«целый субконтинент стал жертвой насилия»: какую роль британская ост-индская компания сыграла в мировой истории

Содержание

Слайд 1

Презентацию подготовил Пичкунов.С.М, Товгаева А.С, Симонов.В.В.
Факультет:5В050700-’’менеджмент’’
Группа:Б-СО-О-Р-МТ-1402

Слайд 2
акционерное общество, созданное 31 декабря 1600 г. указом Елизаветы I и получившее обширные привилегии для торговых операций в Индии. С помощью Ост-Индской компании была осуществлена британская колонизация Индии и ряда стран Востока.
Фактически королевский указ предоставил компании монополию на торговлю в Индии. Первоначально компания имела 125 акционеров и капитал в 72 тысячи фунтов стерлингов. Компания управлялась губернатором и советом директоров, который был ответствен перед собранием акционеров. Коммерческая компания вскоре приобрела правительственные и военные функции, которые утратила только в 1858. Вслед за Голландской Ост-Индской компанией, Британская также начала размещать свои акции на бирже.

Слайд 3

Компания была основана в 1600 году под названием «Компания купцов Лондона, торгующих в Ост-Индиях» .Её деятельность в Индии началась в 1612 году, когда могольскийпадишах Джахангир разрешил основать факторию в Сурате. На первых порах использовались различные названия: «Почтенная Ост-Индская компания», «Ост-Индская компания», «Компания Бахадур».

Слайд 4
В 1612 году вооружённые силы компании наносят серьёзное поражение португальцам в битве при Сували. В 1640 году местный правитель Виджаянагара разрешил основать вторую факторию в Мадрасе. В 1647году компания имеет уже 23 фактории в Индии. Индийские ткани (хлопчатобумажные и шёлковые) пользуются невероятным спросом в Европе. Вывозятся также чай, зерно, красители, хлопок, позднее — бенгальский опиум.

Слайд 5
Почти целое столетие компания проводила в своих индийских владениях разорительную политику, результатом которого стало разрушение традиционных ремесел и деградация земледелия, что и привело к гибели от голода до 40 миллионов индийцев.
Экспансия принимала две основные формы:
Первой было использование так называемых субсидиарных договоров.
Второй формой было прямое правление.

Слайд 6

по сути феодальных — местные правители передавали Компании ведение иностранных дел и обязывались выплачивать «субсидию» на содержание армии Компании.
«Субсидии», выплачиваемые Компании местными правителями, расходовались на набор войск, состоявших в основном из местного населения, таким образом, экспансия осуществлялась руками индийцев и на деньги индийцев.

Слайд 7

Британия видела своим конкурентом в колониальной экспансии Российскую империю. Опасаясь влияния русских на Персию, Компания начала усиливать давление на Афганистан, в 1839—1842 состоялась Перваяангло-афганская война. Россия установила протекторат над Бухарскимханством и присоединила Самарканд в 1868, между двумя империями началось соперничество за влияние в Средней Азии, в англосаксонской традиции имеющая название «Большой игры».

Слайд 8

В период 1760—1800 Индия превратилась из экспортёра готовых товаров в экспортёра сырья и покупателя мануфактурной продукции. Экспортировались необработанные хлопок, шёлк, индиго, опиум. С 1830 года началось массовое вторжение в Индию британской текстильной продукции. Гражданская война в Америке сильно повлияла на Индию; хлопок из южных штатов США стал для Британии недоступен, поэтому спрос на индийский хлопок сильно вырос, увеличив цены вчетверо. Многие фермеры переключились на выращивание хлопка, однако по окончании войны в 1865 году рынок вновь упал.

Слайд 9

После своего образования в 1600 году Компания организовала собственное лобби в английском парламенте. Она оказалась под давлением предпринимателей, собиравшихся открыть собственные торговые фирмы в Индии. В 1694 была предпринята дерегуляция, однако, вскоре отменённая. В 1698 основана «параллельная» компания («Английская Компания, Торгующая с Ост-Индиями»). После ряда разногласий, и в Англии, и в Индии, в 1708 обе компании слились. Названием объединённой компании стало «Объединённая компания купцов Англии, торгующих с Ост Индиями».

Слайд 10
К 1813 году Компания захватила контроль над всей Индией, исключая Пенджаб, Синд и Непал. Местные князья стали вассалами Компании. Вызванные этим расходы вынудили обратиться к парламенту с петицией о помощи. В результате была отменена монополия, исключая торговлю чаем, и торговлю с Китаем. В 1833 году остатки торговой монополии были уничтожены.

Слайд 11
Закат компании
После Индийского национального восстания в 1857 году английским парламентом был принят Акт о лучшем управлении Индией, согласно которому компания с 1858 года передаёт свои административные функции британской короне

В 1874 компания ликвидируется.

Слайд 12
Спасибо за внимание.

Посмотреть все слайды

Монополия

После своего образования в 1600 году компания организовала собственное лобби в английском парламенте. Она оказалась под давлением предпринимателей, желавших открыть собственные торговые фирмы в Индии. В была предпринята дерегуляция, однако, вскоре отменённая. В была основана «параллельная» компания («Английская компания, торгующая с Ост-Индиями»). После ряда разногласий, и в Англии, и в Индии, в 1708 году обе компании слились. Названием объединённой компании стало «Объединённая компания купцов Англии, торгующих с Ост Индиями». В обмен на продление торговых привилегий, объединённая компания выплатила казначейству 3 млн 200 тыс. фунтов стерлингов.

В 1720 году 15 % британского импорта было из Индии, практически весь этот импорт проходил через компанию. Под давлением лоббистов компании, её эксклюзивные привилегии продлевались в и  — до 1766 года.

В последующие годы англо-французские отношения резко ухудшились. Столкновения привели к резкому увеличению государственных расходов. Уже в 1742 году привилегии компании продлились правительством до взамен на заём в 1 млн фунтов стерлингов.

Семилетняя война — закончилась поражением Франции. Ей удалось сохранить только маленькие анклавы в Пондишери, Мейхе, Карикале и Чадернагаре без какого-либо военного присутствия. В то же время Британия начала свою бурную экспансию в Индии. Расходы на захват Бенгалии, и последовавший голод, уничтоживший от четверти до трети населения, вызвали серьёзные финансовые трудности компании, которые были усилены экономической стагнацией в Европе. Совет директоров попытался избежать банкротства, обратившись к парламенту за финансовой помощью. В 1773 году компания получила больше автономии в своих торговых операциях в Индии, и начала торговлю с Америкой. Монополистическая деятельность компании стала поводом для Бостонского чаепития, начавшего американскую войну за независимость.

К 1813 году компания захватила контроль над всей Индией, исключая Пенджаб, Синд и Непал. Местные князья стали вассалами Компании. Вызванные этим расходы вынудили обратиться к парламенту с петицией о помощи. В результате была отменена монополия, исключая торговлю чаем, и торговлю с Китаем. В 1833 году остатки торговой монополии были уничтожены.

В 1845 году голландская колония Транкебар была продана Британии. Компания начала расширять своё влияние на Китай, Филиппины и Яву. Испытывая недостаток средств для закупок чая в Китае, компания начала массовое выращивание в Индии опиума для экспорта в Китай.

Торговля и управление

После середины 18-го века сократилась торговля хлопковыми товарами, а чай стал важным импортным товаром из Китая. С начала 19-го века компания финансировала торговлю чаем за счет нелегального экспорта опия в Китай. Китайская оппозиция, выступавшая против этой незаконной торговли, ускорила первую Опиумную войну (1839–42), которая привела к поражению Китая и расширению торговых привилегий Великобритании. Второй конфликт, часто называемый «Войной со стрелами» (1856–60), принес европейцам еще больше прав на торговлю.

Руководство компании было удивительно эффективным и экономичным. В течение первых 20 лет Восточно-Индийская компания управлялась из дома своего губернатора сэра Томаса Смайта, а штат ее сотрудников составлял всего шесть человек. В 1700 году в его небольшом лондонском офисе работало 35 постоянных сотрудников. В 1785 году он контролировал огромную империю из миллионов людей с постоянным штатом в Лондоне всего лишь из 159 человек.

После нескольких последующих лет плохого правления и массового голода (1770) в Бенгалии, где в 1757 году компания установила марионеточный режим, доходы компании от земли резко упали, что вынудило ее экстренно взять кредит (1772) в размере 1 млн. фунтов стерлингов, чтобы избежать банкротства. Хотя Ост-Индская компания и была выручена британским правительством, жесткая критика и расследования парламентскими комитетами привели к правительственному надзору над ее деятельностью (Закон о регулировании 1773 года), а затем к государственному контролю за ее политической активностью в Индии (Закон Индии от 1784 года). ).

Компания в феодальной системе Индии

На момент начала британской экспансии в Индии существовала, сформировавшаяся в результате мусульманского завоевания XVI века (см. Империя Великих Моголов). Заминдары (землевладельцы) собирали феодальную ренту. За их деятельностью наблюдал совет («диван»). Сама земля считалась принадлежавшей государству, и могла быть отобрана у заминдара.

Британская Ост-Индская Компания встроилась в эту систему, получив в 1765 году дивани на право сбора податей в Бенгалии. Вскоре выяснилось, что у британцев не хватает опытных администраторов, которые разбирались бы в местных налогах и платежах, и сбор податей был отдан на откуп. Результатом налоговой политики Компании стал бенгальский голод —1770 годов, унёсший жизни 7-10 миллионов человек (то есть от одной четверти до одной трети населения Бенгальского президентства).

В 1772 году при генерал-губернаторе Уоррене Гастингсе компания начала собирать подати сама, учредив Бюро податей с офисами в Калькутте и Патне, и переместив старые налоговые записи Великих Моголов из Муршидабада в Калькутту. В целом Компания унаследовала доколониальную податную систему, при которой основная тяжесть налогового бремени падала на земледельцев.

В новый генерал-губернатор лорд Корнуоллис учредил «постоянные поселения» (англ. permanent settlement), фиксировав сумму податей при передаче прав собственности на землю заминдарам. На практике это привело к увеличению налогов, причём в новой системе земледельцы никак не могли защищать свои права. Новыми же землевладельцами зачастую становились брахманы и каястха (каста варны кшатриев), одновременно являющиеся сотрудниками компании.

Томас Манро, с губернатор Мадраса, продвигал в Южной Индии систему райятвари, при которой земля раздавалась напрямую крестьянам. Ставка налога была уменьшена с половины до одной трети зерна, однако рассчитывалась исходя не из реального урожая, а из потенциальной плодородности почвы, ввиду чего в некоторых случаях собираемый налог мог составлять более 50 %.

В литературе

Бой данса характеризуется Патрик О’Брайан «s роман HMS Surprise , с французским адмиралом Linois в погоне за большим флотом Восточного Indiamen. В романе HMS Surprise под командованием капитана Обри организует торговцев, чтобы победить Линуа и его эскадрилью. В истории все корабли, разбившие французскую эскадру, были торговыми.

В сериале « Обри-Матурин» жители Восточной Индии участвуют во многих романах, в том числе во второй части Амьенского мира, где некоторые моряки заняли позиции против жителей Восточной Индии. В другом романе Обри перехватывает вражеские суда, которые мешают торговым судам, зарабатывая их благодарность.

Действие второго романа Стюарта ТертонаДьявол и темная вода» в основном происходит о голландском индейце 1634 года.

Начало: торговля пряностями и Индия

В 1595 году синдикат, состоящий из девяти богатых амстердамских купцов, отправил первый флот торговых кораблей на Восток с целью получения прибыли от прямых поставок дорогостоящих азиатских товаров. Эта экспедиция показала коммерческий потенциал таких предприятий, и вскорости образовалось около двадцати торговых компаний, импортирующих мускатный орех, шелуху мускатного ореха и гвоздику с Молуккских островов в Индонезийском архипелаге, известных также как Острова пряностей. Опасаясь падения доходности из-за чрезмерной конкуренции, голландское правительство в 1602 году создало на основе этих синдикатов «Объединённую компанию Восточной Индии» (Vereenigde Oost-Indische Compagnie).

Первый постоянный торговый пост Ост-Индской компании появился в провинции Бантен на Яве в 1603 г. В 1605 г. была построена крепость в г. Амбон в Молукке, ставшая штаб-квартирой компании в борьбе с английскими, испанскими и португальскими торговцами, и позволившая постепенно установить контроль над местными властями отчасти за счёт военной силы, отчасти путём политических манипуляций. Голландцы пытались силовым способом увеличить производство ценных специй в некоторых регионах, но вскоре поняли неэффективность таких методов и признали необходимость экономических стимулов, после чего занялись ввозом в эти регионы товаров, пользующихся большим спросом.

Зная о постоянном высоком спросе на индийские крашеные ткани на Молуккских островах и по всей Индонезии, Ост-Индская компания расширила торговую сеть на территорию Индии. Несмотря на противодействие португальцев, которые раньше голландцев обосновались на континенте, компании удалось договориться с местными правителями об устройстве факторий, то есть торговых постов, в Петапули, Масулипатнаме (сегодняшний Мачилипатнам), Пуликате, Негапатаме (сейчас Нагапаттинам) и Хугли. Голландцы сосредоточили свои усилия в основном на Коромандельском побережье, где производился крашеный текстиль, в итоге сделав побережье центром торговли тканями Ост-Индской компании.

Шаг вперёд, два шага назад

Истребитель Bf 109F, известный как «Фридрих», принято оценивать очень высоко, чуть ли не как лучшую модификацию «сто девятого» из всех. Причина его создания проста: с новым двигателем истребитель вышел к таким скоростям, на которые он не рассчитывался, поэтому требовалось серьёзно поработать над топорной аэродинамикой.

На первый взгляд, команда Вилли Мессершмитта хорошо справилась с этой задачей: истребитель получил новое крыло, усиленный стабилизатор позволил отказаться от подкосов, а хвостовое колесо стало убираемым

Что не менее важно, простая и технологичная модульная конструкция позволила практически безболезненно освоить новшества в производстве. Но за всем этим внешним благополучием скрывалось что-то подозрительное

При всех значительных улучшениях Bf 109 терял в манёвренности и всё хуже управлялся, а на высоких скоростях и вовсе напоминал бревно. Читатель может возразить: разве дело не в увеличении массы самолёта и, как следствие, в росте нагрузки на крыло? Конечно, это тоже вносило свой вклад, но только увеличением веса проблему объяснить невозможно. Например, второй немецкий истребитель, «Фокке-Вульф» Fw 190, был довольно тяжёлым самолётом с высокой нагрузкой на крыло и посредственной манёвренностью, но при этом отлично управлялся на высоких скоростях и вообще вёл себя очень предсказуемо. В чём же дело?

А дело было в нетипичном для истребителя однолонжеронном крыле «сто девятого». Хотя силовой контур из лонжерона и задней стенки плоскости обеспечивал более чем достаточную прочность, из-за больших колёсных ниш лонжерон пришлось сдвинуть назад. Передняя часть крыла оказалась ослабленной и теперь плохо работала на кручение, а ведь на неё приходилась наибольшая нагрузка!

На «Фридрихе» Вилли Мессершмитт для улучшения аэродинамики решил утопить радиаторы в крыло, поэтому за лонжероном появилась ещё одна большая ослабленная зона. Теперь крыло стало напоминать, по меткому выражению авиационного историка Виктора Бакурского, эскимо на палочке. Здесь мы приближаемся к сути вопроса: на «Фокке-Вульфе» Fw 190 ставились элероны типа «Фрайз», при отклонении которых поток воздуха ударялся в их лобовую часть и компенсировал часть нагрузки на ручке управления. Именно благодаря им истребитель Курта Танка отлично вёл себя на высоких скоростях.

Однако у таких элеронов есть недостаток: они могут вызывать вибрации. «Фокке-Вульф» с его прочной двухлонжеронной конструкцией крыла их словно и не замечал, чего не скажешь об ослабленном крыле «Фридриха». Поэтому инженеры Мессершмитта, хотя и применили такие же элероны на Bf 109F, спроектировали их с малым носком, который эффективно работал только на небольших скоростях. Манёвренность и управляемость ухудшались постоянно: на высоких скоростях при отклонении элеронов крыло закручивалось в противоположных направлениях — это если у пилота вообще хватало сил их отклонить! Историк авиации Рюдигер Козин, работавший в отделе аэродинамики фирмы «Арадо», отмечал:

Но на этом проблемы с крылом не закончились. Для того чтобы утопленные в крыло радиаторы всегда имели нужный расход воздуха, Мессершмитту пришлось переделать закрылки, причём результат получился неординарным: вместо привычных двух секций щелевых закрылков у Bf 109F их было шесть!

Каждый радиатор разместили между двумя закрылками, верхним и нижним, благодаря чему между ними всегда было место для проходящего через радиатор воздуха. Так как площади этих закрылков не хватало, к ним добавили ещё две секции. Разумеется, вся эта конструкция была сложнее и тяжелее, а от изначальной концепции лёгкого и простого крыла не осталось и следа. Поэтому-то автор и считает, что остановиться нужно было на ещё «Эмиле», ведь дальнейшее развитие давалось слишком высокой ценой. Это верный признак того, что требовался новый самолёт с принципиально другой конструкцией!

Плата за высокую скорость была высокой: манёвренность и управляемость всё ухудшались, а масса самолёта росла. Инженеры с тревогой поглядывали на немощное шасси, оставшееся без изменений, ведь Bf 109 подошёл к своему пределу, переступать через который было нельзя. Или всё же можно?

Компания в феодальной системе Индии

На момент начала британской экспансии в Индии существовала, сформировавшаяся в результате мусульманского завоевания XVI века (см. Империя Великих Моголов). Заминдары (землевладельцы) собирали феодальную ренту. За их деятельностью наблюдал совет («диван»). Сама земля считалась принадлежавшей государству, и могла быть отобрана у заминдара.

Британская Ост-Индская Компания встроилась в эту систему, получив в 1765 году дивани на право сбора податей в Бенгалии. Вскоре выяснилось, что у британцев не хватает опытных администраторов, которые разбирались бы в местных налогах и платежах, и сбор податей был отдан на откуп. Результатом налоговой политики Компании стал бенгальский голод —1770 годов, унёсший жизни 7-10 миллионов человек (то есть от одной четверти до одной трети населения Бенгальского президентства).

В 1772 году при генерал-губернаторе Уоррене Гастингсе компания начала собирать подати сама, учредив Бюро податей с офисами в Калькутте и Патне, и переместив старые налоговые записи Великих Моголов из Муршидабада в Калькутту. В целом Компания унаследовала доколониальную податную систему, при которой основная тяжесть налогового бремени падала на земледельцев.

В новый генерал-губернатор лорд Корнуоллис учредил «постоянные поселения» (англ. permanent settlement), фиксировав сумму податей при передаче прав собственности на землю заминдарам. На практике это привело к увеличению налогов, причём в новой системе земледельцы никак не могли защищать свои права. Новыми же землевладельцами зачастую становились брахманы и каястха (каста варны кшатриев), одновременно являющиеся сотрудниками компании.

Томас Манро, с губернатор Мадраса, продвигал в Южной Индии систему райятвари, при которой земля раздавалась напрямую крестьянам. Ставка налога была уменьшена с половины до одной трети зерна, однако рассчитывалась исходя не из реального урожая, а из потенциальной плодородности почвы, ввиду чего в некоторых случаях собираемый налог мог составлять более 50 %.

История автомобиля

Автомобильный завод имени Лихачева не имел опыта разработки автомобилей класса с грузоподъемностью в 3000 килограмм, потому предприятие решило воспользоваться уже проверенными разработками от Daimler-Benz AG.

В итоге, в 1993 году был представлен опытный экземпляр «Бычка», основой для которого стали агрегаты и узлы Mercedes-Benz T2, ставшего предшественником Mercedes Vario. Отечественные инженеры, изучив конструкцию немецкого продукта, переделали ее с учетом российских реалий, возможностей рынка, производства и состояния дорог.

Mercedes-Benz T2

Данные факторы сказались на модели так, что копией Mercedes-Benz T2 ЗИЛ-5301 назвать было нельзя. Необычное название машина получила по настоянию мэра Москвы Юрия Лужкова. Собственно, если присмотреться, и правда можно рассмотреть бычка в передке автомобиля.

Спустя 2 года началось масштабное производство модели. Появление автомобиля было для предприятия жизненно необходимым, поскольку спрос на среднетоннажные грузовики, на которых оно специализировалось, с переходом к рыночной экономике резко сократился.

Закат Ост-Индской компании

Британская Ост-Индская компания уникальна тем, что в Индии она была альтернативой государству. Самостоятельное управление колониями, замена торговой прибыли на доходы от налогов — все это шло вразрез с интересами власти, строившей крупнейшую державу своего времени.

1858 год — год принятия Акта об управлении Индией. Документ провозгласил, что теперь страна находится под суверенитетом короны. Жители субконтинента стали подданными Виктории. Акт появился в разгар восстания сипаев. Хоть оно и было подавлено колониальной администрацией, недовольство местных жителей поборами и другими невзгодами показало очевидный провал политики компании. Она полностью изжила себя как административный институт. А ее экономические решения (например, массовое внедрение поточного производства тканей) привели к упадку целые отрасли. В дальнейшем организация существовала исключительно как коммерческая. В 1874 году она была ликвидирована.

Англия становится морской державой

Эту загадочную и баснословно богатую страну пряностей, золота и алмазов 500 лет назад искали все – испанцы, французы, португальцы, голландцы, датчане… В итоге испанцы нашли Южную Америку, принявшись извлекать ресурсы оттуда (конкиста). Остальные, испытав множество морских неудач, сосредоточились на Африке. Колониальной звездой Индия впервые стала в короне Португалии – путь к ней вокруг африканского континента был обнаружен мореплавателем-капером Васко да Гама, прибывшим к индийским берегам в 1498 году на трех кораблях.

Васко да Гама, португальский мореплаватель и капер. Первооткрыватель морского пути вдоль берегов Африканского континента в Индийский океан

Наблюдая, как обогащаются соседние европейские государства с каждым прибытием морских судов из далеких заморских колоний, Генрих VII Тюдор повелел построить для нужд Англии первые крупнотоннажные корабли. К восшествию на английский престол его сына Генриха VIII в 1509 году у королевства было пять морских судов, а спустя пять лет их стало уже 30 и более.

Однако обладание полноценным океанским флотом не создавало само по себе возможностей к колониальному обогащению – у Англии не было ни морских карт, ни опытных капитанов, умеющих следовать курсу по океанским просторам. Маршруты на юго-запад (к Южной Америке), освоенные испанцами и португальцами, для торговых английских экспедиций не подходили – колониальные конфликты с Испанией или Португалией британской короне были совершенно не нужны. Конечно, английские каперы периодически нападали на груженые серебром испанские галеоны, но этот тип мореплавателей власти Англии поддерживали негласно. И они всегда готовы были отказаться от каперов, пойманных при неудачном захвате колониальных грузов.

Индивидуальные доказательства

  1. Персиваль Копье : История Индии , Том 2, 5-е издание, Penguin, Harmondsworth 1973, стр. 89.
  2. Джайлз Милтон: Мускатный орех и мушкеты. Гонка Европы в Ост-Индию . Жолнай, Вена 2001, ISBN 3-552-05151-1 , стр. 313.
  3. Персиваль Копье : История Индии , издание 2-е, 5-е издание. Пингвин, Хармондсворт, 1973, с. 89.
  4. .
  5. . 1890-1923 гг. Проверено 30 мая 2013 года.

Операции в Аравии

С конца XVIII века компания стала проявлять интерес к Оману. В 1798 году к султану Саиду явился представитель компании, перс Махди Али-хан, который заключил с ним антифранцузский договор фактически о протекторате. По этому соглашению султан обязался не пускать на свою территорию в военное время французские корабли, не разрешать пребывание в своих владениях французским и голландским подданным, не разрешать Франции и Голландии создавать на своей территории в военное время торговые базы, содействовать Англии в борьбе с Францией. Однако султан не разрешил тогда компании создать в Омане укреплённую факторию. В 1800 году договор был дополнен и Англия получила право держать в Омане своего резидента.

Контроль над Индией

В самой Индии экспорт товаров преобладал над импортом, обогащались при этом не только купцы, но и местные правители. Промышленность в стране практически не развивалась, что привело к ее сильнейшему экономическому отставанию в дальнейшем.

Местные правители в своих междоусобицах нередко просили военной помощи у Ост-Индской компании. Она предоставляла им отряды, состоящие из сипаев — обученных европейскими офицерами индийцев. Наемников обязывались содержать сами правители и в случае нехватки денег вынуждены были отдавать земли под протекторат компании в счет уплаты долгов. Итогом такой политики стал контроль Англии над большей частью Индии.

В 1765 году Ост-Индская компания стала частью индийской административной системы, заставив падишаха назначить компанию главным сборщиком налогов в Бенгалии. Казна региона оказалась под ее контролем, а поддержка торговых партнеров -— местных купцов, позволила англичанам расширить властные полномочия.

К 1772 году они могли распоряжаться распределением государственных постов всех ветвей власти, наделяя полномочиями только лояльных местных жителей. Население же стремительно нищало вследствие постоянно растущих налогов.

Уникальность Британской Ост-Индской компании

Любая из современных мегакорпораций – Google, Exxon Mobile или Pepsi Co – с их многомиллиардным годовым оборотом средств являются лишь слабым подобием могущественной британской корпорации, созданной в 1600 году. С момента образования Британской Ост-Индской компании на протяжении следующих 100 лет всеми ее бизнес-операциями управляли не более 35 человек, составлявших постоянный штат главного офиса на улице Лиденхолл, Лондон. Весь прочий персонал, включая капитанов и экипажи кораблей, а также обширный военный контингент нанимался на строго ограниченный контрактами срок.

Территория Южной Азии, являвшаяся колонией Ост-Индской компании. После полного закрытия торговой корпорации в 1874 году, отмеченные на карте земли перешли под власть Великобритании

Численность армии и флота Ост-Индской компании втрое превышали размер королевских вооруженных сил. В начале XVIII века численность корпоративной армии составляла 260 000 человек, военный флот насчитывал более 50 многопалубных кораблей с современным пушечным вооружением и подготовленными к бою экипажами.

Кстати, именно на удаленном острове Св. Елены в Атлантическом океане, открытом португальцами, принадлежащем изначально Нидерландам и захваченным у них Ост-Индской компанией в 1569 году, Наполеон Бонапарт до конца своих дней содержался именно под контролем войск торговой корпорации. Бежать с этого острова, как итальянской Эльбы, равно, как и привлечь на свою сторону кого-либо из непальских солдат-гурхов, бывшему императору Франции было совершенно невозможно.

Положение острова Св. Елены, на котором содержался до своей смерти Наполеон Бонапарт

Годовой товарооборот корпорации в лучший для нее период – первую половину 18 века – был равен половине всего годового товарооборота Великобритании (сотни миллионов фунтов стерлингов). Ост-Индская компания чеканила свои монеты на территории своих колоний, совокупно превышающих площадь Британских островов.

Внеся огромную лепту в проект Pax Britannica, руководство Ост-Индской компании повлияло также на развитие обществ и политических сил в самых разных частях Земли. Например, китайские кварталы в США появились из-за Опиумных войн, начатых корпорацией. А повод для борьбы за независимость для американских поселенцев дало «Бостонское чаепитие» – поставки Ост-Индской компанией чая по демпинговым ценам.

Монета, отчеканенная Ост-Индской компанией для расчетов в границах индийских колоний

Массовые убийства без разбора пола и возраста, пытки, шантаж, голодомор, подкуп, обман, запугивание, грабежи, кровавые военные операции «дикими» отрядами чуждых местному населению народов – руководители Британской Ост-Индской компании человеколюбием не страдали. Неудержимая жадность второй мегакорпорации, ее неодолимое желание удержать монопольные позиции на рынках нашей планеты – вот что вело Ост-Индскую компанию вперед. Впрочем, для любой современной корпорации этот подход в бизнесе – норма.

В завершении требуется пояснение для внимательных гостей блога свагор.ком – почему же я назвал Английскую Ост-Индскую второй мегакорпорацией в историческом прошлом Земли? Потому, что я считаю первой и более древней мегакорпорацию, существующую до сих пор – папский престол и католическую церковь.

Банкротство Голландской Ост-Индской компании

Первые признаки упадка компании появились в первой половине XVII столетия. Война за испанское наследство 1701-1714 годов привела к ухудшению экономической ситуации в Голландии, что негативно отразилось на деятельности Ост-Индской компании. В целях защиты караванов с товарами от нападения противника было принято решение о переоборудовании некоторых торговых судов в военные. Это требовало больших финансовых затрат, поэтому купеческая олигархия выступила против модернизации судов, и правительство вынуждено было принять ее сторону в этом вопросе, что впоследствии привело к существенному снижению доходов от колониальной торговли.

В немалой степени упадок голландской торговой империи стал следствием ухудшения торговли с Китаем. Голландская ЛОС не могла в полной мере удовлетворить потребностей китайского рынка, поэтому торговцы из Поднебесной стали отдавать предпочтение другим продавцам, в частности они посещали порт Риау.

Одна из главных причин упадка компании заключалась в политике меркантилизма, которую в начале 20-х годов XVII века начали проводить крупнейшие государства, к числу которых принадлежали Англия и Франция. Суть политики заключалась в повышении пошлин на вывозимое сырье, в частности на шерсть. Голландские предприятия перестали получать сырье в прежнем объеме, что привело к снижению их производительности.

Голландия не обладала собственной промышленной базой, поэтому с началом мирового индустриального развития страна не могла составить достойную конкуренцию государствам, которые теперь самостоятельно производили конечные продукты из сырья. Усугубил положение конфликт с Британской империей, который привел к череде военных столкновений между двумя странами. К 1796 году долг Голландской ОИК составил 110 млн флоринов, что предопределило банкротство и последующий за ним в 1799 году роспуск некогда могущественной корпорации. Все активы были переданы правительству, а территории ЛОС стали голландскими правительственными колониями.

Несмотря на большой вклад Голландской Ост-Индской компании в развитие мировой экономики, ее деятельность долгое время подвергалась серьезной критике за проводимую монополистическую политику, эксплуатацию труда, рабство и колониализм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector