Истребитель су-30 см: характеристики, вооружение, описание, фото

Сравнительная таблица представленных моделей

Для того чтобы вы смогли сравнить модели по характеристикам, предлагаем посмотреть таблицу ниже.

Модель Программы тренировки Автономная работа Вес маховика (кг) Степени нагрузки Проф. тренировка Цена (руб)
Spirit XBU 55 10 от генератора 13,6 20 да от 25700 до 27890
Svensson Body Labs CrossLine BТA 10 от генератора 13 16 да от 24440 до 26990
KETTLER 7661-600 Golf M отсутствует от батареек 7 10 отсутствует от 25500 до 27890
Oxygen Jet Star 19 от генератора 9 32 не предусмотрено от 25690 до 27890
HouseFit HB-8191HP не предусмотрено от батареек 3 8 нет от 8100 до 9560

Вооружение Су-30

Вооружение, которым оснащен самолет Су-30, можно разделить на ракетное и стрелково-пушечное. В составе стрелково-пушечных установок находилась встроенная автоматическая скорострельная одноствольная пушка калибра 30 мм ГШ-301. Она устанавливалась в наплыве правой части крыла и имела боезапас 150 патронов.

Ракеты приводились в действие авиационными пусковыми устройствами (АПУ) и авиационными катапультными устройствами (АКУ). Подвешивание ракет выполнялось в 10 точках.

На Су-30 можно было подвесить шесть управляемых ракет класса «воздух-воздух», имеющих среднюю дальность поражения. Они имели именование типа Р-27, с тепловыми (Р-27Т) или радиолокационными полуактивными (Р-27Р) головками самонаведения. Также на подкрыльевые узлы можно было установить ракеты ближнего боя типа Р-73.

Грозная красота

Прочие факты

Результаты несколько обескуражили сторонников американской техники. Так, превосходство новой техники в ближнем бою оказалось вполне предсказуемым, так как отечественные самолеты, в принципе, намного маневреннее старых Ф-15. Куда удивительнее было то обстоятельство, что индийские летчики оказались в выигрыше даже в тех случаях, когда речь шла о боях на средней дистанции.

Во многом это было обусловлено тем фактом, что Су-30 СМ (фото представлены в этом материале) обладают более совершенными системами, позволяющими обнаруживать и сопровождать сразу несколько целей. А потому нет ничего удивительного в том, что сразу после тех эпохальных учений в США активизировались сторонники немедленного доведения «до ума» новых Ф-22 «Раптор».

Опытные экземпляры

Первые два Су-30 СМ, характеристики которых вы найдете в статье, строились в период с 1995 по 1998 г. Первая машина, созданная на узлах стандартного Су-30, поднялась в воздух уже в 1997 году. За штурвалом сидел опытный испытатель В. Ю. Аверьянов. С середины того же года началась крупномасштабная программа по испытаниям и доводке новых машин с целью подготовки к их серийному производству. Оно началось в 2000 году. В то же время первый предсерийный истребитель был опробован Аверьяновым. По результатам этих испытаний, три опытные машины были переданы ОКБ для проведения плановых исследований и модернизации.

Книги

Первое литературное произведение, автором которого является Эрнест Сетон-Томпсон, — сборник «Птицы Манитобы» (1891). Интересен факт, что в правительстве этой провинции существовала должность натуралиста. После публикации «Птиц Манитобы» место предложили Сетон-Томпсону. В последующие 10 лет он продолжал посвящать книги флоре и фауне этих мест.

В библиографии анималиста около 80 книг, посвященных животным. Это и научные труды, и сказки для детей, и околофантастические романы. Одно из самых популярных произведений — цикл «Дикие животных, которых я знаю» (1898). Центральным персонажем заглавного рассказа является волк по кличке Лобо.

Лобо — это реальный волк, который обитал в Нью-Мексико в XIX веке. Он наводил страх на людей и повально уничтожал скот, но никак не мог попасть под пулю охотников. Поведение Лобо и его стаи отличало то, что они охотились на самых крепких и упитанных животных, в то время как другие волки предпочитают больных и немощных особей.

Отчаяние пастухов Нью-Мексико достигло таких масштабов, что они объявили награду в $ 1 тыс. за убийство Лобо. Предложение соблазнило Эрнеста Сетон-Томпсона. Он безуспешно гонялся за волком 4 месяца, пока не понял, что слабость животного — в самке по кличке Бланка.

Эти события и последующая триумфальная победа анималиста над волком описываются в рассказе «Лобо, король Куррампо» из цикла «Дикие животные, которых я знаю».

Эрнест Сетон-Томпсон со скаутами из Woodcraft Indians

В числе наиболее значимых произведений Сетон-Томпсона также «Маленькие дикари» (1903), «Рольф в лесах» (1911), «Легенда о белом олене» (1915), «Животные, которых стоит знать» (1928). Чаще всего главными героями книг выступали братья наши меньшие.

Ни на минуту писательской деятельности Эрнест не забывал, кем является по образованию. Поэтому все иллюстрации в его книгах тоже авторские. Изначально они были выполнены в черно-белом варианте, но в современных изданиях встречаются и цветные рисунки.

Однажды сбежав из родительского дома, Сетон-Томпсон больше не мог усидеть на месте. В 1930-х годах он переехал из Манитобы в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, затем в Нью-Йорк. «Страна янков» пришлась анималисту по вкусу, и он даже построил поместье в предместье Гринуича, штат Коннектикут, а в 1931-м стал гражданином этого государства.

Эрнест Сетон-Томпсон интересовался не только животными, но и природой в целом. В его библиографии есть книги, которые рассказывают, как выжить в лесу, как правильно строить шалаш и пр. Одной их них заинтересовался Роберт Баден-Пауэлл — основатель всемирного скаутского движения. Мужчины познакомились.

По стопам товарища Сетон-Томпсон возглавил скаутское движение в Америке (в общем) и тематическую молодежную организацию Woodcraft Indians (в частности). Анималист устраивал экспедиции по лесам США, рассказывал юным скаутам не только о правилах жизни в природе, но и о индейцах. История коренных американцев влекла Эрнеста не меньше, чем животные. В архивах даже сохранились фотографии анималиста с их национальными атрибутами.

Литература сохранила многие книги Сетон-Томпсона о скаутинге: «Бойскауты Америки: официальный справочник, составленный с генералом Баденом-Пауэллом» (1910), «Руководство Woodcraft Indians» (1915) и т. д. При этом писатель составлял учебники отдельно для девочек и мальчиков, прекрасно осознавая различия в их физических способностях.

История создания

История создания Су-30 связана с изменением концепции ведения воздушного боя ввиду прогрессивного развития технологий, применяемых в конструкции бортовых антенных радиолокационных станций на базе активной фазированной антенной решётки. Такое развитие технологий позволило передать истребителю часть функций самолёта дальнего радиолокационного наведения и обнаружения (ДРЛО) при управлении группой. Наличие одного такого истребителя в ударной группе кардинально изменяло ситуацию при ведении группового воздушного боя и позволяло исключить самолёт ДРЛО из боевых порядков. Возможности такого истребителя позволяют обнаружение целей на большой дальности, управление пуском ракет своей группы, выполнение подсветки целей для ракет дальнего радиуса действия (как РВВ-АЕ) с дальностью поражения до 110 км. При этом акцент делался на использование ракет со всеракурсным наведением, что позволяло реализовывать концепцию «выстрелил и забыл».

За счёт указанных средств в постановочных учебных боях Су-30 показал своё превосходство над истребителями F-16 и F-15 ВВС США, а также перспективным истребителем Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании.

Также такая концепция тяжёлого истребителя с радаром дальнего радиуса действия позволяла его использовать для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей в том числе управляя звеном бомбардировщиков как Су-34. Радар Су-30 позволяет ему вести бой с одним самолётом РЭБ.

Эффективность указанных сценариев применения привела к тому, что Су-30 по результатам учебных воздушных боёв был закуплен на вооружение множеством стран.

Сравнение Су-30СМ и Су-35

Многие любители военной авиации задаются вопросом о том, зачем ВВС РФ закупают сразу две модернизации самолета Су-27 – модели Су-30СМ и Су-35. На самом деле, тот факт, что у истребителей один предшественник, совершенно не значит, что они взаимозаменяемы. Во-первых, Су-30СМ, описание которого мы с вами рассмотрели, строился на базе двухместного СУ-27УБ, а Су-35 – на базе одноместного Су-27С. Во-вторых, герой нашего разговора имеет ПГО, а его соратник – нет. В третьих, Су-30СМ может одинаково успешно атаковать как воздушные, так и наземные цели, а Су-35 – предназначен для завоевания воздушного превосходства. И в-четвертых – Су-30СМ имеет массу вспомогательной аппаратуры, которая позволяет использовать его одновременно как боевую машину и командный пункт. Таким образом, сравнение СУ-30СМ и Су-35 не совсем некорректно.

Авиационные происшествия и катастрофы

По состоянию на 03.05.2018 года известно о потере в лётных происшествиях 16 самолётов семейства Су-30.

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
12.06.1999 Париж 0/2 Разбился в демонстрационном полёте на авиасалоне в Ле Бурже, когда после фигуры высшего пилотажа задел землю хвостовой частью.
16.03.2004 81148 0/2 Разбился в тренировочном полёте.
30.04.2009 SB 021 1/2 Разбился в тренировочном полёте.
30.11.2009 Джайсалмер 0/2 Разбился в тренировочном полёте.
15.04.2010 81148 2/2 Разбился в тренировочном полёте.
13.12.2011 Пуна 0/2 Разбился в тренировочном полёте.
28.02.2012 Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре 0/2 Во время приёмочных испытаний для ВВС Вьетнама представителями министерства обороны на ОАО «КнААПО» самолёт потерпел крушение в 130 км севернее Комсомольска-на-Амуре. При разгоне на высоте 3 км до максимальной приборной скорости загорелся правый двигатель, что привело к повреждению системы управления самолётом. По команде центра управления полётами лётчики катапультировались. Командир экипажа получил лёгкие травмы при приземлении в результате удара о дерево.
19.02.2013 Раджастхан 0/2 Разбился в тренировочном полёте. Пострадавших нет, пилотам удалось катапультироваться.
21.12.2013 ?/2 Самолёт ВВС Уганды сбит во время удара по силам генерала Питера Гадета в Южном Судане. Судьба экипажа неизвестна.
14.10.2014 SB050 Пуна 0/2 Истребитель упал во время тренировочного полёта вскоре после взлёта..
19.05.2015 SB137 Ассам 0/2 Су-30МКИ потерпел катастрофу из-за технической неисправности, пилоты катапультировались. Из-за взрыва на земле двое человек получили ранения.
17.09.2015 AMB-0460 2/2 Су-30МК2 разбился во время преследования самолёта нарушителя государственной границы.
14.06.2016 8585 1/2 Су-30МК2 ВВС Вьетнама упал в море.
15.03.2017 Раджастхан 0/2 Су-30МКИ потерпел катастрофу из-за технической неисправности, пилоты катапультировались.
23.05.2017 Ассам 0/2 Су-30МКИ пропал с экранов радаров во время проведения учебно-тренировочного полёта.: Обломки самолёта обнаружены 26 мая в 60 км от аэродрома.
03.05.2018 2/2 Су-30СМ ВКС России упал в Средиземное море.

4.11. Малые тела Солнечной системы

На вооружении

Эксплуатанты Су-30

  • Алжир Алжир — 44 ед. Су-30МКА по состоянию на 2018 год.
  • Ангола Ангола — 2 ед. Су-30К на 2018 год, всего по первому контракту было заказано 12 самолётов Су-30К, ранее состоявших на вооружении ВВС Индии. После дальнейших переговоров был заключён контракт по приобретению оставшихся 6 бывших индийских самолётов.
  • Венесуэла Венесуэла — 23 ед. Су-30МКВ по состоянию на 2018 год.
  • Вьетнам Вьетнам — 35 ед. Су-30МК2 по состоянию на 2018 год. В 2013 году заключен контракт на поставку 12 Су-30МК2 на $600 млн.
  • Индия Индия — около 250 ед. Су-30МКИ на 2018 год.
  • Индонезия Индонезия — 2 ед. Су-30МК и 9 ед. Су-30МК2 по состоянию на 2018 год.
  • Казахстан Казахстан — 8 ед. Су-30СМ на 2018 год. Всего по четырём контрактам суммарно заказан 31 самолёт.
  • КНР КНР — 73 ед. Су-30МКК и 24 ед. Су-30МК2, по состоянию на 2018 год.
  • Малайзия Малайзия — 18 ед. Су-30МКМ (поставлены в 2007-2009 гг.), по состоянию на 2018 год.
  • Россия Россия — 103 ед. Су-30СМ и 20 ед. Су-30М2 на сентябрь 2018 года.
  • Уганда Уганда — 6 ед. Су-30МК2 на 2017 год, часть из которых поставлена в июле 2011 года, ещё часть поставлена в октябре 2011 года.

МР-155: особенности и технические характеристики современного охотничьего ружья

Первое поколение: номер один с инициалами «Су»

В 1936 году в стране был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Победителем был признан проект Павла Сухого. Работы над «Ивановым» завершились появлением первого самолета с инициалами «Су» – боевого многоцелевого бомбардировщика Су-2 (изначально ББ-1, «ближний бомбардировщик»). Самолет строился крупной серией с 1940 по 1942 годы, и всего было произведено около 900 машин.

Самолет Су-2

Практически каждую машину Сухого можно отметить биркой «Сделано впервые». Первый серийный самолет Су-2 не был исключением и предоставил военным летчикам удивительный по тем временам комфорт: просторная и теплая, даже в морозы, кабина, хороший обзор у летчика и штурмана. Огромным преимуществом в бою оказалась возможность управления машиной из кабины штурмана.

Самолеты Су-2 героически сражались в воздушных боях Великой Отечественной войны, защищали небо Сталинграда. Они применялись в роли ближних бомбардировщиков, разведчиков и корректировщиков. Еще одну немаловажную задачу решали экипажи Су-2: речь идет о сбросе листовок на русском и немецком языках над занятой противником территорией. Только за один месяц с самолетов было сброшено до 45 тысяч листовок. Они вселяли надежду миллионам людей в оккупированных городах, рассказывая о больших потерях фашистских войск, сообщая о начале налетов союзной авиации на немецкие города.

Су-30

В 1986 году в СССР началась эксплуатация многоцелевого истребителя Су-27, но буквально через год военное руководство инициировало работы по его усовершенствованию. Из-за стремительного развития технологий изменения коснулись не только тактико-технических характеристик и оборудования самолета, но и концепции воздушного боя в целом. Использование радиолокационных станций (РЛС) с активной фазированной решеткой открыло для истребителя возможность не только вести воздушное сражение, но и руководить группой самолетов, взяв на себя некоторые функции машин ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения). Исходя из этого, руководство ПВО хотело получить машину, которая смогла бы выполнять функции перехватчика и использоваться как летающий командный пункт группы Су-27. Учитывая, что границы Советского Союза имели огромную протяжность, а аэродромов катастрофически не хватало, машина с указанными способностями была крайне необходима.

Военные предполагали, что для решения подобных задач наилучшим образом подойдет двухместный самолет. В качестве примера они приводили модель Су-27УБ – двухместную учебно-боевую версию, которая была оснащена дублированным управлением, но не уступала по возможностям базовой одноместной версии. Современное электронное и радиолокационное оборудование истребителей настолько многофункционально и сложно, что реализовать весь его потенциал в условиях скоротечного маневренного боя одному летчику очень непросто. Кроме того, наличие партнера рядом оказывает положительное психологическое воздействие в условиях длительного патрулирования. Предполагалось, что пока один летчик будет управлять машиной и вести бой на ближних дистанциях, второй сможет анализировать воздушную обстановку и руководить действиями всей боевой группы.

Работа над созданием двухместного самолета-перехватчика началась в ОКБ Сухого в конце 90-х. Как и предполагалось, роль базовой машины для модернизации сыграл Су-27УБ. Его выбор был обусловлен наличием двухместной кабины, десяти точек для подвески вооружения и объемных топливных баков. Чтобы дальность полета новой машины была еще более значительной, конструкторы снабдили ее оборудованием для дозаправки в воздухе. Первый прототип нового самолета получил название Т-10У-5.

Двухместный истребитель был оснащен новой системой дистанционного наблюдения и навигационным комплексом. Рабочее место командира группы было размещено в задней кабине. Его снабдили широкоформатным индикатором, который отображал всю необходимую информацию о воздушной обстановке (расположение группы, характеристики целей и прочие параметры).

Внешне новый истребитель практически не отличался от базовой версии. Он получил такие же технические параметры, отличную управляемость и высокий уровень надежности. В 1991 году в Иркутске машина, названная теперь уже Су-30, поступила в серийное производство.

Поставки

В ВС РФ:

По состоянию на 2016 год для ВВС России заказано 60 ед. Су-30СМ (поставлено 60 машин — 2 в ГЛИЦ им. Чкалова, 4 — в Липецкий авиацентр, 24 — на авиабазу Домна под Читой, 4 — Дземги, 22 — Миллерово, 4 — ЦПАТ Кубинка), для ВМФ России — 5+7 машин, все они вошли в состав морской авиации Черноморского флота. В 2015 году МО РФ заказало ещё восемь машин для авиации ВМФ России с поставкой в 2016—2017 годах. В 2016 году заключён контракт на поставку 28 машин для ВКС России и 8 штук для ВМФ России до конца 2018 года.. 30 октября 2016 года в Иркутске совершил первый полёт очередной двухместный многоцелевой истребитель Су-30СМ, предназначенный для Морской авиации ВМФ России, получивший собственное имя «Иркутск». В строю на начало 2018 имеется: Су-30М2 — 20, Су-30СМ — 104, Су-35С — 70.

В ВС Белоруссии:

Заказано 12 шт. Су-30СМ в 2017 году. Поставку планируется выполнить за 3 года.

В ВС Индии:

Заказано 82 ед. в 2007 году Также Индия получила лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года, на 2009 год 98 СУ-30МКИ. Завод «Иркут» поставил в 1997—1999 первые 8 Су-30К, в 2002—2004 32 Су-30МКИ. В 2007 году были переданы 18 истребителей Су-30МКИ (взамен поставленных в 1997—1999 годах Су-30К). Поставка одних самолётов взамен других связана с невозможностью модернизации Су-30К до уровня Су-30МКИ. В 2008 году должна начаться реализация программы лицензионной сборки партии из 40 самолётов Су-30МКИ стоимостью 1,5 млрд долл. Из этой партии 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облётанными, 15 — собранными полностью, но не облётанными, а остальные 5 будут поставлены «по второй фазе». Уровень боеготовности индийских Су-30 на 2014 год составлял 55 % (87 из 193 самолётов находились на обслуживании и в ремонте). В ходе эксплуатации были потеряны 7 самолётов (30.04.2009, 13.11.2009, 13.12.2011, 19.02.2013, 14.10.2014, 19.05.2015, 15.03.2017).

В ВС Индонезии:

10 января 2012 года подписано соглашение о поставке 6 ед. Су-30МК2. Поставки осуществлялись тремя партиями по 2 самолёта в 2013 году..

В ВС КНР:

73 ед. Су-30МКК поставил завод КНААПО в 2000—2004 гг. 24 ед. Су-30МК2 поставлены в 2004 (ВМС НОАК (10-й авиаполк 4-й дивизии, Восточный флот); двигатели АЛ-31Ф-М1.

В ВС Казахстана:

4 февраля 2015 стало известно о контракте на поставку 4 ед. Су-30СМ для ВВС страны. 7 мая 2015 года все 4 единицы участвовали в военном параде в честь Дня Защитника Отечества в Астане. Ещё два самолёта прибыли на авиабазу в 2016 году. 27 декабря 2017 года 604-я авиабаза Сил воздушной обороны Республики Казахстан в Талдыкоргане пополнилась четвёртой парой двухместных многофункциональных истребителей Су-30СМ с бортовыми номерами 7 и 8 «красный». 

В ВС Мьянмы:

23 января 2018 года было заказано 6 ед. Су-30

Кабина

Одной из главных особенностей самолета является кабина, в которой летчики располагаются тандемом (один за другим). Наличие бортовой радиоэлектронной станции, оснащенной фазированной решеткой, позволяет обнаруживать и сопровождать одновременно до 15 объектов. При этом четыре из них можно одновременно атаковать. Работу пилотов упрощают системы индикации на лобовом стекле и нашлемного целеуказания. Кабина также оснащается мультифункциональными жидкокристаллическими дисплеями. Благодаря всему этому летчики постоянно пребывают в полной осведомленности о воздушной обстановке.

Через поколение

Другим ключевым новшеством, внедренным на Су-30МКИ и перекочевавшим на Су-30СМ, стала бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР). Ее создание стало серьезным вызовом для отечественного приборостроения. В классе тактических истребителей с созданием радара «Барс» совершен прыжок от параболических антенн к фазированным решеткам, минуя стадию щелевых антенн. Иными словами, от третьего поколения – к пятому, минуя четвертое.

Радар с ФАР существенно расширяет число одновременно сопровождаемых и атакуемых целей и в воздухе, и на земле. Владимир Михеев подчеркивает: «Мы могли любое количество самолетов и ракетно-зенитных комплексов вывести из строя. То есть они нас не видят, не понимают, что происходит, а мы в это время спокойно можем с ними разбираться и противолокационными ракетами, и ракетами класса «воздух–воздух», «воздух–земля».

Не менее важно, что внедрение ФАР создало надежную основу для эволюционного совершенствования Су-30СМ и в части повышения мощности радара (путь Су-35), и в части внедрения активных ФАР (линия Су-57)

Су-30 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Для борьбы с крылатыми ракетами противника российским ВВС требовался двухместный дальний истребитель. Потенциала боевых возможностей истребителя Су-27 явно не хватало. В ОКБ решили использовать в качестве основы двухместный Су-27УБ, серийное производство которого было освоено на Иркутском авиазаводе. Работы по самолету начались в 1986 г. При испытании опытного Су-27УБ на нем уже отрабатывалась система дозаправки топливом в воздухе. С правого борта, на уровне козырька фонаря кабины, была установлена Г-образная штанга топливоприемника. На модернизированной «спарке», получившей название Су-27ПУ, также были несколько улучшены условия обитаемости в кабине летчика.

Автоматика и радиоэлектроника

В передней части фюзеляжа установлена многофункциональная дальняя РЛСУ Н0011М «Барс», которая способна взять в цель 15 объектов и поразить 1 ближнюю цель или 4 дальних, а также преодолеть помехи вражеских РЭБ. Фазированную антенную решётку пытаются критиковать за объёмы и вес, но именно она позволяет получить преимущество в обнаружении противника первым, таких мощных излучателей среди самолётов 4-го поколения в НАТО нет. А ещё она способна обнаружить «Невидимку» 5-го поколения.

В разработке бортовых электронных систем использованы технологии России, Израиля, Франции, Индии. В ранних версиях изображения выводились на экраны телевизоров. В последних версиях есть картографирование (трёхмерное изображение) и селекция целей на ЖК экранах благодаря наличию всех видов вычислителей и датчиков. На внешней стороне крыльев установлены приёмники для системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (Россия) и NAVSTAR (США). Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину ОЛС (оптико-локационная станция), она является подсистемой СУВ (системы управления вооружением). Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полёта самолёта. Новые вычислители СУО дают возможность применять более современный тип ракет.

Хит сезона

По словам экс-командующего 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенанта Валерия Горбенко, каждая модификация или тем более новый самолет имеет больше боевых возможностей по сравнению с предыдущими, в данном случае перед Су-30.

— Обновленная двигательная установка, во-первых, дает уменьшение расхода горючего, во-вторых, за счет этого при одном и том же запасе топлива увеличивается дальность полетов. Усовершенствованный радар усиливает возможности по точности определения и дальности обнаружения противника, — рассказал он.

Су-30СМ для российских вооруженных сил создавали на базе прекрасно отработанной экспортной версии Су-30МК, ставшей хитом на международном оружейном рынке на рубеже веков. Более 300 самолетов этого семейства были поставлены в Индию, Алжир и Малайзию. Использование такой платформы позволило быстро создать ее модификацию для нашей страны и быстро развернуть серийное производство.

Самолет Су-30МК

Источник изображения: Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Стецко

В марте 2012 года Минобороны подписало первый контракт на поставку 30 истребителей Су-30СМ. Уже в ноябре 2013-го стартовая тройка поступила на вооружение.

Ранее «Известия» сообщали, что в части ВКС поступили первые модернизированные бомбардировщики Су-34 НВО. Одно из главных новшеств в современной версии — мощная разведывательная аппаратура и система целеуказания. Это увеличивает возможности экипажа по обнаружению целей и позволяет самолету применять расширенный арсенал ударных средств. Еще одной из важнейших особенностей Су-34 НВО стала возможность использования унифицированных подвесных разведывательных контейнеров. Разработано три их варианта: оптико-электронный, радиотехнический и радиолокационный. С их помощью самолет сможет самостоятельно обнаруживать наземные, морские и воздушные цели в любую погоду на большем, чем раньше, расстоянии.

Роман Крецул

Су-30МКК

Создан на базе Су-30М2, был собран в КнААПО в марте 1999 года. Его создали в связи с заинтересованностью в обновлении воздушных сил КНР. Данная модификация отличается от базовой отсутствием ПГО и наличием двигателей УВТ. Оперение подобно самолету Су-35 с разницей в наличии мощной антенны УКВ. Также самолет оснастили РЛС класса Н001ВЭ, которая способна достигать области действия до 100 км передней полусферы и 40 км задней. Встроена новая система ведения групповых боевых действий, система управления самонаводящихся ракет разных классов. На крыльях размещено 12 точек подвески.

Следует отметить базовое вооружение Су-30. В наличии имеется пушка ГШ-301 (одноствольная), ракеты класса «воздух − воздух» Р-27 средней дальности полета, четыре УР Р-73 с ТГС малой дальности, бомбы калибром до 500 кг (в частности ФАБ-250), КМГУ, НУРС и другое неуправляемое оружие класса «воздух − поверхность».

Самолет состоит на вооружении таких стран, как Россия (3 Су-30, 32 Су-30СМ, 16 Су-30М2, 5 Су-30СМ), Ангола (11 Су-30К), Алжир (16 Су-30), Венесуэла (24 Су-30МК2), Вьетнам (4 Су-30МК2-В, 48 Су-30МК2), Индия (200 Су-30МКИ), Индонезия (11 Су-30МК/МК2, 5 Су-27СК/СКМ), Казахстан (1 Су-30МК2), КНР (73 Су-30МКК, 24 Су-30МК2), Малайзия (18 Су-30МКМ), Уганда (6 Су-30МК2), Ирак (10 Су-30К).

Су-30, который по кодификации НАТО получил название Flanker-C, – многоцелевой двухместный истребитель, сконструирован на базе Су-27.

Этот самолет стал первым в мире серийным самолетом, который обладал сверхманевренностью.

Как принять Ислам?11 статьи

В шаге от пятого поколения: молодые наследники Су-27

С 1984 года, когда началось серийное производство «двадцать седьмого», было выпущено порядка 1500 самолетов этого типа, включая его модификации. На его базе были созданы такие машины, как многофункциональный двухместный истребитель Су-30МК, самолет корабельного базирования Су-33, двухместный ударный самолет Су-34, многофункциональный одноместный истребитель Су-35С.

Эти машины находятся в шаге от пятого поколения истребителей и относятся к так называемому поколению «4+». Прежде всего, это прорыв в области сверхманевренности. Начался он в середине 1990-х годов, когда «сушки» стали оснащаться двигателями с управляемым вектором тяги. Новые двигатели в сочетании с новой системой управления существенно упростили пилотирование самолета и повысили его безопасность. Были преодолены проблемы «штопора» и сваливания.

Самолет Су-30СМ

Этими качествами в полной мере обладает многофункциональный истребитель Су-30МК. Исходно самолет был спроектирован в варианте для ВВС Индии, серийное производство этих машины было развернуто в 2000 году. На основе базового варианта было создано несколько новых модификаций: Су-30МКМ – для ВВС Малайзии, Су-30МКИ(А) – для ВВС Алжира. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ (серийный, модернизированный). В 2016 году на эти истребители пересели «Русские витязи».

Самые молодые наследники Су-27 – многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34 – по своим характеристикам практически соответствуют пятому авиационному поколению. На борту Су-35 установлена новейшая РЛС «Ирбис» и более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С.

Бомбардировщик Су-34 может атаковать цели при любых погодных условиях, а также эффективно вести радиоэлектронную борьбу. Эти машины отличаются необычной для «сушек» кабиной пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов летчиков решено было посадить рядом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector