичного калибра в мире (на тот момент).
Параллельно в Челябинске работали над проектом сверхтяжелого танка «Объект 705» — в «максимальной комплектации» у него была 152 мм пушка и масса 100 тонн. Вдобавок, проектировались самоходные установки на базе ИС-4 и ИС-7 с длинноствольными орудиями калибра 152 мм. А единственный достойный конкурент для этих машин стоял на полигоне в Кубинке — никто из союзников этой темой не увлекался.
Только в 1949 году Совет Министров СССР прекратил разработку и производство тяжёлых танков. Вместо них было принято решение разрабатывать танки массой не более 50 тонн, например, ИС-5 (Т-10).
Современные технологии ведения боя
США
В сухопутных войсках США внедряются супер — современные новшества, которые кардинально изменяют тактику боя. Каждый солдат обеспечивается специальным маячком и индивидуальным устройством связи.
Командир, находящийся в укрытии, на большом ЖК-экране наблюдает поле сражения. Изображение представлено в виде топографической карты, со всеми нанесенными объектами. Кроме того, на экран поступают данные разведки о противнике.
Через спутниковую систему GPS, в виде красных квадратиков командир видит каждого бойца своего личного состава. Он управляет ими, передавая индивидуальные команды голосом.
На экране также отображается информация, — кто ранен, или убит, и принимается решение на отправку робота – квадрокоптера, который забирает с поля боя раненого солдата. Управление боевыми действиями напоминает стратегическую компьютерную игру.
Кроме того, имеются новейшие разработки легких бронежилетов из специального волокна, оборудования контроля состояния здоровья солдата, индивидуальных систем видеонаблюдения, и других вспомогательных снаряжений. Уровень эффективности армейских бойцов достигает уровня воинов спецназа.
Россия
2020
к этому году в униформу внедрят индивидуальные системы жизнеобеспечения и навигации
Российская военная наука не отстает от зарубежных технологий, и к 2020 году обязуется внедрить в экипировку униформы индивидуальные системы жизнеобеспечения и навигации бойцов, не уступающие американским. Разработками занимаются ряд российских предприятий («Ижмаш», концерн «Созвездие», ОАО «Центр Армоком», ЗАО «Кираса», ОАО «Циклон») под руководством ЦНИИ города Клим.
Двигатель и трансмиссия
На танк Маус была установлена комбинированная силовая установка, подобная установленной на Фердинанды. Двигатель внутреннего сгорания, связанный механически с электрогенератором, вырабатывающим ток для тяговых электродвигателей.
Бензиновый Даймлер-Бенц DB-603A2 развивал мощность 1080 л.с. и имел рабочий объём 44,5 литра. Стартер по совместительству являлся дополнительным генератором для оборудования и, после запуска двигателя, выполнял свои непосредственные обязанности.
Электрические двигатели имели мощность по 544 л.с. каждый, реверсирование и могли плавно изменять мощность вместе с оборотами. Это значительно облегчало управление Маус и обеспечивало различные режимы поворота и торможения.
Как победить полторы сотни «маусов»
Если бы что-то пошло не так, немцы вполне могли построить свои 140маусов». Что могло ждать РККА при встрече с этими мастодонтами? Какие слабые места можно было использовать?
На ту же тему Сверхтяжёлые танки: будущее или прошлое?
Первый недостаток, который приходит в голову, — огромная масса, исключающая использование мостов. Это доставило бы немцам серьёзные проблемы, но не сделало бымаусы» бесполезной игрушкой — конструкторы не были оторванными от реальной жизни дурачками и разрабатывали для танка систему подводного вождения.
Втораяахиллесова пята» звучит серьёзнее — расход топлива у танка был даже не конский, а титанический: 350 литров на сот… нет, на десять километров! Учитывая проблемы с горючим в конце войны, 140 активно используемыхмаусов» могли бы сделать для союзников больше, чем авиакрыло летающих крепостей» или танковая бригада Т‑34.
Чтобы его уничтожить, не надо было даже ронять на беднягу десятитонную бомбу.
Борт корпуса танка можно было пробить из орудий Су-100 или ИС-2. Да, для этого следовало подобраться поближе, да, требовался удачный угол вхождения снаряда. Это было отнюдь не простым, но вовсе не заведомо гиблым делом.
А ещё, столкнувшись смаусами», воюющие стороны чем-нибудь бы пожертвовали и активно налегли на производство подкалиберных снарядов — что уменьшило бы его шансы ещё сильнее.
Маус» стал бы для наших войск чем-то подобным танку КВ для немцев. Опаснейший противник, которого можно победить, если сильно постараться. Но, в отличие от КВ, он был крайне непрост в производстве и фантастически тяжёл и прожорлив. И говорить омышином потопе» не пришлось бы — дажекениг тигров» немцам удалось выпустить меньше 500 штук.
Конструкция[править]
«Маус» — танк не совсем стандартной комплектации. Отделение управления в нем располагается в передней части, мотрное посередине, боевое в кормовой. Экипаж составлял 6 человек — мехвод, радист, командир танка, командир орудий и два заряжающих. Сиденья водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1590 л. каждый. Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем. Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.
Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и двухпушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.
Корпус и бронированиеправить
Схема бронирования танка Маус
Броня была литая, катанная. «Маус» является самым бронированным танком Второй Мировой Войны — лобовая деталь имела толщину (!) 200 мм и располагалась под углом 52 град. Борта были размещены гораздо ближе к прямому углу, но 180 мм. стали даже при перпендикулярном попадании пробить было непросто. Корма была бронированна еще крепче — 185 мм. Броня башни составляла немыслимые 220-240 мм.
Тип брони | стальная литая, катаная, поверхностно-закалённая |
Лоб корпуса (верх) | 200 мм / 55° |
Лоб корпуса (низ) | 200 мм / 35° |
Борт корпуса (верх) | 185 мм / 0° |
Борт корпуса (низ) | 105+80 мм / 0° |
Корма корпуса (верх) | 160 мм / 35° |
Корма корпуса (низ) | 160 мм / 30° |
Днище | 55-105 мм |
Крыша корпуса | 50-105 мм |
Лоб башни | 220 мм / 0°-50° |
Маска орудия | 240 мм |
Борт башни | 210 мм / 30° |
Корма башни | 210 мм / 15° |
Крыша башни | 65 мм |
Вооружениеправить
Два орудия, размещенные в одной башне, имели довольно неплохие характеристики. Одно, самое мощное, имело калибр 128 мм, второе, по-видимому, для отстрела легкой бронетехники, в 75 мм. Боекомплект первого орудия составлял 61 выстрел, второго — 200. Пулеметного вооружения танк не имел (это была одна из главных причин, по которой Гудериан советовал Гитлеру отказаться от проекта, а так же и от небезызвестного «Фердинанда»).
Двигатель и трансмиссияправить
Дизельный двигатель MB.517.
При описании силовой установки следует прежде всего отметить вес танка — 188 тонн — самый большой показатель среди всей бронетехники того периода. Сперва на танк предполагали установить дизель, который был значительно экономичнее карбюраторного двигателя, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин
Недостатком дизельных двигателей была низкая устойчивость к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель «Даймлер-Бенц» МВ 509 мощностью 1250 л.с
За двигателем, дальше к корме находился генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой стороны генератора — вспомогательный двигатель, с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.
Ходовая частьправить
Ещё на этапе проектирование было принято решение отказаться от оказавшейся не совсем удачной торсионной подвески, а огромный вес танка заставил конструкторов придумывать различные ухищрения. Поэтому ходовая часть Мауса состояла из 24 одинаковых тележек, стоящих в два ряда и попарно крепившимися к одному кронштейну, который, в свою очередь, был закреплён между бортом и фальшбортом корпуса. В качестве амортизирующих элементов применялись буферные пружины. К каждой из тележек крепилось два опорных катка со внутренней амортизацией. Такая конструкция отличалась хорошей ремонтопригодностью, но большим весом. Позже, на втором опытном образце, предпринимались попытки использовать облегчённые катки, но от этой идеи отказались. Ведущее колесо находилось сзади, а направляющее спереди и имело механизм натяжения гусеницы.
Вооружение супертанка Maus
Такое внушительное транспортное средство нуждалось в таком же внушительном оружии. Основное вооружение Мауса состояло из танковой пушки KwK 44 L/55 128 мм (5 дюймов) – той же, что и у Panzerjäger Tiger Ausf, более известного как Ягдтигр. Он стрелял раздельными боеприпасами состоящими из 2-х частей (снаряд, затем топливо). Его основной противотанковый снаряд – PzGr.43 APCBC-HE (фугасный бронебойный снаряд с бронебойным баллистическим наконечником). Пушка приводила в движение эти огромные 28-килограммовые снаряды с начальной скоростью 950 м/с. Они могли пробить 200 мм (7,9 дюйма) брони с уклоном 30 градусов на 1000 метров и 148 мм (5,8 дюйма) на расстоянии 2000 мм (2200 ярдов).
Маус также обошелся без обычного спаренного пулемета, который заменили спаренным 75 мм (2,95 дюйма) KwK 44 L/36,5. Изначально он предназначался для довоенного оружия L24. Однако дуло пришлось расширить до 36 калибра, чтобы избежать попадания газов-вытеснителей в систему вентиляции двигателя.
1 мая 1943 года Гитлеру и его команде был представлен деревянный макет. Немецкий диктатор не был впечатлен 128-мм пушкой (5 дюймов) и заказал вместо этого 150-мм (5,9 дюйма). Тем не менее, первый заказ на 150 машин был дан для версии с 128 мм (5 дюймов). Производство было запланировано на начало осени 1943 года, изготовлением деталей занимался Krupp, а окончательной сборкой – Alkett. Предполагаемый конечный вес составлял около 188 тонн, но Гитлер настаивал на том, что он был 200 тонн. Отсутствие пулемета для непосредственной обороны заставило Гудериана (Генерал-полковник бронетанковых войск) отказаться от танка, поскольку он не был истребителем танков, и ему пришлось бы сражаться при непосредственной поддержке пехоты.
Однако из-за изменений в войне Гитлер внезапно отменил производственный заказ в октябре 1943 года, а сам проект – в ноябре. Несмотря на неудачу, Порше изо всех сил пытался подготовить первый прототип в декабре в Alkett. Испытания начались немедленно. В июне 1944 года настоящая башня была готова и смонтирована на корпусе.
По ходу испытаний стали очевидными две основные проблемы. Первая – отношение мощности к весу было настолько плохим, что не удалось достигнуть максимальной скорости 20 км/ч (12 миль/ч). В идеальных условиях Maus едва достигал 13 км/ч (8 миль/ч). Также пришлось обновить подвеску. Другая серьезная проблема носила тактический характер. Пересечь любой мост было невозможно, поэтому планировалось, чтобы танки работали парами; один из них пересекал водоем вплавь с помощью электрической энергии, которая поставлялась от второго танка через кабель, а воздух подавался через длинную дыхательную трубку.
Второй прототип, Panzerkampfwagen VIII Maus V2, был готов в марте 1944 года и также начал испытания. Позже он был оснащен первой башней Krupp, запланированным вооружением, включая пулемет MG 34 для противовоздушной обороны и, позднее, дизельным двигателем Daimler-Benz MB 517 (в сентябре), новой электростанцией, гусеницами Skoda и подвеской. Однако, как только Krupp начал строительство еще четырех корпусов, пришла отмена заказа в августе.
Фактически, оба прототипа были испытаны до их захвата советскими войсками в Куммерсдорфе, недалеко от Бёблингена, вблизи брошенных артиллерийских батарей. Говорили об обстреле прототипа наступающими силами, но это оказалось ложью.
Вскоре после этого советское командование приказало установить башню V2 на V1, и танк был снова испытан в Германии, а затем доставлен в СССР для дополнительных испытаний под Кубинкой в 1946 году. Сейчас он выставлен в музее Кубинки. Танк был настолько большим, что здание, в котором он находится, пришлось построить вокруг него.
Прототип Panzerkampfwagen VIII typ-205-2 (V2) Maus был уничтожен до того, как танковые полигоны в Куммерсдорфе, недалеко от Бёблингена, были захвачены советскими войсками. Позже башня этого танка была обнаружена и установлена на корпус typ 205-1 (V1) Maus.
Четыре дополнительных бронированных Maus Wanne (корпуса) и пять Turmgehäuse (башни) были сварены вместе на заводе Krupp в Эссене, прежде чем тот взорвали 4 августа 1944 года. После этого производство прекратилось.
20.01.2019 12:03