Импортозамещение на флоте: как россия оснащает «адмиральские» фрегаты проекта 22350 новыми двигателями

Содержание:

Содержание

Флот новой России

Фрегат — уникальный боевой корабль, может быть задействован во множестве военных операций, приобрел особую популярность в период ВОВ

После окончания Отечественной войны, в СССР особое внимание уделили разработке проекта “К61”. Силы страны были направлены на разработку кораблей комплексного использования: обеспечение подводной безопасности, отражение надводных атак, прикрытие морского десанта, доставка оружейных мощностей и т

д. Проект замер в 60-х годах 20 века. Спустя почти 50 лет, в середине 90-х судостроительное бюро в Петербурге вернулось к разработке универсальных судов тоннажем от 4000 до 9000 единиц.

Проект был разделен между центральным КБ и Северным конструкторским бюро. Разработку судов типа фрегат тормозили ограниченные возможности технического характера, а также экономический фактор. Денег не хватало на экипировку моряков, не то что на разработку новых судов. После распада СССР фрегат проекта 22350 стал первым кораблем, разработанным и сконструированным в РФ. По неподтвержденным данным, российская эскадра должна пополнится 10 судами данного типа. Когда ожидать пополнения не известно. А пока Россия медлит, США спустили на воду самый большой авианосец в мире Джеральд Форд.

Возвращение

Весной 1939 года в Англии внезапно задумались: а чем они в случае чего будут защищать коммуникации от немецких подлодок? Эсминцев на это дело не напасёшься, даже с учётомэскортных» эсминцев и шлюпов. Так что решили наштамповать ещё и маленькие противолодочные сторожевики на базе проекта китобоя. Дёшево и сердито.

Самыми массовыми из них стали 925-тонные корветы типаФлауэр» с минимальным вооружением. Вместо дорогой турбины у них была паровая машина, обеспечивавшая 16 узлов скорости. Для сопровождения транспортов этого хватало, но вот гоняться за подлодками было уже проблематично.

Корвет типаФлауэр» и фрегат типаРивер» в одном масштабе

Мореходностьцветочков» тоже оставляла желать лучшего, и в 1941 году британцы начали строить сторожевики покрупней — 1400-тонные корабли типаРивер» с выросшей вдвое дальностью. На них ставили уже две паровые машины — что подняло скорость до 20 узлов — и более серьёзное вооружение. Поначалу их без затей называлидвухвинтовыми корветами», но затем переклассифицировали — как вы уже догадались — во фрегаты.

Испытательный период

«Адмирал Макаров» был заложен 29 февраля 2012 года на калининградском судостроительном заводе «Янтарь». 3 сентября 2015 года фрегат был спущен на воду, а с июля по октябрь 2016 года прошёл процедуру заводских испытаний.

30 октября 2016 года главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королёв заявил, что «Адмирал Макаров» войдёт в состав флота в декабре 2016 года. Однако государственные испытания затянулись более чем на год.

Также по теме

«Форпост возможностей»: как будет происходить формирование постоянной группировки России в Сирии

Россия начала формирование постоянной группировки на базах Тартус и Хмеймим в Сирии. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу….

В марте 2017 года замглавы Минобороны РФ Юрий Борисов пояснил, что сроки передачи «Адмирала Макарова» сдвинулись по причине несвоевременного выполнения концерном «Алмаз-Антей» опытно-конструкторских работ по зенитному ракетному комплексу (ЗРК) «Штиль».

По информации СМИ, государственные испытания фрегата проекта 11356 затянулись из-за решения командования ВМФ провести на корабле испытания новой зенитной управляемой ракеты 9М317МФА с активной радиолокационной головкой самонаведения. Ракета должна расширить арсенал ЗРК корабельного базирования «Ураган-1».

С апреля по сентябрь 2017 года «Адмирал Макаров» прошёл завершающий этап государственных испытаний. Как сообщают открытые источники, проблемы с ЗРК «Штиль» были устранены. В апреле фрегат поразил крылатые ракеты — мишени, а в ноябре успешные испытания прошли все виды вооружения судна.

Оценка проекта

Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты проекта 22350 — корабли новые, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356 освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».

Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 — эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 — по сути, ни что иное, как глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства

Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»).

Сторожевые корабли проекта 11356Р фактически созданы на основе «бюджетного» фрегата для Индийского ВМФ 11356. Данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение в строй. Более того, даже по сравнению с индийскими 11356 часть систем была снята, например 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии, ГАС «Заря» на пр.20380/22350 от 18 до 45 км), не самый современные ЗРАК «Каштан» заменены на ещё более устаревшие АК-630М. На фрегатах пр. 11356 имеется ракетный комплекс Калибр-НК. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например по сравнению с комплексом «Пакет-НК». ЗРК 3С90М1 + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. БИУС «Требование-М», установленная на 11356, уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380. Конструкция фрегата 11356 не отвечает современным требованиям радиолокационной малозаметности.

В целом, если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — фрегаты ПВО (радиус зоны обороны до 70 км) с ограниченными ударными возможностями. По большинству параметров (кроме цены) фрегаты 11356, задуманные как переходное, временное и «бюджетное» решение, значительно уступают фрегатам пр. 22350,а в чем-то, и даже корветам пр. 20380/20385.

История ЗИЛ 431410

С самого начала своего существования завод имени Лихачева представлял собой специализированные мастерские, которые выполняли различного рода ремонт техники. Начало истории марки – 1916 год. С того времени предприятие было несколько раз изменено. Производственная мощность увеличивалась. Многое оборудование заменилось на новое.

Как результат – появление совершенно нового ответвления грузового транспорта, которое стало носить название 431410. Эта модификация производилась с 1957 года. Конец выпуска – 1963 год.

Грузовой автомобиль ЗИЛ

Инженеры работали сразу над несколькими серьезными задачами:

  1. Сделать качественный грузовик посредством увеличения рабочего ресурса модели.
  2. Усовершенствовать двигатель по всем возможным параметрам.
  3. Сократить количество дыма.
  4. Сделать мотор менее громким во время работы.
  5. Снизить количество потребляемого топлива.

В конечном итоге конфигурация ЗИЛа 431410 стала базой для создания усовершенствованной модели 130. Она позаимствовала некоторые технические решения у аналогичных модификаций зарубежных марок. Таким образом, конструкторам удалось создать максимально надежный и эффективный грузовой автомобиль.

Эпоха пара

Фрегаты с корветами сохранились и в периодмеждуцарствия», когда на кораблях соседствовали паруса и паровые машины. Но в начале XX века военные флоты полностью перешли на механическую тягу, а роль фрегатов и корветов к тому времени уже взял на себя новый класс, названный по основной функции этих кораблей, — крейсеры.

Классификацияпереходного периода» была очень своеобразной. Например, этот российский парусно-паровой корабльРында» постройки 1886 года официально именовалсябронепалубный крейсер корветского ранга»

Часть задач корветов легла на ещё один новый класс — выросшие изистребителей миноносцев» эсминцы, лёгкие быстроходные корабли, сочетавшие торпедное, артиллерийское, а затем ещё и противолодочное вооружение. А сами фрегаты и корветы надолго сошли со сцены.

Технические характеристики Ан-32

По размерам Ан-32 соответствует категории легких транспортников. Его длина составляет 23,7 м, высота – 8,75 м. Крыло имеет размах 29,2 м при площади 74,98 м². Вес пустого самолета равен 16,8 т. Максимальная масса ограничивается 27 т. На борту можно перевозить до 50 солдат или до 6,7 т груза.

На самолете установлены два двигателя АИ-20ДМ. Мощность каждого составляет 5180 л. с., что обеспечивает нужные характеристики. Крейсерская скорость равна 400 км/ч, максимальная – 460 км/ч. Практический потолок ограничивается высотой 8100 м. Дальность полета зависит от нагрузки и может варьироваться от 780 км до 2050 км. Эксплуатация самолета возможна на любой взлетно-посадочной полосе, длина которой превышает 1800 м.

Время на Марсе и год на Марсе

Современность

Сейчас фрегатами называют корабли дальней морской и океанской зоны размером поменьше эсминцев. Кроме традиционных эскортных функций — противолодочной и противовоздушной обороны соединения — современные фрегаты способны и к самостоятельным действиям против надводных и береговых целей. Так что во многих флотах они фактически заняли нишу эсминцев предыдущих поколений.

Скромный немецкий головной фрегат типаБаден-Вюртемберг». Каких-то несчастных 7200 тонн водоизмещения

К корветам же относят всё, что между катером и фрегатом и предназначено для действий в ближней зоне. И точно так же наблюдается тенденция делать их не узкоспециализированными, а многоцелевыми, сочетающими как эскортные, так и ударные возможности.

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус корабля полубачный, с продлённым полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трёхостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными.

При создании корабля, в целях повышения его защищённости и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учётом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от оружия массового поражения.

В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ — 56 000 л. с.

Электроэнергетическая система включает четыре дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 кВт

Назначение фрегатов 11356

Это самые сбалансированные боевые единицы для борьбы с надводным и подводным флотом потенциального противника, они многоцелевого назначения, заменяют собой как большие противолодочные корабли (фрегаты), так и ракетные крейсера (эсминцы). Российские фрегаты нового поколения – это грозные боевые корабли, они первыми встречают врага на дальности от 500 до 2 600 км, обнаруживают и уничтожают атомные субмарины даже в 500 м под водой и на дальности 200 км, имеют эшелонированную многоступенчатую воздушную защиту. Поэтому они и получают собственные грозные имена – имена адмиралов, царских для 11350 и советских для 22350.

Назначение отечественных кораблей не такое как в НАТО, функции их другие – сдерживающие. Слишком уж «раздутым» был и будет флот США, который на 2017 год состоит из 11-ти авианосцев, пробирающихся к берегам других стран авианосными ударными группировками (АУГ) из 10-14 своих спутников, подлодок, эсминцев, фрегатов и под присмотром спутниковой навигации. Когда основу флота составляют авианосцы, тогда эта позиция атакующая. Количество же созданных АУГ позволяет нападать на несколько стран одновременно. Этой агрессивной политике может противостоять только мощный и сбалансированный противокорабельный флот, основу которому составляют отечественные ракетные крейсера и фрегаты.

Функции же натовских фрегатов заключаются лишь в охране авианосцев и берегов военных баз от подлодок. А дорогие эсминцы, «нашпигованы» всем, даже в ущерб противолодочной защите, находятся они всегда на острие атаки. Нечто подобное нашим сторожевым кораблям (теперь фрегатам) появилось и в американском флоте – корабли литоральной зоны, которые по водоизмещению и вооружению относятся к классу корветов и фрегатов, только нетрадиционно более сбалансированы по типу вооружения. Стремится к этому балансу теперь и британский новейший фрегат Type 26 «GCS». И ещё, у НАТО есть ядерные подлодки с ракетами большой и средней дальности. И чтобы держать на безопасном расстоянии все эти силы – нужны в достаточном количестве сторожевые корабли типа 11356, в обязанность также входит закрытие воздушных границ от дальней разведывательной и стратегической авиации наших недругов.

Без картошки фри, но с «Калибрами»

Российскому надводному флоту предназначенному, прежде всего, для защиты территории собственной страны и побережья стран-союзников, с опорой на их береговые базы (как в Сирии, например), такие океанские габариты в большинстве случаев просто без надобности. Ну и спрашивается — для чего тогда «попу гармонь»?

Вот и сходят с наших стапелей поджарые «корветы» водоизмещением 2.000 тонн, то есть полноценные эскадренные миноносцы по-старому. Стройные «фрегаты» — под 5-6 тысяч тонн, а это уже скорее даже не эсминцы, а вполне себе лёгкие крейсеры времён незабвенного Валентина Пикуля. А также малые ракетные корабли (МРК), которые своим тоннажем под 1.000 тонн вполне тянут на миноносцы и даже эсминцы военного времени.

И это притом, что все эти корабли без единого исключения, равные по своим габаритам прежним эсминцам, а подчас даже лёгким крейсерам, несут на своём борту такой запас огневой мощи, что их даже сравнивать с предшественниками одноклассниками нельзя.

Особенности конструкции

Оснащение фрегата «Адмирал Горшков»

Адмирал Горшков имеет конструкцию длиннополубачного типа со сплошной надстройкой. В проекте задействованы современные композитные материалы на базе поливинилхлорида и углеродных волокон. Такое решение снижает радиолокационную заметность корабля, способствуя рассеиванию радиоволн.

Энергетическая установка

Проект 22350 был рассчитан на сотрудничество с украинским производителем силовых установок «Зоря-Машпроект». С 2014 году ввиду политического кризиса сотрудничество в данной сфере остановлено, из-за чего все новые корабли проекта получат отечественные силовые установки.

Маршевая установка фрегата «Адмирал Горшков» представлена двумя дизельными двигателями 10Д49 общей мощностью в 10400 л. с. Предусмотрено автоматизированное управление, двухсторонняя редукторная передача, а также локальная система управления. Данная установка обеспечивает 15-16 узлов экономичного хода.

Ускорительная установка работает за счет двух газотурбинных двигателей М90ФР, разработанных российско-украинскими конструкторами еще до разрыва сотрудничества. Мощность каждого — 27500 л. с., на полном ходу корабль может развивать скорость до 29-30 узлов.

Компоновка корпуса

Корпус выполнен с применением композитных материалов и современных стелс-технологий, что увеличивает скрытность корабля от радиолокации. Усовершенствована собственная радиолокационная система судна.

https://youtube.com/watch?v=GOKtqaXw0xo

Вся компоновка корабля ориентирована на оптимизацию, основной акцент сделан на размещении вооружения и боезапаса. В зависимости от применения оно рассредоточено по всей длине корпуса. В кормовой части предусмотрен палубный ангар для вертолета Ка-27.

Радиоэлектронная система

Фрегаты проекта 22350 комплектуются средствами радиоэлектронной борьбы 5П-28. Данная система защищает корабль от обнаружения, способна противодействовать атакам от высокоточного наземного, воздушного и корабельного оружия. Проведенные испытания доказали ее эффективность и соответствие тактико-техническим характеристикам.

Новая трехкоординатная РЛС

Трехкоординатная радиолокационная система (РЛС) фрегата «Адмирал Горшков» — одно из ключевых нововведений не только проекта 22350, но и всего отечественного кораблестроения. Радар 5П-20К работает в автономном режиме, имеет высокое разрешение, позволяет мгновенно сканировать выбранный участок неба с последующим наведением и обстрелом до 16 воздушных целей. Данная РЛС особенно эффективна для перехвата низколетящих ракет, что позволяет быстро реагировать на возникающие угрозы.

Помимо общей системы контроля воздушного пространства, имеется дополнительная РЛС. Она сканирует все окружающее пространство, обнаруживает воздушные и надводные цели, распознает их и при необходимости дает команду вооружению корабля и средствам радиоэлектронной борьбы.

Система пожаротушения

На корабле предусмотрена современная система пожаротушения, позволяющая быстро изолировать помещения и погасить пламя. Компоновка помещений, особенно отсеков с хранением боеприпасов, обеспечивает дополнительную защиту от распространения огня.

Система пожаротушения фрегата «Адмирал Горшков» будет устанавливаться и на последующие корабли проекта 22350. «Адмирал Касатонов» уже прошел испытания данного оборудования, подтвердившие его исправность и эффективность.

Малые боевые надводные корабли и катера

Малые ракетные корабли

Малый ракетный корабль «Мираж»Малый ракетный корабль «Штиль»Малый ракетный корабль «Гейзер»Малый ракетный корабль «Зыбь»Малый ракетный корабль «Ливень»Малый ракетный корабль «Иней»Малый ракетный корабль «Мороз»Малый ракетный корабль «Разлив»Малый ракетный корабль «Рассвет»Малый ракетный корабль «Смерч»Малый ракетный корабль «Пассат»

Проект 21631

Малый ракетный корабль «Град Свияжск»Малый ракетный корабль «Углич»Малый ракетный корабль «Великий Устюг»Малый ракетный корабль «Зеленый Дол»Малый ракетный корабль «Серпухов»Малый ракетный корабль «Вышний Волочек»Малый ракетный корабль «Орехово-Зуево»Малый ракетный корабль «Ингушетия»Малый ракетный корабль «Грайворон»

Проект 22800

Малый ракетный корабль «Мытищи» (ранее – «Ураган»)Малый ракетный корабль «Советск»Малый ракетный корабль «Одинцово»Малый ракетный корабль «Козельск»

Ракетные катера

Проект 12411

«Заречный»»Моршанск»Р-47″Димитровград»Р-2 «Чувашия»Р-60Р-109Р-239 «Набережные Челны»Р-160Р-261Р-297Р-298Р-11Р-14Р-18Р-19Р-20Р-24Р-29″Ивановец»

«Карачаево-Черкесия»»Боровск»»Будённовск»

Малые противолодочные корабли

Малый противолодочный корабль МПК-134 «Муромец»Малый противолодочный корабль МПК-118 «Суздалец»Малый противолодочный корабль МПК-199 «Касимов»Малый противолодочный корабль МПК-207 «Поворино»Малый противолодочный корабль МПК-217 «Ейск»Малый противолодочный корабль МПК «Усть-Илимск»Малый противолодочный корабль МПК-64 «Метель»Малый противолодочный корабль МПК-221Малый противолодочный корабль МПК-222 «Кореец»Малый противолодочный корабль МПК-125 «Советская Гавань»Малый противолодочный корабль МПК-82Малый противолодочный корабль МПК-107Малый противолодочный корабль МПК-14 «Мончегорск»Малый противолодочный корабль МПК-59 «Снежногорск»Малый противолодочный корабль МПК-194 «Брест»Малый противолодочный корабль МПК-203 «Юнга»Малый противолодочный корабль МПК-7 «Онега»Малый противолодочный корабль МПК-130 «Нарьян-Мар»

Проект 1331М

Малый противолодочный корабль МПК-105 Малый противолодочный корабль МПК-224 «Алексин»Малый противолодочный корабль «Кабардино-Балкария» (ранее МПК-227)Малый противолодочный корабль МПК-228 «Башкортостан»Малый противолодочный корабль МПК-229 «Калмыкия»Малый противолодочный корабль МПК-99 «Зеленодольск»Малый противолодочный корабль МПК-192 «Уренгой»Малый противолодочный корабль МПК-205 «Казанец»

Малый противолодочный корабль МПК-220 «Владимирец»

Малые артиллерийские корабли

Проект 21630

Малый артиллерийский корабль «Астрахань»Малый артиллерийский корабль «Волгодонск»Малый артиллерийский корабль «Махачкала»

Проект 1204

АК-223АК-248АК-201АК-209

Патрульные катера типа «Раптор»

Испытания и пули

Навигация

Как корабль назовёшь…

Речь пойдёт об основе основ русской военно-морской словесности — классификации кораблей отечественного флота.

Принятая ныне в ВМФ РФ классификация чем-то напоминает слоёный торт. Причём каждый слой приготовлен по отдельному, не связанному с другими, рецепту. Что-то пришло из нашей собственной давней истории, кое-что осталось в память от славного Советского флота, а самое свежее наслоение имеет явное импортное происхождение.

Вся эта стилистическая и понятийная многослойность наверняка интересна историкам и филологам. Но боюсь, что всех остальных она только напрягает и путает.

В итоге дошло уже до того, что кораблей традиционного класса «эсминец» в нашем ВМФ почти не осталось. И на этом основании иные военные эксперты даже твердят, что у России флот слабый, что все кораблики, дескать, слишком мелкие, всё больше фрегаты да корветы, кои не идут ни в какое сравнение с американскими крейсерами и эсминцами.

«Жирный» флот англосаксов

Да, действительно, водоизмещение типовых кораблей ВМС США, причём практически всех классов, существенно больше принятых у нас стандартов. Но не стоит забывать, что в этом мире всё относительно.

И солидные габариты американского эсминца типа Arleigh Burke, водоизмещением под 10.000 тонн, продиктованы, прежде всего, необходимостью иметь большие внутренние объёмы для размещения топлива, экипажа и всех материальных запасов, необходимых для длительного трансокеанского плавания. Что с неизбежностью вытекает из сверхзадачи американского флота — удержания военного контроля над всем миром.

Впрочем, американцы на этой своей глобальной миссии довольно скоро и почти наверняка надорвутся. Об угрозе чего они сами же и говорят. Вплоть до Трампа включительно.

Что же касается изрядного количества ракетных ячеек на том же Arleigh Burke (почти сотня), то ещё вопрос — действительно ли это лучше рассредоточения того же количества пусковых установок на большем количестве менее крупных кораблей? Как минимум, это не факт.

navy.mil
Упитанные американские моряки.

Фотогалерея

Эсминец «Боевой»

       
 
Эскадренный миноносец «Боевой»
 
Эскадренный миноносец «Боевой»
 
Эскадренный миноносец «Боевой»
 
Эскадренный миноносец «Боевой»

Большой десантный корабль «Калининград»

       
 
БДК «Калининград»
 
БДК «Калининград» на Кильской неделе — 2010
 
БДК «Калининград» на Кильской неделе — 2010
 
БДК «Калининград» на Кильской неделе — 2010

Базовые тральщики проекта 12650

       
 
«Алексей Лебедев» — базовый тральщик проекта 12650, бортовой номер 505
 
«Алексей Лебедев» — базовый тральщик проекта 12650, бортовой номер 505
 
«Алексей Лебедев» — базовый тральщик проекта 12650, бортовой номер 505
 
«Алексей Лебедев» — базовый тральщик проекта 12650, бортовой номер 505

Рейдовые буксиры проекта 90600

       
 
Подъем флага на буксире РБ-389. Новороссийская ВМБ, 2 марта 2011 года
 
Подъем флага на буксире РБ-389. Новороссийская ВМБ, 2 марта 2011 года
 
Подъем флага на буксире РБ-389. Новороссийская ВМБ, 2 марта 2011 года
 
Подъем флага на буксире РБ-389. Новороссийская ВМБ, 2 марта 2011 года

Большой противолодочный корабль «Североморск» проекта 1155

       
 
БПК «Североморск» на День флота в 2009 году
 
БПК «Североморск», июнь 2010 года
 
БПК «Североморск», июнь 2010 года
 
БПК «Североморск», июнь 2009 года
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector