На пути к миру: миротворческие операции организации объединённых наций

Содержание

Прошлые миссии

Ниже приводится вклад Индии в миротворческие миссии Организации Объединенных Наций с 1950 года.

(а) Корея (1950–54): 60-я индийская полевая скорая помощь, медицинское подразделение, обученное парашютистами, в составе 17 офицеров, 9 боевых офицеров и 300 других рангов, участвовало в войне в Корее с ноября 1950 г. по июль 1954 г. подразделение под флагом ООН. Помимо основной роли подразделения, ADS и хирургическая бригада, состоящая из семи офицеров и пяти других рангов, участвовали в операции «Томагавк» и воздушно-десантной операции боевой группы 187-го полка 21 марта 1951 года. 8-я армия США и армия Республики Корея, особое упоминание в Палате лордов в Лондоне, благодарности от командиров различных формирований, в которые входило подразделение, отдельные награды включали четыре бронзовых звезды США, две чакры Махавир, шесть чакр Вира и 25 упоминаний. In-Despatches. 10 марта 1955 года подразделение было награждено Президентским трофеем тогдашним президентом Индии доктором Раджендрой Прасадом, единственное, что было награждено до сих пор. Генерал-лейтенант. К.С. Тиммайя был назначен председателем Комиссии нейтральных стран по репатриации, созданной ООН. Индия также предоставила охранные силы под командованием генерал-майора СПП Тората в составе 231 офицера, 203 JCO и 5696 других рангов.

(b) Индокитай (1954–70): Индия предоставила пехотный батальон, 2-й батальон, гвардейский полк и полевые группы для наблюдения в Индокитае, включающем три штата Вьетнам, Камбоджу и Лаос. В задачи входили, в частности, мониторинг, прекращение огня и репатриация военнопленных. Всего за период с 1954 по 1970 годы было предоставлено 970 офицеров, 140 ССО и 6157 других званий.

c) Ближний Восток (1956–67): Индия была частью Чрезвычайных вооруженных сил Организации Объединенных Наций (ЧВС ООН), где впервые были развернуты контингенты вооруженных войск. Вклад Индии был пехотным батальоном и другими элементами поддержки. За 11 лет в операциях приняли участие 393 офицера, 409 ССО и 12383 других ранга.

(d) Конго (1960–64) ( ONUC ): две пехотные бригады в составе 467 офицеров, 401 JCO и 11354 других ранга участвовали и проводили операции. Полет из шести Canberra бомбардировочной авиации МАФ также участвовал в операциях. 39 военнослужащих индийского контингента сложили свои жизни. Капитан Г.С. Салария был посмертно награжден Парамвир-чакрой за действия в Катанге, Южное Конго.

e) Камбоджа (1992–1993 годы): Временная администрация Организации Объединенных Наций в Камбодже была создана для наблюдения за прекращением огня, разоружения комбатантов, репатриации беженцев и наблюдения за проведением свободных и справедливых выборов. В нем приняли участие 1373 миротворца всех рангов индийской армии .

f) Мозамбик (1992–94 годы) ( ЮНОМОЗ ): были предоставлены две инженерные роты, штабная рота, логистическая рота, штабные офицеры и военные наблюдатели. Всего участвовало 1083 миротворца всех рангов.

(г) Сомали (1993-94) ( ЮНИТАФ и ЮНОС II ): ВМС Индии и индийская армия принимали активное участие в операциях ООН. Индийская армия развернула бригадную группу, состоящую из 5000 человек всех рангов, а военно-морской флот — четыре боевых корабля.

h) Руанда (1994–96 гг.) ( МООНПР ): были предоставлены группа пехотного батальона, рота связи и инженерная рота, штабные офицеры и военные наблюдатели. Всего приняли участие 956 человек из всех рангов. Бригадир Шива Кумар из индийской армии (и.о.) был третий и последний командующий силами войск ООН , работающих в Руанде с декабря 1995 по март 1996 года.

i) Ангола (1989–1999 годы) ( КМООНА ): помимо заместителя командующего Силами, имеется группа пехотного батальона и инженерная рота, насчитывающая в общей сложности 1014 человек всех рангов. Индия предоставила 10 военных наблюдателей для КМООНА I , 25 — для КМООНА II и 20 военных наблюдателей, 37 сотрудников службы поддержки и 30 старших сержантов для КМООНА III .

j) Сьерра-Леоне (1999–2001 годы) ( МООНСЛ ): были предоставлены две группы пехотных батальонов, две инженерные роты, рота быстрого реагирования, подразделение ударных вертолетов, медицинское подразделение и материально-техническая поддержка в дополнение к персоналу секторального штаба и штаба сил.

k) Эфиопия-Эритрея (2006-08 гг.) ( МООНЭЭ ): вклад Индии включал одну группу пехотного батальона, одну инженерную роту и одну роту резерва сил, не считая укомплектования штатов в различных штаб-квартирах и военных наблюдателей.

Первые Чрезвычайные вооружённые силы ООН

Наблюдательная миссия Организации Объединённых Наций на Ближнем Востоке, известная как , начала свою деятельность ещё в 1948 году, с подписанием соглашений о прекращении огня между Израилем и его арабскими соседями в ходе войны 1948—1949 годов. Однако эта наблюдательная миссия оказалась недостаточно эффективна в вопросе предотвращения нарушений перемирий, в особенности в условиях крупномасштабного конфликта 1956 года, известного как Суэцкий кризис. В то же время в Совете Безопасности ООН, постоянными членами которого были Великобритания и Франция, непосредственно участвовавшие в конфликте, не было достигнуто консенсуса по организации коллективной миротворческой операции.

В условиях, когда решение о вмешательстве ООН в конфликт на Синайском полуострове и его формах было возможно только вне рамок Совета Безопасности, Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршёльд последовал советам министра иностранных дел Канады Лестера Пирсона о создании международных чрезвычайных вооружённых сил, которые будут составлены из военнослужащих государств — временных членов Совета Безопасности и дислоцированы между противоборствующими сторонами (в данном случае между войсками Израиля и Египта). Пирсону удалось также убедить в жизнеспособности такого решения посланника США в ООН Генри Лоджа.

Рекомендации Хаммаршёльда легли в основу резолюции 1000 Генеральной Ассамблеи ООН, учреждавшей международные миротворческие вооружённые силы под командованием канадского генерал-майора . Эти силы стали первой официальной миротворческой миссией ООН; в отсутствие прецедентов в деятельности Лиги Наций или ОНВУП Хаммаршёльд разрабатывал их принципы работы этих сил с нуля, и в дальнейшем эти принципы применялись на протяжении всей Холодной войны.

Югославские миротворцы на Синайском полуострове, 1957 год

В полномочия ЧВС входил контроль за выводом вооружённых сил Великобритании, Франции и Израиля с египетской территории, а затем выполнение роли буфера между вооружёнными силами Израиля и Египта. Помимо этого на них возлагалась задача общего контроля над операциями по очистке Суэцкого канала. Эти войска, планируемой численностью 6000 человек (максимально зафиксированная численность 6073, в 1960-е годы число служащих контингента снижалось, упав менее чем до 4 тысяч к 1966 году), располагались на протяжении более чем десяти лет на Синайском полуострове вдоль международной границы Египта и линий прекращения огня (в общей сложности 72 постоянных наблюдательных поста, осуществлявших контроль над территорией площадью почти в 500 км). Войска дислоцировались полностью на египетской стороне границы с согласия этой страны. Среди стран, чьи военнослужащие были шире всего представлены в ЧВС, были Канада (единовременно до 1172 человек), Индия (до 957) и Югославия (до 673). На их содержание Организация Объединённых Наций потратила 214 миллионов долларов (значительную долю расходов также покрывали государства, предоставлявшие войска).

Почтовая марка в честь первых Чрезвычайных вооружённых сил ООН (1957 год)

Хотя в 1960-е годы боевики-фидаины часто проникали на территорию Израиля, а тот в свою очередь проводил операции возмездия на территориях сопредельных арабских стран, это происходило большей частью вдоль границ с Иорданией и Сирией, тогда как израильско-египетская граница, контролируемая миротворцами ООН, оставалась достаточно спокойной. Более часты были мелкие нарушения условий перемирия (в частности, нарушение израильскими ВВС воздушных границ Египта) и дипломатические кризисы, включавшие угрозу применения или демонстрацию военной силы (16 за время действия мандата). При выполнении своих обязанностей погибли 109 военных и 1 гражданский сотрудник ЧВС.

Конец деятельности первых ЧВС ООН был положен в 1967 году. Весной этого года обострился конфликт между Израилем и Сирией, более частыми стали вооружённые столкновения на их границе и вероятность перехода к полномасштабным боевым действиям оценивалась как очень высокая. В этих условиях египетское командование начало концентрацию сил на Синайском полуострове, и 16 мая Египет потребовал вывода миротворцев ООН со своей территории. Поскольку мандат ЧВС предполагал согласие одной из сторон на их дислокацию, а Израиль не удалось убедить принять войска ООН вместо Египта, требование о выводе было удовлетворено, и последний миротворец покинул Синайский полуостров 17 июня. К этому времени успела начаться и закончиться Шестидневная война, в которой Израиль разгромил Египет и его арабских союзников и захватил значительные территории, включая большую часть Синайского полуострова. При этом в ходе боёв в секторе Газа погибли 15 военослужащих ЧВС.

Конвейер насилия

Обвинения в насилии над мирным населением Южного Судана звучат в адрес военнослужащих миротворческой миссии не впервые. 

Ранее из страны были отозваны 46 полицейских ООН, обвиняемых в злоупотреблениях. Миротворцы пользовались зависимым положением женщин, укрывшихся на базе ООН, используя их для сексуальных услуг. В ООН назвали этот случай «очевидным нарушением кодекса поведения миссии».

Также по теме

Война в Южном Судане: 5 лет свободы и насилия

В Южном Судане возобновились военные действия. Счёт жертв уже идёт на сотни. Соединённые Штаты, опасаясь за жизни своих граждан,…

История преступлений миротворцев ООН в горячих точках началась в 90-х годах ХХ века. Факты противозаконных действий «голубых касок» были выявлены, например, в Боснии, Гвинее, Либерии — в основном речь шла о торговле гуманитарной помощью и изнасилованиях.

В ООН даже был учреждён специальный фонд поддержки жертв преступлений миротворцев, к 2016 году он составлял почти полмиллиона долларов, причём большую часть средств пожертвовали японские власти, и только $49 тыс. — правительства стран, чьих солдат заподозрили в нарушениях.

Проблема давно находится в поле внимания журналистов и правозащитников. Ежегодно миротворцы и сотрудники гуманитарных миссий совершают новые преступления. Например, в 2015 году скандал разгорелся из-за изнасилования «голубыми касками» малолетней жительницы Центральноафриканской Республики. Пан Ги Мун, занимавший в то время пост Генсека ООН, сравнил незаконные действия миротворцев с раковой опухолью. Генсек признал, что преступления совершаются миротворцами не только в ЦАР, но и в других горячих точках планеты и что в большинстве случаев никто не несёт за это ответственности. 

Согласно выводам расследования, проведённого агентством Associated Press и опубликованного в апреле 2017 года, за 12 лет сотрудники ООН, включая солдат миротворческих миссий, совершили почти 2 тыс. преступлений сексуального характера. Журналисты пообщались с жертвами — в ряде случаев миротворцы предлагали несовершеннолетним еду или деньги. Однако по закону это не может облегчить наказание: связь с подростками в любом случае квалифицируется как изнасилование.

Причём к преступлениям причастны не только военнослужащие миротворческих миссий, но даже сотрудники гуманитарных организаций — как входящих в структуру ООН, так и сторонних. Показателен пример международной благотворительной организации Oxfam. Оказалось, что её руководство несколько лет скрывало от общественности неприятные подробности, касающиеся сотрудников миссии. После разрушительного землетрясения 2010 года на Гаити прибыла миссия Oxfam, чтобы помочь местному населению. Но часть средств, предназначенных на благотворительность, была потрачена сотрудниками миссии на покупку у местных сутенёров несовершеннолетних сирот для оргий.

Порой жертвами сексуальных преступлений становятся даже сами сотрудники миссий ООН. Подобные инциденты отмечались в странах с неразвитой правовой системой (в первую очередь речь идёт об африканском регионе). О таких случаях в январе 2018 года рассказала газета The Guardian — пострадавшие поделились с журналистами своими историями. Так, бывшая сотрудница миссии лишилась работы, потому что попыталась добиться справедливости, заявив об изнасиловании со стороны старшего коллеги. Хотя она представила медицинское заключение и её слова подтверждали показания свидетелей, в ООН предпочли историю замять, а жертву насилия — уволить.

В январе 2017 года ООН ввела новую систему сбора информации о преступлениях, совершённых «голубыми касками» и гражданскими сотрудниками миссий в отношении мирного населения. Число жалоб, связанных с инцидентами, имевшими место в прошлом, возросло, отмечают в ООН. Однако полностью предотвратить новые преступления пока не удаётся.

  • Суданские военные
  • Reuters

Подбор персонала для миротворческих операций

По мнению ряда исследователей, долгое время подбор персонала для миротворческих операций носил явно выраженный дискриминационный и политически обусловленный характер. Подбирались в основном кадровые или резервные офицеры армий западных стран, которые имели прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов, таким образом, о беспристрастности и нейтралитете при выполнении миссий ООН в тех или иных развивающихся странах в то время речи не шло. До сер. 1970-х гг., в практике ООН социалистические страны (помимо участия Югославии в группе военных наблюдателей в Йемене в 1963—1964 гг. и миротворческой миссии в Египте в 1950-е гг.) не участвовали в миротворческих операциях и миссиях военных наблюдателей. В то же время, американские офицеры выступали в качестве наблюдателей ООН в ходе проведения операций ООН в Греции, Палестине, Пакистане, Кашмире, Ливане, Западном Ириане. Значительное количество наблюдателей было выделено союзниками США по военным блокам НАТО, СЕНТО, ЛАГ, АСЕАН и т. д.

С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.

Миротворцы должны быть одни

— Михаил Павлович, что происходит в Карабахе? В чем основная задача миротворческих сил? Все кому не лень говорят об этом. А у таких, как вы, профессионалов, которые знают, о чем надо говорить, к сожалению, меньше возможностей высказываться, чем у непрофессионалов.

— Так сказать, кому не лень — нельзя, потому что у людей болит, они переживают за судьбу мира, нашей страны, людей, которые за ее пределами живут, в том числе родственников.

Что касается проблемы миротворчества, то это общественный вид деятельности, направленный на срыв или предотвращение войны, военных действий, на ликвидацию войны. Миротворчество тогда применяется, когда обе стороны враждующие просят или соглашаются на это. Есть такой вид миротворческой деятельности, как принуждение к миру.

— Вы служили на Балканах 20 лет назад. Вам было легче или труднее, чем российским миротворческим силам, которые сегодня в Карабахе? И есть ли принципиальные различия между тем временем и сегодняшним?

— Нет, принципиально нет. Но надо понимать, что миротворчеством занимается государство. Миротворцу как солдату одинаково тяжело. Ему даже тяжелее, чем воевать. Он стоит между враждующими сторонами, которые надо примирить. Ведь они вчерашние родственники, единогосударственники, а между собой воюют. Им надо рассказать, чтобы они наконец осознали, что надо прекратить междоусобную войну. Ромео и Джульетта своеобразные миротворцы были. Два клана уничтожают друг друга и кто-то наконец должен сказать слово. Семья потеряла людей: близких, знакомых. А против стоят такие же, которые тоже кого-то потеряли. Они должны помириться. И миротворцы даже несут потери в этих противостояниях.

— Какие были сложности, когда вы служили на Балканах?

— Сложности, конечно, бывают. Каждая из стран, участвовавших в миротворческом процессе на Балканах, имела свою зону ответственности американцы, бельгийцы, немцы, турки.

Невооруженным взглядом видно: одни страны приходят помирить враждующие стороны, а другие приходят, чтобы получить свое влияние на театре военных действий.

Мы же с Балкан ушли: решили задачи и ушли. А американцы так и не ушли.

— Вы с другими миротворцами дружили?

— С турками дружили. С американцами дружбы быть не могло. Были деловые отношения, достойные. Но это уже искусство каждого командира, солдата, находящегося там. Конечно, американцы — профессионалы, понимающие суть проблемы. В конфликтных ситуациях, когда приходят к решению совместно, они действительно достойные партнеры.

— Значит, хорошо, что в Карабахе нет других миротворческих сил, а только российские?

— Я люблю работать в одиночестве. И я понимаю, что если страна пришла с предложениями решить конфликт, то лучше работать одним. Тогда все понятно, ты отвечаешь за ситуацию, видишь результат, тебе никто не мешает. Когда два человека сидят в школе за партой, то каждый видит свой вариант решения задачи. И у каждой страны-миротворца будет свое видение. Она будет хотеть иметь приоритет. Это неизбежно. Мир такой.

— А в ходе работы другие миротворцы могут подключиться? Или на практике этого не происходит?

— На практике, я не знаю как. Но знаю, что благодаря нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину подписано трехстороннее соглашение. Кто в него может войти, если три стороны?

— А с согласия всех сторон?

— Если стороны согласятся, получится, что Россия не способна выполнить задачи. Я думаю, нет. Хотя, в принципе, это возможно.

Вставки ( миссии )

Основная статья : Список миссий ООН

С 1948 года в общей сложности была проведена 71 операция Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. В настоящее время существует 14 текущих миссий, большинство из которых в Африке и на Ближнем Востоке.

Операции ООН по поддержанию мира во всем мире (темно-синий: продолжаются; голубой: завершены), статус: конец 2018 г.

По данным Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ) ООН, на конец 2018 года насчитывалось около 90 000 солдат (около 75 000) и полиции (10 000), военных наблюдателей и сотрудников из 121 страны, в основном из развивающихся стран, участвовавших в миротворческих операциях . Доля женщин составляет около пяти процентов. Крупнейшими странами, предоставляющими войска, являются Эфиопия — 7 597, Бангладеш — 6 624, Руанда — 6 528, Индия — 6 445, Непал — 6 098 и Пакистан — 5 262. Германия занимает 47- е место с 537 солдатами . Для некоторых стран это участие является важным источником иностранной валюты. ООН платит 1332 доллара США в месяц за каждого солдата в синем шлеме . Бангладеш ежегодно получает около 200 миллионов долларов компенсации. Кроме того, хорошие отношения с ООН — важная причина, по которой армия сдерживается внутри страны.

К концу 2018 года около 3800 членов миротворческих миссий ООН из 43 стран погибли во время развертывания, в том числе 2734 солдата, 90 военных наблюдателей, 278 полицейских, 396 местных служащих, 259 иностранных гражданских служащих и 35 других служб экстренной помощи. Цифры включают различные причины смерти, такие как драки, несчастные случаи и болезни. На данный момент 44 человека из Австрии были убиты в ходе миссий голубых шлемов, 17 из Германии и 3 из Швейцарии .

Примечания

  1. Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. 778. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
  2. forums.airbase.ru/…/t66587—skolko-stoila-aviat…
  3. Анохин В.А. Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное. — Москва: Яуза-пресс, 2014. — С. 330 — 331. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
  4. Шахурин А. И. Крылья родины.-М.:Политиздат.1990
  5. Арлазоров М. С. Фронт идёт через КБ.-M.:»Знание», 1969 г.
  6. Анохин В.А. Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное. — Москва: Яуза-пресс, 2014. — С. 905. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.

Голландцы не справились

— Кто платит за миротворческую операцию?

— Страна, которая это делает. Пришли американцы, они платят за свое. Пришли русские, русские платят.

— То есть сейчас все расходы миротворческие несет российская сторона?

— Абсолютно верно.

— А зачем?

— Наш президент, суверен нашего государства, сказал, и все мы должны понимать прекрасно: «Главное, чтобы там не гибли люди». Ведь маленький или большой человек — это целый мир, вселенная. Его не станет, и что такое? Тут не надо считать деньги.

Другой вопрос, как участвовать. Неприятная ситуация произошла, когда в Сребренице погибли люди. Обвинили Караджича и Младича. Но если страна приняла решение направить миротворческие контингенты для решения миротворческих задач, то она имеет зону ответственности, и в ней надо отвечать перед:

  • мировым сообществом,
  • своей совестью,
  • своим верховным главнокомандующим,
  • руководством страны, в которой находится.

Голландцы убежали от ответственности. Они просто не встали между воюющими сторонами. Спустя несколько лет премьер-министр Голландии подал в отставку, когда ему напомнили о том, что произошло. Но это не решает вопрос.

Младич, Караджич — это одно, но вы там отвечали. Вы пришли, между ними встали, предложили услуги. Будьте добры выполнить задачу. Или тогда не приходите.

К публикации подготовила Марина Севастьянова

история

Военные офицеры в качестве посредников были впервые задействованы в 1947 году в составе Специального комитета Организации Объединенных Наций на Балканах (UNSCOB).

Первое развертывание невооруженных военных наблюдателей ООН произошло в 1948 году в рамках Организации Объединенных Наций по наблюдению за перемирием (ОНВУП) во время войны в Палестине .

Во время Суэцкого кризиса 1956 года Силы реагирования на чрезвычайные ситуации Организации Объединенных Наций (ЧСООН) первыми создали вооруженное подразделение.

По предложению Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда, Операция Организации Объединенных Наций в Конго (ONUC), направленная во время 1960 , впервые использовала голубые каски и слова «ООН» на своих военных машинах.

Подбор персонала для миротворческих операций

По мнению ряда исследователей, долгое время подбор персонала для миротворческих операций носил явно выраженный дискриминационный и политически обусловленный характер. Подбирались в основном кадровые или резервные офицеры армий западных стран, которые имели прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов, таким образом, о беспристрастности и нейтралитете при выполнении миссий ООН в тех или иных развивающихся странах в то время речи не шло. До сер. 1970-х гг., в практике ООН социалистические страны (помимо участия Югославии в группе военных наблюдателей в Йемене в 1963—1964 гг. и миротворческой миссии в Египте в 1950-е гг.) не участвовали в миротворческих операциях и миссиях военных наблюдателей. В то же время, американские офицеры выступали в качестве наблюдателей ООН в ходе проведения операций ООН в Греции, Палестине, Пакистане, Кашмире, Ливане, Западном Ириане. Значительное количество наблюдателей было выделено союзниками США по военным блокам НАТО, СЕНТО, ЛАГ, АСЕАН и т. д.

С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.

ru_burkinafaso2.png

Преступление без наказания

Как отмечают эксперты, у этой проблемы есть несколько причин. ООН не может самостоятельно наказывать миротворцев. Правосудие над ними должны вершить власти тех стран, гражданами которых являются виновники преступлений. Как правило, руководство государств, направивших солдат для осуществления миротворческой миссии за рубеж, неохотно берётся за расследование — ведь огласка таких преступлений неизбежно бьёт по имиджу страны. Кроме того, установить истину в таких случаях непросто и в силу объективных причин — для этого нужно провести расследование не просто за рубежом, но ещё и в регионе, где разворачивается вооружённый конфликт.

Получается, что миротворческий контингент ООН фактически выведен из-под действия международных норм о военных преступлениях и преступлениях против человечества. Для сравнения: преступлениями против мирного населения во время конфликта на территории бывшей Югославии занимался международный трибунал, и многие подсудимые были приговорены к очень суровому наказанию, вплоть до пожизненного заключения.

Военнослужащие-миротворцы за свои незаконные действия редко оказываются в тюрьме — в большинстве случаев им грозит очень мягкое наказание, если дело вообще дойдёт до суда.

Россия в миротворческих операциях

  • 10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ одобрил отправку 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически максимальное число не превышало 22 человек), 30 июня 2004 — 40 человек в Бурунди. Миротворческие операции продолжаются до сих пор.
  • 27 декабря 2005 года 133 сотрудника МВД были направлены в Судан. В марте 2012 года в связи с выполнением поставленных перед ними задач, российский миротворческий контингент был выведен в полном составе с территории разделённого Судана.

1 сентября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал «Указ О направлении воинского формирования Вооружённых сил РФ для участия в операции Европейского союза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и ЦАР». Речь шла о направлении в район её проведения четырёх российских транспортных вертолётов Ми-8МТ и до 200 военнослужащих. На 10 марта 2009 года в миротворческой операции в Республике Чад и ЦАР участвовало 100 российских военнослужащих и 4 вертолёта Ми-8МТ. В декабре 2010 года российские войска, согласно указу президента, покинули территорию Чада и ЦАР.

Кроме российских воинских формирований, в миссиях ООН постоянно принимают участие офицеры — военные наблюдатели, которые не имеют никакого оружия и пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью. Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года.

подготовка

Основу миротворческих сил составляют военные наблюдатели, которые обычно проходят курс военных наблюдателей в учебном заведении, сертифицированном ООН. Курс называется «Военный эксперт в миссии» (UNMEoM) или традиционно «Курс военных наблюдателей» (UNMOC) и предлагается по всему миру, в частности, специальными учебными центрами ООН. в Индии, Финляндии, Бангладеш, Таиланде, Вьетнаме, Китае и т. д. Для немецкоязычных регионовː В Германии курс проводится Учебным центром Бундесвера Организации Объединенных Наций , в Австрии — Международным центром вооруженных сил Австрии (AUTINT) и в Швейцарии «Учебным центром международного командования швейцарской армии» (TC SWISSINT). Вместе с голландской школой «Миротворческих операций» (NLD SPO) эти центры образуют сеть обучения и сотрудничества Fo (u) r Peace Central Europe, в частности, для подготовки кадров ООН . «Курс штабных офицеров ООН» (UNSOC) предлагается для использования в высших штабах миротворческих сил ООН; В Германии Академия лидерства Бундесвера проводит этот курс один раз в год.

Вторые Чрезвычайные вооружённые силы ООН

Дорогостоящая и кровопролитная миротворческая миссия ООН в Конго в первой половине 1960-х годов заставила эту организацию по-новому оценить необходимость и эффективность международных миротворческих операций. После проведения миротворческой миссии на Кипре в марте 1964 года и отправки наблюдателей в Доминиканскую Республику и в район индо-пакистанского конфликта в следующем году в миротворческих операциях ООН наступил длительный перерыв. Его окончание было ознаменовано решением о формировании вторых Чрезвычайных вооружённых сил в зоне ближневосточного конфликта, последовавшим за арабо-израильской войной 1973 года.

После Шестидневной войны и окончания работы первых ЧВС ООН на Синайском полуострове Ближний Восток на протяжении нескольких лет был ареной так называемой Войны на истощение, в рамках которой происходили регуярные боестолковения между египетскими и израильскими силами. Кульминацией восстановления военной мощи Египта и других арабских соседей Израиля стала атака в октябре 1973 года, развернувшаяся в полномасшабную войну. Как и в случае с Суэцким кризисом, Совет Безопасности ООН был парализован, на этот раз — противостоянием двух его постоянных членов, СССР и США, поддерживавших противоположные стороны конфликта. Как результат, миротворческая миссия по окончании активных боевых действий была снова возложена на соединённые вооружённые силы третьих стран, принципы деятельности которых повторяли принципы деятельности первых ЧВС.

Канадские и панамские миротворцы на Синайском полуострове, 1974 год

Ядром новых ЧВС стали миротворцы, в срочном порядке переброшенные в Египет с Кипра, а их первым командующим — финский генерал Энсио Сииласвуо. Планируемая численность военного контингента, в основном состоящего из лёгкой пехоты, должна была составить 7000 человек. В рамки мандата ЧВС входило, как и в прошлый раз, наблюдение за прекращением огня между войсками Египта и Израиля, а после заключения перемирия — за передислокацией этих войск. В дальнейшем войска ООН должны были осуществлять патрулирование специально для этой цели созданных буферных зон. В долгосрочный мандат сил входил также контроль за отсутствием в зонах разделения войск фортификационных сооружений; помимо этого, с 1974 по 1979 год ЧВС вместе с Международным комитетом Красного Креста выступали в качестве посредника в переговорах об обмене военнопленными и воссоединении семей.

Мандат ЧВС-2, первоначально утверждённый на полугодичный срок, продлевался в общей сложности восемь раз. За период с октября 1973 по июль 1979 года погибли 53 военнослужащих и двое граждаских сотрудников миротворческих сил на Синае; при этом все жертвы среди миротворцев относились к начальному периоду работы ЧВС, в дальнейшем же зона размещения войск ООН на протяжении их работы оставалась в основном безопасной — за всё время имели место лишь пять инцидентов, в которых были задействованы вооружённые силы сторон. Более того, наиболее серьёзный инцидент задевал Египет только как третью сторону: во время обострения конфликта между Израилем и Ливаном в 1974 году из-за активизации палестинских боевиков, действующих с территории этой страны, Египет угрожал выступить на стороне Ливана, но никак не реализовал эти угрозы. Напротив, на израильско-сирийской границе, несмотря на присутствие миротворческих войск, аналогичных синайским, неоднократно имели место боевые столкновения сторон.

На финансирование вторых ЧВС Организация Объединённых Наций потратила в общей сложности 446,5 млн долларов. Параллельно с ЧВС начиная с 1975 года на Синае по настоянию Израиля базировалась также Миссия поддержки на Синае (англ. Sinai Support Mission, SSM), укомплектованная представителями США. После успеха египетско-израильского мирного процесса, завершившегося подписанием мирного договора, силы ООН были выведены из этого региона, их место заняла миротворческая миссия международной коалиции, не координируемой ООН; такая замена была связана с тем, что некоторых членов Совета Безопасности (в первую очередь Советский Союз) не устраивали условия заключённого мирного договора. Окончательный вывод израильских войск и поселений с Синайского полуострова проходил под наблюдением представителей ОНВУП.

Награды

Медали за участие в ЧВС ООН

ЧВС-1

ЧВС-2

Автор идеи создания Чрезвычайных вооружённых сил ООН Лестер Пирсон был в 1957 году удостоен Нобелевской премии мира.

Участие в Чрезвычайных вооружённых силах ООН в зоне израильско-египетского конфликта отмечалось медалями Организации Объединённых Наций. Медалью за службу в первых ЧВС награждались военнослужащие, проведшие в составе миссии от 90 дней и дольше. К медали представлялись военные Бразилии, Дании, Индии, Канады, Колумбии, Норвегии, Швеции и Югославии. Колодка медали выполнена в бледно-жёлтом или песочном цвете, символизирующем пески Синайского полуострова, с широкой вертикальной полосой голубого цвета, символизирущего ООН, по центру. Парные узкие вертикальные полосы по краям ленты символизируют Суэцкий канал (синяя) и долину Нила (зелёная).

Медаль за службу во вторых ЧВС также предназначалась тем, кто провёл в их рядах 90 и более дней. В число служащих ЧВС входили военные Австралии, Австрии, Ганы, Индонезии, Ирландии, Канады, Непала, Панамы, Перу, Польши, Сенегала, Финляндии и Швеции. Колодка разделена на три широких вертикальных полосы — центральную бледно-жёлтую, символизирующую Синайскую пустыню, и две боковых голубых — цвета ООН. Две узких тёмно-синих вертикальных полосы посередине символизируют Суэцкий канал.

ru_ireland.png

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector