«аврора»

Символ революции

К осени 1916 года «Аврора» пришла в Кронштадт, а затем в Петроград для капитального ремонта, где уже назревала революционная буря. Во время Февральской революции матросы крейсера, устав от строжайшей дисциплины, поддержали демонстрацию рабочих, проходившую у причала, где стоял крейсер. Попытки подавить матросское выступление закончилось смертью для командира корабля и старшего помощника. К моменту Октябрьской революции матросы уже практически полностью были на стороне большевиков. Тот самый легендарный выстрел был сделан в качестве предупреждения стоявшим рядом кораблям, настоящим же сигналом для штурма Зимнего стали два выстрела из Петропавловской крепости. На этом участие в революции не закончилось. Из радиорубки «Авроры» было передано знаменитое обращение Ленина «К гражданам России».

После революции «Аврору» ждала судьба учебного корабля – походы, маневры, тренировки советских матросов. В начале 40-х крейсер и вовсе могли пустить на лом, говорят, что весной 1941 года нарком ВМФ даже подписал приказ о передаче имени крейсера другому кораблю. Но свои коррективы внесла Великая Отечественная война. Орудия главного калибра были сняты с «Авроры» для обороны Ленинграда, которые были захвачены или уничтожены в ходе ожесточенных боев. Большинство пушек взорвали сами моряки, не желая сдаваться врагам. Сам же крейсер тоже не избежал вражеских снарядов и получив серьезные повреждения сел на грунт. Война для корабля на этом закончилась: после снятия блокады «Аврора» была отправлена на ремонт для того, чтобы стать плавучим музеем – символом революции. 17 ноября 1948 года корабль занял место своей постоянной стоянки.

Цена билетов на крейсер Аврора

В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции рекомендуется билеты на крейсер Аврора покупать онлайн без очередей

  • стандартный – 400 рублей;
  • льготный – 200 рублей.

Купить билеты на крейсер Аврора по льготной цене могут учащиеся школьники, студенты и аспиранты очной формы обучения, пенсионеры и инвалиды 3 группы. Требуется предъявление подтверждающих документов.

Единый билет дает право посетить не только крейсер «Аврора», но и Центральный военно-морской музей им. Императора Петра Великого. Цена такого билета:

  • стандартный – 700 рублей;
  • льготный – 300 рублей;
  • посещение всех филиалов музея – 1000 рублей.

Бесплатно посетить музей могут дошкольники, инвалиды 1 и 2 групп, офицеры ВМФ РФ и стран СНГ.

Стоимость билетов на крейсер Аврора для граждан других государств:

  • стандартный – 700 рублей;
  • льготный – 400 рублей.

Льготный билет могут купить студенты высших учебных заведений, при предъявлении ISIC или IYTC.

Стоимость единого билета для посещения крейсера и Центрального военно-морского музея им. Императора Петра Великого – 1500 рублей, или 2000 рублей с возможностью посещения всех филиалов в течение года.

Входные билеты по льготным ценам доступны только в кассах музея и его филиалов.

«Аврора», наследница «Авроры»

Первым в русском флоте имя римской богини утренней зари Авроры получил 23 ноября 1833 года парусный фрегат типа «Спешный». Этот корабль прослужил России верой и правдой 28 лет и за это время успел по-настоящему прославить свое имя. Так, с 21 августа 1853 года по 19 июля 1854 года парусная «Аврора» совершила свое первое кругосветное плавание, а с 9 октября 1856 года по 1 июня 1857 года — второе. Формально оба плавания состоялись в рамках дальневосточного похода фрегата, который продолжался в общей сложности более трех с половиной лет. В него вошло и участие «Авроры» в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Фрегат участвовал в морских боях с английскими и французскими кораблями, высаживал десанты на захваченные противником участки побережья и отражал штурмы порта Петропавловска, а в марте 1855 года помогал эвакуировать по приказу губернатора Восточной Сибири жителей, гарнизон и имущество камчатской столицы на Амур.

Роль «Варяга»

После снятия блокады Ленинграда летом 1944 года появилось постановление в отношении крейсера. Оно гласило, что «Аврора» должна была стать музеем-памятником истории флота и одновременно учебным кораблем базы Нахимовского училища. Местом её расположения была выбрана Петроградская набережная. Но новая жизнь в качестве музея у крейсера началась со съемок в фильме. В 1945 году начались съемки фильма о крейсере «Варяге». Эту роль отдали «Авроре». Для этого на ней установили фальшивую трубу и дополнительное оборудование. В 1948 году крейсер установили у Нахимовского училища на Большой Невке. После 1960 года крейсер включили в число охраняемых государством памятников. В это время крейсер перестает быть базой Нахимовского училища.

Стоимость билетов в 2021 году

Входной билет (основная экспозиция)

  • Взрослые — 400 рублей
  • Льготники — 200 рублей (Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы, учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений), пенсионеры, инвалиды III  группы (справка МСЭ), студенты и аспиранты ВУЗов (очной формы обучения) —  при предъявлении соответствующего удостоверения)

Единый билет

  • Единый билет на индивидуальное разовое посещение музея и его филиалов в течение 1 (одного) текущего года — 1000 рублей.
  • Единый билет на индивидуальное разовое посещение ЦВММ и филиала крейсер «Аврора» (на 2 дня): взрослые — 700 рублей;
  • учащиеся, пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты ВУЗов РФ и СНГ (очной формы обучения) — 300 рублей.

Режим работы крейсера Аврора

Крейсерский «зоопарк»

На «Авроре», как и на многих других кораблях, дозволялось присутствие животных. После того, как во время шторма погиб всеобщий любимец, пес по кличке Шарик, в одном из африканских портов матросы взяли на борт двух крокодилов. Пресмыкающимся дали клички Того и Сам и безуспешно пытались приручить. Когда дрессировка, как казалось морякам, принесла результаты, крокодилов выпустили на ют погреться на солнце. Улучив удобный момент, один из них бросился за борт, прямо в открытый океан, где и погиб. Второй ненадолго пережил своего собрата – его убили во время Цусимского сражения.

Кроме вышеописанных экзотических питомцев, на «Авроре» были лемуры, питон, две огромные черепахи и хамелеоны.

Героическая оборона Камчатской твердыни

1 июля 1854 г. «Аврора» достигла Камчатки. Со времени выхода из Кронштадта прошло 198 дней. «Аврора» и военный транспорт «Двина» были поставлены на шпринги* у стен Петропавловской крепости, чтобы при появлении противника вести огонь по нему с одного борта.

Артиллерия обоих кораблей с другого борта была переведена в крепость, обороной которой командовал контр-адмирал В. С. Завойко. Через месяц к Петропавловску подошла англо-французская эскадра. Её артиллерийская мощь и живая сила значительно превосходили обороняющихся.

Начиная с 18 августа, несколько недель на суше велись бои, и в итоге десанту противника пришлось отступить на свои суда. В этих сражениях участвовали и матросы «Авроры».

Вас может удивить, что по одной из версий британский контр-адмирал Дэвис Прайс, командовавший эскадрой, застрелился, убедившись в невозможности взять крепость штурмом, поскольку не рассчитывал на то, что её укрепления находятся в хорошем состоянии.

Ещё 1 место, связанное с «Авророй» в Санкт-Петербурге

Чем метеорит отличается от метеора?

Трудный путь в родную гавань

После заключения мирного договора «Авроре» было приказано возвратиться в Кронштадт, и 9 октября 1956 г. фрегат вышел из Николаевска. Плавание оказалось таким же тяжёлым, как и злоключения у мыса Горн.

С первых же дней судно преследовали бурные шторма, что привело к серьёзным повреждениям рангоута. Корабль кренился порой до 40 градусов. Пришлось надолго задержаться для большого ремонта в Сингапуре, принадлежавшем тогда Британской империи. Затем, «Аврора» пересекла Индийский океан и обошла южную часть Африки, побывав на острове Св. Елены.

В Кронштадт она вернулась 1 июня 1857 г., проведя в походе более 3 лет и 9 месяцев. Это стало последним плаванием российского военного судна вокруг света под парусами. Вы наверняка знаете, что в те годы корабли стали оснащаться паровыми машинами. Закончил службу фрегат «Аврора» 8 апреля 1861 г.

Пишите комментарии, возможно вам есть, что дополнить. Буду рад вашей подписке и если поставите лайк

Тот самый знаменитый залп

В 1917 году на «Авроре» произошло восстание матросов, офицеры были отстранены. На крейсере был создан судовой комитет, защищающий демократические права младшего воинского состава. В него входили большевики, которые практически ежедневно устраивали на корабле митинги и собрания. Из-за этого ремонт, проходивший тогда на «Авроре», сильно затянулся.

К началу Октябрьского переворота ремонтные работы были почти завершены, и «Аврора» должна была приступить к испытаниям в море. Однако большевики оставили ее в Петрограде.

По распоряжению Военно-революционного комитета «Авроре» надлежало проследовать к Николаевскому мосту, занятому юнкерами, свести его и встать на якорь. Капитан поначалу отказался от сомнительной затеи, ссылаясь на неглубокий фарватер Невы, но, поразмыслив, согласился. Он опасался, что без должного руководства матросы посадят корабль на мель.

Наутро 25 октября 1917 года под контролем большевиков были основные стратегически важные объекты и правительственные учреждения. Последним оплотом Временного правительства стал Зимний дворец. В 21.40 крейсер «Аврора» произвел знаменитый залп, который послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца и оказал деморализующее действие на засевших в его стенах министров. На самом же деле холостой выстрел из 6-дюймового орудия призывал все суда, стоявшие на Неве, к повышенной готовности.

Уже через несколько дней газеты пестрели известиями о том, как крейсер «Аврора» расстреливал резиденцию императора, и как сыпалась штукатурка с великого творения Бартоломео Растрелли. Однако историки сомневаются в правдивости этих сведений. Если бы «Аврора» стреляла боевыми, от Зимнего дворца не осталось бы камня на камне.

Так или иначе «Аврора» быстро набрала популярность и стала одним из главных символов революции. Этому способствовали многочисленные публикации в газетах, писательские труды, картины и фильмы о революции.

Бронепалубный крейсер «Аврора», историческая справка.

«Аврора», легендарный крейсер Балтийского флота, прославившийся активным участием в Великой Октябрьской социалистической революции.
Крейсер 2-го ранга «Аврора» спущен на воду в Петербурге 11 мая 1900 года. Длина 124 метра, ширина 18 метров, осадка 7 метров, водоизмещение 6731 тонн, скорость хода 20 узлов (37 км/ч).
Вооружение крейсера: 8 — 152-мм, 24 — 75-мм, 8 — 37-мм орудий; экипаж 578 человек.
Крейсер участвовал в Цусимском морском сражении 1905 года. В Первую мировую войну нес дозорную службу в Финском заливе.
С 1916 года находился в ремонте, который был закончен перед Октябрьской революцией.

28 февраля 1917 года власть на корабле взяли революционные матросы. В апреле на «Авроре» организована ячейка Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (42 человека), руководившая выступлениями команды против Временного правительства и корниловщины. Судовой комитет «Авроры», руководствуясь указаниями Центробалта, отказался выполнять приказы Временного правительства, в том числе об уходе «Авроры» из Петрограда.
В ночь на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года по приказу Петроградского военно-революционного комитета «Аврора» подошла к Николаевскому мосту (впоследствии мост лейтенанта Шмидта, затем Благовещенский). Революционные матросы «Авроры», руководимые комиссаром Александром Викторовичем Белышевым, захватили мост, обеспечив переход отрядов Красной Гвардии с Васильевского острова в центр города.
Утром 25 октября радиостанция «Авроры» оповестила весь мир о переходе власти в руки Военно-революционного комитета и передала подписанное В.И. Лениным воззвание «К гражданам России».
В тот же день в 21 час 45 минут холостым выстрелом носового орудия крейсер «Аврора» подал исторический сигнал к штурму Зимнего дворца.
В дальнейшем отряды матросов «Авроры» участвовали в Октябрьском вооруженном восстании в Москве, в разгроме контрреволюционной ставки Духонина в Могилеве, сражались на фронтах Гражданской войны.

С 1923 года крейсер, находясь в составе учебного отряда Балтийского флота, был кузницей командных кадров. На нем проходили курсантскую практику многие известные адмиралы и офицеры советского Военно-морского флота. «Аврора» была одним из первых советских кораблей, участвовавших в заграничных походах флота.
Отмечая революционные заслуги «Авроры», Центральный Исполнительный Комитет СССР, в августе 1923 года принял над крейсером шефство и вручил экипажу знамя Центрального Исполнительного Комитета. В канун 10-летия Великого Октября, 2 ноября 1927 года, «Аврора» награждена орденом Красного Знамени.
В Великой Отечественной Войне пушки «Авроры» были использованы для усиления обороны Ленинграда. Орудия крейсера использовались на стационарных батареях и на бронепоездах.
С 17 ноября 1948 года крейсер установлен на вечную стоянку на Неве как один из памятников Великой Октябрьской социалистической революции. Одновременно, «Аврора» являлась учебным кораблем Санкт-Петербургского Нахимовского училища. В 1957 году на «Авроре» создан филиал Центрального военно-морского музея. 22 февраля 1968 года в честь 50-летия Советской Армии и Военно-Морского флота крейсер награжден орденом Октябрьской революции.
В 1984-1987 годах крейсер был капитально отремонтирован.
В 2010 году крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава флота и передан на баланс Центрального военно-морского музея.

Карта

Орден с крейсером «Аврора»

В 1967 году в истории крейсера произошло еще одно знаменательное событие. В этом время он стал дважды орденоносным. До этого еще не один корабль не удостаивался подобной чести. К 10-летию Октябрьской революции крейсер получил Орден Красного Знамени, а к 50-летию Октября – орден Октябрьской революции. Интересно, что на ордене Октябрьской революции изображен крейсер «Аврора». В августе 1984 года крейсер поставили на капитальный ремонт, который завершился к 70-летию революции в 1987 году. Ремонт был необходим, так как его подводная часть находилась в критическом состоянии. В результате днище было выстроено заново. В результате крейсер «Аврора» занимает прочное место в истории России.

В наши дни крейсер первого ранга «Аврора» является кораблём — музеем и посетить его можно в Санкт-Петербурге на Петроградской набережной.

История крейсера «Авроры»

Уже совсем скоро (через пару лет!) мы станем свидетелями 220-летнего юбилея самого легендарного боевого корабля отечественного флота – «Авроры». Тут отнюдь не пафосным будет выражение, что судьба этого крейсера – это судьба всей российской истории последних двух столетий.

Итак, сухая статистка и сводка:

  • Крейсер заложен 23.05.1897, спущен 11.05.1900
  • Вошел в состав флота – 16.06.1903
  • Первое сражение – 02.10.1904
  • Последнее сражение – август 1943

Интересно, что крейсер «Аврора» свое название получил в героическое наследство от имени не менее легендарного парусного фрегата, который отличился при защите восточных рубежей России (Петропавловск-Камчатский) еще в середине 19 в., защищая в 1854 году город от эскадры англо-французских войск.

А первая книга об этом  корабле вышла еще в 1925 году, её написал офицер «Авроры» А.И.Холодняк. Стоит ли говорить, череду скольких художественных полотен, рукописей и даже музыкальных произведений он открыл? Наш образ «Авроры» большей частью сформирован именно её художественным отображением в нашей культуре, с присущими ей мифами, идеологией и политической акцентуацией.

Безусловно, все они возникли не на пустом месте, «Аврора» действительно была легендарной боевой единицей российского флота, но, в первую очередь, её мифология связана с событиями революции. Меж тем страницы доблестной истории крейсера поражают настоящим боевым героизмом его моряков.

Служба крейсера

Крейсер был отправлен на Дальний Восток. На его борту находились пятьсот семьдесят человек (матросы, офицеры, унтер-офицеры, кондукторы). По пути корабль попал в страшный шторм. Разбушевавшаяся стихия выявила множество дефектов крейсера. В частности, вода просачивалась сквозь иллюминаторы, довольно много ее появилось на жилой палубе. После ремонта, произведенного на небольшом известняковом острове, корабль продолжил плавание.

Но через несколько дней стали возникать новые трудности: на этот раз проблемы были в машинной установке. Пришлось потратить примерно полмесяца на устранение дефектов. Были проведены достаточно обширные ремонтные работы. В то время корабль стоял возле итальянского берега, к ремонту были привлечены специалисты из числа местных жителей.

Так, периодически подвергаясь ремонту ввиду обнаруживающихся новых и новых дефектов, судно постепенно добралось до Восточной Африки. Там было получено сообщение о начале войны с Японской империей. Поступил приказ о возращении в Россию.

Вскоре после возвращения корабль был включен во Вторую эскадру флота Тихого океана. Крейсер был раскрашен в цвета этой эскадры: борта стали черными, а трубы — светло-желтыми.

Корабль в составе эскадры вновь отправился на Дальний Восток. Поход начался крайне неудачно: неподалеку от английского берега крейсер был по ошибке обстрелян кораблями российского флота (они приняли его за вражеский миноносец). Судовой священник получил тяжелое ранение, послужившее позже причиной его смерти.

Во время плавания экипаж крейсера показал себя с наилучшей стороны — сплоченным и старательным. Нарушений дисциплины практически не было, хотя плавание было очень тяжелым. Экипаж корабля ставили в пример остальным экипажам эскадры. Именно в этом походе корабль принял участие в знаменитом Цусимском сражении. В бою крейсер получил множество повреждений.

Следующий яркий этап истории судна — Первая мировая война. В этот период крейсер использовался как дозорный корабль, участвовал в походах по изучению различных фарватеров, поддерживал российские сухопутные войска огнем своей артиллерии. Корабль был атакован вражескими гидропланами, но все эти атаки были неудачными.

Почему возникает парниковый эффект?

Почему возникает парниковый эффект?

Причина появления парникового эффекта заключается в разнице между излучениями, исходящими от Солнца и земной поверхности. Солнце с его температурой 5778 °С дает преимущественно видимый свет.

Поскольку воздух способен пропускать этот свет, солнечные лучи с легкостью проходят сквозь него и нагревают земную оболочку. Предметы и объекты у поверхности имеют среднюю температуру около +14…+15 °С. Поэтому они излучают энергию в инфракрасном диапазоне, не способную проходить через атмосферу в полном объеме.

Впервые подобный эффект был смоделирован физиком Филиппом де Соссюром. Он выставил на солнце накрытый стеклянной крышкой сосуд, а после измерил разницу температур внутри него и снаружи. Внутри воздух оказался теплее, будто сосуд получил извне солнечную энергию. В 1827 году физик Жозеф Фурье высказал предположение, что такой эффект может происходить и с атмосферой Земли, оказывая влияние на климат.

Именно он сделал вывод, что температура в «парнике» повышается за счет различной прозрачности стекла в инфракрасном и видимом диапазоне.

Музейная флотилия

Прежде чем говорить об «Авроре», давайте пройдемся по палубам некоторых из них, чтобы, так сказать, составить общее представление о предмете.

США. Тут прагматизм, пардон, прет из всех щелей. На музейном приколе стоит целая коллекция: от парусного фрегата «Конститьюшн» до линкоров и авианосцев. Причем большая часть этой армады вполне способна после не столь уж и больших затрат снова вспенить моря и океаны. Кстати, спущенный еще в 1797 году старина «Конститьюшн» стал музеем только в 1947-м. А в годы Второй мировой числился запасным командным пунктом флота.

Англия. Флагман адмирала Нельсона «Виктори» и легкий крейсер «Белфаст» как памятники канувшему в Лету титулу «властительницы морей». И если парусный линкор беззубо смотрит на мир пустыми пушечными портами, то крейсер — ветеран Второй мировой в своем рубленом камуфляже выглядит так, словно хоть сейчас способен выбрать якоря, дать ход и пойти вальсировать по волнам… Но нет, не способен. Это всего лишь хорошо закамуфлированная тень прошлого. А вот и Гринвич. Чьи это высоченные мачты торчат из дока? Да это же вечно молодая «Катти Сарк» — ведьма морей! И хотя мы-то с вами знаем, что старому клиперу уже никогда не рваться мимо мыса Доброй Надежды в крутом бакштаге, но… Боже мой, как замирает сердце, когда, стоя на баке, смотришь вперед сквозь паутину такелажа и видишь там миражи романтичного прошлого!

Япония. Врытая по ватерлинию в газон громада «Микасы» как овеществленная мечта жителей страны богини Аматерасу о непотопляемом броненосце. И заодно — грозное напоминание о временах былой экспансии. Мол, вы не надейтесь, что мы тут погрязли на островах в своих манга и тамагочи. Мы еще ого-го как способны удивить!.. Ну, а пока — ностальгическая «Микаса» посреди респектабельного газона. В засаде.

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbspАндрей Союстов

Греция. Ошвартованный близ Афин крейсер «Авероф» — живое напоминание об участи стран-аутсайдеров. Когда-то главный светоч Ойкумены теперь втюхивает шубы русским туристам и вовсю сшибает евро на памяти об Античности. Впрочем, в Греции по-прежнему живут люди гордые и умные, умеющие думать не только о себе, но и о своей стране. Вот были у греческого семейства Авероф средства на предоплату броненосного крейсера, так оно, это семейство, своему ВМФ крейсер и подарило. Моряки в благодарность нарекли корабль в честь миллионера Георгиоса Аверофа и сделали новую боевую единицу своим флагманским кораблем. Интересно, много ли вы знаете российских миллионеров, подаривших нашему флоту хотя бы шлюпку?..

Швеция. Королевский корабль «Васа» как курьезный монумент монаршим амбициям, подвигу шведских водолазов и самым передовым достижениям распылительно-консервационного искусства. Мда… Мало какая страна способна на такое самопожертвование, чтобы увековечить свою собственную кораблестроительную ошибку. И в этом вся Скандинавия: «Что бы мы ни учудили, это наша история и любая ее страница для нас драгоценна!»

Польша. Эсминец «Блыскавица». Символ польской надежды на кого угодно, кроме самих поляков. Корабль, построенный в чужой стране по чужому проекту и, по большей части, воевавший в составе чужого флота. Но воевавший хорошо, а главное, как и сама Польша, выживший — и теперь, как и сама Польша, страждущий еще и подзаработать. У трапа, ведущего на эсминец, — табличка: «Посещение этого корабля может подарить незабываемые впечатления от хождения по узким палубам и крутым трапам, посещения вместительных трюмов и кают, склада торпед, наблюдательных пунктов и оружейных башен. На корабле «Блыскавица» по-прежнему несут вахту рядовые и офицеры Польского военно-морского флота». Примечательно, что цена за вход на «Блыскавицу» повторена на табличке дважды — в начале и в конце объявления. Видимо, специально для скряг и тугодумов.

Норвегия. Шхуна «Фрам». Все по-норвежски честно, прямо и без обмана. Настоящий «Фрам» с настоящими фотографиями Нансена — главного секс-символа Норвегии, если, конечно, не считать местного монарха.

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbspАндрей Союстов

Аврора Пушкина

«Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись…»

(А.С. Пушкин, «Зимнее утро», 1829 г.)

Хотя Пушкин написал слово «аврора» с большой буквы, оно нарицательное: имя богини отождествляется с самой утренней зарей. Благодаря русским поэтам это слово до сих пор используют в качестве синонима зари.

Фото: Depositphotos

https://img.anews.com/media/gallery/106943177/527423931.jpg

Авророй также названа героиня балета П.И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа «Спящая красавица».

В наши дни под псевдонимом Аврора работает российская телеведущая Ирина Юрьевна Юдина, которая вела программы на телеканале Муз-ТВ, «Первом канале» и ТНТ.

От учебного корабля до корабля-музея

В 20-е годы XX века крейсер начали использовать в качестве учебного корабля. В этот период времени и в 30-е годы XX столетия он совершил несколько плаваний. В военное время судно участвовало в обороне Кронштадта, регулярно подвергалось обстрелам вражеской артиллерии. В середине 40-х годов решено было превратить корабль в музей.

В настоящее время на борту крейсера можно осмотреть экспозицию, посвященную его участию в трех войнах. Восстановлен корабельный храм, который был упразднен в послереволюционное время. Этот храм является действующим, хотя богослужения в нем проходят нечасто.

Режим работы в 2021 году

Реконструкция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector