Самолет ту-22 м3. описание. характеристики. фото. видео
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Описание и характеристики сорта
- Пожиратели кораблей
- Калибр
- Самолет Ту-22 «Шило» — история создания
- Эксплуатация Ту-22
- Примечания
- «Расширение боевого потенциала»
- Другие пионеры авиации
- История создания
- Страницы
- ТУ-22 М3 характеристики
- Ту-22М3
- Эксплуатация и экспорт
- Изменения в Ту-22М3
- Интересные факты
- Задачи и назначение
- СУ-25 — достойный потомок ИЛ-2
- История конструирования Ту-22М3
- Краткая морфология
- Гиперзвуковая эпоха
- Перевооружение 2017-2020
Содержание
Содержание
Описание и характеристики сорта
При выведении голубики «Нортланд» в качестве родительской пары селекционеры использовали высокорослый сорт и компактный гибрид. В результате дочернее растение имеет средние габариты.
Подробное описание сорта:
- Высота взрослого куста доходит максимум до 1,2 м.
- У голубики «Нортланд» мощный ствол и раскидистая густая крона.
- Корневая система мочковатая, неглубоко залегающая, без всасывающих волосков.
- Побеги прямостоячие, окрашены в зеленый цвет, хорошо держат снеговую нагрузку.
- Размер листьев в длину не более 3 см.
- Поверхность листовых пластин гладкая, блестящая.
- Окраска листьев летом ярко-зеленая, осенью – красная.
- Цветки мелкие, колокольчатой формы, бледно-розовой окраски, собраны в кисти.
- Ягоды светло-голубые с сизым налетом, размером до 1,6 см.
- Мякоть плодов плотная, сладкая, с выраженным ароматом.
Период цветения начинается в мае и продолжается около 3 недель. Сорт среднеспелый – к сбору урожая можно приступать в середине июля. Ягоды снимают каждые 2–3 дня в течение 2 недель. Делать это нужно обязательно, так как спелая голубика склонна к осыпанию.
Плоды можно употреблять в свежем виде и использовать для приготовления компотов, варенья, джема. Ягоды не теряют своих полезных свойств после заморозки.
В плодоношение кустарник вступает на второй год посадки. В среднем с одного растения можно получить 4–5 кг ягод. При особо тщательном уходе можно добиться повышения урожайности в 1,5–2 раза. Продуктивный период голубики «Нортланд» продолжается до 30 лет.
Осенью растение становится очень нарядным и украшает своим видом участок, можно посадить кустарник рядом с входом в дом или возле ворот, и он будет нести еще и декоративную функцию.
Возможные заболевания и вредители
Сорт отличается повышенной устойчивостью к типичным для культуры заболеваниям. Возможно поражение кустарника грибком, но только при нарушении агротехники. В этом случае на голубике может развиться:
- рак стебля;
- серая гниль;
- физалоспороз;
- монилиоз.
Больной куст лучше выкопать и утилизировать путем сжигания.
Следует обязательно проводить профилактические опрыскивания от вредителей. На голубике обычно паразитируют:
- почковый клещ;
- тля;
- цветоед.
До начала плодоношения кустарник периодически обрабатывают подходящим инсектицидом, лучше использовать биопрепараты («Актофит», «Фитоверм», «Дачник»). В период созревания ягод вредителей можно отпугивать, опудривая куст табачной пылью или обрабатывая растительными настоями (полыни, помидорной ботвы, листьев и корней одуванчика).
Достоинства и недостатки голубики «Нортланд»
Голубика «Нортланд» имеет немало достоинств, позволяющих делать выбор в ее пользу на протяжении многих десятилетий. Из основных преимуществ можно выделить:
- устойчивость к сильным морозам (до -35° C);
- ранее начало плодоношения;
- компактные размеры куста;
- отличные товарные качества ягод;
- высокая продуктивность в течение многих лет;
- устойчивость к заболеваниям;
- неприхотливость в уходе;
- декоративный внешний вид.
Чтобы воспользоваться всеми плюсами сорта, необходимо учитывать ряд условий, необходимых «Нортланду» для обильного плодоношения.
К недостаткам этой голубики относят:
- плохую переносимость засухи;
- необходимость защищать кустарник от сквозняков и сильного ветра;
- медленный процесс укоренения саженцев.
К тому же, если на участке посадить только один куст, высоких урожаев не будет. Требуется посадка нескольких экземпляров поблизости, чтобы обеспечить процесс перекрестного опыления.
Как и любая другая голубика, «Нортланд» требует посадки в грунт с высоким показателем кислотности. Уровень pH необходимо постоянно контролировать и принимать меры в случае его снижения.
Пожиратели кораблей
Дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для нанесения ракетных и бомбовых ударов в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий по неподвижным и подвижным объектам (оптически видимым и радиолокационно-контрастным, площадным и одиночным) управляемыми ракетами и авиационными бомбами — одиночно и в составе группы самолетов.
Зона боевых действий практически в центре Сирии явно нуждалась в зачистке от крупных бандформирований и современных образцов вооружений. И дальние бомбардировщики Ту-22М3(боевой радиус с полезной нагрузкой — около 2000 км), способные выполнять задачи в любое время суток и в любых метеоусловиях, отработали эффективно.
Ранее официальные представители Минобороны РФ сообщали, что авиабаза в Гвардейском (Крым) в 2016 году получит морской ракетоносный авианосный полк (МРАП), вооруженный дальними бомбардировщиками Ту-22М3. С крымского аэродрома по прямой до Алеппо — всего 980 км, полчаса полета (не зря же турецким помидорам включили зеленый свет). Однако эти самолеты могут гораздо больше.
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 (по кодификации НАТО — Backfire-С) — наиболее совершенная модификация Ту-22М. Имеет на борту мощное вооружение для уничтожения корабельных группировок на море и военно-промышленных объектов в глубоком оперативном тылу противника.
Способен вести разведку с использованием штатных бортовых радиоэлектронных средств, а также ставить активные и пассивные помехи атакующим самолетам, средствам управления и наведения истребителей-перехватчиков, комплексам зенитных управляемых ракет.
В годы холодной войны для натовских штабов в Европе Ту-22МЗ были постоянной головной болью, и не случайно ракетоносцы назвали «пожирателями кораблей».
Былое противостояние осталось в прошлом веке, однако для Ту-22МЗ из Крыма до Брюсселя по-прежнему — один час полета (Средиземное море и того ближе), а ракетное оружие сегодня стало совершеннее.
Близ Алеппо мощь Ту-22МЗ может показаться чрезмерной. Разумеется, у ближневосточных террористов нет боевых кораблей. Однако и современных управляемых ракет западного производства у них раньше не было. Случайно ли в зоне боевых действий не впервые оказался образец высокотехнологичного, по некоторым данным, американского оружия?
Не из пулеметной тачанки в ноябре 2015 года в Сирии был уничтожен вертолет поисково-спасательной службы Ми-8. Оружие ближневосточных террористов вызывает неудобные вопросы к нашим американским партнерам и их союзникам.
Между тем, Вашингтон считает необходимым сократить количество авиаударов в Сирии, и эта гуманитарная озабоченность выглядит очень странно.
Калибр
Немного подробнее о калибре .22LR. Его литеры «Long Rifle» в переводе с английского языка означают «длинный ствол». Длина гильзы без пули составляет 15,1 миллиметров. Патрон со стальным наконечником имеет размер 24,77 миллиметров. Таким образом, это что-то среднее между боевым или охотничьим патроном и пневматической пулей. Иногда используется малокалиберный боеприпас — 410 гильза, заряженная мелкой дробью.
Патрон калибра 22LR со стальным наконечником
Только мелкашки могут показывать высокие боевые характеристики с использованием патрона .22LR, ведь ствол таких винтовок удлинен, качественен. Обычно оружие имеет скользящий затвор, который надежно запирает патронник. На ствольной коробке находится оптический (для охоты) или диоптрический (для соревнований) прицел на прицельной планке «ласточкин хвост».
Самолет Ту-22 «Шило» — история создания
Про Ту 22 Википедия пишет, что разработка проекта тяжёлого бомбардировщика Ту-22 была начата в 1955 году в КБ, которым руководил выдающийся советский авиаконструктор А.Н.Туполев. Самолёт должен был заменить устаревший бомбардировщик Ту-16 и в будущем составить костяк советской дальней авиации.
1957 — изготовлен планер прототипа будущего самолёта — изделия «105». Параллельно начаты работы по проектированию второй единицы — «105А». При проектировании впервые применено аэродинамическое «правило площадей». Впоследствии именно модель «105А» будет доводиться как Ту-22.
1958 — после установки двигателей на планер модели «105» начаты её статические испытания.
21.06.1958 — первый полёт опытного экземпляра самолёта «105 (командир экипажа — Ю.Т.Алаев).
1962 — до окончания государственных испытаний самолёт Ту-22 начал поступать в строевые части бомбардировочной авиации.
1965 — КБ А.Н.Туполева приступает к глубокой модернизации самолёта Ту-22К с целью разработки нового тяжёлого бомбардировщика.
1967 — принято решение отказаться от модернизации Ту-22К и разрабатывать новый вариант проекта — «106Б». В дальнейшем он получил маркировку Ту-22М.
1970 — начаты проектные работы по модернизации самолёта. Модификации получили маркировку Ту-22М1 и Ту-22М2.
1974 — самолёт перепроектируется под новые двигатели и получает маркировку Ту-22М3.
1977 — первый полёт нового дальнего бомбардировщика Ту-22М3.
1993 — выпуск модификации М3 на Казанском авиазаводе прекращён.
В настоящее время принято решение о проведении глубокой модернизации тридцати бортов М2 и М3до модификации М3М. Программа рассчитана до 2020 года. Планируется продлить лётный ресурс машин до сорока лет.
Знаменитый советский самолёт Ту-22М
Ту-22 — самолёт с нелёгкой судьбой. Прозванный лётчиками за свой облик «шилом», он очень непросто завоёвывал место в парке машин дальней авиации ВВС СССР. Коллектив конструкторов КБ Андрея Туполева не смог достичь скорости и дальности полёта, заявленных в техническом задании.
Практически сразу после поступления первых машин в строевые авиачасти, начались тяжёлые катастрофы.
311
построенных до 1974 года Ту-22 различных модификаций в тяжёлые авиационные происшествия попали свыше четверти — более 70 машин.
Лишь после того, как в войска стали поступать совершенно не похожие на первый самолёт машины под маркировкой Ту-22М, количество претензий уменьшилось. Тем не менее, известны случаи, когда военные лётчики категорически отказывались поднимать самолёты в воздух.
Для того чтобы стать командиром одной из модификаций, ракетоносца Ту-22К лётчик должен был иметь колоссальный опыт. Трудно было и тем, кто управлялся с самолётом на земле. Его предполётное техническое обслуживание продолжалось свыше трёх с половиной часов. В первую очередь — из-за крайне высоко и неудобно расположенных двигателей.
Тактико-технические характеристики Ту-22 и его модификаций:
Тип самолёта | Ту-22 | Ту-22М |
Экипаж |
3 человека (командир, штурман, бортоператор) | 4 чел. (командир, помощник командира, штурман-навигатор штурман-оператор |
Длина наибольшая, м | 42,6 | 42,46 |
Высота, м | 10,04 | 11,05 |
Размах крыльев, м:
стреловидность 20° стреловидность 65° |
23,646 |
34,28 23,30 |
Площадь крыла, кв.м:
стреловидность 20° стреловидность 52° стреловидность 65° |
151,25 |
183,57 175,80 |
Масса, кг:
нормальная взлётная максимальная взлётная топлива |
85 000 91 000 42 900 |
112 000 126 000 53 550 |
Практическая дальность, км | 6 150 | 6 800 |
Боевой радиус, км | до 2 700 | до 2 410 |
Скорость Ту 22, км/ч:
крейсерская максимальная |
1000 1610 |
930 1050 |
Практический потолок, м | 13 300 | 13 300 |
Разбег при взлёте, м | 2 700 | 2 000 — 2 100 |
Пробег при посадке, м | 1 900 | 1 200 – 1 300 |
Посадочная скорость Ту 22 | 330 км/ч | 285-305 км/ч |
Силовая установка:
тип двигателей тяга, даН |
2 х ТРДФ РД-7М2 16 500 |
2 х ТРДФ НК-25 25 000 |
Тяговооружённость, кгс/кг:
при нормальной взлётной массе при максимальной взлётной массе |
0,3585 н/д |
0,45 0,40 |
Перегрузка:
эксплуатационная предельная |
2,0 н/д |
2,2 2,5 |
Примечание: про самолеты Ту 22У и Ту 22К информации практически нет.
Основные ТТХ Ту-22М3
Эксплуатация Ту-22
В части ВВС СССР серийный бомбардировщик Ту-22 стал поступать с 1962 года в двух вариантах. Ту-22Б был предназначен для нанесения точечных ударов по морским, стационарным и малоподвижным целям. Второй вариант Ту-22К и Ту-22КД мог комплектоваться одной сверхзвуковой ракетой Х-22 «Буря» класса «воздух-поверхность» или авиабомбами свободного падения общей массой до 13 т.
Вооружение самолета размещалось не только в основном бомбоотсеке центроплана, но и на гондолах основного шасси, которые отводились для патронов ПИКС. Защиту задней полусферы обеспечивала управляемая дистанционно пушечная установка ДК-20, в состав которой входила пушка Р-23.
В состав экипажа входили командир корабля, штурман и бортовой оператор.
На Ту-22 было установлено самое современное бортовое оборудование того времени. Оно включало в себя РЛС «Рубин-1А» переднего обзора (в ракетоносцах – РЛС «ПН»), РЛС управления пушечной оборонительной установкой «Аргон-2», астроориентатор БЦ-63А, пушечный телеприцел ТП-1, навигационный бомбардировочный автомат ЦНВУ-1, радиовысотомер РВ-25А, автопилот АП-7МЦ, радиокомпас АРК-11, средства РЭБ, радиотехническую систему ближней навигации РСБН-2С.
Ту-22 был оснащен катапультируемыми креслами, во время посадки экипажа на рабочие места кресла опускались вниз за счет электроподъемников.
На более поздние серии Ту-22 установили систему дозаправки в воздухе. Ее получили 176 экземпляров.
Примечания
- ↑ Christian Zentner. Chronik Zweiter Weltkrieg. St. Gallen: Otus-Verlag, 2007. S. 344—345. ISBN 978-3-907200-56-8
- Как показали подводные съёмки много позже, башни главного калибра выпали из своих гнёзд, но на дне корабль оказался стоящим на ровном киле.
- Piekałkiewicz, Janusz (1987), Sea War, 1939-1945 (translated by Peter Spurgeon), Historical Times, с. 142, ISBN 978-0-713-71665-8
- ↑
- Маслов М. С. Германский флот. От Версаля до Нюрнберга. — М: Вече, 2004. — С. 337. — 416 с. — 5000 экз.
- Во время атаки на остров Шпицберген в 1943 году (операция «Сицилия») «Тирпиц», обстреливая побережье, единственный раз вёл огонь из главного калибра при малых углах возвышения.
«Расширение боевого потенциала»
Модернизация Ту-22М3М предусматривает проведение капитально-восстановительного ремонта, в ходе которого работники КАЗ снимают двигатели, оборудование, демонтируют проводку. Затем проводятся мероприятия по укреплению планера самолёта, устанавливаются новые агрегаты и аппаратура. По факту заводской цех покидает практически новая машина.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев заявил, что модернизация Ту-22М3М обусловлена множеством факторов, в частности экономических. Стоимость авиатехники нового поколения и средств поражения в мире значительно возросла. По этой причине ведущие державы активно модернизируют уже стоящие на вооружении машины.
Также по теме
«Наращивать скорость»: зачем Минобороны планирует оснастить Су-57 перспективной противокорабельной ракетой
Истребители пятого поколения Су-57 получат на вооружение перспективную противокорабельную ракету, рассказал замминистра обороны России…
Корнев считает, что «новый самолёт — это всегда очень дорогое удовольствие с негарантированным положительным результатом».
«Не совсем удачный опыт США — яркое тому подтверждение, например разработка истребителей F-35. Поэтому решение о модернизации парка Ту-22М3М можно назвать рациональным. Бомбардировщик зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Капитально-восстановительный ремонт позволит продлить ресурс планера, а установка новой аппаратуры — обеспечить применение новейшего оружия», — пояснил эксперт.
В материалах ПАО «Туполев» говорится, что Ту-22М3М оснащён современным комплексом цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. Он позволяет автоматизировать управление самолётом, упростить процесс навигации и применения оружия.
В частности, бомбардировщик оборудован новыми средствами защиты от ракет, информационно-управляющей системой, прицельно-навигационным комплексом СВП-24, комплексом радиоэлектронной борьбы и радиолокационной станцией. Кроме того, на самолёте установлены усовершенствованные двухконтурные двигатели НК-25.
«Замена 80% БРЭО позволила повысить точность навигации и уровень автоматизации управления самолётом, упростить его техническое обслуживание и предполётную подготовку… Результатом проведённых работ стало значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса», — сообщается на сайте ПАО «Туполев».
- Бомбардировщик Ту-22М3 наносит удар по объектам террористов в провинции Дейр эз-Зор в Сирии
- РИА Новости
Экипаж Ту-22М3М остался прежним. Машиной управляют четыре человека: командир корабля, второй пилот, штурман-навигатор и штурман-оператор, который осуществляет пуски бомб и ракет. Однако пилотирование бомбардировщика, как утверждает разработчик, стало более удобным и простым.
Важной особенностью самолёта является унификация БРЭО с Ту-160. На обеих машинах установлены практически одни и те же системы, что позволяет сэкономить средства на модернизацию
Кроме того, экипаж Ту-22М3М сможет управлять «Белым лебедем» — и наоборот.
Корнев отметил, что внешне Ту-22М3М ничем не отличается от предшественника, небольшие изменения были внесены только в конструкцию носового обтекателя. Однако, как отметил эксперт, модернизированный бомбардировщик значительно превосходит советскую машину по боевым и эксплуатационным характеристикам.
«Внешность, как говорится, обманчива. К тому же альтернативы Ту-22М3М нет. Он занимает уникальную нишу между стратегической и оперативно-тактической авиацией. А после модернизации самолёт сможет выполнять задачи стратегов, усилив потенциал воздушного компонента ядерной триады России», — сказал Корнев.
Юрий Кнутов, в свою очередь, отмечает, что в ближайшие годы будет расширена география применения Ту-22М3М благодаря программе Минобороны по совершенствованию аэродромов и военных баз. Так, в ноябре 2018 года военные инженеры завершили строительство новой взлётно-посадочной полосы длиной 3450 м на аэродромном комплексе Бельбек в Крыму.
Другие пионеры авиации
История создания
Работы по созданию нового перспективного пистолета, в первую очередь предназначенного для американского рынка (как гражданского, так и полицейского) были начаты оружейной фирмой «Heckler & Koch» в середине 1989 года. Предусматривалось разработка достаточно универсального оружия, который имел бы различные варианты УСМ и отвечал бы требованиям различных заказчиков, а также высоким характеристикам. Название нового оружия — USP, расшифровывалось как Universal Selbstlade Pistole, то есть универсальный самозарядный пистолет. Главным требованием к новому пистолету были простота в повседневной эксплуатации и надежность. Созданием нового оружия руководил Хельмут Уэлдл. Новый пистолет сразу проектировался под американский патрон .40 S&W, а выпуск 9 мм модификации планировался с помощью установки в базовую модель калибра .40 другого ствола и магазина. Серийный выпуск первого варианта USP был налажен в 1993 году.
Пистолет был разработан со стволом с полигональной нарезкой (существуют, однако, стволы для USP со стандартными спиральными полями нарезов). В 1996 году был принят на вооружение специальным подразделением ВМС США SEAL под флотским индексом Mk 23 Mod 0. Данный пистолет является модификацией USP под калибр .45 ACP, значительно утяжелённой и более прочной. На сегодняшний день считается самым точным самозарядным пистолетом сорок пятого калибра.
В 1994 году оружейная компания Heckler & Koch представила компактную модификацию пистолета — USP Compact. Он отличается уменьшенными размерами рамки и длиной ствола, а также значительно меньшей ёмкостью магазина. Позже на основе USP Compact калибра .40 СВ была выпущена модель под патрон .357 SIG (другие варианты USP под этот патрон не выпускаются).
В 1995 году появился пистолет калибра .45 АСР, предназначенный преимущественно для США, а немного позднее — модификация USP Tactical, отличающаяся от USP .45 более длинным стволом с резьбой для установки глушителя, регулируемым прицелом и матчевым[] УСМ. USP Tactical также был разработан в основном для американской полиции.
Кроме моделей для военных и полицейских структур, «Heckler & Koch» создала ряд спортивных модификаций на основе базового варианта. USP Match имеет ствол с полигональной нарезкой, дульный тормоз-компенсатор и УСМ, отрегулированный под требования целевой стрельбы.
USP Expert имеет более длинный, до 152 мм, ствол и удлинённый затвор, а также увеличенную ёмкость магазина — 18 патронов 9 мм, 16 патронов .40 или 12 — калибра .45. Пистолет рассчитан в том числе и для европейских соревнований по правилам IPSC, так как ввоз в Соединённые Штаты гражданского оружия с ёмкостью магазина более 10 патронов был запрещён с 1994 года вплоть до 2004 года.
Помимо этого, различные модификации USP состоят на службе в Германии. Один из вариантов USP под обозначением P8 был принят на вооружение бундесвера; его отличительной особенностью является УСМ двойного действия с одним рычагом, включающим предохранитель и в то же время снимающим курок с боевого взвода. Также он выпускается только под патроны 9х19 мм НАТО. Модификация под индексом P10 фактически является пистолетом USP Compact и принята на вооружение федеральной полицией Германии.
Страницы
ТУ-22 М3 характеристики
Модификация | Ту-22М3 |
Размах крыльев, м | |
максимальный (65 град) | 34.28 |
минимальный (20 град) | 23.30 |
Длина, м | 41.46 |
Высота, м | 11.05 |
Площадь крыла, м2 | |
максимальная (65 град) | 183.57 |
минимальная (20 град) | 175.80 |
Масса, кг | |
пустого | 78000 |
нормальная взлетная | 112000 |
максимальная взлетная | 126000 |
Масса топлива, кг | 53550 |
Тип двигателя | 2 ДТРДФ НК-25 |
Тяга, кгс | |
бесфорсажная | 2 х 14500 |
форсажная | 2 х 25000 |
Максимальная скорость, км/ч | |
на высоте | 2300 |
у земли | 1050 |
Крейсерская скорость, км/ч | 930 |
Практическая дальность, км | 7000 |
Боевой радиус действий, км | |
на сверхзвуковой скорости | 1500-1850 |
на дозвуковой скорости у земли | 1500-1650 |
на дозвуковой скорости по смешанному профилю | 2410 |
Практический потолок, м | 13300 |
Экипаж, чел | 4 |
Вооружение: | одна 23-мм пушка ГШ-23Л |
боевая нагрузка — 24000 кг (максимальная) и | |
12000 кг (нормальная) | |
1-3 УР типа Х-22М | |
10 аэробаллистических ракет Х-15 |
Ту-22М3
Первый Ту-22М3 (заводской номер 2105) впервые поднялся в воздух 20 июня 1977 года. Машиной управлял экипаж в составе командира Анатолия Бессонова, второго пилота Александра Махалина, штурмана-навигатора Анатолия Еременко и штурмана-оператора Бориса Кутакова.
В 1978 году после завершения программы летно-доводочных испытаний бомбардировщик был запущен в серийное производство (до 1983 года велось параллельно с выпуском Ту-22М2). В окончательном виде принят на вооружение авиации советских ВМФ и Дальней авиации в марте 1989 года.
Серийно строился до 1993 года на Казанском авиационном производственном объединении имени С. П. Горбунова (ныне – Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова – филиал ПАО “Туполев”). По данным из открытых источников, всего было выпущено 497 единиц Ту-22М различных модификаций, в том числе 268 единиц Ту-22М3.
Эксплуатация и экспорт
В разные периоды службы бомбардировщиков возникали сообщения о возможном экспорте Ту-22М3 в другие страны, однако большинство из них не имеют официального подтверждения. Иран планировал закупить семь единиц техники для проведения воздушных миссий в условиях назревающего военно-политического конфликта. Правительство РФ опровергло данную информацию.
В 2013 году в сеть просочилась информация о покупке Китаем двадцати пяти самолетов, что также не получило точного подтверждения. До этого велись переговоры о поставке машин в Индию, а также предоставлении нескольких экземпляров в лизинг. Однако по различным причинам решения не были воплощены в реальность.
В годы своего существования с момента запуска бомбардировщики Ту-22М3 располагались в различных городах СССР, России и стран СНГ. После распада Советского Союза техника была отозвана из Беларуси в Россию. В Украине машины эксплуатировались до 2003—2006 годов, после чего были уничтожены. Один экземпляр Ту-22М3 находится в музее в качестве экспоната. На сегодняшний день рабочие самолеты дислоцируются в Калужской, Мурманской, Рязанской и Иркутской областях.
Самолет несет важное стратегическое значение в развитии оборонного комплекса Российской Федерации. Его непревзойденные характеристики позволяют поддерживать преимущество военной авиации своего государства
Изменения в Ту-22М3
В модели Ту-22М3 изменилась геометрия воздухозаборников и носовой части. Стало возможным нести 3 единицы 4,5-тонных сверхскоростных (1000 м/сек) Х-22 и в бомболюке вместить 6 сверхзвуковых Х-15 с дальностью 300 км, ещё 4 таких же ракеты можно было подвесить под крылья. В бомбардировочном положении можно было нести 24 т смертоносного груза. Четвёрка самолётов накрывала 70 га земной поверхности. В 1984-м в Афганистане Ту-22М3 бомбили вражеские базы в горах и минировали караванные пути из Пакистана. С целью лишить боевиков финансирования, на изумрудные шахты моджахедов сбрасывали 1,5 и 3 тонные бомбы. Спасаясь от переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК), Ту-22М3 проходили горы на сверхзвуке, в остальных случаях в них не позволяла попасть высота 10 – 13 км.
В 1992 году умер Дмитрий Марков, созданием Ту-22М2 сделавший прорыв в авиастроении. В декабре 2000-го главным конструктором стал А. Пухов, ведущий компоновщик этих машин, начиная с 1970-х, который сегодня довёл могучий комплекс 4-го поколения Ту-22М3 до совершенства.
Интересные факты
- В годы «холодной войны» авианосные корабли стран НАТО больше всего боялись атак Ту-22, недаром их прозвали «убийцами авианосцев».
- В ходе военных действий в Афганистане Ту-22М3 ограниченно использовались в самом конце войны при выводе войск.
- На территории Чечни Ту-22М3 участвовал в отдельных операциях для более точной наводки штурмовиков на цель с помощью ОСАБ.
Ту-22
- В грузино-осетинском конфликте 2008 года Ту-22М3 уничтожали живую силу и наносили бомбовые удары по складам и аэродромам, располагавшимся в Кодорском ущелье.
- После того, когда в ходе этой войны был сбит в одной из операций Ту-22М3, командование решило больше не применять эти самолёты.
- В ноябре 2015 года четырнадцать Ту-22М3 приняли участие в боевых действиях российских ВКС в воздушном пространстве Сирии.
- Ту-22М3 принял участие в съёмках фильма «Особенности национальной охоты», а в фильме «Все страхи мира» есть сюжет атаки этого самолёта на авианосец.
Ту-22
Задачи и назначение
Ракетоносец модификации «М3» идеально подходит для бомбовых атак на сухопутные и морские объекты по время военных действий. Удары производятся управляемыми и авиационными снарядами. Бомбардировщик ТУ-22м3 может поражать цели в группе самолетов и одиночно в любое время суток, даже в самых плохих погодных условиях.Защита от атаки осуществляется при помощи специальных радиоэлектронных подавителей помех и современными средствами ПВО. На сегодняшний день нет лучше бомбардировщика, который мог бы поражать оптически невидимые цели на больших скоростях, чем ТУ-22м3. Характеристики самолета делают его незаменимым при атаках малых площадей с максимальных высот.
шумов атакующим
СУ-25 — достойный потомок ИЛ-2
Штурмовик (СССР/Россия)
Су-25 спроектирован так, что может беспрепятственно продолжать полет на одном двигателе при отказе второго
В середине 1960-х годов, в эпоху частых мелких войн и локальных конфликтов, стала очевидной бессмысленность упования лишь на ядерное превосходство. Для достижения победы в войне требовалось и обычное оружие.
В какой-то момент авиастроителям пришлось вернуться к идее штурмовика — машины, способной не только перелетать вражеские границы и проникать в тыл противника, но и постоянно находиться на передовой. Существовавшие в то время машины для этого не подходили.
Летающие на сверхзвуковых скоростях и предельных высотах, эти самолеты оказались малопригодными в обычном бою. К тому же из-за отсутствия надежной брони они становились удобной мишенью для снайперов, как только снижались.
В 1969 году Министерством авиационной промышленности СССР был объявлен конкурс проектов по созданию самолета-штурмовика. В нем приняли участие четыре ведущих ОКБ страны: Микояна, Яковлева, Ильюшина и Сухого. Последнее представило на рассмотрение проект машины Т-2. Неприхотливая в эксплуатации и удобная в управлении, она в итоге и победила в конкурсе. Поскольку машине предстояло постоянно находиться в зоне боевых действий, а не в тылу, ее скорость ограничивалась 850 км/ч.
Летчик Су-25 со всех сторон защищен титановой броней
К 7 ноября 1974 года был построен первый опытный самолет. При его испытании произошла авария, задымился и разрушился один из двигателей. Тем не менее 22 февраля 1975 года машина поднялась в воздух.
В декабре приступили к испытаниям следующей, с кабиной из титановой брони. К весне 1980 года на Тбилисском авиазаводе изготовили еще два таких самолета. В апреле — июне два штурмовика уже сражались в небе Афганистана. Благодаря применению особых устройств управления крылом, скорость машины удалось увеличить до 1000 км/ч.
Год спустя из этих самолетов, уже носивших имя Су-25, была сформирована отдельная эскадрилья. Нос машины украсили рисунком птицы, благодаря чему самолет получил прозвище «Грач». За восемь лет афганских сражений штурмовики Су-25 выполнили более 60 000 боевых вылетов, поразив при этом 137 целей.
Примерно два десятка машин были потеряны. Однако чтобы сбить такой самолет, моджахедам требовалось совершить до 90 точных попаданий. Был случай, когда штурмовик вернулся на базу со 150 пробоинами. Самолеты, как в песне, дотягивали до аэродрома с поврежденным крылом, пробитыми баками и на единственном двигателе.
«Грач» получился чрезвычайно живучим самолетом
В 1992 году выпуск Су-25 прекратился, к тому времени их количество увеличилось до 700 штук. Они поставлялись в Чехословакию, Афганистан и Ирак, который широко применял их в войне с Ираном. Эти самолеты планируется оставить на вооружении ВВС России как минимум до 2020 года.
История конструирования Ту-22М3
Ту-22М3 был одной из дальнейших модификаций в линейке Ту-22 М. Создание новых самолетов было продиктовано необходимостью появления в военной авиации более легких, скоростных и многофункциональных бомбардировщиков. Изменения должны были коснуться конструкции крыльев, двигателей и систем атаки и обороны.
В начале 1974 года было принято решение о создании Ту-22М3. В новом ракетоносителе планировалось внедрить современные двигатели, снизить взлетную массу, усовершенствовать бортовую систему и сконструировать новую прицельную систему. Машина получила ряд преобразований:
- Новые двигатели под электронным управлением.
- Воздухозаборники отделились от крыльев, что позволило увеличить скорость полета.
- Полностью обновленная система электроснабжения.
- Новые элементы бортового комплекса обороны.
- Общая реконструкция корпуса и частей самолета.
С 1977 началось производство Ту-22М3. В последующие два года после набора испытаний модель полностью замещает предыдущую версию Ту-22М2. Окончательная версия готового авианосца была принята в конце 1980-х годов. В 1993 производство техники этой серии завершилось. Последний экземпляр вследствие неспособности заказчика произвести оплату был превращен в памятник. Всего за годы существования модели из-под конвейера вышло 268 единиц техники под этим названием.
Часть самолетов (70 машин) находилась под контролем ВВС России. Еще более 80 принадлежало ВМФ, который в 2011 году передал имеющиеся в исправном состоянии бомбардировщики в распоряжение Военно-воздушных Сил Российской Федерации.
В настоящее время существуют проекты по использованию и развитию данной модели. Разрабатываются дальнейшие модификации, в том числе экспортные вариации. В планах внедрения находится амбициозный проект по использованию Ту-22М3 для запуска небольших спутников прямо на орбиту. Это значительно повысит экономическую эффективность внедрения малых спутников на орбиту, снизив ее стоимость на 20-30%.
Краткая морфология
Гиперзвуковая эпоха
Передача борта для наземных испытаний знаменует собой новый этап развития ВКС России, уверены эксперты. По словам генерального директора ПАО «Туполев» Александра Конюхова, с 2019 года все ракетоносцы Ту-22М3, принятые в состав ВКС РФ, пройдут глубокую модернизацию. Новая версия машины будет заметно отличаться от своих предшественников. Помимо прицельного и навигационного оборудования, систем безопасности и авионики, в арсенале «убийцы авианосцев» появятся уникальные крылатые ракеты сверхдальнего радиуса действия.
- Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3
Один из снарядов уже успели изучить зарубежные эксперты. Речь идёт о новой крылатой ракете среднего радиуса действия Х-50, разработанной коллективом ОКБ «Радуга». Её характеристики, по данным Jane’s Missiles & Rockets, позволяют поражать цели на дальностях в 1,5 тыс. км.
Одной из ключевых особенностей Х-50, обеспечивающей минимальное круговое вероятное отклонение (КВО), стала передовая система наведения и коррекции, конструктивно схожая с аналогичной системой для крылатых ракет большой дальности Х-101/102.
В арсенал средств поражения Ту-22М3М вошли также ракеты Х-32, предназначенные для поражения целей на дальностях от 700 до 1000 км, и уникальные аэробаллистические ракеты гиперзвукового комплекса Х-47М2 «Кинжал». При этом Ту-22М3М смогут действовать как в одиночку, так и совершать групповые пуски гиперзвуковых ракет с привлечением к атаке истребителей МиГ-31 — ещё одного типа самолётов — носителей гиперзвукового оружия.
Эксперты отмечают, что в самое ближайшее время российские ВКС получат единственный в своём роде мультизадачный бомбардировщик-ракетоносец, способный решать сразу несколько боевых задач.
«Итогом работ по модернизации ракетоносцев этого типа стал крайне полезный самолёт, который в зависимости от обстановки может и слетать на Ближний Восток, и охотиться за кораблями вероятного противника, и поражать стратегические объекты на любом из театров военных действий. Любое из направлений благодаря Ту-22М3М и новым средствам поражения теперь снова доступно», — отметил в интервью RT военный эксперт Василий Кашин.
Перевооружение 2017-2020
Вместо Х-22 в 2016-м принята Х-32 с защитой от радиопомех. Вместо Х-55 и Х-555 появились Х-101 и Х-102, в перспективе гиперзвуковые ракеты «Циркон». Безупречную точность бомбометания обеспечивает прицельно-вычислительная система СВП-24-22 2012 года, которая позволяет применять с одинаковым результатом даже бомбы времён ВОВ. Ту-22М3 меняет свою бортовую РЛС и мониторы, вооружена РЭБ последнего поколения.
P.S. Из 268-ми построенных Ту-22М3 осталось не более 170-ти самолётов, из них сегодня в РФ 30 в строю, которые планово модернизируются к 2020-му, остальные, забытые, смогут летать лишь после полного восстановления, и далеко не все.