Немецкое танкостроение в двух мировых войнах

Танк ИС-2

Танковая эволюция развивалась стремительно. Противники постоянно выводили на «ринг» все более усовершенствованных бойцов. ИС-2 стал достойным ответом СССР. Тяжелый танк прорыва оснащался 122 мм гаубицей. Если снаряд из этого орудия попадал в здание, то от него, по сути, оставались лишь руины.

Кроме гаубицы, в арсенале ИС-2 числился 12,7 мм пулемет ДШК, расположенный на башне. Пули, выпущенные из этого оружия, пробивали даже самую толстую кирпичную кладку. Поэтому у врагов практически не было шансов спрятаться от грозного металлического монстра

Другое важное достоинство танка — это его бронирование. Оно достигало 120 мм.

Не обошлось, конечно, и без минусов. Главное — топливные баки в отделении управления. Если противник умудрялся пробить броню, то у экипажа советского танка практически не было шансов спастись. Хуже всего приходилось механику-водителю. Ведь у него не было собственного люка.

Танк Panzerkampfwagen V «Пантера»

Немецкая «Пантера» весом в 44 тонны превосходила Т-34 в подвижности. На шоссе этот «хищник» мог разгоняться чуть ли не до 60 км/ч. Вооружался он 75 мм пушкой KwK 42, у которой длина ствола насчитывала 70 калибров. «Пантера» могла «плюнуть» бронебойным подкалиберным снарядом, пролетающим за первую секунду километр. Благодаря этому немецкая машина могла подбить практически любой танк противника на расстоянии, превышающем пару километров.

Если лоб «Пантеры» защищался бронелистом толщиной от 60 до 80 мм, то на бортах броня была тоньше. Поэтому советские танки старались поразить «зверя» именно в то слабое место.

Всего Германия успела создать около 6 тысяч «Пантер». Любопытно вот еще что: в марте 1945 года сотни этих танков, оснащенных приборами ночного видения, пошли в атаку на советские войска под Балатоном. Но и эта техническая уловка не помогла.

«Пантера»

Сегодня никто не отрицает того факта, что германский тяжёлый танк Pz. Kpfw V «Пантера» был создан по образу и подобию советской «тридцатьчетвёрки». Достаточно посмотреть на форму их корпуса и башни. Уже в первые дни войны потрясённый мощью и неуязвимостью советских танков командующий бронетанковыми войсками Германии генерал Гейнц Гудериан потребовал от немецких конструкторов внимательно изучить танк Т-34 и немедленно начать его серийный выпуск в Германии. По предложению Гудериана была срочно создана специальная комиссия, которая занялась изучением трофейных русских танков. Комиссия подтвердила мнение Гудериана о выдающихся конструктивных особенностях Т-34. При этом она отметила, что русские сумели создать столь совершенные танки и дизельные двигатели к ним, что скопировать их на немецких заводах будет невозможно. Единственное, что оставалось немцам, это сделать хотя бы нечто похожее. Так начались работы над будущей «Пантерой».

До конца войны немцы выпустили 6 тыс. «Пантер». Это был второй по массовости (после Т-IV) танк вермахта

В ходе проектирования нового танка немцы постарались оснастить его наиболее мощной пушкой из всех орудий, имеющих калибр 75 мм, и прикрыть непробиваемой бронёй, толщина которой почти вдвое превышала толщину брони танка Т-34 и доходила в лобовой части корпуса до 80 мм. В итоге получился не средний танк, каким его хотел видеть Гудериан, а самый настоящий, 45-тонный тяжёлый танк. Немцы считали «Пантеру» своим лучшим танком, а потому бросили все силы на развёртывание его массового производства.

В ходе боевых действий выяснилось, что для наступления «Пантера» не очень годится. Относительно маленький калибр её пушки не давал возможности разрушать мощные оборонительные сооружения противника. Слишком мало взрывчатки помещалось в 75-мм снаряде. Зато длинноствольная пушка «Пантеры» была хороша для стрельбы по вражеским танкам. Выпущенный из неё бронебойный снаряд, летящий с огромной скоростью, поражал в лоб танки типа Т-34 с двух километров.

Попытка оснастить «Пантеру» более мощной 88-мм пушкой привела к созданию безбашенного танка-истребителя «Ягд-пантера». Нельзя также не упомянуть и то, что на «Пантере» стояли самые совершенные по тем временам оптические приборы наблюдения и прицел.

Хорошие оптические приборы наблюдения и прицел позволяли поражать танки даже с очень большого расстояния

КВ-1 и КВ-2

В Советском Союзе в 1939 г. появился небольшой, но хорошо защищённый однобашенный танк КВ. Его вооружение не уступало вооружению двухбашенных танков Т-100 и СМК.

В те годы у танковых орудий ещё не было приспособлений, стабилизирующих орудие и позволяющих вести прицельный огонь с ходу. Во время атаки перед выстрелом командир танка или наводчик давал механику-водителю команду остановиться. В многобашенном танке такую команду давал наводчик каждого орудия. Пока он производил выстрел, другие башни оставались без дела. Они не могли стрелять, так как в это время их наводка сбивалась, а боевым расчётам приходилось вновь наводить орудие на цель. Тогда решили, что вместо одного сверхтяжёлого двухбашенного танка лучше использовать два однобашенных.

По результатам испытаний именно КВ был принят на вооружение Красной армии. С февраля 1940 г. началось его серийное производство. В то время не существовало танка, равного КВ.

Танк КВ-1 стал основным тяжёлым танком Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны

Однако в это время всё же появился более мощный танк, который сегодня всем известен как КВ-2. Идея его создания появилась у военных во время штурма опытными танками КВ, Т-100 и СМК финских укреплений на Карельском перешейке. Красной армии потребовались ещё более мощные танки, оснащённые пушкой большого калибра, снаряды которой могли бы проламывать бетонные казематы. Такие огневые точки могла крушить тяжёлая 152-мм гаубица, стрелявшая снарядами весом 50 кг! И тогда на танк КВ поставили огромную башню весом 12 т, в которой едва поместилась тяжёлая гаубица.

КВ-2

В конце зимы 1939/40 г. три таких танка появились на Карельском перешейке. Боевое крещение прошло успешно, и сверхмощную боевую машину запустили в серийное производство. В серии танк немного изменили: для него спроектировали более просторную башню с дверью в кормовом бронелисте. Такая «калитка» ослабила броню, но она служила для загрузки в танк боеприпасов. Затаскивать на крышу башни тяжёлые, скользкие снаряды весом по 50 кг и опускать их через верхний люк внутрь танка было неудобно. В то время названия КВ-2 ещё не существовало. Просто был танк КВ в двух вариантах — с большой башней и малой. И лишь перед войной с Германией танк с 76,2-мм пушкой стали называть КВ-1, а танк со 152-мм орудием — КВ-2. Тогда же на танки КВ начали устанавливать дополнительную броню, прикручивая её на болтах к башне и корпусу. Первые бои показали, что она не нужна — имевшейся бронезащиты оказалось достаточно. Огромные КВ-2 вскоре сняли с производства. КВ-2 предназначались для наступления и штурма укреплённых районов противника, а в первые месяцы войны Красная армия вынуждена была отступать, и ни о каком штурме вражеских укреп-районов речь уже не шла.

Panzerkampfwagen VI Tiger

Проект «Тигра» был разработан в 1941 году, а уже в августе 1942 первые экземпляры приняли участие в сражении под Ленинградом, а затем в битве на Курской дуге. После того как войска Германии атаковали Советский Союз и встретили серьезное сопротивление в виде маневренного бронированного Т-35, орудие которого способно было повредить любой немецкий танк, было решено создать машину, способную дать ему отпор. Поэтому перед инженерами стояла задача создания модернизированного аналога КВ-1 по технологии PzKpfw IV.

Отличная броня и 88-миллиметровая пушка делали танк лучшим среди тяжелых танков во всем мире, что было признано войсками США, Великобритании и Франции. Мощное бронирование танка со всех сторон делало его практически непобедимым, но такое новое вооружение вызвало у антигитлеровской коалиции потребность в новых средствах борьбы. Поэтому ближе к концу войны у противников Германии были в наличии САУ, которые способны уничтожить немецкий танк «Тигр». В том числе к ним относились советские СУ-100 и ИСУ-152.

Немецкий опыт

Названия немецких танков всегда отличались яркими и запоминающимися именами. Так, во времена Второй мировой войны на вооружении Германии были «Пантера» и «Тигр» – наиболее популярные гусеничные машины. Они появились в 1943 году, чуть позже к ним присоединился модифицированный танк «Королевский тигр». Вообще, изначально немцы давали очень длинные имена своим бронированным машинам. Но на практике они их упрощали. Например, Pz.Kpfw. – это сокращённое слово Panzerkampfwagen, которое можно было перевести как «танк» или «бронированная боевая машина». Ausf – это Ausfuhrung, переводится с немецкого как «модификация». К таким длинным названиям обычно добавлялись ещё и буквенные обозначения прототипов. Помимо «Пантеры» и «Тигра» на немецком вооружении пребывали «Лев» и «Леопард-1».

Во время Второй мировой мир увидел и первые радиоуправляемые танки, которые назывались «Голиафами». Они были выпущены тиражом более 2500 штук. Их использовали с целью прохода по минному полю и разрушению защитных строений. Отдельного упоминания заслуживает легендарный «Маус», который должен был сносить всё на своём пути. Его бронезащита была максимальной, а по планам Гитлера это был проект «танка прорыва». В 1944 году было создано два опытных образца, которые могли бы послужить в боевых действиях. Но Гитлер приостановил производство из-за нехватки средств. Машине так и не суждено было поучаствовать в настоящем сражении.

«Маус»вовсе не походил на мышь. Это был 180-тонный монстр, который не мог пройти по мостам, но легко перемещался по дну реки. Когда Красная армия начала наступления, немцы не могли быстро эвакуировать два опытных образца и уничтожили их. Из частей разрушенных гусеничных машин собрали один, которые направили в Кубинку. Тут он остался навсегда – в Военно-историческом музее.

Самоходные гаубицы

Настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях вермахта стали самоходные гаубицы sIG 33. Обладавшее сокрушительной мощью орудие вначале устанавливалось на шасси танки Panzer I в своем первозданном виде — на артиллерийском лафете и даже с колесами! Впрочем, от ненужных в рубке колес вскоре отказались. Высота рубки получилась большой, отчего на косогорах самоходка могла завалиться на бок. Ходовая, рассчитанная всего на двух танкистов и крошечную башенку с двумя пулеметами, с трудом выдерживала тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.

Модель sIG 33 на базе Panzer II

И все же при всех недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от буксируемых тягачами пушек она открывала огонь с ходу, не теряя времени на отцепливание орудия и приведение его в боевое положение. И особенно востребованной самоходная sIG 33 была в войне с Россией, где не только все танки вермахта оказались бессильными в борьбе с Т-34 и КВ, но и противотанковая самоходка Panzer Jager I, вооруженная 47-мм пушкой. А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла и сильные укрепления разрушить, и новые советские танки вывести из строя. Поэтому, как не прекращался до самого конца войны выпуск самих гаубиц, так не сходили с конвейера и ее самоходные варианты. После Panzer I sIG 33 устанавливали на шасси от Panzer II и Panzer III, но самым массовым стал выпуск самоходных установок (СУ) на базе чешского танка LT-38. Сильно отличаясь по виду, они и назывались по-разному. Грозные машины ранней серии именовали «бизонами», более поздние — «кузнечиками».

В 1943 году вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II называлась «оса», а тяжелая 150-мм на Panzer IV- «шмель».

Самоходная 150-мм гаубица «бизон»

Самоходная 150-мм гаубица «кузнечик»

Самоходная 150-мм гаубица «шмель»

Самоходная 105-мм гаубица «оса»

Первые попытки

Вместе с французами и британцами Россия также стала заниматься проектированием гусеничной машины. Сын всемирно известного Дмитрия Менделеева был начинателем этого дела. Василий Дмитриевич разработал проект сухопутной боевой машины. Следующей попыткой стали интересные конструкции. Названия русских танков этого времени отличались особой оригинальностью: «Русский вездеход» и «Царь-танк». Эти машины появились лишь в одном экземпляре, так как были несколько неудачными попытками. Правительство старалось отследить проекты других стран, чтобы создать свой, более совершенный, транспорт боевого назначения.

Помимо неудачных решений, с 1917 года стали выпускать и более качественные машины с Рыбинского завода. В большинстве случаев названия советских танков стали появляться благодаря основателям машин. Так, был выпущен бронированный трактор Гулькевича. Чтобы не тормозить процесс усовершенствования армии, Россия приняла решение попросить помощи у Франции, у которой приобрела несколько боевых машин.

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H

Panzerkampfwagen III

Немецкий средний танк Pzkfw III пришел на смену своему слабому предшественнику Pzkfw I. Вермахт потребовал от производителя машину, которая могла бы бороться на равных с любой вражеской техникой, а вес новой модели должен был быть равен 10 тоннам при 37-миллиметровой пушке. Немецкие вооруженные силы рассчитывали, что Pzkfw III будет основной единицей немецкой бронетехники. В бою ему должны были помогать один легкий танк Pzkfw II и один тяжелый, который должен служить огневой мощью взвода.

После первых боев с Францией вермахту стало понятно, что немецкий танк Pzkfw III уже не справляется с возложенными на него задачами, поэтому он был модернизирован, на него установили более мощное орудие и сделали лоб бронированным, чтобы машина не была слишком легкой добычей САУ. Но поскольку качество вражеской техники продолжало расти, а нагромождение новых модулей на Pzkfw III привело к значительному увеличению массы и, следовательно, ухудшению проходимости, производство танка было прекращено.

Устройство ГАЗ-3307

Водительское кресло в четвёртом поколении было доработано. Его можно было настраивать под водителя по углу наклона и в горизонтальной плоскости. Панель приборов сделали из пластика. Она поместила на себя все необходимые датчики, давая водителю всю необходимую информацию о техническом состоянии самосвала.

Дизайн кабины был разработан в соответствии с последними стилевыми тенденциями того времени. В его основу легли прямоугольные формы, которые позволили увеличить объём свободного пространства внутри. В дверях появились дополнительные места хранения небольших вещей (инструменты, тряпки и т.п.). Отопительную систему дополняла термоизоляция — она не давала теплу выходить из салона.

В целом, дизайн кабины был взят у Газ-4301, который в производство запущен не был, оставшись пробным образцом. В ней могло находиться два человека. Водитель мог свободно дотянуться до необходимых органов управления. Голая отделка металлом была заменена на мягкую обивку, были добавлены ремни безопасности.

Инженеры завода ориентировались на российский автомобильный рынок. Это обеспечило наличие в конструкции предпускового обогревателя, который позволял запускать автомобиль даже после нескольких дней простоя на морозе. Вдоль капота размещена труба-воздухозаборник.

Изначально конструкция рулевого управления была представлена в виде глобоидального червяка, дополненного трёхгребневым роликом. Через несколько лет после старта производства система была доработана: в основу лёг винт с шариковой гайкой. Такой подходит упростил управление грузовиком. Для комфортного руления был добавлен ГУР.

Тормоза Газ-3307 представлены тремя механизмами:

  • Рабочий. Воздействует на все колёсные механизмы. На каждом контуре есть гидровакуумный усилитель. Механизм приходит в действие после выжимания педали торможения. Барабанные механизмы срабатывают под воздействием избыточного давления;
  • Запасной. Представлен отдельным контуром первого механизма;
  • Стояночный. Оказывает воздействие на задние колёса. Используется для удержания транспорта на месте на подъёме или во время стоянки.

Питание

Страх для немцев

А вот названия танков серии КВ была связана со знаменитым Климом Ворошиловым, которые прославился своей политической деятельностью. В 1941 году КВ-1 стал настоящим монстром для немецких войск. Он два дня сдерживал дивизию, а найденные документы указывали на то, что машина получила 14 прямых попаданий с 50-миллиметрового орудия. При этом на ней не обнаружилось никаких повреждений – лишь небольшие вмятины. И всё же спустя двое суток фашисты хитростью навредили бронированной машине и уничтожили КВ-1. Их количество во время Второй мировой не было большим из-за того, что государство не могло найти средств на горючее и ремонт.

Самолет А-40 (Бе-42) «Альбатрос» — краткий обзор и характеристики

Литература

Г. Гудериан

Внимание, танки! История создания танковых войск, 1937

Г. Гудериан

Воспоминания солдата, 1951

Г. Гудериан. Танки, вперед!, 1956

Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013.

Андрей Лобанов. Танковые войска Гитлера. Первая энциклопедия панцерваффе. — Изд. второе, переработанное и дополненное, М. «Яуза», «Эксмо», 2010. ISBN 978-5-699-39768-6

Исаев А. В., Коломиец М. В. Разгром 6-й танковой армии СС. Могила Панцерваффе. — М.: Яуза, Эксмо, Стратегия КМ, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-699-34808-4

Немецкое танкостроение в Первой мировой войне.

На первое применение британских танков 15 сентября 1916 г. в Германии отреагировали достаточно нерешительно. Несмотря на большую неожиданность и панику в немецких окопах боевая эффективность танков была неубедительна. С ограниченным приоритетом в ноябре 1916 г. военное управление проявило первую активность в отношении строительства немецкой бронированной машины. Строительство первого образца машины A7V, оснащенной бронированным корпусом, завершилось в октябре 1917 г.

Фактически, 21 марта 1918 г. под Сент-Квентином состоялось первое боевое применение девяти «Штурмпанцерваген А7V». Согласно докладам, уже на марше к линии фронта имели место многочисленные технические неисправности. Хотя бронемашина A7V и показала низкую пригодность для движения по бездорожью, она проявила более благоприятные боевые характеристики, чем британские танки.

Во второй половине Первой мировой войны, концептуальное развитие немецкого танкостроения продолжалось, и это была уже одновременная работа над несколькими проектами. В частности, существовала концепция тяжелого танка (K-Wagen) с массой 140 тонн, а также велась разработка легкой боевой машины в классе от шести до восьми тонн «Кавалериепанцер» (Kavalleriepanzer, рус. – дословно «кавалерийский танк»).

Тяжелый танк K-Wagen

Состав

Перевёрнутый немецкий «Тигр-I» в дорожном кювете и проезжающий американский грузовик. 18 июня . Италия, к северу от Рима

Номерные танковые дивизии

  • 1-я танковая дивизия
  • 2-я танковая дивизия
  • 3-я танковая дивизия
  • 4-я танковая дивизия
  • 5-я танковая дивизия
  • 6-я танковая дивизия (прежняя 1-я лёгкая дивизия)
  • 7-я танковая дивизия (прежняя 2-я лёгкая дивизия)
  • 8-я танковая дивизия (прежняя 3-я лёгкая дивизия)
  • 9-я танковая дивизия (прежняя 4-я лёгкая дивизия)
  • 10-я танковая дивизия
  • 11-я танковая дивизия
  • 12-я танковая дивизия (прежняя 2-я моторизованная дивизия)
  • 13-я танковая дивизия (прежняя 13-я моторизованная дивизия; впоследствии танковая дивизия «Фельдхернхалле II»)
  • 14-я танковая дивизия (прежняя 4-я пехотная дивизия)
  • 15-я танковая дивизия (прежняя 33-я пехотная дивизия; впоследствии 15-я моторизованная дивизия)
  • 16-я танковая дивизия (прежняя 16-я моторизованная дивизия)
  • 17-я танковая дивизия (прежняя 27-я пехотная дивизия)
  • 18-я танковая дивизия (впоследствии 18-я артиллерийская дивизия)
  • 19-я танковая дивизия (прежняя 19-я пехотная дивизия)
  • 20-я танковая дивизия
  • 21-я танковая дивизия (прежняя 5-я лёгкая дивизия)
  • 22-я танковая дивизия
  • 23-я танковая дивизия
  • 24-я танковая дивизия (прежняя 1-я кавалерийская дивизия)
  • 25-я танковая дивизия
  • 26-я танковая дивизия (прежняя 23-я пехотная дивизия)
  • 27-я танковая дивизия
  • 116-я танковая дивизия «Виндхунд» (нем. «Windhund» — «Борзая») (прежние 16-я моторизованная дивизия и 179-я резервная танковая дивизия)
  • 130-я учебная танковая дивизия (часто упоминается как просто Учебная танковая дивизия)
  • 155-я резервная танковая дивизия (прежняя 155-я дивизия, 155-я дивизия (моторизованная), 155-я танковая дивизия)
  • 178-я запасная танковая дивизия
  • 179-я резервная танковая дивизия (прежняя 179-я дивизия, 179-я дивизия (моторизованная), 179-я танковая дивизия)
  • 232-я танковая дивизия (прежняя учебная танковая дивизия «Татры»)
  • 233-я танковая дивизия (прежняя 233-я дивизия (моторизованная), 233-я моторизованная дивизия, 233-я танковая дивизия, 233-я резервная танковая дивизия; впоследствии танковая дивизия «Клаузевиц»)
  • 273-я резервная танковая дивизия

Подготовкой всех экипажей «Тигров» занимался 500-й учебный танковый батальон.

Именные танковые дивизии

  • Танковая дивизия «Гольштейн» (нем. «Holstein») (не сформирована полностью, вошла в состав 18-й моторизованной дивизии)
  • Танковая дивизия «Кемпф» (нем. «Kempf») (частично армия, частично Войска СС)
  • Танковая дивизия «Клаузевиц» (нем. «Clausewitz») (прежняя 233-я танковая дивизия)
  • Танковая дивизия «Курмарк» (нем. «Kurmark») (на самом деле была моторизованной дивизией «Курмарк»)
  • Танковая дивизия «Мюнхеберг» (нем. «Müncheberg»)
  • Танковая дивизия «Норвегия» (нем. «Norwegen») (несформирована полностью, вошла в состав 25-й танковой дивизии)
  • Танковая дивизия «Силезия» (нем. «Schlesien») (несформирована полностью, вошла в состав 18-й моторизованной дивизии)
  • Танковая дивизия «Фельдхернхалле 1» (нем. «Feldherrnhalle») (прежняя моторизованная дивизия «Фельдхернхалле»)
  • Танковая дивизия «Фельдхернхалле 2» (нем. «Feldherrnhalle») (прежняя 13-я танковая дивизия)
  • Танковая дивизия «Ютербог» (нем. «Jüterbog»)
  • Танковая учебная дивизия (нем. «Lehr»)
  • Танковая дивизия «Татры» (нем. «Tatra») (впоследствии учебная танковая дивизия «Татры»; впоследствии 232-я танковая дивизия)

Войска СС

  • I танковый корпус СС («Лейбштандарт СС Адольф Гитлер»)
  • II танковый корпус СС
  • III танковый корпус СС
  • IV танковый корпус СС
  • VII танковый корпус СС («Корпус ландскнехтов»)
  • 6-я танковая армия СС (1944—1945)
  • 11-я танковая армия СС (1945)

в состав которых, в разное время, входили:

  • 1-я танковая дивизия СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер»
  • 2-я танковая дивизия СС «Райх»
  • 3-я танковая дивизия СС «Мёртвая голова»
  • 5-я танковая дивизия СС «Викинг»
  • 9-я танковая дивизия СС «Хоэнштауфен»
  • 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг»
  • 11-я добровольческая моторизованная дивизия СС «Нордланд»
  • 12-я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд»
  • 17-я моторизованная дивизия СС «Гёц фон Берлихинген»
  • 19-я танковая дивизия
  • 23-я добровольческая моторизованная дивизия СС «Недерланд» (1-я голландская)

а также

  • 40-я добровольческая танковая дивизия СС «Фельдхернхалле» (бывшая моторизованная дивизия «Фельдхеррнхалле» и бывшая 13-я танковая дивизия вермахта);
  • 103-й танково-истребительный полк СС (1-й румынский)

Броня и пушки

Для танка, как боевой машины, главное — вооружение и бронезащита. Вермахт, конечно, начал войну с Советским Союзом, не имея полного качественного преимущества в танках. Самые современные немецкие машины уступали советским КВ и Т-34 по вооружению и бронированию — это общеизвестно. Но это не значит, что немецкие танки безнадежно проигрывали все схватки. Просто немецкие уставы вообще не предусматривали бой танков против танков. Танки противника должны были уничтожаться противотанковой артиллерией и штурмовой авиацией. Что немцы успешно и делали. Другое дело, что советских танков было так много, что избежать с ними встречи не получалось. Но в начале войны большую часть танкового парка РККА составляли Т-26 и БТ, и с ними немецкие танки относительно легко справлялись.

Преимущество же «тридцатьчетвёрок» в бронезащите и вооружении сохранялось  лишь до весны 1942 года, когда в вермахт стали поступать модификации танков PzKpfw III и PzKpfw IV с длинноствольной пушкой и усиленной бронезащитой.

С этого момента советские Т-34 оказались в роли догоняющих. Лишь после огромных потерь в Курской битве на «тридцатьчетвёрках» появилась новая 85-мм пушка. Но с этой пушкой Т-34 всего лишь «догнал» немецкие «четвёрки» с их пушкой 7,5 cm KwK 40. А в вермахте уже были «Пантеры», которым ни Красная Армия, ни союзники ничего не могли противопоставить.

Самая большая ошибка, которую делают, пытаюсь оценить характеристики танка заключается в том, что сравнивают между собой именно танки одного типа. Но на поле боя не было «чистых» танковых битв как в кино. В бою всегда участвуют и другие войска. И вести бой танкам приходится больше с пехотой и артиллерией, а защищаться им приходится не столько от вражеских танков, сколько от авиации, пехоты, мин, не говоря уж про противотанковую артиллерию.

Кроме того, танк — машина сложная, и для его оценки надо учитывать не только броню, пушку и скорость.

Машины на базе танка “Пантера”

  • Ягдпантера – тяжелая САУ, истребитель танков. Была разработана после успеха Фердинанда на Курской дуге как новая САУ на более мобильном шасси от «Пантеры». Одна из лучших САУ того времени, с хорошим бронированием и огневой мощью;
  • Bergepanther – бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Вместо башни на нее ставилась открытая платформа, лебедка и кран. Имелся пулемет для обороны. Также считалась лучшей БРЭМ Второй мировой.

Jagdpanther

Несколько машин на базе «Пантеры» так и осталось на стадии проекта или прототипа:

  • Panzerbeobachtungswagen Panther – танк артиллерийских наблюдателей – вместо пушки ставился деревянный макет. У машины было несколько перископов и стереоскопический дальномер. Было построено либо один экземпляр, либо 41 машина, точных данных нет;
  • Существовало несколько проектов САУ на шасси «Пантеры», но все они не стали даже прототипами, и остались только на бумаге;
  • Также было несколько проектов Зенитных самоходных установок на базе «Пантеры». Многие отклонили, но в 1944 году наконец приняли проект ЗСУ Flakpanzer «Coelian». Построили только макет, прототип так и не изготовили.

Flakpanzer «Coelian», макет

Боевое применение

Свою боевую карьеру «Пантеры» начали в июле 1943 года, и за 22 месяца службы успели побывать на Итальянском, Западном и Восточном фронте.

Первое крупное сражение, в котором они участвовали – это операция «Цитадель». Многие из руководства относились к операции насторожено, отмечая в том числе, что «Пантеры», на которые другие так надеются, еще не идеальны и требуют испытаний. В итоге нападение откладывалось, что дало советским войскам возможность улучшить оборону. В сражении со стороны немцев в основном участвовали «Тигры», Pz Kpfw IV и Pz Kpfw III, а вот «Пантеры» действительно постоянно ломались и горели – из 200 машин из строя вышло 160, причем многие не удалось эвакуировать.

Пока шло советское наступление, недостатки PzKpfw V исправили, и наконец они стали боеспособными. Иногда удавалось проводить эффективные контратаки. Часто «Пантеры» и другие танки использовались для быстрых перебросов в разные места для сдерживания наступления Красной армии. К примеру, в бою под Балабановкой полк «Ваеске» нанес противнику очень серьезные повреждения, потеряв всего пять Пантер и одного Тигра.

Достаточно активно танки участвовали в боях на Украине, особенно под Каменец-Подольским. Там себя хорошо проявил генерал Хубе, хотя против немецких танков и были погодные условия – машины постоянно ломались из-за раскисших дорог.

После гибели Хубе Первой танковой армии явно нужна была небольшая передышка, но Гитлер в ней отказал. Несмотря на достаточно высокую эффективность «Пантер» сдерживать советские войска немцы уже не могли.

На Западе

На Западе «Пантеры» тоже активно участвовали в боях, и наносили союзникам серьезный ущерб. Англичане и американцы считали, что чтобы подбить один PzKpfw V нужно потерять пять Кромвелей или Шерманов. Но численное превосходство союзников и тут делало свое дело. Кроме того, было запрещено отступать, и танки часто попадали под артналеты, а местность Нормандии совершенно не подходила для танков. Единственным крупным успехом в этой зоне была ликвидация прорыва англичан под Вильер-Бокаж.

Бои шли по-разному – 11 июля 1944 года «Патеры» сильно пострадали в бою против истребителей танков союзников, но уже 18 числа того же месяца первый танковый корпус СС остановил три английские танковые дивизии.

Подбитая Пантера

«Пантеры» участвовали в операции «Льеж», но почти половина танков была уничтожена авиацией союзников. Также много танков было потеряно в окружении под Фалезом. Однако разведка докладывала, что «Пантера» становится все более надежной, и ее уже считали самым опасным танком Германии.

Последней крупной операцией на Западном фронте, в которой участвовали «Пантеры», было наступление в Арденнах. Операция провалилась с потерей практически всех танков. И хотя PzKpfw V показывал себя очень эффективно, их было слишком мало.

Вообще эксперты считают, что «Пантеры» была лучшим немецким средним танком Второй мировой войны, однако ее нужно было немного довести до ума – она превосходила Pz Kpfw IV по всем показателям, кроме надежности, однако в 1943 году надежность была не так важна, как мощь, скорость и бронирование.

Особенности самолета Ил-14

На сегодняшний день осталось всего три рабочих машины версии Ил-14:

• Ил-14 «Советский союз» RA-05463;

• Ил-14Т «Пингвин» RA-1114К;

• Ил-14Т «Голубая мечта».

Их восстановление ровно, как и затраты легли на плечи трех любителей самолетов энтузиастов. Восстановленные экземпляры задействованы на небольших аэродромах страны.

По данным, опубликованным в2006году, около70 самолетов Ил-14 было потеряно в катастрофах, авариях и в ходе военных действий.

Лайнер пользовался мировой популярностью и был задействован в пассажирских перевозках в 31 стране мира. Большое количество созданных модификаций позволили задействовать его во многих сферах.

Организация Вермахта

Во главе родов войск стоят соответствующие верховные командования:

  • Верховное командование сухопутных войск — ОКХ;
  • Верховное командование ВМФ — ОКМ;
  • Верховное командование ВВС (люфтваффе) — ОКЛ.

Верховным главнокомандующим вермахта являлся рейхсканцлер Адольф Гитлер. Во главе Верховного командования — главнокомандующий соответствующего вида вооруженных сил. Каждый род войск имел своего главнокомандующего, начальника штаба и штаб, которые подчинялись начальнику штаба оперативного руководства вермахта, а тот в свою очередь начальнику штаба ставки во главе которого находился Гитлер, как верховный главнокомандующий.

Организационная структура Верховного командования вермахта (ОКВ)

  • Верховный главнокомандующий: фюрер и канцлер
  • Командующий Сухопутными войсками
  • Командующий Военно-морским флотом
  • Командующий Военно-воздушными силами

1938 — 1941 гг.

  1. Верховный главнокомандующий и военный министр: фюрер и канцлер
  2. Главнокомандующий вооруженными силами
  3. Командующий Сухопутными войсками
  4. Командующий Военно-морским флотом
  5. Командующий Военно-воздушными силами

1941 — 1945 гг.

  1. Верховный главнокомандующий, военный министр и главнокомандующий сухопутными войсками: фюрер и канцлер
  2. Начальник штаба Сухопутных войск
  3. Главнокомандующий Вооруженными силами
  4. Командующий Военно-морским флотом
  5. Командующий Военно-воздушными силами
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector