Технологии “стелс” в авиации №1

Содержание:

Силовая установка

Силовую установку самолёта составляют два двухконтурных турбореактивных двигателя (ТРДД) F404-F1D2, сконструированные инженерами корпорации General Electric. На максимальном режиме каждый развивает тягу 4 850 кгс.

F404-F1D2

эти турбореактивные двигатели установлены на борту

С обеих сторон фюзеляжа располагаются регулируемые воздухозаборники. Материал, из которого они изготавливаются — композит с большим радиопоглощающим коэффициентом. Это сделано для снижения заметности в полёте.

Ещё одно отличие конструкции воздухозаборников, значительно снижающее радиозаметность — наличие разделителя потока. Не попадающий в двигатель воздух направляется в экранируемое крылом сопло плоского сечения. Его размеры — 165×25 см.

Снизу панели сопла оснащены специальными плитками, хорошо поглощающими тепло. Количество сопел — 2.

Двигателем F404-F1D2 кроме «Ночного ястреба» оснащались одиннадцать типов боевых самолётов, в том числе палубный штурмовик F/A-18 «Hornet».

Двигатель «Ночного ястреба» — F404-F1/D2 корпорации «Дженерал Электрик»

Характеристики

Изображения

Экспонаты музеев

Характеристики F-22 Raptor

Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире.

F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года. Экипаж F-22 может состояться только из одного человека. Чистая масса – около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. При полете истребитель развивает скорость до 2410 км/ч.

Литература

  • Белянская О. Часть 4. 2000—2010 гг. Отдел № 0514 // 40 лет на страже отечества и мира. Книга очерков / Под ред. Споршева Г. М. — Юбилейное подарочное издание. — Нижний Новгород: ОАО «ЦНИИ „Буревестник“», 2010. — С. 85, 87, 103. — 106 с.
  • Авторский коллектив под руководством Панова В. В. 3 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации. Исторический очерк. 3 апреля 1947—2007 / Под ред. Константинова Е. И. — М., 2007. — 400 с. — 1000 экз.
  • За победу! // Газета открытого акционерного общества «Уральский завод транспортного машиностроения». — Екатеринбург, 2014. — Вып. 5332. — № 3.
  • Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. Часть III. ЦКБ «Титан» на рубеже 21-го века // «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей редакцией Шурыгина В. А. — Волгоград: Страница-2, 2000. — С. 105. — 1000 экз.
  • Ильин В. Нижний Тагил: Смотр оборонных технологий // Техника и вооружение: вчера, сегодня завтра. — М.: Техинформ, 2001. — № 10. — С. 43.
  • Foss J. C. Jane’s Armour and Artillery 2001—2002. — Jane’s Information Group, Inc., 2001. — 938 p. — ISBN 9780710623096.

Карпенко А. В. «Оружие России». Современные самоходные артиллерийские орудия. — СПб.: Бастион, 2009. — С. 54. — 64 с.

Внешнее оформление

Экстерьер модели МР-161К привлекает своим агрессивным видом, выполненным с подчеркиванием лаконичности форм и употреблением современного высокопрочного пластика. Оригинальный дизайн продуман до мелочей. Отсутствие ненужных деталей, оснащение рабочих частей специальными элементами и доступная цена – это факторы, которые больше всего повлияли на популярность рассматриваемого охотничьего оружия.

Например, материалы в районе обхвата и удержания ружья способствуют максимально комфортной эксплуатации карабина даже при неблагоприятных погодных условиях (снег, дождь, мороз). Немаловажную роль для начинающих пользователей и женщин играет отсутствие скольжения щеки и плеча при прицеливании, что обусловлено низкой отдачей при произведении выстрела.

ВЕЛИКОЕ ПРОЩАНИЕ С ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ — ГЕНЕРАЛИССИМУСОМ ИОСИФОМ ВИССАРИОНОВИЧЕМ СТАЛИНЫМ. 9 МАРТА 1953 ГОДА. МОСКВА.

Варианты [ править ]

Первыми прототипами были F-111B под номерами 1–3; № 4 и 5 — прототипы с облегченным планером. № 6 и 7 имели облегченные планеры и улучшенные двигатели TF30-P-12 и были построены почти в соответствии с производственными стандартами. Они были также примерно на 2 фута (0,6 метра) длиннее из-за дополнительной секции между кабиной и обтекателем. Первые пять самолетов включали воздухозаборники Triple Plough I. Последние два имели воздухозаборники Triple Plough II. Первые три B-модели были оснащены катапультными креслами, а остальные включали капсулу аварийного экипажа.

Список F-111B
Число Серийный номер Описание Место или судьба
1 151970 Опытный образец с тяжелым планером, двигателями TF30-P-3 После летных испытаний использование было прекращено в декабре 1969 года.
2 151971 Опытный образец с тяжелым планером, двигателями TF30-P-3 Используется для испытаний ракет Hughes. Погиб в авиакатастрофе 11 сентября 1968 года.
3 151972 Опытный образец с тяжелым планером, двигателями TF30-P-3 Был поврежден и ушел на пенсию. Использовался для испытаний реактивной струей в NATF, NAES Лейкхерст , штат Нью-Джерси, и, вероятно, был там списан.
4 151973 Опытный образец с облегченным планером, двигателями ТФ30-П-3 Разрушен в результате аварии двойного двигателя 21 апреля 1967 года.
5 151974 Опытный образец с облегченным планером, двигателями ТФ30-П-3 Авария совершила посадку в NAS Point Mugu , Калифорния, в октябре 1968 года . В 1970 году была демонтирована на NAS Moffett Field , Калифорния.
6 152714 Опытная версия, двигатели TF30-P-12 Используется для испытаний ракет Hughes. Списан в 1969 году. Выведен из инвентаря в 1971 году и использован на запчасти. Был сфотографирован в 2008 году на свалке в Мохаве, Калифорния .
7 152715 Опытная версия, двигатели TF30-P-12 Списан и хранится в NAWS China Lake , Калифорния (ожидает восстановления).

F-111B, BuNo 151974, на корабле USS Coral Sea в июле 1968 года. Он совершил аварийную посадку в NAS Point Mugu, Калифорния, 11 октября 1968 года и впоследствии был списан.

Уязвимость для современных средств обнаружения[ | ]

По большинству боевых и специальных вспомогательных машин, созданных с применением стелс-технологий, отсутствуют независимые данные по величине эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) в различных диапазонах, так как экспертная оценка этой информации может повысить их уязвимость. Часть данных о заметности подобных машин основана на теоретических оценках, также существуют случаи намеренной дезинформации, завышающие либо, наоборот, занижающие реальное значение ЭПР

Поэтому ко всем оценкам величин заметности малозаметных военных машин следует относиться с высокой степенью осторожности

По мнению начальника противовоздушной обороны ВКС России генерал-майора В. Гумённого, в настоящее время «самолеты-невидимки», созданные по технологии Стелс, не невидимы для отечественных средств ПВО, — такие цели благополучно берутся на сопровождение и своевременно уничтожаются. Однако не упоминается ни расстояние, на котором возможно осуществлять подобные операции, ни количество целей, которое средство обнаружения способно сопровождать.. Также отсутствует документальное подтверждение прецедентов по перехвату «самолетов-невидимок» ПВО ВКС России.

Описание невидимки B-2 Spirit

Этот стелс-самолет был разработан американской . На сегодняшний день находится в активной эксплуатации. Представляет собой тяжелый стратегический бомбардировщик. Предназначен для поражения больших тактических наземных объектов. Способен прорваться через плотную ПВО благодаря использованию технологии «Стелс». В грузовом отсеке имеет возможность транспортировки ядерного оружия. Проект «Спирит» американскому правительству обошелся в 45 миллиардов долларов.

Экипаж бомбардировщика состоит из 2 человек. Номинальная масса невидимки равняется 72 т. Параллельно с этим самолет способен поднять в воздух до 100 тонн припасов и топлива. Все четыре двигателя двухконтурные турбореактивные. Максимальная тяга – 30500 кгс. Бомбардировщик развивает скорость до 1010 км/ч. Дальность полета превышает 11 тысяч км. В стандартное вооружение входят бомбы класса Mk или CBU, ракеты AGM и ядерное оружие литеры B. На данный момент это самый большой в мире стелс-самолет.

Сколько служат в морфлоте по призыву и контракту?

Согласно российскому законодательству, а именно ст. 38 №53-ФЗ срок службы в морском флоте строго регламентирован:

  • для призывников срочной службы – 12 месяцев;
  • для младшего командного состава и новобранцев – 2 или 3 года в зависимости от условий, указанных в контракте;
  • для иностранных граждан младшего состава – 5 лет;
  • для старшего командного состава в офицерском звании – 5 лет.

После истечения указанного срока повторный контракт будет заключаться, начиная от 1 года до максимально возможного, в зависимости от того, как проявил себя конкретный человек. После наступления пенсионного возраста повторный контракт может быть оформлен на срок от 1 года до 10 лет.

Юрий Пашолок. Самый массовый немецкий танк, родившийся из башни

Летные характеристики самолета-невидимки ВВС США

Параметры самолёта всецело направлены на реализацию главной задачи. F-117A предназначен для скрытного проникновения к стратегическим тыловым объектам противника. Относительно небольшой ресурс самолёта по дальности полёта и боевому радиусу означает, что главными целями находящихся на его борту высокоточных управляемых боеприпасов являются управляющие коммуникации противника — штабы, узлы связи, объекты ПВО и авиация.

Тип самолёта F-117A Nighthawk
Экипаж: 1
Длина, м 20,08
Высота, м 3,78
Размах крыльев, м 13,2
Площадь крыла, кв.м 73
Угол стреловидности, град 67.30
Масса, кг: пустого самолёта

нормальная взлётная

максимальная взлётная

13 380

21 150

23 815

Масса топлива, кг 5 500
Боевая нагрузка, кг: при полной заправке

при неполной заправке

2 270

2 500

Скорость самолета Стелс, км/ч: крейсерская

максимальная

905

993

Практический потолок, м 13 700
Дальность полёта, км 1 720
Боевой радиус, км 860
Нагрузка на крыло, кг/кв.м.: с нормальной взлётной массой

с максимальной взлётной массой

290

327

Фронтальная ЭПР для моностатической РЛС в Х-диапазоне, кв.м. 0,025
Тяговооружённость, кгс/кг: при нормальной взлётной массе

при максимальной взлётной массе

0,46

0,41

Максимальная эксплуатационная перегрузка +6g

Кабина пилота F-117A похожа на пульт управления суперкомпьютера

Незаметный разведчик

Тем не менее, если достичь ЭПР в 0,3 метра всё же можно, то где же подобные проекты? А они были.

Что интересно, их путь очень походил на тот, что прошли американцы за 20 лет до того. В начале 80-х годов на испытания вышел советский ответ U-2 и его потомку TR-1 — самолёт КБ Мясищева М-17. К сожалению, как часто бывает, к моменту появления ответ уже устарел. Время, когда можно было летать высоко и игнорировать ПВО, прошло ещё в 1960 году. В итоге М-17 записали в истребители аэростатов и начали готовить ему замену. Военные хотели разведывательный радар как на TR-1 вкупе с высоким уровнем незаметности.

М-17РП2

Американский проект 50-х годов — модернизация U-2 со снижением заметности — очень напоминает М-17РП (фото: Скотт Лоутер)

Разработчики из КБ Мясищева пошли по простому пути — попробовали переработать конструкцию М-17 под радионезаметные формы и воткнуть радар. Получившийся проект М-17РП очень напоминал американские попытки 1957 года сделать «стелс» U-2. Результат вышел похожий — достичь нужного уровня незаметности не вышло. Кроме того, большой обтекатель радара портил и эти небольшие достижения. В итоге решили от «стелс» отказаться и делать просто высотного разведчика с радаром, получившего название М‑63.

Проекции М-17РП, хорошо виден обтекатель радара под фюзеляжем

Итоговый проект М-63 радионезаметности лишился полностью

Тем не менее, на этом история работы КБ Мясищева со «стелс» не заканчивается. В 1987 году стартовал проект самолёта-разведчика М-67 для обнаружения пуска американских МБР. В угрожаемый период такой самолёт должен был барражировать у границ США, дополняя своим оптическим комплексом спутниковую группировку.

Понятно, что американцы перед атакой попытались бы сбить такой самолёт, поэтому его главной защитой должна была стать именно незаметность. Исследуемые варианты М-67 напоминали американские стелс-бомбардировщики, в том числе и ещё секретный В-2. К сожалению, из-за развала СССР проект так и не зашёл дальше первичной проработки.

Один из вариантов самолёта «Мясищев» М-67

Российский ПЗРК «Верба»: история создания, описание и характеристики

Литература

В поисках самолёта-шпиона

Как это часто бывает, наша история начинается с любопытства. В конце 80-х завеса секретности с американских стелс-самолётов начала потихоньку спадать. За короткое время общественность увидела стелс-истребители, стелс-бомбардировщики, стелс-ракеты, стелс-вертолёты и даже стелс-корабли. Не хватало только одного класса, которому незаметность подошла бы больше всего — разведчиков. Быстро пошли слухи, что стелс-разведчик всё же существует, но он жутко секретный. А что секретно — то интересно, и авиационные журналисты начали рыть.

Идея создать малозаметный разведывательный самолёт для наблюдения за полем боя на основе демонстратора Tacit Blue существовала, но дело не дошло даже до чертежей

Вскоре исследователям показалось, что пазл складывается. Несколько сотрудниковНортроп» проговорились о существовании некой программы Tier III, что очень созвучно с обозначением TR(tactical recon), используемым для поздних модификаций самолёта-шпиона U-2. Кроме того, во время подготовки кБуре в пустыне» и в ходе самой операции несколько раз появлялась информация о странном самолёте треугольной формы с закруглёнными углами. Журналистам даже удалось найти изображение очень похожего проекта, датируемого 1979-м годом. Из всей этой истории и появилась легенда о секретном стелс-разведчике TR-3Манта».

Проект THAP(Tactical High Altitude Penetrator) послужил основой для реконструкции внешнего вида TR-3. На самом деле это была одна из ранних проработок будущего стелс-бомбардировщика

На несколько лет он стал любимым героем авиационной прессы, затмив другую выдумку — гиперзвуковой разведчикАврора». Однако быстро стало ясно, что к реальности эта история отношения почти не имеет.

В США и правда не существовало стелс-разведчика — но именно пилотируемого стелс-разведчика. Воздушная разведка была задачей, с одной стороны, слишком опасной, чтобы поручать её человеку, а с другой — достаточно простой, чтобы с ней справился дрон. Именно созданию высотного беспилотного малозаметного самолёта-шпиона и посвятили программу Tier III. В рамках предыдущей — Tier II — удалось разработать практически каноничный американский беспилотник MQ-1Предэйтор».

Единственным достоверным участником программы Tier III считается беспилотник RQ-3 Dark Star, не пошедший в серию. По поводу того, был ли серийный RQ-4 Global Hawk тоже частью Tier III, до сих пор ведутся споры

«Стелс» всегда похож на шедевр кубизма

Самые первые стелс-самолёты выглядели и правда крайне необычно. Ломаные формы, никаких гнутых линий и плавных переходов. По сей день, когда мы говорим о малозаметных самолётах, в голове рождается именно такая картинка.

Но в конце 80-х годов образ таких машин стал меняться. Уже В-2 выглядел почти как нормальное летающее крыло, F-22 и F-35 походили на вполне обычные самолёты. Многие решили, что произошёл частичный отказ отстелса» в пользу нормальной аэродинамики, чтобы самолёты не летали, как кирпичи.

На деле, эти изменения стали результатом развития вычислительных мощностей. Рассчитатьстелс» без применения компьютеров просто невозможно. В 70-х годах развитие вычислительных мощностей позволяло считать только объекты, состоящие из плоскостей. Оттого и пошли такие необычные формы, которые через пень-колоду заставляли летать. Но компьютеры совершенствовались быстро, и скоро стало возможно рассчитать куда более сложные, но привычные для нашего глаза и для аэродинамики формы, сохранив высокий уровень незаметности. Правда, на объектах вроде кораблей пока альтернатив ломаным формам нет — слишком уж большие.

Одним из самых незаметных самолётов, когда-либо летавших, считается американский Bird of Prey. Говорят, его ЭПР даже чуть ниже, чем у F-117. А ломаных форм нет совсем

Выжившие автомобили

Комментарии

Корабли с пониженной радиолокационной заметностью

Государственнаяпринадлежность Разработчик Название Статус Описание Изображение
Франция Франция DCNS Фрегаты типа «Лафайет» эксплуатируется малозаметный фрегат
Норвегия Норвегия Umoe Mandal Ракетные катера типа «Скьольд» эксплуатируется серия малозаметных высокоскоростных ракетных катеров
Швеция Швеция Kockums Корветы типа «Висбю» эксплуатируется серия многоцелевых корветов ВМС Швеции
Россия Россия Зеленодольское ПКБ Сторожевые корабли проекта 11661 эксплуатируется серия российских малозаметных фрегатов
Россия Россия ЦМКБ «Алмаз» Корветы проекта 20380 эксплуатируется корветы проекта 20380 отличаются многофункциональностью, компактностью, малозаметностью и высоким уровнем автоматизации корабельных систем
Россия Россия Зеленодольское ПКБ Малые артиллерийские корабли проекта 21630 эксплуатируется малозаметные артиллерийские корабли, предназначенные для усиления надводных сил Каспийской флотилии как в ближней морской зоне, так и в речных участках
Россия Россия Северное ПКБ Фрегаты проекта 22350 в постройке малозаметные многоцелевые боевые корабли дальней морской зоны
Россия Россия Зеленодольское ПКБ Малые ракетные корабли проекта 21631 эксплуатируется малозаметные ракетные корабли, предназначенные для усиления надводных сил Каспийской флотилии и Черноморского флота
США США Lockheed MartinGeneral Dynamics Littoral combat ship эксплуатируется малозаметные боевые корабли прибрежной зоны
США США Lockheed MartinGeneral Dynamics Эскадренные миноносцы типа «Замволт» эксплуатируется тип многоцелевого корабля с упором на атаки береговых и наземных целей
Индия Индия GRSE Проект-17A в производстве малозаметный фрегат
Израиль Израиль Northrop Grumman Ship Systemsпо израильскому проекту Корветы типа «Саар-5» эксплуатируется малозаметный корвет
Россия Россия ЦМКБ «Алмаз» неизвестно в разработке перспективный малозаметный эсминец
Украина Украина Кузница на Рыбальском Малый бронированный артиллерийский катер проекта 58155 («Гюрза-М») эксплуатируется малые бронированные артиллерийские катера с пониженной заметностью
Украина Украина Кузница на Рыбальском Десантно-штурмовой катер проекта 58181 (Кентавр) в производстве десантно-штурмовой катер с пониженной заметностью

F-35 Lightning II

Высокая цена F-22 не позволила заменить парк американских истребителей четвертого поколения, большинство из которых было разработаны в семидесятые годы прошлого века. Поэтому в середине 1990-х фирма Lockheed Martin начала разрабатывать истребитель F-35 Lightning II, который с 2020 года стал поступать на вооружении Корпуса морской пехоты и ВВС США. При разработке этого самолета преследовались две основные задачи: создать не просто передовой стелс-истребитель, а целое семейство самолетов — с обычным взлетом и посадкой, с вертикальным взлетом и палубный истребитель. С одной стороны, это удешевило и ускорило разработку, позволив использовать множество унифицированных узлов, но с другой — попытка использовать одни и те же конструктивные решения для фактически трех самолетов привело к недопустимым компромиссам.

Оружие

Американская летающая тарелка 1959 года

F-35 начали критиковать ещё до того, как он был принят на вооружение. Его ругали за плохую маневренность — в учебном воздушном бою он проиграл ветерану F-16, за небольшую скорость, за плохую малозаметность, малую нагрузку, однодвигательную схему, что отрицательно сказывается на живучести и тесноте кабины, в которой летчики вынуждены биться головой о фонарь и сидеть в неудобной позе. Досталось F-35 и за высокую цену как самого самолета (программа F-35 обошлась в 1,6 триллиона долларов), так и за дорогую эксплуатацию. Некоторые эксперты и вовсе отказались признавать его самолетом пятого поколения.

Lockheed Martin считает критику необоснованной, по‑прежнему утверждая, что F-35 является прекрасной боевой машиной, способной решать все возложенные на неё задачи. За все время эксплуатации F-35 было только два случая боевого применения самолета, да и то в качестве бомбардировщика. В прошлом году ВВС Израиля бомбили объекты в Сирии, а ВВС США наносили удары по наземным целям в Афганистане. В обоих случаях противодействия истребительной авиации противника не было, поэтому сложно оценить истребительные качества F-35.

Снятие с вооружения

ВВС США собирались эксплуатировать F-117 по крайней мере до 2018 года, однако нехватка денег на закупку новых многоцелевых истребителей F-22 заставила их начать процесс снятия «Найт Хока» с вооружения гораздо раньше. Официально об этом было объявлено осенью 2006 года. В том же году была закрыта школа подготовки пилотов F-117, её последний выпуск состоялся 13 октября 2006 года.

Первые десять F-117 были сняты с вооружения в декабре 2006 года. К марту 2008 года ВВС США продолжали эксплуатировать 15 самолётов этого типа. Формально процедура снятия с вооружения завершилась 22 апреля того же года, когда четыре F-117 в последний раз поднялись в воздух, совершив перелёт на авиабазу Тонопа.

Снятые с вооружения самолёты по состоянию на 2014 год находятся на хранении в специальном «хранилище 1000» и поддерживаются в полётопригодном состоянии. В 2016 году Конгресс США принял решение отправить имеющиеся F-117 на авиабазу Девис-Монтен в штате Аризона для хранения на открытой площадке. В феврале 2019 года в соседнем штате Невада наблюдались полёты четырёх самолётов этой модели.

Корабли с пониженной радиолокационной заметностью

Государственнаяпринадлежность Разработчик Название Статус Описание Изображение
Франция Франция DCNS Фрегаты типа «Лафайет» эксплуатируется малозаметный фрегат
Норвегия Норвегия Umoe Mandal Ракетные катера типа «Скьольд» эксплуатируется серия малозаметных высокоскоростных ракетных катеров
Швеция Швеция Kockums Корветы типа «Висбю» эксплуатируется серия многоцелевых корветов ВМС Швеции
Россия Россия Зеленодольское ПКБ Сторожевые корабли проекта 11661 эксплуатируется серия российских малозаметных фрегатов
Россия Россия ЦМКБ «Алмаз» Корветы проекта 20380 эксплуатируется корветы проекта 20380 отличаются многофункциональностью, компактностью, малозаметностью и высоким уровнем автоматизации корабельных систем
Россия Россия Зеленодольское ПКБ Малые артиллерийские корабли проекта 21630 эксплуатируется малозаметные артиллерийские корабли, предназначенные для усиления надводных сил Каспийской флотилии как в ближней морской зоне, так и в речных участках
Россия Россия Северное ПКБ Фрегаты проекта 22350 в постройке малозаметные многоцелевые боевые корабли дальней морской зоны
Россия Россия Зеленодольское ПКБ Малые ракетные корабли проекта 21631 эксплуатируется малозаметные ракетные корабли, предназначенные для усиления надводных сил Каспийской флотилии и Черноморского флота
США США Lockheed MartinGeneral Dynamics Littoral combat ship эксплуатируется малозаметные боевые корабли прибрежной зоны
США США Lockheed MartinGeneral Dynamics Эскадренные миноносцы типа «Замволт» эксплуатируется тип многоцелевого корабля с упором на атаки береговых и наземных целей
Индия Индия GRSE Проект-17A в производстве малозаметный фрегат
Израиль Израиль Northrop Grumman Ship Systemsпо израильскому проекту Корветы типа «Саар-5» эксплуатируется малозаметный корвет
Россия Россия ЦМКБ «Алмаз» неизвестно в разработке перспективный малозаметный эсминец
Украина Украина Кузница на Рыбальском Малый бронированный артиллерийский катер проекта 58155 («Гюрза-М») эксплуатируется малые бронированные артиллерийские катера с пониженной заметностью
Украина Украина Кузница на Рыбальском Десантно-штурмовой катер проекта 58181 (Кентавр) в производстве десантно-штурмовой катер с пониженной заметностью

Уязвимость для современных средств обнаружения

По большинству боевых и специальных вспомогательных машин, созданных с применением стелс-технологий, отсутствуют независимые данные по величине эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) в различных диапазонах, так как экспертная оценка этой информации может повысить их уязвимость. Часть данных о заметности подобных машин основана на теоретических оценках, также существуют случаи намеренной дезинформации, завышающие либо, наоборот, занижающие реальное значение ЭПР

Поэтому ко всем оценкам величин заметности малозаметных военных машин следует относиться с высокой степенью осторожности.

По мнению начальника противовоздушной обороны ВКС России генерал-майора В. Гумённого, в настоящее время «самолеты-невидимки», созданные по технологии Стелс, не невидимы для отечественных средств ПВО, — такие цели благополучно берутся на сопровождение и своевременно уничтожаются. Однако не упоминается ни расстояние, на котором возможно осуществлять подобные операции, ни количество целей, которое средство обнаружения способно сопровождать..

Как он создавался?

Разрабатывать B-2 Spirit начали в конце семидесятых годов, программа называлась «Advanced Technology Bomber» (ATB). Здесь не обошлось без политики: в ходе борьбы за президентское кресло республиканец Рональд Рейган обвинял демократа Джеймса Картера, что тот недостаточно заботится о безопасности страны и уделяет мало внимания новейшим оружейным разработкам. В итоге Картер, бывший на тот момент президентом, дал отмашку на производство новейшего бомбардировщика. Идея была проста и одновременно фантастична: создать самолет, который не виден на радарах. В случае удачи бомбардировщик преодолевал бы даже самую мощную ПВО так, как будто ее вовсе не существует.

Сразу выяснилось, что удобнее всего выполнить новый самолет по схеме «летающее крыло», когда у самолета вообще нет фюзеляжа. Теоретически это идеальная форма, так как в данном случае подъемную силу создает весь самолет, а не только крылья. Это делает машину маневренной — но вместе с тем чудовищно усложняет управление, так как «летающее крыло» крайне тяжело даже просто удерживать на курсе. Еще в тридцатых-сороковых годах в СССР, Германии и США проводились эксперименты по созданию таких самолетов, но все заканчивалось одним и тем же: очередной прототип терял управление и разбивался. Но на дворе были семидесятые, уже появилась достаточно совершенная автоматика, электродистанционная система управления теперь позволяла держать самолет ровно, не отвлекая на это все силы пилота. Поэтому идея выглядела перспективной.

Более того, именно «летающее крыло» дает самые большие возможности снизить заметность самолета для радаров: отсутствие выступающих частей вкупе с использованием радиопоглощающих материалов теоретически могли сделать бомбардировщик невидимым для врага. Стоимость всего этого была астрономической, но парадоксальным образом самолет будущего мог сделать расходы на будущую войну… ниже. Как это возможно? Очень просто.

Фото: topwar.ru

На представленной инфографике видно, сколько самолетов понадобилось бы при гипотетическом преодолении советской ПВО. Если использовать обычные самолеты, то успешный налет обеспечивался бы 32 бомбардировщиками, 16 истребителями эскорта, 12 самолетами для подавления ПВО и 15 заправщиками для этой армады. Использование высокоточного оружия понижало количество задействованных бомбардировщиков вдвое, а заправщиков — в полтора раза. Так, для тех же целей потребовалось бы всего восемь штук «Ночных ястребов» F-117 с технологиями незаметности при двух заправщиках. И, наконец, всю «работу» могли сделать всего два бомбардировщика-невидимки.

На разработку нового «стратега» были выделены нужные суммы, а за право стать создателем самолета будущего боролись ведущие авиакомпании США. Победителем вышла корпорация Northrop, что в какой-то мере символично: ее основатель Джон Нортроп всю жизнь был фанатом схемы «летающее крыло» и мечтал, что такие самолеты когда-нибудь будут доминировать в небе. Увы, он умер в 1981 году, так и не увидев воплощения своей мечты.

Работа над новым самолетом стоила больше 22 миллиардов долларов и заняла 10 лет, но конструкторам все же удалось создать «бомбардировщик будущего». Он не был похож ни на один серийный самолет в мире: без вертикального оперения, без фюзеляжа, без каких-либо выступов, покрыт углепластиком черного цвета. B-2 Spirit выглядел угрожающе — и красиво. В 1988 году новый «стратег» был представлен широкой публике.

Фото: topwar.ru

Разумеется, «невидимость» самолета была частичной — в воздухе его было отлично видно. Но его эффективная площадь рассеивания (ЭПР) — параметр, характеризующий заметность машины для радара — была и остается очень и очень низкой. Чем она ниже — тем ниже заметность самолета для радиолокационных систем.

Теоретически большинство самых мощных советских радаров (или даже все) не могли его заметить. «Дух» должен был неспешно (скорость машины по меркам конца восьмидесятых была смешной, в районе 1000 километров в час) долететь до нужной цели, выполнить задачу и удалиться. Оружием новейшего самолета были бомбы, никаких современных ракет ему не полагалось. Зато он мог нести сразу 80 обычных или 16 атомных бомб — хватило бы любому объекту. Лишь к началу 21 века для B-2 появились крылатые ракеты.

Сорта тюльпанов фото и названия: раннецветущие тюльпаны

Метки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector