122-мм самоходная гаубица 2с1 «гвоздика»

8.AS50 (Великобритания)

Была произведена по заказу оборонного ведомства Соединённого Королевства, поэтому сразу же стала популярной среди различных специализированных подразделений. Главная изюминка – пять выстрелов за полторы секунды, без потребности передёргивания затвора, что и даёт возможность расправиться с террористами или преступниками, которые движутся на большой скорости, иногда даже прикрываясь заложниками, ведь поразительная точность позволит избежать жертв среди мирного населения. Также существует возможность использования зажигательных припасов, а прицельная точность составляет около двух километров.

О преимуществах моделей CZ 550

Боевая комплектация

К основному вооружению боевой установки 2С1 «Гвоздика (фото ниже) относится гаубица 2А31 калибром 122 мм. Орудие полностью совместимо по используемым зарядам и баллистическим параметрам с буксируемым аналогом типа Д-30. Стволовая часть включает в себя трубу, казенник, эжектор и дульный тормоз. Длина основы составляет 4,27 метра. Внутренняя стволовая оснастка имеет 36 нарезов с прогрессивной крутизной (3/57 град и 7/10 град.).

Прочие характеристики оружия:

  • Внутренняя часть ствола/зарядной каморы по длине — 3,4/0,59 м.
  • Полный вес ствольного узла — 0,95 т.
  • Тип затвора — вертикально-клиновое приспособление с полуавтоматическим механизмом повторного взвода.
  • Клин оснащен лотком с держателем, служащим для предотвращения впадения боеприпаса на значительных углах возвышения и облегчения ручного заряжания.
  • При отворении затвора, держатель автоматически прячется в клин, не мешая удалению гильзы.
  • Масса затворной части — 35,65 кг.
  • Противооткатные механизмы снабжены гидравлическим тормозом, откатом веретенной конфигурации (заправляется «Стеолом-М» или «ПОЖ-70», пневматическим азото или воздухсодержащим накатником).

Оценка машины

Сравнительная таблица ТТХ 2С2 с отечественными аналогами
2С1 2С2 2С9
Год принятия на вооружение 1970 не принята 1981
Средства десантирования 4П134 14П134 1П162М
Масса со средствами десантирования, т до 20 до 10 до 10
Количество перевозимых САУсамолётом /Ан-22 при авиадесантировании, шт. 0/2 2/4 2/4
Экипаж, чел. 4 4 4
Тип установки орудия башенная рубочная башенная
Марка орудия 2А31 2А51
Длина ствола, клб 35 35 24,2
Углы , град. −3…+70 −3…+70 −4…+80
Углы , град. 360 30 70
Возимый боезапас, выстр. 40 40 25
Минимальная дальность стрельбыОФС (ОФМ), км 4,2 4,2 0,9 (0,43)
Максимальная дальность стрельбыОФС (ОФМ), км 15,2 15,2 8,8 (7,1)
Максимальная дальность стрельбыАР ОФС, км 12,8
БронепробиваемостьБКС, мм 460 460 600
Масса ОФС, кг 21,76 21,76 17,2
Коэффициент наполнения ВВ ОФС, % 18,3 18,3 24,7
Площадь поражения ОФ-снарядом, м² 800 800 1800—2200
Боевая скорострельность, выстр/мин 4—5 4—6 6—8
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65 60 60
Запас хода по шоссе, км 500 500 500

По предварительным оценкам, введение новой техники в артиллерийские подразделения ВДВ должно было повысить их возможности в 1,6 раза. Гаубица «Фиалка» по ряду причин не была принята на вооружение. Основной причиной была высокая отдача орудия 2А32 с баллистикой гаубицы Д-30, которую не выдерживало шасси БМД-1. Предпринимались попытки ввести в состав ВДВ самоходную гаубицу 2С1, предназначенную для сухопутных войск. Такое решение не позволяло перевозить в самолётах типа Ан-12 больше одной 122-мм САУ, а десантирование могло осуществляться только посадочным способом. С началом разработки САО 2С9, дальнейшее продолжение работ по самоходной гаубице «Фиалка» и самоходному миномёту «Ландыш» (который разрабатывался в то же время), стало нецелесообразно.

Сравнительная таблица ТТХ 2С2 с зарубежными аналогами
2С2 XM104
Год разработки 1968 1963
Масса, т до 10 до 3,9
Тип установки орудия рубочная открытая
Марка орудия 2А32 M103
Длина ствола, клб 35 30
Углы , град. −3…+70 −6…+65
Углы , град. 30 360
Возимый боезапас, выстр. 40
Максимальная дальность стрельбыОФС, км 15,2 11,5
Максимальная дальность стрельбыАР ОФС, км 15
БронепробиваемостьБКС, мм 400 200
Масса ОФС, кг 21,76 15
Приведённая площадь поражения ОФ-снарядом, м² 310 285
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 56

Помимо СССР, разработки по созданию лёгкой самоходной гаубицы для ВДВ велись также и в США. В 1963 году была создана опытная САУ XM104, представлявшая собой десантируемое шасси, на крыше которого открыто устанавливался поворотный верхний станок со 105-мм гаубицей M103, установленной также на САУ M108. После испытаний на Абердинском полигоне руководство Министерства обороны США пришло к выводу, что такая система не представляет интереса для Армии США и закрыло программу XM104.

Примечания

Сноски

  1. Отличается от снаряда 3ОФ7 использованием железокерамического пояска вместо медного.
  2. Отличается от снаряда 53-ОФ-462 использованием железокерамического пояска вместо медного.
  3. На максимальном заряде.
  4. Отравляющее вещество Р-43 (вязкий люизит).
  5. Отравляющее вещество Р-35 (зарин).
  6. Десантирование возможно только посадочным способом, так как масса сбрасываемого груза со средствами десантирования не должна превышать 10 тонн. При десантировании посадочным способом самолёты Ан-12Б могут перевозить только одну САУ 2С1 «Гвоздика»
  7. Данные по советской методике измерения бронепробиваемости. Следует иметь в виду, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным либо некорректным.
  8. ↑ Для снаряда 3БК13.
  9. Для снаряда 3БК19.
  10. ↑ Для снаряда 53-ОФ-462.
  11. Для активно-реактивного снаряда 3ОФ50.
  12. Для снаряда 3ОФ49.
  13. Следует иметь в виду, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным либо некорректным.
  14. Для снаряда 3БК6.
  15. Для снаряда M67.
  16. Для снаряда M1.

Источники

  1. Авторский коллектив под руководством Панова В. В. Развитие артиллерийского вооружения в период 1967—1987 гг. // 3 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации. Исторический очерк. 3 апреля 1947—2007 / Под ред. Константинова Е. И. — М., 2007. — С. 211. — 397 с. — 1000 экз.
  2. Авторский коллектив под руководством Панова В. В. Развитие артиллерийского вооружения в период 1967—1987 гг. // 3 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации. Исторический очерк. 3 апреля 1947—2007 / Под ред. Константинова Е. И. — М., 2007. — С. 214—215. — 397 с. — 1000 экз.
  3. Холявский Г. Л. 122-мм самоходная гаубица 2С2 «Фиалка» // Энциклопедия боевых гусеничных машин, 1919—2000. — ООО «Харвест», 2001. — С. 185. — 761 с.
  4. Широкорад А. Б. 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» // Техника и оружие. — М.: АвиаКосм, 1996. — № 6. — С. 18—20.
  5. ↑ Jane’s Ammunition Handbook 2001—2002.
  6. 122-мм гаубица 2А31. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 2А31.ТО / Под ред. Медведева И. М. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1984. — С. 4—8. — 208 с.
  7. ↑ Основные данные выстрелов к гаубице 2А18 // 122-мм гаубица Д-30 (2А18). Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть III. Боеприпасы / Под ред. Казакова А. П. — Издание 1979 года с дополнениями от 1985 года. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1979. — С. 8—11. — 62 с.
  8. 1. Основные указания. Указания о стрельбе // Таблицы стрельбы 122-мм гаубицы Д-30 ТС № 145. — Издание четвёртое. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1985. — С. 4. — 223 с.
  9. Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Часть 18. Химические боеприпасы. Группа 13. Класс 1320. Боеприпасы и артиллерийские выстрелы калибром свыше 125-мм. 122-мм химический артиллерийский снаряд. — М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. — Т. 12. — С. 445. — 848 с. — ISBN 5-93799-023-4.
  10. Двигатели УТД-20 и 5Д20. Техническое описание. — Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1972. — С. 4—5. — 96 с.
  11. Широкорад А. Б. 122-мм самоходная гаубица 2С2 «Фиалка» // Техника и оружие. — М.: АвиаКосм, 1996. — № 6. — С. 20.
  12. 122-мм самоходная гаубица. Техническое описание. 2С1.00.001.ТО. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1980. — 89 с.
  13. Иванов В. А., Горовой Ю. Б. Раздел III. Боеприпасы наземной артиллерии. Глава 2. Снаряды // Устройство и эксплуатация артиллерийского вооружения Российской армии / Под рецензией Левченко А. В. — Учебное пособие. — Тамбов, 2005. — С. 96. — 260 с. — ISBN 5-8265-0134-0.
  14. 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С9. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1986. — 160 с.
  15. R. P. Hunnicutt. Sheridan: A History of the American Light Tank Volume II. — 1st ed. — Novato, CA: Presidio Press, 1995. — P. 225, 328. — ISBN 0-89141-570-X.
  16. Хогг Я. В. 105-мм фугасный снаряд M1, США // Боеприпасы: патроны, гранаты, артиллерийские снаряды, миномётные мины = Ammunition: small arms, grenades and projected ammunition. — Издание на русском языке. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 129. — 144 с. — ISBN 5-04-007611-8.

Съемка внутри 2С1 Гвоздика во время стрельбы

https://youtube.com/watch?v=67FAPyjbEbI

При этом учитывались и по возможности устранялись все недостатки самоходок военного времени: небольшие углы горизонтальной наводки орудия, довольно низкую скорострельность, ограниченный обзор из неподвижных боевых рубок. В результате появилось несколько машин, которым были присвоены названия: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт». «Гвоздика» была принята на вооружение в 1971 г. и предназначалась для ликвидации живой силы противника и разрушения укреплений неприятельской стороны.

Машина была поставлена на шасси тягача МТ-ЛБ. Резинометаллические гусеницы и с индивидуальной торсионной подвеской катки обеспечивали хорошую проходимость и маневренность машины. Корпус полностью герметичен, а движение по водным преградам осуществляется посредством перемотки гусениц с резинометаллическими шарнирами. Машина способна достигать на воде до 4,5 км/ч, а также преодолевать водоемы шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/с.

Корпус САУ изготовлен из стальных листов. Противопульное бронирование «Гвоздики» может выдержать 7,62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. Кабина водителя и моторное отделение расположены в передней части корпуса, а боевое отделение — в задней. В башне, которая поворачивается на 360* с помощью электрического или ручного привода, находятся командир, наводчик и заряжающий.

Машина оснащена V-образным 8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ—238В. Коробка передач имеет 6 передних и 1 заднюю передачу. Топливные баки общей емкостью 550 л расположены в стенках бортов корпуса, последовательно соединяясь друг с другом по три с каждой стороны.

«Гвоздика» вооружена гаубицей Д-32 с моноблочным стволом с двухкамерным дульным тормозом и эжектором для очистки от остатков пороховых газов. С целью облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа. Если для стрельбы берутся снаряды, лежащие на земле, их подача внутрь боевого отделения производится посредством транспортировочного устройства через большую заднюю дверь. Углы вертикальной наводки ствола гаубицы колеблются от -3 до +70°. Дальность стрельбы варьируется от 4070 м до 15200 м. При стрельбе с земли САУ способна сделать 4—5 выстрелов в минуту, с борта — 1—2 выстрела в минуту. Систему управления огнем составляют перископический прицел ПГ-2, панорамный и оптический прицелы.

Боекомплект орудия включает в себя 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов раздельного заряжания. При этом используется широкий спектр снарядов: осветительные, агитационные, химические, дымовые, снаряды радиоэлектронного противодействия и со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные. В 1967 г. конструкторы работали над созданием гаубиц для САУ с картузным заряжанием: Д-16 и Д-16М, однако в серию эти орудия не вошли.

Схема 2С1 «Гвоздика»

Самоходку ввиду ее небольшого веса можно перевозить с помощью самолетов Ан-12, Ан-124 и Ил-74. При этом уменьшение высоты достигается приподниманием и закреплением опорных катков (со второго по седьмой) специальными устройствами. Эта машина долгое время состояла и состоит до сегодняшнего дня на вооружении всех армий стран Варшавского договора. Сегодня «Гвоздика* имеет снаряд с лазерным наведением «Китолов-2», специально разработанный для самоходки. Снаряд способен с высокой степенью вероятности попадать в неподвижные и движущие цели.

Варианты и модификации

2С1М1 — российская модернизированная версия с установкой АСУНО 1В168-1.

2С34 «Хоста» — российский модернизированный вариант 2С1, в котором гаубица 2А31 заменена на орудие 2А80-1, а на башенку командира установлен 7,62-мм пулемёт ПКТ. Разработана в 2003 году и в 2008 году поступила на вооружение Российской Армии.

2C1T Goździk — польский модернизированный вариант с установкой АСУНО TOPAZ.

Rak-120 — разработанный в 2008—2009 гг. польский модернизированный вариант с заменой орудия 2А31 на 120-мм гладкоствольный миномёт, оборудованный автоматом заряжания. Возимый боекомплект увеличен с 40 до 60 выстрелов, однако данные о начале серийного производства этой модификации отсутствуют.

Model 89 — вариант, разработанный в Румынии в 1980-х годах. От 2С1 отличается базовым шасси — вместо модифицированной базы МТ-ЛБ использовано шасси БМП MLI-84.

Raad-1 (араб. الرعد-1‎, Гром-1) — иранская 122-мм самоходная гаубица, разработанная в 1996 году и с 2002 года запущенная в массовое производство. От 2С1 отличается базовым шасси, вместо МТ-ЛБ используется иранская БМП Boragh.

Создание и развитие первых самоходных артустановок в Советском Союзе

Во все времена войн и сражений необходима была техника, которая могла сопровождать наступающие войска и поддерживать их огнем. Артиллерийское оружие имело много разновидностей. Но все оно было не мобильное.

К началу 20 века уровень знаний конструкторов позволял заняться созданием самоходного орудия. В. Д. Менделеев в 1916 году предложил на суд военных свою разработку — очень тяжелую машину на гусеницах «Бронеход». Она имела защитную броню и пушку. В этом же году полковник артиллерии Гулькевич предложил проект тракторного самохода. Он был построен на Обуховском сталелитейном заводе. Его вооружили 3-хдюймовой пушкой и 2-мя пулеметами и обшили броней. В следующем году конструктор Н. Н. Лебеденко создал боевую машину на двух колесах. В 1920 году российские промышленники в Нижнем Новгороде выпустили целую партию танков. Идею создания они почерпнули у французов, изучив захваченный танк .

В 20-х годах к разработке машин подошли серьезно. Был объявлен конкурс на лучшее предложение по проектированию и построению бронированных машин. В 1922 году проект «Теплоход АМ» получил первую премию. Несмотря на массу 10 тонн, машина могла плавать по воде. При этом на вооружении у неё была 76 мм пушка.

Огромное значение для развития новых видов орудий имело создание Комиссии особых артиллерийских опытов. Под руководством бывшего генерала русской армии В. М. Трофимова комитет изучал проблемы баллистики и разрабатывал новые виды вооружения.

В 1922-23 гг. создали батальонный артиллерийский самоход на . В то время страна находилась не в лучшем положении, промышленно-экономическая база не давала возможности заняться серийным производством этих установок. В конце 20-х — начале 30-х годов над созданием новых видов оружия трудились такие , им. Калинина №8, «Красный Арсенал» №7, Харьковский паровозостроительный, «Большевик» — а также множество конструкторов.

В начале Великой Отечественной войны внимание самоходной артиллерии почти не уделяли и вернулись к этому вопросу уже после победы

Комплектация и аналоги

«Двести тринадцатый» начал свое победное шествие с 2017 году и к настоящему времени приобрел широкую популярность, обзаведясь армией поклонников.

Всего за 31-31 тысячи рублей можно купить без преувеличения «монстра» и дополнения к нему:

  • 1 экземпляр самого ружья;

  • паспорт на него;

  • магазин на 10 патронов;

  • ЗИП-комплект для ухода за оружием.

Коробка для транспортировки очень надежна, имеет исполнение, защищенное от попадания пыли и влаги.

Необходимо учитывать, что стоимость ружья непропорционально растер в зависимости от длины ствола. Так, классический вариант с 420 мм стволом будет стоить 31 тысячу рублей, тогда как версия с 590 мм – уже 40 тысяч. При этом на конечную цену будут влиять такие нюансы, как сама используемая пуля , тип цевья, мушки и наличие навесного оборудования.

В настоящее время конкурентов среди питающихся боерипасами 366 Ланкастер «213» не имеет. Аналогами (в более мягких климатических условиях) могут служить иные детища «Молота», в частности другие изделия линейки ВПО.

На выставке

Образец можно увидеть, потрогать и сфотографировать в городе Санкт-Петербурге, если посетить Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи Министерства обороны Российской Федерации, который располагается в Александровском парке у Кронверкского канала. Музей открыт для посетителей с 11 до 18 часов.

В Екатеринбурге находится образец САУ в музее «Уралтрансмаш», а также на постаменте у Дома Офицеров.

Город Стерлитамак сохранил память о серийном производстве гаубиц, оставив одну из них в городском Парке Победы.

Музейный комплекс УГМК в городе Верхняя Пышма располагает экспонатом САУ на экспозиции артиллерийских систем.

В Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области желающие могут сфотографироваться с 2С19.

Боевое применение самоходной гаубицы

К сожалению, качество оружия оценивается эффективностью уничтожения и разрушения. Военная техника «Гвоздика» проверку своего боевого применения показывала в Афганистане, в ирано-иракской войне, в гражданской войне в Ливии и во всех локальных конфликтах на постсоветском пространстве. Самоходная артиллерийская установка Гвоздика, характеристики которой многократно подтверждены в боевых действиях, прекрасно справляется с поставленными задачами. Итоги для боевой машины – достойные. Но это – в целом.

Если говорить конкретно о невозвратных потерях, то вряд ли существует такая статистика. Тем более противостоящие стороны любят искажать реальные итоги боя.

Нет данных о потерях боевой машины.

Помнится, как чуть ли не со смехом, в период ирано-иракской войны воспринимались ежедневные статьи в газете «Правда». Рядом, под общей рубрикой шли сообщения из Тегерана и Багдада об успехах армий. Но с точностью до наоборот.

Для понимания тактики действия войск с применением САУ, надо увидеть различие между задачами и возможностями самоходной артиллерии и танковых подразделений. САУ выполняют боевые задачи в соответствии предназначением, которое видно уже из названия: штурмовые орудия, зенитные САУ, истребители танков, самоходные гаубицы. Ближе всех к танкам – гаубицы.


Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» в бою

Но и здесь есть различия. Танк ведет бой на максимально высокой скорости, используя огонь и маневр для уничтожения противника, в условиях непосредственного соприкосновения.

Самоходные гаубицы так же, как и буксируемые артиллерийские системы, используются для артиллерийской подготовки, ведут огонь с большого расстояния, недоступного для танков, с закрытых огневых позиций, чаще всего с места.

Самоходные гаубицы ведут огонь с большого расстояния

И второй основной способ ведения боя гаубицей заключается в подавлении живой силы и оборонительных сооружений, используя более мощное, чем у танков орудие.

Реальные боевые действия, сравнительные технические характеристики САУ «Гвоздика» с зарубежными аналогами (французской АМХ-105В, американской М-108, британской FV433) и отзывы иностранных специалистов позволяют выделить достоинства и недостатки гаубицы.

Разработка и первые испытания

Основные работы по проектированию и созданию САУ 2С1 «Гвоздика» производились на Харьковском тракторном комбинате им. Серго Орджоникидзе. Первые четыре экспериментальных образца поступили на полигонное тестирование летом 1969 года.

Параллельно велись испытания 152-миллиметрового аналога под рабочим индексом 2С3. Указанные агрегаты вместо клинового запора получили поршневой элемент. Также появился пневматический досылатель и заряды картузного типа. Тесты показали, что новое оружие имеет определенные недостатки, характерные для предшественников. Сюда входит невысокая кучность стрельбы, тот же уровень дальности и пламеобразования. Также проявились неудобства при работе с пеналом и конструктивные недоработки пневматики. Дальнейшая модернизация гаубицы позволила достичь дальности ведения огня до 18 километров, благодаря увеличению рабочей каморы и применению более сильных картузных зарядов.

История создания

После окончания Второй мировой войны на вооружении СССР находилось несколько самоходных артиллерийских установок. Это были штурмовые и противотанковые самоходки, предназначенные для стрельбы прямой наводкой. Следует отметить, что подобная ситуация наблюдалась и в армиях других стран. Существовали и другие виды САУ, способные поражать противника с закрытых позиций, но их было сравнительно немного.

Однако преимущества самоходной артиллерии по сравнению с буксируемой были очевидными, поэтому разработками новых САУ активно занялись во многих странах мира. Подобными изысканиями занимались и советские конструкторы, но после прихода к власти Никиты Хрущева все работы в этом направлении были приостановлены.

Хрущев считал, что будущее за ракетами, а в случае масштабной ядерной войны пушки и вовсе не будут нужны. Однако очень скоро стала понятна ошибочность этой позиции. Несколько локальных конфликтов 50-х и 60-х годов показали, что пушки остаются основным средством поражения противника, а артиллерия все так же является «богом войны».

Однако работы над новыми отечественными артиллерийскими системами начались только после ухода Хрущева с поста главы государства.

Перед началом проектных работ был тщательно проанализирован опыт использования САУ во время прошедшей войны, а также учтены последние тенденции развития этого вида вооружения.

ВНИИ-100 с 1963 по 1965 год проводила предварительные исследовательские работы относительно облика и конструкции будущей самоходной установки. Артиллерийскую часть будущей САУ решено было разрабатывать на основе буксируемой 152-мм гаубицы Д-20. Конструкция орудия, баллистика и боеприпасы этого орудия были взяты без изменений.

Относительно шасси будущей самоходки рассматривались два варианта: «Объект 124» (ПУ ЗРК «Круг») и шасси перспективного среднего танка «Объект 432». В ходе изысканий было выяснено, что для САУ больше подойдет компоновка с передним расположением двигателя, поэтому для будущей «Акации» было решено использовать шасси ПУ ЗРК «Круг».

Два опытных образца были изготовлены уже в 1968 году, в 1969 году начались заводские испытания, которые показали чрезмерную загазованность боевого отделения во время стрельбы. С этой проблемой смогли справиться, и в 1971 году новая САУ была принята на вооружение под обозначением 2С3 «Акация». Серийное производство самоходной установки было развернуто на УЗТМ еще в 1970 году (то есть, еще до принятия на вооружение), она начала поступать в артиллерийские полки мотострелковых и танковых подразделений на замену 152-мм гаубицам Д-1, Д-20 и МЛ-20.

В этот же период шли работы над созданием 152-мм гаубицы с картузным заряжанием. Однако исследования показали, что использование картузных зарядов не несет никаких преимуществ ни в кучности, ни в дальности стрельбы, ни в скорострельности орудия, поэтому дальнейшие разработки в этом направлении были признаны нецелесообразными.

В начале 70-х годов была проведена модернизация САУ 2С3 «Акация», в первую очередь она затронула конструкцию механизма заряжания и компоновку боевого отделения машины. Две укладки барабанного типа на базовой модификации были заменены на одну, что позволило увеличить боекомплект установки до 46 выстрелов. Также было изменено расположение люков в кормовой части и башни самоходной установки и установлена механизированная подача выстрелов с грунта. Кроме того, на САУ была установлена новая радиостанция. Модернизированная «Акация» получила индекс 2С3М. В серию она была запущена в 1975 году.

В 1987 году была разработана еще одна модификация САУ, она получила наименование 2С3М1. На этой машине был установлен панорамный прицел наводчика 1П5, новая аппаратура внутренней связи, а также более совершенная радиостанция. Кроме того, самоходка оснащалась оборудованием для приема информации с машины командира батареи.

Следующая модернизация «Акации» была проведена уже после распада СССР, она получила наименование 2С3М2. Самоходка получила автоматизированную СУ наведением и стрельбой 1В514-1 «Механизатор-М», а также новую систему постановки дымовых завес. В это же время был разработан вариант САУ 2С3М2 «Акация» под натовский калибр.

Последняя модернизация машины коснулась артиллерийской части установки. 152-мм гаубица 2А33 была заменена на более мощное орудие 2А33М аналогичного калибра, что позволило увеличить дальность стрельбы и существенно расширить номенклатуру используемых боеприпасов. Также установка была оснащена более совершенным бортовым оборудованием. Данная модификация получила наименование 2С3М3, пока она считается опытной машиной.

См. также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector