Колорит славянской одежды: этничность и современность

История костюма

Сегодня издано много интересных материалов по истории русских одежд, да и вообще, обстановки народной жизни. Как наряжались люди, что надевали на голову и на ноги, как выглядели в будние дни и на праздниках – обо всем этом написано. Мы предлагаем только основную информацию.

Любой национальный костюм – отражение народных традиций, культуры. История движется, общество развивается, меняется одежда. Но общие элементы остаются, переходя из века в век.

Одной из ярких отличительных черт русского наряда является просторный покрой, а также искусная вышивка на одежде. Детали вещей оформлялись декоративными орнаментами с характерными мотивами и цветами.

На Руси одежда давала много информации о хозяине. Глядя на костюм, определяли:

  • к какому сословию относится человек (крестьянин, купец, дворянин);
  • какова его основная деятельность;
  • в каком регионе проживает, к какому климату привык.

Под влиянием этих факторов и культурных взаимоотношений со странами-соседями формировался русский национальный костюм. У крестьян он был максимально простым, без особенных излишеств, если не говорить о праздничных нарядах.

У знати даже повседневные изделия расшивались яркими узорами, шелковыми, золотыми или серебряными нитями, самоцветами, бусинами, жемчужинами. Одно оставалось неизменным для всех слоев общества: одежда производилась из натуральных волокон, чаще всего – хлопковых, льняных или шерстяных.

Немного фактов

Начало формирования русского национального костюма – XIV век. Тогда феодальная знать носила самобытные наряды, отличающие жителей Киевской Руси.

Наша страна всегда находилась в тесных контактах с соседями, что не могло не повлиять на внешний вид славян. В XV веке русские князья одевались в просторные, распашные кафтаны с приталенным кроем, пришедшие из Польши. Украшалась одежда искусной цветной вышивкой, каменьями, золотыми нитями.

Правление Петра Первого принесло сильные изменения в моду. Российский император желал приблизить страну к Европе, максимально запрещая все родное, национальное, даже костюм. В одежде приветствовались европейские традиции, что сказалось отрицательно на народных. Однако при правлении Екатерины II от подобных взглядов отказались: в моду вернулся русский костюм. Пытаясь реабилитировать его, императрица приветствовала использование пышных тканей, национальных узоров и мотивов, свободный крой изделий. Так продолжалось до войны с Наполеоном.

Этот непростой период для России обозначился сильнейшим подъемом патриотического духа. Народ объединялся, чтобы победить врага. Возрос интерес ко всему исконно русскому. Даже знатные дамы стали надевать национальные наряды, и в светском обществе снова ожили такие названия, как «кокошник», «сарафан», «сорочка».

Важные элементы стиля

Для лета подбирают просторные юбки-колокол, сарафаны или платья из натуральных тканей. Акцент на простых линиях и крое, лаконичности и скромности.
Украшения и вышивка. Одежду украшают старорусскими орнаментами, расшивают золотыми нитями, используют изображения языческих оберегов.
Мужчинам понравятся рубахи-косоворотки. Рекомендуют комбинировать верх с обычными джинсами или брюками, подчеркнув талию широким поясом.
Мастерицы отшивают дубленки и полушубки из павлопосадских платков, оторачивая их по краю мехом

Такая верхняя одежда привлекает внимание, согревает зимой. Для комплекта подбирают шапочку, платок, муфту или варежки.

Орнаменты

  • квадраты или прямоугольники обозначали засеянное поле;
  • круг с перекрещенными линиями или крестом – символ солнца;
  • паук помогал в ремесле, развивал мастерство и трудолюбие;
  • животные притягивали изобилие и благополучие;
  • птицы считались изображением семейного единства, а пара птиц – воплощением рода;
  • ключ оберегал семью от плохого намерения со стороны, запирал в доме счастье;
  • дерево мира обозначало перетекание жизненной энергии;
  • символ бесконечности символизировал, удачу, любовь и богатство.

Ссылки

  • Костюм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

На что обратить внимание при использовании славянского стиля в одежде?

Образ будет лаконичным и правильным, если Вы создадите его по модным канонам, найдя равновесие между прошедшей эпохой и актуальными направлениями моды

Советуем обратить внимание на следующие аспекты:

  • Цветовые вариации. Славянский стиль ориентируется на природные естественные цвета и игнорирует смешение нескольких тонов, создающих присутствие неестественности в образе. Поэтому и приветствуются коричневые, бежевые, черно-белые, серые, красные, бордовые, фиолетовые, синие цвета, а также хаки.
  • Фактура. Для славянского стиля одежды характерные жатые или гладкие ткани. Играя с фактурой и принтами Вы можете создать невероятный образ в стиле бохо, используя сочетание этнических узоров на рубашке и джинсов-скинни. Для вечерней моды придутся кстати нарядные платья из льна или хлопка, украшенные вышивкой или бисером.
  • Аксессуары, украшения и обувь. Надевая сарафан или иную одежду в славянском стиле, можно забыть про высокие каблуки, если Вы чувствуете себя в них неудобно. Сандалии, балетки и прочая обувь на низком ходу актуальна для ежедневных образов. Сумку подыщите в технике пэчворк, выполненную из разноцветных кусочков ткани, замши или кожи. Приветствуются украшения из материалов, которые можно встретить в природе – дерево, пробка, камни, кожа. Голову можно украсить повязкой или ободком из кожи, декорированным шелковыми цветами.

В поисках нового образа в славянском стиле не забывайте использовать привычные аксессуары – ремешки, платки, маленькие сумочки из ткани или иного материала. Следите за тем, чтобы в образе присутствовала нотка современности и старины, между которыми бы наблюдалась гармония, а не диссонанс. В таком случае Вы сможете быть модной львицей, которая знает толк в одежде и ее подборе.

Похожие материалы:

  • Модный гардероб для полных женщин
  • Стиль арт-деко в одежде
  • Как одеваются француженки?
  • Китайский стиль в одежде

Следующие материалы:

  • Стиль диско в одежде
  • Корейский стиль одежды для девушек

Предыдущие материалы:

  • Стиль аниме в одежде
  • Стиль джаз в одежде

Следующая страница >>

Женский русский народный костюм

Основой женского народного костюма также являлась рубаха. Этот элемент одеяния шился из льняного и хлопчатобумажного сукна. Для рубах богатых использовался натуральный шелк. Все рубахи были традиционных белых и красных цветов, их украшали вышивки. Часто орнамент был плотным, а расцветка и мотивы отличались в зависимости от региона. Представители центральных и северных губерний щедро украшали свои рубахи золотой вышивкой, для губерний юга был характерен орнамент красного цвета. В Воронежской губернии рубахи вышивали черными нитями.

Поверх рубах женщины надевали свободный сарафан. Он также мог быть украшен вышивкой. Для пошива повседневных сарафанов и платья крестьян использовалось грубое сукно или ситец. Праздничные и богатые варианты сарафанов отшивались из парчи и шелка.

Замужние женины и девушки, которые были готовы к посватанию, могли носить поневу. Это вышитое полотно с завязками, которое отдаленно напоминает современную юбку с запахом. Сарафаны и понева дополнялись передниками.

Основные детали русского народного костюма красен девиц:

  • Женский головной убор русского народного костюма
  • Русский народный платок
  • Русская народная женская рубаха
  • Русский народный сарафан
  • Русская народные женские сапожки

Что представляет собой славянский стиль одежды?

Понятие «народность» можно охарактеризовать как коктейль, состоящий из ингредиентов, в число которых входят обычаи и традиции. Одним из компонентов является и национальный костюм, символизирующий единство людей.

Для русского национального или славянского костюма характерные общие черты, например, изысканные узоры и простой покрой. Признаки, по которым можно идентифицировать славянский стиль устанавливались на протяжении нескольких веков

На роль определяющих черт важное значение оказывало географическое расположение. По причине последнего, одежда жителей Ярославля будет выглядеть несколько иначе, нежели жителей северных районов

Это не удивительно, ведь и климат, и сами люди в этих городах все же разные.

Традиционная одежда славян имеет определенную символику, которая присутствует в национальных костюмах. Символы придумывали сами жители в зависимости от среды обитания и потребностей в защите. Самыми популярными славянскими символами являются следующие:

  • Берегиня. Олицетворяет языческую богиню, которую древние славяне считали прародительницей и создательницей всего живого. Берегиня охраняет человеческий род.
  • Мировое древо. Этот символ – ничто иное как очень сильный оберег, который по значению приравнивается к могуществу Беригини.
  • Орепей. Символ выражен в перекрещивающихся ромбах, что трактуется как душевное равновесие, благополучие и счастье.
  • Мировая гора. Славянская мифология характеризует это место как центр миров, который посещают мудрые существа-полубоги, достигшие духовного уровня. Мировая гора позволяет обрести бессмертие и человеческое счастье.
  • Колард. Является признаком обновления и огненного преображения. Данный оберег был популярен среди молодоженов, поскольку позволят обрести им здоровое потомство.

Лучшие магазины для шоппинга в Риме по отзывам туристов

Реконструкция древней славянской одежды

По материалам, которые удалось собрать археологами, по старинным изображениям, летописям и прочему удалось реконструировать древнерусский костюм.

На рисунке 71-73 представлена реконструкция княжеско боярского убора. Эти одежды известны по фрескам 10-13 вв. На их основе можно сделать вывод, что женская княжеская одежда по крою была двух типов:

  1. Платья прямого покроя, перехваченные поясом у талии. Рукава у такой одежды могли быть и узкими, и широкими с опястьем. Чаще всего такие платья шили из однотонной ткани и украшали подол орнаментом. Иногда каймой или оплечьем. Табл. 71 (1)
  2. Прямые и немного расширяющиеся к низу платья, с узким рукавом и опястьем. Шили их из богатой ткани с орнаментом, украшали каймой, вышивкой и оплечьем. Именно такие наряды плотно вошли в княжеский костюм в 16-17вв. Рис. 73 (1, 2).

На рисунке с реконструкцией княжеской одежды изображены кожаные сапоги. Предположительно, такие носили в Новгороде.

Женская княжеская одежда

На рис. 71 (1) у княгини на голове венец. Их форма могла быть различной, тут изображен такой. Подобные ему находили в одном из киевских курганов (рис. 72 (2, 3)). Снизу, на рясны (древнерусские украшения) к нему крепятся колты (древнерусское полое женское украшение из металла).

Эти колты обнизаны обнизаны полыми шариками, а рисунок на них изображает плетенку и двух грифонов, по обе стороны от нее (рис. 72 (4)).

Такой же узор из плетенки мы видим и на воротнике женщины. Плюс ко всему, золотую вышивку воротника дополняет рисунок из крестов. Застегивался ворот на полые пуговки из серебра с изображением все той же плетенки (рис. 72 (5)). Таким образом, головной убор и ворот составляют единый ансамбль.

Оплечье платья, пояс и подол украшали тиснеными бляшками и шитьем. В центре платье украшали ленты, расшитые золотом (рис. 72 (8)).

Орнамент на лентах очень схож с орнаментом на браслетах (рис. 72 (6, 7)).

На рисунке 73 (1) мы видим парадный костюм княгини. На рисунке 73 (3) представлен костюм незамужней боярыни.

Рядом с женщиной на рисунке изображен мужчина (71 (2)). На князе:

  • островерхий венец, похожий на корону;

  • кафтан с широкими рукавами, из-под которых виднеются рукава сорочки;

  • зеленые порты;

  • мягкие красные сапоги, украшенные бляшками и бусинами.

Оплечье, подол и нагрудник также украшены бляшками. Сама ткань кафтана темно-красная, с орнаментом и кринами.

На рисунке 75 представлены реконструкции костюмов древнерусской знати и горожан. А рисунок 76, 78 показывает нам крестьянскую одежду (по материалам курганов вятичей).

Одежда славян как хранитель истории, верований, традиций

Несмотря на то, что основной функцией одежды является прикрытие наготы и защиты организма от климатических условий, наши предки в каждый элемент вкладывали глубокий смысл. Так формировались целые культуры.

Одного взгляда на человека было достаточно, что бы понять к какому роду и племени он принадлежит, чем занимается, и в каком статусе находится среди сородичей. Это очень помогало быстро понять как вести себя при общении с незнакомцем, и чего от него можно было ожидать.

Приверженность определенному гардеробу определялась с самого рождения.

  1. В соответствии с поверьями, новорожденного принимали в рубашку, сшитую руками самой старой женщиной рода, с тем чтобы он повторил ее путь, прожив долго и счастливо.
  2. Далее в дело шла старая не стираная отцовская рубаха. Ее задача — привить любовь к сородичу.
  3. На пеленки шли обрывки одежды других взрослых родственников. Считалось, что так малыш перенимает их положительные качества.

Всегда проводилось строгое разграничение между праздничной и повседневной одеждой славян. Внешне это отражалось как в наличии дополнительных атрибутов и аксессуаров, так и в цветовой гамме. Не мало внимания уделялось и качеству материала. Каждому элементу и цвету придавалось особое значение. При этом красящие вещества давала сама природа: кора деревьев, трава, листья некоторых растений.

Наряды древних славян и их особенности

Одежду различных цветов у древних славян носили только знатные воины и племенная элита — они добывали её в боях или покупали у торговцев

Первые славянские элементы одеяния изготавливались из кожи и меха, это был единственный легкодоступный материал в древности. В те времена по виду используемых шкур можно было определить статус владельца:

  • Простые общинники носили вещи из кож домашних животных;
  • Воины предпочитали одежду из шкур хищников, особенно популярными являлись волчьи и медвежьи кожи с мехом;
  • Родовая знать, вожди и князья одевались в меха пушных зверей.

Начиная с VI века н.э. основным материалом для изготовления славянской одежды становятся лён и конопля. Беднейшие слои населения носили серые вещи, более богатые – белые, из очищенного льна, так как в те времена еще была неизвестна технология окрашивания тканей. В XI-XIII веках на Руси стала распространяться шерстяная ткань сермяга или власяница. К этому времени относится появление разноцветных тканей, так как славяне начали активно торговать с Византийской империей. Костюмы восточных славян отличались своей добротностью и вычурностью, на это влияло соседство с Римом, Грецией и тесные связи со скандинавским регионом. Князья, знать и дружинники старались одеваться в иноземные шелка.

https://youtube.com/watch?v=amjybEyY3GY

Славянский стиль одежды проще всего проследить по женским моделям, хотя археологические раскопки дают весьма скудные сведения на этот счет, и ориентироваться приходится на рисунки в письменных источниках. Основным элементом костюма древних славянок (да и мужчин тоже) была длинная рубаха, часто украшаемая обережными узорами и вышивкой с народными мотивами. Виды рубах:

  • Праздничные;
  • Повседневные;
  • Свадебные;
  • Похоронные;
  • Покосные;
  • Вороженные.

Женская славянская одежда декорировалась волховской и обережной вышивкой, часто использовались нашивки из лоскутов и тесьмы. Традиционные русские сарафаны начали упоминаться только в XVI веке, манжет и косой ворот появились в XVII веке. С появлением технологии крашения, основным цветом стал красный и около 30 его оттенков. Детская славянская одежда отличалась от взрослой только вышивкой и состояла, как правило, из одной рубахи «до пят».

Благодаря раскопкам известны на весь мир славянские украшения, в изготовлении которых местные мастера-ювелиры достигли небывалых высот, так, даже греческие ювелиры часто их копировали. Наиболее часто встречались:

  • Височные кольца – специфическое украшение головных уборов, крепящееся возле висков. Носились незамужними девушками-славянками;
  • Гривны – шейный обруч, изготавливаемый из металла, чаще всего из бронзы и серебра. Учёные считают, что эти драгоценности несли в себе глубокий сакральный смысл, так как часто гривна не снималась на протяжении всей жизни. По одной из версий, золотые и серебряные украшения разрешалось надевать только представителям верховной знати;
  • Серьги-кольца – большие, но лёгкие побрякушки, сделанные из проволоки, могли быть плетёными;
  • Подвески – кулоны из металла большого размера, обычно исполняли роль оберегов;
  • Браслеты – самые распространённые славянские украшения, чаще всего попадающиеся при раскопках, бывают мужские и женские;
  • Перстни различных размеров и форм.

Обувь и аксессуары

Раньше одним из вариантов обуви были постолы. Это что-то вроде невысоких сапог из куска кожи. Их, в отличие от обычных, не сшивали, а оборачивали вокруг ноги определенным образом, затем завязывали для прочности веревкой. В северных, северо-восточных областях носили лапти, которые тоже привязывали крест-накрест к ноге.

Популярной обувью были сапоги из сыромятной кожи, хотя они считались предметом роскоши. Их изготавливали с каблуками или без. Женщины летом носили легкие ботинки (черевички).

Национальные украинские женские украшения известны не менее, чем вышиванка. Это венок из натуральных, а чаще искусственных цветов (мака, пиона, васильков, розы, лилии, мальвы, ромашки, калины), разноцветные ленты. У каждого цветка или ленты имелось свое значение.

Раньше дорогим подарком для девушки считались бусы из кораллов, сегодня именно аксессуары красного цвета женщины надевают чаще всего. Впрочем, кроме кораллов, широко использовались любые камни, монеты. Мужской костюм ничем, кроме вышивки и пояса, не украшался.

Украинский костюм – яркое, самобытное одеяние, которое воплощает характер и талант народа, его интересную богатую историю. Поэтому относятся к нему в стране по-особенному. Все больше людей сегодня выражают желание одеваться на праздники в национальную одежду, очень многие имеют если не целый костюм, то хотя бы вышиванку.

Базовый гардероб в славянском boho стиле

Для этно стиля присуща натуральность и практичность. Современность наложила отпечаток на славянский стиль, и дополнила его гламурными вещами.

Славянский стиль как модная тенденция

В целом базовый гардероб славянской стилизации должен содержать следующие вещи:

Длинный просторный сарафан. Это может быть классическое платье в пол или платья типа рубаха, присобраное ремешком, с этническими узорами.

Классический наряд в славянском стиле

Юбка-макси. Летящие ткани и многоярусность пошива, дополнят романтичный образ.

Юбка со славянской вышивкой — настоящее произведение искусства

Косоворотка или крестьянская туника. Прообраз современной просторной туники с короткими рукавами и мягким воротником.

Женская косоворотка со славянскими вышитыми узорами

Славянские футболки – современная стилизация, которая дополнит молодежный гардероб.

Футболки со славянским принтом — тренд этого сезона

И если юбки и сарафаны исключительно женский вариант, то футболки созданы и для мужского гардероба.

Мужская футболка с элементами украинской вышиванки

Представители сильного пола могут заказать авторские футболки с узорами и принтами, символизирующими мужское начало. Эта вещь станет основой для создания этно стиля у мужчин.

Сохранившиеся экземпляры

До наших дней дошло немало 45-мм пушек, большей частью находящихся в музеях. Некоторые принимают участие в почётных мероприятиях.

Одно орудие установлено в сквере на площади Крестьянской заставы, в честь ознаменования 65-й годовщины Битвы под Москвой. Пушка была найдена в ходе поисковых работ на местах боевых действий Московского ополчения под Москвой, военно-патриотическим объединением «Столица», при содействии Военно-Мемориального управления МО РФ.

На самом деле данный экземпляр представляет собой останки 37-мм орудия, что легко проверить измерив калибр ствола. Вероятно это была пушка либо 37 мм образца 1930 года снятая со складов либо её аналоги германского или польского происхождения стоявшие на вооружении Красной Армии и Вермахта. Слово в точном определении за специалистами.

Экземпляр 45-мм противотанковой пушки 53-К можно увидеть в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области, где он представлен среди других советских артиллерийских орудий.

Несколько экземпляров орудия представлены в экспозиции Музея военной техники УГМК в г. Верхняя Пышма Свердловской области.

Славянский стиль одежды: составляем базовый гардероб

Для любого этнического стиля характерны натуральные ткани, удобные фасоны, необычные расцветки и практичность. Конечно, в современной интерпретации дизайнеров славянский стиль несколько отличается от того, который нам оставила история, но в целом, ультрамодный тренд сводится к наличию в гардеробе следующих базовых вещиц:

  • Длинный сарафан. Классическим вариантом является сарафан-макси или платье-разлетайка, где на струящихся складочках изображается этнический принт.
  • Многослойная юбка в пол. Выполненная из легкой ткани многоярусная юбка, дополненная вкраплениями кружева, позволяет фантазии разыграться и создать множество необычных образов.
  • Рубаха-косоворотка. Также ее можно назвать крестьянским топом или туникой, имеющей свободный крой, мягкий воротник и короткие рукава, собранные тесьмой.
  • Одежда с вышивкой. Она как ничто иное символизирует славянский стиль. Вышивка может располагаться на подоле юбки или платья, на воротничке, находиться в современных аксессуарах, которые позволят сделать образ сбалансированным и модным.

Наряду с этническими принтами и вещицами не забудьте о присутствии в образе современных атрибутов – одежды из денима, кожаных курточек, облегающих леггинсов, лакированных ремешков, узких топов, шортов, обуви на каблуках и шпильках.

Где сейчас применяется фуражка?

Оружейный магазин в Лас-Вегасе — как продают оружие в США

Советы по выбору

Жарким летом наверняка найдется не один повод примерить на себя яркую широкую, длинную юбку с цветочным узором или пышный коротенький сарафанчик. Чтобы образ смотрелся стильно, а не бросался в глаза обилием разных красок и орнаментов, к такой юбке, сарафану или платью лучше всего подобрать однотонную одежду, обувь и аксессуары. Это может быть белый или нейтрального цвета топ, блузка, майка. Босоножки и украшения могут совпадать по цвету с одним из оттенков, использованных в «русском» наряде.

Знатные и зажиточные люди на Руси шили себе одежду только из самых дорогих и красивых материалов. Если хочется, чтобы образ, выдержанный в русском стиле, выглядел соответствующе, материал, декор и другие дополнения не должны смотреться дешево. Хорошо, если это будут натуральные ткани, мех и дорогие, разнообразные украшения.

Описание

«Челябинск» — метеорит, представляющий собой обыкновенный хондрит типа LL5 (S4, W0), то есть каменный метеорит петрологического типа 5 и химического типа LL. Ранее метеориты такого типа в России не встречались. По предварительным данным, возраст материнского тела (объекта, частью которого первоначально был метеорит) превышает 4 миллиарда лет.

Первые оценки его минерального состава показали содержание в образцах около 10 % метеоритного железа в виде твердосплавных разновидностей — камасита и тэнита, а также оливин и пирротин. Различные образцы метеорита имеют разный состав (хондрит, брекчия, ударный расплав). Таким образом метеорит представляет собой ударно-расплавленную брекчию.

Главными минералами во фрагментах метеорита являются силикаты: оливин и ортопироксен; второстепенными — сульфиды (троилит и хизлевудит), твердосплавные разновидности самородных Fe и Ni. Также встречаются хромит, клинопироксен, плагиоклаз и стекло полевошпатового состава, фосфаты (мерриллит) и хлорапатит. При этом достаточно чётко выражены следующие зоны с различающимися структурой и минеральным составом: основная часть метеорита, содержащая хондры, трещины в ней, и зона поверхностного оплавления.

Центральная часть фрагментов метеорита сложена крупными (до 1-2 мм) зёрнами оливина и ортопироксена, в подчинённом количестве хромита и клинопироксена, с крупными обособлениями металлического железа и троилита. Межзерновые пространства заполнены мелкозернистым агрегатом кристаллов Mg-Fe-х силикатов, хромита, плагиоклаза, Ca-фосфатов, стекла и металл-сульфидных глобулей.

На фоне мелко- и среднезернистой массы резко выделяются округлые обособления — хондры. Их минеральный состав сильно варьирует, структуры также сильно различаются. Хондры с чётко выраженной ориентированной колосниковой структурой сложены преимущественно оливином и основными разностями плагиоклаза. Также присутствует хромит, реже хлорапатит. Металл-сульфидные глобули в основном сосредоточены на периферии и за пределами хондр. Хондры с менее выраженной ориентированностью структуры встречаются чаще, а минеральный их состав богаче: силикаты представлены оливином, ортопироксеном, изредка хромдиопсидом, содержание плагиоклаза сравнительно меньше. Также в них присутствует хромит, камасит, тэнит и троилит.

Зона поверхностного оплавления имеет мощность в основном не более 1 мм. Она сложена стеклом, недоплавленными фрагментами силикатов и хромита, а также присутствуют металл-сульфидные и сульфидные глобулы размерами 10-15 микрон. Наиболее характерно для метеорита наличие глобулей с содержанием хизлевудита и годлевскита, иногда встречается аваруит и минералы Cu, глобули с содержанием троилита, камасита и тэнита встречаются реже. Выявлены отдельные проявления интерметаллида Os-Ir-Pt неясного состава. Крупные трещины в обломках метеорита содержат стекловатый агрегат, сходный по составу с зоной оплавления.

Немного истории

Основу любого славянского национального костюма во все времена составляла рубаха. Истоки появления русской традиционной рубахи берут свое начало в древние времена старообрядцев и язычников. Первое известное ее название — косоворотка. Особенность такого одеяния состояла в том, что ворот ее был скроен по косой, а не привычным всем образом посередине.

Традиционная славянская косоворотка

Именно такое положение ворота дало название этой старинной русской рубахе

По мнению историков глубоко изучающих славянскую культуру, считается, что крой косоворотки позволял не выпадать нательному крестику во время работы.

Как правило, такой косой ворот рубахи был смещен в правую сторону, а первые упоминания о такой одежде относятся к 15 веку. Рубаха широко использовалась мужчинами в обиходе, носилась на выпуск, подпоясывалась кушаком или поясом.

Подпоясанный мужчина в русской косоворотке выглядел более статным

Если обратиться к более древним старославянским временам, то происхождение слово «рубаха» произошло от созвучных «рубъ», что означало «рубище, полотно», а также слова «руш» (рвать, рушить). И это не является простым совпадением! Изначально рубаха представляла собой скромное и простое по крою одеяние: туникообразное полотнище, сложенное вдвое, с прорезью для головы.

Первые рубашки отнюдь не шили или резали, а руками отрывали кусок ткани. В результате несложной эволюции, к такому одеянию добавились длинные и свободные рукава. Первые рубахи шились из конопляного волокна, и только многим позже миряне стали использовать хлопковое и льняное полотно.

Что касается женской рубахи, то ее история не менее богата на события, нежели мужская. Первые рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, длинным, именовалась такая одежда «стан».

Такая женская нижняя рубаха была популярна в 13 веке

Существовали всевозможные рубашки для различных жизненных случаев: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью такой рубахи в народном стиле, с точки зрения истории, до сих пор считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».

Рубаха для ворожбы украшалась особым орнаментом

Как и любой элемент, составляющий национальный костюм, рубаха имеет интересную и колоритную историю, интерес к которой не утрачен и по сей день.

Итог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector