Восточные славяне: особенности материальной культуры

Содержание

Содержание

производство

Свадебные русские наряды

Одежда на свадьбу имела сакральный смысл. Белое венчальное платье вошло в моду в 17 веке, а до того венчальное платье старались украсить большим количеством красной вышивки. Красный цвет на Руси ассоциировался с красотой, богатством и плодородием. Вышивать свадебные рубахи начинали задолго до торжества. Юная невеста могла корпеть над вышивкой не один месяц. Помимо рубахи на невесту надевали сарафан, а на голову ленты украшенные бисером. Чем больше было украшений на наряде, тем выше в обществе была семья невесты. Зимой обязательно надевали меховую шубу. 

Наряд жениха был скромнее — рубаха из отбеленного льна с вышивкой и штаны. В карман на удачу клали ситцевый платок. В разных частях Руси использовали уникальные детали в костюмах жениха и невесты. Отличались не только узоры вышивки, но и цветовая гамма костюмов, качество ткани, ее цвет.

См. также

  • Фаустпатрон
  • Панцерфауст
  • Панцершрек
  • РПГ-2
  • РПГ-7
  • Список вооружений Корейской войны 1950—1953
  • Годдард, Роберт: первые американские модели гранатомётов «Базука» были созданы на основе работ Годдарда.

Оружейный магазин в Лас-Вегасе — как продают оружие в США

Где сейчас применяется фуражка?

Фотографии национальных костюмов

Размножение гардении жасминовидной в домашних условиях

Шлемы

Древнерусские воины до IX – X века носили на голове обычные шапки, которые не защищали от рубящих ударов врага. Первые шлемы, найденные археологами, были изготовлены по норманнскому типу, но на Руси они не получили широкого распространения. Более практичной и поэтому широко используемой стала коническая форма. Шлем в этом случае клепался из четырех металлических пластин, они украшались драгоценными камнями и перьями (у знатных воинов или воевод). Такая форма позволяла мечу соскальзывать, не причиняя человеку большого вреда, подшлемник из кожи или войлока смягчал удар. Изменялся шлем за счет дополнительных защитных приспособлений: бармица (кольчужная сетка), наносник (металлическая пластина). Применение защиты в виде масок (личин) на Руси было редкостью, чаще всего это были трофейные шлемы, которые широко применялись в странах Европы. Описание древнерусского воина, сохранившееся в летописях, говорит о том, что лиц не прятали, а грозным взглядом могли сковать противника. Шлемы с полумаской изготавливались для знатных и богатых воинов, для них характерны декоративные детали, которые не несли защитных функций.

Бедный Отци

В 1991 году в Альпах на леднике Симилаун на высоте 3210 метров был обнаружен труп человека, вмерзший в лёд, причём, как выяснилось, останки пролежали там более пяти тысяч лет! Отци (Эци) — такое прозвище получил «найдёныш» — умер примерно в 45 лет. Состояние здоровья бедняги было плачевным: зубы «съеденные», позвоночник и суставы повреждены, нос и ребра сломаны, один палец на ноге отморожен. Видимо Отци убежал в горы, спасаясь от кого-то, возможно, от враждебно настроенных людей племени. Тело беглеца пестрело татуировками, лицо покрывала щетина, а вот что касается одежды, то она оказалась удобной и практичной. На Отци была широкая набедренная повязка с поясом, рубаха, сшитая из тонких полос цветной кожи, шапка из медвежьего меха. А кожаную обувь изнутри устилала сухая трава. Поверх одежды на человеке была сплетённая из соломы накидка. Кроме того, у него имелся пояс с карманом из телячьей кожи, в котором находились разные мелочи. Жил Отци в эпоху энеолита, или медно-каменного века, но нет никаких оснований считать, что всё то же самое люди не носили и ранее.

Славянская символика

Символы скифского стиля представляют собой объединение линий в ромбы и треугольники, плавные стежки переходят в спирали и объединяются в круг. Традиционная символика славян значима для человека, ведь это не только вышивка, как часть декора, а это вышивка-оберег, наделяющая человека способностью противостоять злому року и развивать свой духовный потенциал.

Национальная символика восточных славян:

  • Крест, как символ солнца. Означает противостояние злому року и насыщение светлой энергетикой жизни.
  • Сварга, как символ неба. Сварга правильной направленности говорит о пути к счастью. Перевернутая сварга (свастика) имеет противоположное значение и низвергает обладателя в водоворот неприятностей.
  • Круг, как символ солнечной энергии.
  • Ружа – символизирует жизнь.
  • Ромб – гармония с природой, плодородие.
  • Громовник – символ грома и поклонения Перуну.
  • Дерево – долголетие.
  • Спирали – мудрость.
  • Рог изобилия, как символ материального богатства.
  • Треугольник ассоциируется с человеком.

Помимо обрядовых вышивок одежда восточных славянских народов дополнялась вышивкой цветочных орнаментов.

Так, на рубахах новорожденных и молодых парней испокон веков принято было вышивать дуб, как символ мужской энергии, и калину, означавшую бессмертие рода. Вышитый мак означал скорбь по убиенному родственнику. Орнаменты с виноградом символизировали у славян разрастание семьи, появление наследников.

На девичьих платьях наши прародительницы вышивали лилии, что символизировало невинность и чистоту их обладательниц.

Одежду молодежи украшали узорами с барвинком, что символизировало безудержное веселье.

Символом любви у славян считалась роза. И не удивительно, что розами вышивали свадебные рушники, желая тем самым молодым нескончаемой любви.

Немного истории

Основу любого славянского национального костюма во все времена составляла рубаха. Истоки появления русской традиционной рубахи берут свое начало в древние времена старообрядцев и язычников. Первое известное ее название — косоворотка. Особенность такого одеяния состояла в том, что ворот ее был скроен по косой, а не привычным всем образом посередине.

Традиционная славянская косоворотка

Именно такое положение ворота дало название этой старинной русской рубахе

По мнению историков глубоко изучающих славянскую культуру, считается, что крой косоворотки позволял не выпадать нательному крестику во время работы.

Как правило, такой косой ворот рубахи был смещен в правую сторону, а первые упоминания о такой одежде относятся к 15 веку. Рубаха широко использовалась мужчинами в обиходе, носилась на выпуск, подпоясывалась кушаком или поясом.

Подпоясанный мужчина в русской косоворотке выглядел более статным

Если обратиться к более древним старославянским временам, то происхождение слово «рубаха» произошло от созвучных «рубъ», что означало «рубище, полотно», а также слова «руш» (рвать, рушить). И это не является простым совпадением! Изначально рубаха представляла собой скромное и простое по крою одеяние: туникообразное полотнище, сложенное вдвое, с прорезью для головы.

Первые рубашки отнюдь не шили или резали, а руками отрывали кусок ткани. В результате несложной эволюции, к такому одеянию добавились длинные и свободные рукава. Первые рубахи шились из конопляного волокна, и только многим позже миряне стали использовать хлопковое и льняное полотно.

Что касается женской рубахи, то ее история не менее богата на события, нежели мужская. Первые рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, длинным, именовалась такая одежда «стан».

Такая женская нижняя рубаха была популярна в 13 веке

Существовали всевозможные рубашки для различных жизненных случаев: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью такой рубахи в народном стиле, с точки зрения истории, до сих пор считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».

Рубаха для ворожбы украшалась особым орнаментом

Как и любой элемент, составляющий национальный костюм, рубаха имеет интересную и колоритную историю, интерес к которой не утрачен и по сей день.

Верхний Палеолит

Где-то 35-10 тысяч лет назад закончился последний ледниковый период, и современные люди расселились по всей Земле. Первые современные люди назывались кроманьонцами. После их появления в Европе начался быстрый рост их культур, самыми известными из которых являются Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская. Северная и Южная Америка были заселены через Берингов перешеек, который существовал в древности. Позже он превратился в Берингов пролив. Одним словом, на планете стало жить очень много охотников-собирателей, которые пользовались различными типами каменных инструментов в зависимости от региона.

Скара Брай, Шотландия. Наиболее полно сохранившаяся неолитическая деревня в Европе

Собирательско-охотничий образ жизни

Первобытные люди не сидели на одном месте, им приходилось круглый год кочевать, чтобы добыть себе пищу. Собирали в основном ягоды, растения, орехи, а охоту вели на диких животных – оленей, диких кабанов, мамонтов. Стада животных, например, северных оленей, мигрировали, а за ними передвигались и люди, получая от животных мясо и молоко.

Миграции возникали по двум основным причинам:

  • сезонные, о чем мы сказали раньше, связанные с передвижением животных;
  • климатические, вызванные серьезными изменениями климата.

100 тыс. лет назад климат был куда холоднее, чем сейчас. В теплое время года, рядом с пастбищами, первобытные люди строили хижины. Когда наступали холода, они перебирались в пещеры, недалеко от источников воды. В отсутствии пещер стоянки организовывались из костей животных, шкур и камней.

В значительной степени жизнь облегчилась использованием огня. По меньшей мере, 700 тыс. лет назад человек уже мог использовать огонь. Возможно, он увидел его после очередного удара молнии об дерево, а тлеющие угли поддерживались от стоянки к стоянке. Позже человек обнаружил, что огонь появляется от быстрого трения деревянных палочек или искры выбиваются от удара кремня об камень. Считается, что лучковая дрель была изобретена как минимум 4 тыс. лет до н.э., а это облегчило добычу огня в несколько раз.

БС-3 – первая во многих смыслах

Навигация

Былинные воины. Русские Богатыри.

В эпоху Древней Руси, помимо войн между представителями различных народов, государство восточных славян сотрясали междоусобные войны. Но ввиду наступления внешних агрессоров, славянские народы были вынуждены объединиться против общего врага. Воинов в Древней Руси очень почитали и уважали. О них слагали былины и сказания, в которых защитники земли русской обладали не дюжей силой, храбростью, солдатской доблестью и справедливостью. Как выглядел древнерусский воин в былинах?

Между прочим…

Богатырей описывают как крупных, статных и широкоплечих мужчин, обладающих громким голосом. У таких воинов тяжелые руки с короткими пальцами и, как говорили в древности, косая сажень в плечах. Волосы русских богатырей доходили до плеч, а их брови были очень кустистыми, как бы свисающими на веки.

Каждый воин имел своего коня, щит и меч. Меч на Руси весил около двух килограммов, и щит не уступал ему в тяжести. Добавьте сюда металлический тяжелый шлем и кольчугу, и получим снаряжение, которое не каждому дано поднять, а уж тем более – носить и воевать в нем. Чаще всего, сказания показывают нам богатырей как ловких и умелых молодых людей.

Фото с сайта likeforyou2.ru

Былинные воины были равнодушны к еде, но очень любили поспать. Считалось, что именно во сне они набирались сил. Но в былинах и сказаниях часто преувеличивался образ такого мужа, как древнерусский воин. Картинки, на которых изображены богатыри, показывают нам просто огромных по размеру мужчин, гордо восседающих на своих лошадях. Они с легкостью держат свои тяжелые доспехи и оружия, как будто это пушинки. В реальности таких людей очень мало, но это не исключает того факта, что в Древней Руси были по настоящему смелые и сильные воины.

Как выглядел славянский воин на самом деле? Какую одежду носил в обыденной жизни? Каковы были его доспехи и оружия? Такими вопросами задаются все, кого интересует история Древней Руси

Любой интересующийся желает больше знать о таком важном человеке на Руси, как %древнерусский воин, описание% жизни которого может немного отличаться в разных источниках. Давайте разбираться по порядку

Как одевались славянские дети?

Дети недалеко ушли от родителей и одевались в длинные рубахи. Мальчики, подобно отцам, носили рубашку и штаны, а девочки — более длинные рубашки. Поэтому славянская детская одежда практически копирует взрослую, за некоторыми исключениями. Матери-славянки старались украсить детский наряд. Например, подол рубашки, рукава, ворот украшались обережной вышивкой. Девочкам зачастую в волосы вплетали проволочные колечки и к головному убору добавляли подвески в виде бубенчиков. Как считают историки, такие бубенцы помогали родителям присматривать за своим чадом.

Детская обувь слегка отличалась от аналогов для взрослых. Основное отличие заключается в том, что башмаки имели широкие носы и предусматривался большой подъем. На некоторых моделях встречались орнаменты. Для этих целей в коже делались вставки и насечки, а через них продевались цветные нити для декора.

Мужская одежда

Мужская одежда также разделялась на повседневную (рис. 4) и праздничную (рис. 5), но при этом у мужчин была еще и ритуальная, т.е. богослужебная и воинская одежда.

Ритуальная мужская рубаха (рис. 6) имела яркую, красочную обереговую Родовую вышивку, кроме того, она была длиннее, чем повседневные или праздничные рубахи и доходила до пят, ибо каждый старший мужчина в древних Славянских и Арийских Родах Великой Расы был жрецом-хранителем Священного Огня и приносил Требы и Дары на домашний Огненный жертвенник, находящийся возле Куммира Бога-Покровителя сего древнего Рода.

Воинская мужская рубаха (рис. 7) была средних размеров, длина ее доходила до колен. Она всегда изготавливалась из плотной ткани, ибо сию рубаху мужчины надевали под кольчугу или иные ратные доспехи. На ней вышивалась особая воинская Обереговая символика. Воинские рубахи мужчины одевали на собрания Общин, во время проведения Собора, Круга или Вече, а также на празднование Тризны и празднование праздников в честь Богов-Воителей. Общинная дружина носила воинские рубахи в повседневной жизни.

Неизменным дополнением к мужской рубахе был пояс. Повседневную рубаху подпоясывали тонким полвершковым * поясом или верьвью **, сплетенной из разноцветной тесьмы. Праздничную мужскую рубаху подпоясывали разноцветовым с Родовой Обереговой символикой вершковым *** поясом, а Ритуальную рубаху — широким поясом в полтора и в два вершка ****.* полвершковый – 1/2 вершка, что соответствует 22,225 мм.
** верьвью – т.е. специально сплетенной из льна веревочкой.
*** вершковый – 1 вершок – древняя Славяно-Арийская мера длины соответствует 44,45 мм.
**** полтора и в два вершка – полтора вершка соответсвует 66,675 мм, а 2 вершка = 8,89 см.

Воинские мужские рубахи подпоясывали различными поясами, но только в том случае, если рубаху носили в повседневном обиходе. Когда воины одевали поверх рубахи ратные доспехи или кольчугу, то пояс не использовали, ибо ратные доспехи и кольчуга, сотворенные при помощи Живого Огня, несут в себе Обереговую Силу Богов, кроме того, разрез ворота на воинских рубахах был посредине.

Пояс для любого человека из Родов Великой Расы и потомков Рода Небесного символизировал Обережный Круг Богов, которые не только оберегают человека, но и направляют его по Правому Пути. Если человек появлялся в обществе без пояса или его рубаха не была подпоясана хотя бы вервью, то про него говорили, что он распоясался и может натворить немало бед, ибо он творит свои деяния не по Божескому и Родовому 3aкoнy, а под влиянием темных сил или духов.

Предметы мужского гардероба в России

Мужчины-крестьяне на Руси одевались одинаково, а женщины старались нарядиться поярче

Мужская крестьянская одежда на Руси мало чем отличалась от древних славянских национальных костюмов, основные элементы которых:

  • Рубаха, выкраиваемая из нескольких кусков холста. Рабочая одежда имела серый цвет, а праздничные рубахи шились из яркой ткани, часто использовался красный цвет. Большинство швов украшалось красным кантом, присутствовали элементы обережной вышивки. Простую рубаху мог себе позволить каждый крестьянин, знаменитые «кумачёвые» — только богатый человек. Этот основной элемент русского костюма носился навыпуск, поверх него завязывался узкий пояс или шнурок;
  • Порты – традиционные русские штаны, которые шили неширокими и сужеными в районе щиколоток. Имели специальный шнурок-гашник, выполняющий роль пояса. Ширинка тоже завязывалась специальной лентой. Снизу порты заправлялись в онучи, после чего надевались лапти. Если у человека были сапоги, то онучи не обматывались. Начиная с XVII века богатые крестьяне и большинство торговцев стали носить поверх портов штаны из сукна или шёлка, часто с подкладкой;
  • Зипун появился в северной части России, широко использовался весной и осенью. Он представлял собой верхнюю одежду полуприлегающего, расширенного книзу силуэта, длина доходила до колена и ниже;
  • Кафтаны – одежда для богатых, носилась поверх зипуна. Могли отличаться друг от друга не только отделкой, но и внешним видом, разделялись на домашние, обычные, выходные. Для отделки кафтанов брали витые шнуры, петлицы, пуговицы из драгоценных металлов и жемчуга.

Источники

А вот ещё:

ГАЗ 33023 с 2003 по 2010 год

Следует отметить, что длиннобазные модели ГАЗ 330232 пошли в серию за год до первого рестайлинга, то есть, в 2002-ом, поэтому во втором поколении «Газель Фермер» модификаций уже было больше.

Размер шасси газели Фермер

С 2003 года постепенно менялся модельный ряд двигателей. Со временем перестали устанавливать карбюраторные ДВС ЗМЗ 402, УМЗ 4215, на смену им пришли следующие моторы:

Правда, турбодизельный двигатель ГАЗ 560 был снят с производства в 2008 году – двигатель хоть и обладал отличными техническими характеристиками, но был сложен в ремонте, и стоимость запчастей на него никак не устраивала автовладельцев – детали слишком дорогие.

Самое главное внешнее отличие обновленной «Газели Фермер» с 2003 года – совершенно другие фары, капот, решетка радиатора и передний бампер. Фары приобрели каплевидную форму, а поворотные фонари спрятали в фары – они уже не являлись отдельными элементами. В салоне поменялась панель приборов и некоторые детали системы отопления.

Мужские рубахи в XX и в XXI веках

В эпоху «русского стиля» внешний вид продолжает изменяться. Из туникообразного кроя уходят боковые детали, которые либо заменяются подклинком, либо сшиваются одним швом. Они становятся заметно короче (чтобы не торчали из-под пиджака, а также появляются прямые брюки, вместо традиционных портов) и в целом испытывают большое влияние городской моды. Из города приходит втачной и фигурный рукава, плечевой шов (рис. 33). Именно в это же время под влиянием косоворотки появляется и гимнастерка для русской армии.

Это связано не только с вхождением в моду пиджаков и брюк, но и повышающимся мастерством швей, которые теперь могут выкраивать более сложные детали.

Большая часть дошедших до нас моленных и повседневных рубах староверов имеет именно такой поздний крой (рис. 34).

В 20-е — 30-е годы формируется рубаха с отложным воротником (рис. 35, 36), а еще позднее вытесняется городской сорочкой, оставшись только в обиходе староверов в качестве моленной одежды и как часть культуры престижа. Среди староверов Северной и Южной Америки вошли в моду рубахи из покупных тканей кислотных оттенков, с «перехватами»-манжетами на рукавах и планкой посередине. Они украшаются шелковой машинной и ручной вышивкой в технике и приобрели свой неповторимый стиль (рис. 37).

Стоит отметить, что наметились и некие идентичностные различия в рубахах. Например, уральские часовенные «своей» считают рубаху с прямым рукавом и боковой планкой, тогда как рубахи с манжетами и планкой посередине называют «американскими гимнастерками».

В начале XXI века на фоне интереса к корням появляются бренды, предлагающие современную русскую одежду. И, конечно же, русскую мужскую рубаху не обошли стороной. Один из самых известных молодых брендов, у кого это всё-таки получилось (сделать косоворотку вновь актуальной), — это VARVARA ZENINA, г. Москва.

Советский союз привнес свои изменения, и зачастую в городах даже в качестве моленной рубахи используются обычные сорочки, перетянутые веревочкой-пояском. Но мы надеемся, что богатое наследие русской традиции и традиции староверов как его частное проявление не канет в лету и современники с теплотой вновь вернутся к ношению своих родных косовороток не только на молитву, но и в повседневной носке!

Обувь[править]

  • Лапти, обувь бедняков, особенно крестьян. Первое упоминание о них содержится в Повести временных лет за 985 (причём сразу в контексте того, что лапти носят бедняки, дескать, стричь дань с побеждённых волжских булгарах, поголовно в сапогах западло, так что «поидемъ искать лапотниковъ»), а изображаются впервые в миниатюрах XVI века. У русских, финнов, карел и скандинавских народов было косое плетение, а у украинцев, белорусов и прибалтов — прямое.
  • Поршни/моршни или постолы — кожаная обувь, похожая на лапти и изготавливавшаяся из одного куска кожи, через которые продевался шнурок. Стали менее употребительны после монголо-татарского ига. Окончательно были заменены лаптями и сапогами в XIX-начале XX вв., хотя их аналоги у некоторых других славянских народов и не-славян с большим славянским влиянием (румыны, венгры, греки, албанцы, прибалтийские и финно-угорские народы Поволжья) сохранялись до Второй Мировой войны.
  • Онучи, они же обмотки — куски ткани, обматываемые на ступни и голень, поверх которых носились лапти и поршни. Чтобы они не спадали, их привязывали тонкими верёвочками к обуви.
    • Вполне возможно, что вязаные носки русичи тоже знали, о чём свидетельствует находка под Рязанью, датируемая XI-XII веками.
    • Ноговицы — онучи для знати.
  • Сапоги. Вначале у них не было каблуков, и, чтобы не образовывались складки, их перевязывали лентами. Каблуки у русских сапог появляются в XIV в. Их уже не перевязывают, но зато делают остроносыми или с закрученными носками. Особым шиком являлись сапоги из сафьяна — выделанной особом образом телячьей кожи, которая довольно долгое время была исключительно импортной, однако в 1666 г. при хозяйстве царя Алексея Михайловича был открыт первый кожевенный завод, занимавшийся производством сафьяна.
  • Полусапоги — бытовали на рубеже XII-XIII вв.
  • Чоботы — туфли, обувь знати. Согласно этикету, царь имел право ходить только в туфлях (хотя в современном украинском языке это, наоборот, сапоги).
  • Валенки — зимняя обувь, как ясно из названия, свалянная из шерсти. Появились после монгольского нашествия и происходят от «пимов» — шерстяной обуви кочевников Урала и Западной Сибири.

За миллион лет до нашей эры

Периоды древней истории человечества носят названия по ведущему материалу, из которого тогда изготавливали орудия труда. Первый период назвали каменным веком. Хотя орудия первобытные люди изготавливали и из дерева, костей, рогов и бивней животных, каменные орудия имели, судя по всему, преимущественное употребление. Длился каменный век не столетие, а тысячи и миллионы лет. За это время человек прошёл значительную эволюцию и в конце концов превратился в человека современного облика. В это время люди научились не только пользоваться орудиями труда, но и изготавливать их (что, собственно, и отличает человека от животных), освоили огонь, начали строить жилища.

Археологи разделяют весь каменный век на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, принято делить на нижний (слои этого времени залегают глубже, ниже других), средний и верхний. Выделяют еще период финального палеолита. 

Основными занятиями людей почти на всем протяжении каменного века были собирательство и охота на различных животных. Кстати, ряд исследователей считает, что первобытные использовали в пищу и трупы павших животных. Около мамонтовых кладбищ – мест, куда эти гиганты приходили умирать, археологи находят поселения человека. Люди, видимо, использовали мясо павших мамонтов в пищу, а кости, черепа и бивни – для постройки жилищ. 

На первых этапах люди занимались загонной охотой на стадных животных. Вероятно, в это время они и приручили собаку. Стаи собак были не только хорошими партнерами по охоте, но и стратегическим запасом пищи: в тяжёлые времена, когда охота не ладилась, четвероногих друзей использовали в пищу. Для охоты на крупных животных устраивались ловушки. А вот охота на мамонта была эпизодической, а не постоянной, как принято считать. Объектом охоты были или молодые, еще не заматеревшие мамонты, или ослабленные болезнью. 

В охоте на крупных животных стали использовать копья, сначала цельнодеревянные с наточенным и обожженным для прочности на огне концом, а потом с наконечником из кремня. В дальнейшем была изобретена копьеметалка, увеличивавшая убойную силу копья и дальность его полета.

Кроме охоты и собирательства люди каменного века занимались рыбной ловлей. Для этого они придумали ловушки, крючки, сети из корней сосны и крапивного волокна. 

Для производства большинства орудий труда использовался кремень. Другие породы не подходили, разве что кварцит и обсидиан – вулканическое стекло.

На ряде предметов эпохи палеолита отмечены примитивные рисунки. Известны многочисленные цветные рисунки на стенах пещер. Это изображения животных, на которых охотились люди. Найдены первые человеческие захоронения, относящиеся к этой эпохе. Палеолитом датируют небольшие фигурки из кости и рога с чертами портретного сходства. Кроме этого, были обнаружены статуэтки из кости и глины, называемые палеолитическими Венерами. Они изображают женщин с подчёркнутыми формами: большой грудью и громадными бёдрами. Возможно, это изображения матери всего сущего, которой поклонялись люди. Ученые предполагают, что именно тогда у человека зародились первые религиозные представления.

Свадебный наряд в Древней Руси

Женский свадебный наряд

fs.nashaucheba.ru

Свадебная древнерусская одежда женщин была красивой, аккуратной, настоящим шедевром. Это не обязательно белое платье и белая фата как сегодня. Шили свадебный наряд девушки себе сами. Им помогала мама, бабушка, старшая сестра. Обычно наряд передовался из поколение в поколение. Наряд невесты показывал статус ее семьи. Делился наряд на довенчальный и послевенчальный.Довенчальный наряд невесты представлял собой длинное до пола платье с рукавами в темных тонах. Это было традицией в Древней Руси,потому что считалось, что девушка хоронит свою молодость и переходит во взрослую жизнь. Послевенчальное платье было красивое, яркое, настоящее произведение исскуства. Шили платья, сарафаны из льна, ситца, бархата.

Украшали бисером, лентами, тесьмой, вышывали красивые узоры золотыми нитками. У знатных богатых невест наряд был максимально роскошным. Украшался камнями, жемчугом, поэтому был тяжелым и весил до двадцати килограмм. Часто свадьбы проводили на покров, поэтому у невесты обязательно поверх свадебного платья надевали дорогую шубу с мехом.

На голове обязательно красивый длинный платок, кокошник. На второй день после брачной ночи, невесте надевали на голову кику, которая означала, что теперь она не девушка, а замужняя женщина.
Кика представляла собой открытую корону, украшенную камнями, бисером, жемчугом, тесьмой.

Мужской свадебный наряд

Мужской свадебный наряд состоял из рубахи и штанов. Обычно костюм жениха был белого цвета с красной вышивкой, узором, что символизировало счастье, плодородие в будущем браке. Рубаху жениху шила будуща жена.Штаны жениха были полосатые, широкие, сшитые из сукна, с карманами. Из кармана всегда выглядывал кусочек ситцевого платка, который невеста дарила будущему мужу перед свадьбой. Это тоже было свадебной традицией в Древней Руси. Свадебный наряд дополнял широкий красный пояс из атласа, ситца, а также меховая шуба или кафтан.

Читайте больше о славянских обрядах

См. также

  • Косоворотка
  • Сарафан
  • Панёва
  • Кокошник (головной убор)
  • Сорока (головной убор)
  • Лапти
  • Народный костюм Белгородчины
  • Украинский национальный костюм
  • Русское национальное жилище

Мужские рубахи в Новое время (XVIII—XIX века)

От необычных царских и боярских рубах XVII века перейдем к одежде староверов в Новое время. Прежде всего, стоит сказать, что крой мужской рубахи удивительным образом конструктивно почти не менялся до XX века. Он оставался схожим для разных слоев населения и сословий, отличаясь только тканью и богатством отделки.

Мы имеем крайне мало сведений о крестьянских и староверческих рубахах в XVIII веке. Интересны лишь упоминания, касающиеся цвета. Так, Польский собор 1752 года в статье 41 запрещает юношам ношение красных рубах.

Любопытно, что в среде старообрядцев «поляков» и «каменщиков» Алтая сохранился туникообразный крой с вошвами и квадратным вырезом с боковым разрезом (рис. 21,22). Отличает эти рубахи обилие вышивки в разной технике — поддевчатый, тамбурный, досюльный и наборный швы.

В XIX веке на уральских заводах рубаха-голошейка с круглым вырезом и боковым разрезом, изготавливаемая из кумача или шелка (для праздничной вещи), либо «своедельщины» (самотканого материала, используемого при повседневной носке), была характерна для старообрядческого населения. Ворот и разрез, как правило, были украшены сутажным золотным «гасником»-шнурком, характерным для зажиточного населения заводов и купцов: «Но большая часть купцов и мещан носят … рубашку из холста, но более из красной пестрели, а не редко и из шелковых материй с косым воротом, обложенным шелковым или золотым шнурком….», — отмечает Н.С. Попов, член русского экономического общества в 1804 году. Данный приём происходит от мужской одежды XVII-XVIII веков. Гасник держал литые пуговицы округлой формы. В некоторых случаях гасник и пуговицы могли быть золотыми, но чаще всего — бронзовыми или из серебра (рис. 23). Во второй половине XIX века голошейки почти полностью вытесняют рубахи с воротом-стойкой.

Среди старожилов пермского края и коми-пермяков бытует крой мужской рубахи с подклинками сзади, напоминающий крой рубах 15-17 веков (рис. 24, 25). Они также украшены обилием тканого орнамента и закругляющейся вышивкой по вороту в технике набор и имеют стойку. Аналогичного вида рубахи бытовали в конце XIX века в среде прибалтийских поморцев. Отличала их только прямота линий, что объяснимо вхождением в моду пиджаков (рис. 26). Таким же образом объяснимо и появление рубах с косой планкой в начале XX века, имевших место и в среде староверов (рис 27, 28).

Мы рассмотрели самые экзотичные рубахи, и стоит сказать, что большинство бытовавших рубах имели прямой туникообразный крой с боковой планкой и воротом-стойкой. Повседневные изготавливались из пестряди (клетчатой ткани) (рис. 29) либо неокрашенного холста, праздничные же из покупного материала, белого тонкого холста, украшенного вышивкой (рис 30).

Впоследствии крой начинает изменяться. К концу XIX века появляются рубахи на кокетке (рис. 31), формирующиеся под влиянием городской моды и неорусского стиля. В эту же эпоху в городской среде и среде интеллигенции ношение косоворотки становится символом инакомыслия и иногда — принадлежности к революционным идеям.

Моленные же рубахи оформлялись как отдельный вид одежды, постепенно становясь однотонными, выполненными из своедельщины либо из богатых покупных материалов (в зависимости от согласия), иногда были аналогичны праздничным (рис. 32). И вместе с модой менялся и их крой. На сегодняшний день мы имеем в употреблении как рубахи старинного туникообразного кроя, так и уже рубахи нового городского кроя с втачным рукавом.

Заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector