Как одевались славяне

История создания

Древнерусским костюмом считается национальная одежда населения Руси домонгольского нашествия и Московской Руси, до прихода Петра I к власти. На формирование особых черт нарядов повлияло сразу несколько факторов: тесные отношения с Византией и Западной Европой, суровые климатические условия, деятельность подавляющего числа населения (скотоводство, землепашество).

Одежду шили в основном из льна, хлопка, шерсти и сама по себе она имела простой покрой и длинный, закрытый фасон. Зато те, кто мог себе это позволить, всячески украшали скромный наряд нескромными декоративными элементами: жемчужинами бусами, шелковой вышивкой, вышивкой золотой или серебряной нитью, меховой отделкой. Национальный костюм отличался и яркой расцветкой (багряный, червлёный, лазоревый, зелёный оттенки).

Костюм эпохи Московской Руси с XV по XVII века сохранил характерные особенности, но претерпел некоторые изменения в сторону более замысловатого покроя. На различия нарядов населения повлияло классовое разделение: чем богаче и знатнее был человек, тем многослойнее был его наряд, причём носили его как в помещении, так и на улице, независимо от времени года. Появились распашные и приталенные одежды, своё влияние оказала восточная и польская культура. Кроме льна использовались суконные, шелковые, бархатные материалы. Осталась традиция шить яркую одежду и богато украшать её.

На рубеже XVII – XVIII веков Петр I издал указы, запрещающие всем, кроме крестьян и священников, одеваться в национальные костюмы, что сыграло отрицательную роль в их развитии. Указы были изданы с целью наладить политические отношения с европейскими союзниками, перенять их культуру. Народу насильно привили вкус, заменив шикарные, но длиннополые и неудобные многослойные одежды более комфортными и облегчёнными общеевропейскими с короткими кафтанами, декольтированными платьями.

Русский национальный костюм остался в пользовании народа и купечества, однако всё-таки перенял некоторые модные веяния, например, подпоясанный под грудью сарафан. Во второй половине XVIII века Екатерина II сделала попытку вернуть некоторую национальную самобытность вошедшим в моду европейским костюмам, особенно в том, что касалось используемых материалов и пышности отделки.

XIX век вернул спрос на национальный костюм, в чём свою роль сыграл возрастающий из-за Отечественной войны патриотизм. Сарафаны и кокошники вернулись в обиход знатных барышень. Шились они из парчи, кисеи, батисты. Появляющаяся одежда, например, «женский мундир», может внешне и не напоминала национальный костюм, но всё-таки имела определённое символическое разделение на «рубаху» и «сарафан». В XX веке из-за отрезанности от европейских поставщиков произошло своеобразное возвращение национальных нарядов, а во второй половине, в 70-ых, оно являлось не больше, чем модной тенденцией.

Несмотря на то, что можно выделить определённый традиционный комплект одежды, из-за большой территории страны национальный костюм принимал характерные черты в тех или иных регионах. Северорусский комплект является сарафанным, а чуть более древний южнорусский – понёвным. В центральной России костюм был больше схож с северным, однако встречались черты южных регионов.

Сарафаны были распашные и глухие, имели трапециевидный фасон, шились из одного или нескольких полотен. Более простыми сарафанами являются изделия на лямках, прямого покроя. Праздничные шились из шёлка и парчи, а для ежедневных дел и жизни – сукна и ситца. Иногда поверх сарафана надевали душегрею.

У каждой губернии были свои предпочтения и особенности в декорировании, цветах, элементах и даже названиях. В Воронежской губернии понёвы украшали вышивкой оранжевого цвета, в Архангельской, Тверской и Вологодской были распространены геометрические символы, а то что в Ярославской губернии называли «ферязь», в Смоленской было «сороклин».

В современном мире своя особенная мода, но в народе наблюдается интерес к истокам, национальной одежде. Традиционные наряды можно увидеть в музеях и иногда на выставках, их используют для театральных и танцевальных постановок, на праздниках. Многие дизайнеры и модельеры используют характерные черты русского народного костюма в своих коллекциях, а некоторые из них, как и исследователи, углубляются в подробное изучение, например, Сергей Глебушкин и Фёдор Пармон.

Источники

Значение количества использованных кусков ткани для рубахи

Все в русской одежде подчинено простоте и практичности, чтобы в работе и в бою она не сковывала движений. Почему при изготовлении рубахи использовали только вертикальные полосы полотна? Конструкция домашних ткацких станков позволяла производить полотно шириной не более 40 см.

По традициям предков, этот размер стал модульным, а безотходность выкройки обеспечивалась дополнительной, пришитой вдоль стана полосой. Хотя ширина покупной ткани разрешала обходиться без нее, традиционный крой сохранился неизменным.

Он представляется удивительно мудрым и рациональным даже по описанию и отражает все потребности народа. Прямые линии основных деталей вместе с несущими эстетическую нагрузку поликами, клиньями и ластовицами рукавов обеспечивали экономию ткани.

Простой геометрический крой порождал сложные объемные формы, чтобы подчеркнуть стать и красоту женщины. Максимальное удобство и конструктивная практичность в праздники и рабочие будни стали результатом социального отбора.

См. также

  • Косоворотка
  • Сарафан
  • Панёва
  • Кокошник (головной убор)
  • Сорока (головной убор)
  • Лапти
  • Народный костюм Белгородчины
  • Украинский национальный костюм
  • Русское национальное жилище

Детская одежда

Дети, как правило, до наступления своего совершеннолетия, т.е. до 12 лет, носили рубахи без поясов (рис. 8.а. и 8.в.), так как они находились под Обережной защитой своего Рода и своих Родителей. Ибо детские повседневные рубахи были перешиты, как уже говорилось ранее, из рубах Родителей, у мальчика — из рубахи Отца, а у девочки — из рубахи матери. Это связано с тем, что все рубахи Родителей несут обережную силу детям, и дети, стремясь походить на своих Родителей, до сих пор любят одевать их одежду.

После прохождения древних Обрядов Совершеннолетия и Имянаречения многие девочки продолжали носить одежду своих матерей, но на их рубахах появлялась дополнительная Обережная символика по рукавам и на груди (рис. 8.б.), а мальчики, прошедшие древние Обряды, помимо того, что получали Обережную Родовую вышивку на рубаху, начинали носить пояса (рис. 8.г.). Далее представлены некоторые варианты Родовых Обережных орнаментов (рис. 9 и 10), которые использовались при вышивке рубах, поясов и других одеяний, но при этом на женских рубахах были обереги Богинь и Богородиц, а на мужских рубахах – обереги Богов-Покровителей и Богов-Воителей.

Кроме того, следует учитывать, что одни и те же символы, будучи слегка измененными, несли несколько иной образный смысл и значение. Это касается как мужских обереговых символов, так и женской обережной символики.

Примером тому может быть обережный символ Плодородия. В одном случае он символизирует плодородие земли (рис. 11), т.е. засеянное поле, а в другом плодородие женщины (рис. 12). Ведь и в одном и в другом приведенном случае посеянное мужчиной Расы благодатное зерно новой жизни должно произрасти в плодородной почве и узреть великий Свет Божий. Зарождение новой жизни испокон веков считалось проявлением божественного деяния. Ничто и никто не родится, если на то не будет воли и благословения Небесных Богов. Поэтому к Небесным Богам обращались за благословением, чтобы на полях вырос хороший урожай и чтобы древний Род продолжался и не остался без потомства и наследника, продолжателей традиций Отцовских.

Чтобы в древнем Роду постоянно рождались только здоровые дети, мужчины для своих любимых вырезали из обломленных ветром веток Священных Деревьев небольшую кyклy-берегиню, на которую наносили символы женского плодородия и спираль зарождения жизни. Спираль зарождения жизни символизировала странствование Души будущего pe6eнкa через все Божественные Миры, в которых она обретала Мудрость Богов и притяжение ее на Мидгард-Землю призывным биением любящего и заботливого материнского сердца. Сию кyклy-берегиню (рис. 13) муж помещал в льняную ладанку, и женщина носила ее на поясе, чтобы Богородица Лада и Джива не забывали о ней.

Кроме того, на домашнюю утварь также наносили символы женского плодородия, чтобы почти все, к чему прикасались руки женщины, будь то резная требница для подношения Богам Треб и Даров (рис. 14) или солонка (рис. 15), говорило Небесным Богам и Богородицам, что в данном древнем Роду Великой Расы с огромным терпением и безграничной радостью ожидают появления pe6eнкa.

Мужские рубахи в Новое время (XVIII—XIX века)

От необычных царских и боярских рубах XVII века перейдем к одежде староверов в Новое время. Прежде всего, стоит сказать, что крой мужской рубахи удивительным образом конструктивно почти не менялся до XX века. Он оставался схожим для разных слоев населения и сословий, отличаясь только тканью и богатством отделки.

Мы имеем крайне мало сведений о крестьянских и староверческих рубахах в XVIII веке. Интересны лишь упоминания, касающиеся цвета. Так, Польский собор 1752 года в статье 41 запрещает юношам ношение красных рубах.

Любопытно, что в среде старообрядцев «поляков» и «каменщиков» Алтая сохранился туникообразный крой с вошвами и квадратным вырезом с боковым разрезом (рис. 21,22). Отличает эти рубахи обилие вышивки в разной технике — поддевчатый, тамбурный, досюльный и наборный швы.

В XIX веке на уральских заводах рубаха-голошейка с круглым вырезом и боковым разрезом, изготавливаемая из кумача или шелка (для праздничной вещи), либо «своедельщины» (самотканого материала, используемого при повседневной носке), была характерна для старообрядческого населения. Ворот и разрез, как правило, были украшены сутажным золотным «гасником»-шнурком, характерным для зажиточного населения заводов и купцов: «Но большая часть купцов и мещан носят … рубашку из холста, но более из красной пестрели, а не редко и из шелковых материй с косым воротом, обложенным шелковым или золотым шнурком….», — отмечает Н.С. Попов, член русского экономического общества в 1804 году. Данный приём происходит от мужской одежды XVII-XVIII веков. Гасник держал литые пуговицы округлой формы. В некоторых случаях гасник и пуговицы могли быть золотыми, но чаще всего — бронзовыми или из серебра (рис. 23). Во второй половине XIX века голошейки почти полностью вытесняют рубахи с воротом-стойкой.

Среди старожилов пермского края и коми-пермяков бытует крой мужской рубахи с подклинками сзади, напоминающий крой рубах 15-17 веков (рис. 24, 25). Они также украшены обилием тканого орнамента и закругляющейся вышивкой по вороту в технике набор и имеют стойку. Аналогичного вида рубахи бытовали в конце XIX века в среде прибалтийских поморцев. Отличала их только прямота линий, что объяснимо вхождением в моду пиджаков (рис. 26). Таким же образом объяснимо и появление рубах с косой планкой в начале XX века, имевших место и в среде староверов (рис 27, 28).

Мы рассмотрели самые экзотичные рубахи, и стоит сказать, что большинство бытовавших рубах имели прямой туникообразный крой с боковой планкой и воротом-стойкой. Повседневные изготавливались из пестряди (клетчатой ткани) (рис. 29) либо неокрашенного холста, праздничные же из покупного материала, белого тонкого холста, украшенного вышивкой (рис 30).

Впоследствии крой начинает изменяться. К концу XIX века появляются рубахи на кокетке (рис. 31), формирующиеся под влиянием городской моды и неорусского стиля. В эту же эпоху в городской среде и среде интеллигенции ношение косоворотки становится символом инакомыслия и иногда — принадлежности к революционным идеям.

Моленные же рубахи оформлялись как отдельный вид одежды, постепенно становясь однотонными, выполненными из своедельщины либо из богатых покупных материалов (в зависимости от согласия), иногда были аналогичны праздничным (рис. 32). И вместе с модой менялся и их крой. На сегодняшний день мы имеем в употреблении как рубахи старинного туникообразного кроя, так и уже рубахи нового городского кроя с втачным рукавом.

Навигация

Оружейный магазин в Лас-Вегасе — как продают оружие в США

Где сейчас применяется фуражка?

Немного истории

Основу любого славянского национального костюма во все времена составляла рубаха. Истоки появления русской традиционной рубахи берут свое начало в древние времена старообрядцев и язычников. Первое известное ее название — косоворотка. Особенность такого одеяния состояла в том, что ворот ее был скроен по косой, а не привычным всем образом посередине.

Традиционная славянская косоворотка

Именно такое положение ворота дало название этой старинной русской рубахе

По мнению историков глубоко изучающих славянскую культуру, считается, что крой косоворотки позволял не выпадать нательному крестику во время работы.

Как правило, такой косой ворот рубахи был смещен в правую сторону, а первые упоминания о такой одежде относятся к 15 веку. Рубаха широко использовалась мужчинами в обиходе, носилась на выпуск, подпоясывалась кушаком или поясом.

Подпоясанный мужчина в русской косоворотке выглядел более статным

Если обратиться к более древним старославянским временам, то происхождение слово «рубаха» произошло от созвучных «рубъ», что означало «рубище, полотно», а также слова «руш» (рвать, рушить). И это не является простым совпадением! Изначально рубаха представляла собой скромное и простое по крою одеяние: туникообразное полотнище, сложенное вдвое, с прорезью для головы.

Первые рубашки отнюдь не шили или резали, а руками отрывали кусок ткани. В результате несложной эволюции, к такому одеянию добавились длинные и свободные рукава. Первые рубахи шились из конопляного волокна, и только многим позже миряне стали использовать хлопковое и льняное полотно.

Что касается женской рубахи, то ее история не менее богата на события, нежели мужская. Первые рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, длинным, именовалась такая одежда «стан».

Такая женская нижняя рубаха была популярна в 13 веке

Существовали всевозможные рубашки для различных жизненных случаев: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью такой рубахи в народном стиле, с точки зрения истории, до сих пор считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».

Рубаха для ворожбы украшалась особым орнаментом

Как и любой элемент, составляющий национальный костюм, рубаха имеет интересную и колоритную историю, интерес к которой не утрачен и по сей день.

Фотографии национальных костюмов

Ссылки

  • Костюм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

Крой традиционной русской рубахи для мужчин и женщин

Более сложная в исполнении женская рубаха также выкраивалась экономично. Обрезков ткани после пошива не оставалось. Все детали были прямоугольными или клинообразными, уменьшая расход материала. Перед и спинка вырезались по долевой нити с таким замыслом, чтобы она шла вдоль деталей. Рубахи были широкими и просторными за счет вставки бокового полотна или клина. Рукава соединялись с центральной деталью под прямым углом.

Они тоже отличались разнообразием вариаций и бывали:

  • Расширенными за счет одного или нескольких клиньев.
  • Имели вид зауженных книзу.
  • Заканчивались манжетами или сборками над узкой обтачкой.

Долевая нить в рукавах располагалась вдоль руки. Свободу движений обеспечивала ластовица. Так называлась квадратная или клинообразной формы деталь, вшитая под проймой.

Виды кроя

Кроилась русская рубаха разными способами. Основные различия касались оформления горловины. Самым древним и практически вышедшим из употребления считается туникообразный крой. Традиционное изделие швеи состояло из единого центрального полотнища. Перегнутое пополам, оно уже представляло собой перед и спинку. Горловина прорезалась посередине на сгибе вместе с разрезом ворота. В начале 20 столетия рубаха-туника сохранилась лишь в качестве исподней или обрядовой, оставаясь заменяющей саван одеждой покойника.

Большее распространение получили рубашки с поликами. Так называли плечевые вставки, призванные соединить перед со спинкой и расширить горловину. Полики бывали прямоугольными и косыми. Прямые существовали в двух вариантах. В первом дополнительные части сшивали с верхними срезами основных деталей стана параллельно утку, во втором – параллельно основе.

Первые носили жительницы северных, начиная с Архангельской, и центральных губерний, вторые предпочитали женщины верхней Оки, Москвы и Рязани.

Существовали рубашки со слитными поликами. В них роль верхней ластовицы исполнял выступ, предусмотренный при выкраивании рукавов. Получался такой своеобразный реглан. Косые поликисшивали из двух частей, придавая форму трапеции. Острые углы вставляли в разрезы либо вертикальные швы деталей спинки и переда. Эта русская народная рубашка носилась с поневой.

С круглыми сарафанами надевали бесполиковые варианты. В них линия горловины была образована соединением задней части с краем передней посредством широких рукавов.

Цельная женская рубаха и составная

Рубашка могла состоять из цельных продольных полотнищ. Для достижения необходимой ширины их использовалось четыре. Но встречались такие старинные одежды нечасто, в основном в качестве обрядовых – свадебных или погребальных. Чаще эта часть женского наряда была составной, разделяясь на верхнюю и нижнюю половину. Дробление практиковали из соображений экономии. Низ на обозрение не выставляли, поэтому на его изготовление шел домотканый плотный холст.

Верхняя часть виднелась из-под поневы или сарафана. Но материи на нее требовалось не так много, поэтому старались купить качественную хлопковую или тонкую льняную, иногда даже шелковую ткань. Бывало, что верх рубашки и стан представляли собой два сшитых отдельно самостоятельных предмета. Таким образом, женщина могла иметь несколько нарядных вариантов. А стан пришивала к тому из них, в котором хотелось покрасоваться.

Из чего состоит женский костюм?

Женский национальный костюм гораздо красивее и интереснее мужского.

Основные части комплектов пришли из Древней Руси. В женском национальном костюме заложены представления того времени о женской красоте и семейных ценностях.

Силуэт прямой или расширенный вниз, подчеркивать фигуру было не принято, для национального комплекта характерна многослойность.

Женский костюм различают по назначению:

  • повседневная одежда изготавливалась из хлопка, льна и шерстяной ткани, включала в себя до семи предметов;
  • в пошиве нарядной одежды использовались бархат, парча, хорошего качества шерсть. Праздничный женский комплект одежды мог состоять из двадцати предметов. Такие вещи стояли дорого, тщательно украшались, одевали по особым праздникам и в церковь. Нарядные комплекты хранили в сундуках, лучшее передавали по наследству.

Сарафанный комплект

Основой северорусского костюма служила рубаха, её шили из льняной и хлопковой ткани. Низ рубахи, рукава и горловина украшались вышивкой. Вышивка была скромнее для повседневной рубахи, а праздничная рубаха обильно украшалась вышитыми мотивами.

На рубаху надевали сарафан. Сарафан – одна из характерных деталей русского национального комплекта. В переводе с иранского означает «одетый полностью». Поверх сарафана подпоясывались красивым поясом и передником. Носили на Руси распашной сарафан с вышивкой по краю полы и застёжкой на пуговицы.

«Круглый» сарафан не имел застёжки, иначе его называли «прямой» и появился он гораздо позже распашного.

Поверх сарафана в праздничном костюме крестьянки, одевалась нарядная душегрея. В верхней части она была собрана в мелкие складочки, к низу была широкой. Длина едва прикрывала талию. Шилась такая душегрея из дорогих тканей, парчи и бархата.

Зимний сарафан был из сукна, поверх одевалась тёплая душегрея, шубея, опашинь или телогрея. Тёплая душегрея простёгивалась ватой и украшалась меховой оторочкой. Дополняли наряд тёплые шерстяные чулки, шаль и тёплый головной убор.

Поневный комплект

Поневный комплект считается более старым, носили его в южных областях России.

Состоит такой комплект из длинной холщёвой рубахи и поневы.

Праздничный наряд и на каждый день

Понева представляет собой юбку. Различают глухую и распашную поневу. Состояла она из трёх полотнищ, богато украшалась ткаными узорами и вышивкой. Основой была шерстяная ткань «в клетку», подол и полотнище декорировались рядами вышивки или тесьмы. На талии поневу удерживал узкий поясок, гашник.

В деревнях был обычай «надевание поневы», означал он, что девушка теперь может быть просватанной.

Женские головные уборы

Головной убор не только защищал голову, но и мог рассказать о женщине многое.

Головной убор незамужней девушки состоял из лент и тесьмы. Волосы были частично открыты взору.

После замужества женщина надевала кику, поверх надевался платок убрус, волосы были полностью закрыты.

На праздники замужние женщины надевали нарядный головной убор – кокошник. Кика и кокошник предназначались для выхода в люди, дома женщина носила повойник (чепец) и платок.

Русский кокошник

Дополняли наряд нагрудные и шейные украшения. Такие украшения состояли из бус, цветной шерсти и бисерных нитей.

В нарядной женской одежде богато украшались даже пуговицы.

Как одевались славяне в середине I тысячелетия до н.э – середине I тысячелетия н.э

Одежда восточных славян в этот период не отличалась особым разнообразием, да и данные весьма фрагментарны — в обиходе были рубахи, женские сорочки и платья, куртки, безрукавки, халаты, тулупы, плащи, пояса (обычные и богато украшенные). Некоторые исследователи эту одежду разделяют на нательную, дополнительно нательную, верхнюю (подразделялась на плечевую и поясную).

Основной головной убор, как у мужчин, так и у женщин был башлык, а основной обувью были кожаные мягкие на плоской подошве невысокие полусапоги, которые закреплялись на ногах с помощью ремня или шнурка.

Сапоги представляли собой плотные чулки из кожи (сапоги знати могли обшиваться золотом).

Шили одежду в основном из шерстяных тканей, а также тканей из растительных волокон (конопляной и льняной).

Как одевались славяне в VI – IX вв

Для изготовления ткани для одежды также, как и раньше, славяне использовали шерсть, лен, коноплю. Широко использовались шкуры и мех (овечьи, медвежьи шкуры, соболиный, беличий мех и тд). Сведений об использовании импортных тканей, в первую очередь речь идет о шелке, к сожалению, не сохранилось. Мужская одежда состояла из рубашки, штанов (узких) и верхней одежды.

Верхнюю одежду называли по-разному – жупаном, корзо, кожухом, сукнею. Одежду стягивали поясами, которые шились из ткани или кожи, а сами рубахи и верхняя одежда завязывались тесемками или застегивались на пуговицы.

Одним из основных видов обуви в этот период были башмаки, изготовляемые из кожи (также они носили общеславянское название черевики).

Основу женской одежды этого периода составляла длинная, украшенная вышивкой или узорным тканьем рубашка. Изредка женский костюм дополняли металлические украшения.

Как одевались славяне в период Древней Руси

Одежду в Древней Руси называли порты, а портищем называли кусок ткани. Также для обозначения одежды употреблялось название – ризы.

Традиционным материалом для одежды восточных славян в IX — XIII вв были ткани из шерсти, льна, конопли. Но ткани в этот период уже различались по сортам. Толстиной или частиной называлось грубое полотно, вотолой — более толстое полотно, а тонкое, выбеленное полотно называлось бель.

Ткани из льна были в основном белого цвета, шерстяные — натурального цвета овечьей, козьей шерсти или окрашивались в красные, желтые, зеленые и другие цвета.

Шелковые или золотные ткани, которые привозились из Византии и Востока, были доступны только знатным людям.

Распространенным материалом для обуви были древесная кора и лыко, из которого плели лапти, но обувь горожан и богатых крестьян изготавливали из сыромятной или дубленой кожи.

Главной особенностью одежды в Древней Руси было то, что костюм у различных слоев населения отличался количеством предметов одежды и разнообразием материалов, но покрой одежды был одинаковым. Ярким примером может служить одинакового покроя рубаха, которую носил и крестьянин, и горожанин, и князь, но у последнего рубаха была из дорогой тончайшей ткани.

Итак, сорочицу или рубаху шили из полотна, шерсти, шелка. Покрой у рубах был туникообразный.

Мужская рубаха была до колен, носили ее на выпуск, поверх штанов. Очень длинной, до ступней или до пола (отсюда слово – подол), была женская рубашка. Обычно длинные рукава рубашки в домашних условиях собирали с помощью браслетов.

Нательную мужскую одежду дополняли неширокие штаны. Сложно сказать какой конкретно длины были штаны, так как они заправлялись в обувь. На нижнюю часть ног состоятельные люди надевали, так называемые, наголенники, а бедные накручивали онучи – длинные узкие полосы материи. Помимо онуч на голую ногу бедное население (мужчины, женщины) надевали шерстяные носки (копытца).

Вышеперечисленная одежда у бедных слоев населения была в единственном экземпляре, поэтому в ней и работали, и ходили дома.

Верхняя одежда в этот период была представлена так называемой свитой (представляла собой длинное, облегающее тело, полотно с отложным воротником), которую носили как мужчины, так и женщины. В обиходе славян был распространен и безрукавный плащ из толстой льняной ткани, который накидывался на плечи и застегивался на шее (славянское название – вотола). Помимо вотолы была распространена и другая форма плаща – мятль, которую носили преимущественно княжеские слуги.

Зимой носили кожуки, или в простонародье тулупы, сшитые из шкур животных.

Меховые, валяные, плетеные шапки – главные головные уборы мужчин того времени.

У женщин наиболее распространенным головным убором был кокошник.

Таким образом, одежда у славян выполняла не только защитную функцию, но и была социальным и этническим показателем. Популярная поговорка что встречают по одежке – как раз и уходит корнями в рассмотренные выше времена.

См. также

  • Фаустпатрон
  • Панцерфауст
  • Панцершрек
  • РПГ-2
  • РПГ-7
  • Список вооружений Корейской войны 1950—1953
  • Годдард, Роберт: первые американские модели гранатомётов «Базука» были созданы на основе работ Годдарда.

Одежда славян как хранитель истории, верований, традиций

Несмотря на то, что основной функцией одежды является прикрытие наготы и защиты организма от климатических условий, наши предки в каждый элемент вкладывали глубокий смысл. Так формировались целые культуры.

Одного взгляда на человека было достаточно, что бы понять к какому роду и племени он принадлежит, чем занимается, и в каком статусе находится среди сородичей. Это очень помогало быстро понять как вести себя при общении с незнакомцем, и чего от него можно было ожидать.

Приверженность определенному гардеробу определялась с самого рождения.

  1. В соответствии с поверьями, новорожденного принимали в рубашку, сшитую руками самой старой женщиной рода, с тем чтобы он повторил ее путь, прожив долго и счастливо.
  2. Далее в дело шла старая не стираная отцовская рубаха. Ее задача — привить любовь к сородичу.
  3. На пеленки шли обрывки одежды других взрослых родственников. Считалось, что так малыш перенимает их положительные качества.

Всегда проводилось строгое разграничение между праздничной и повседневной одеждой славян. Внешне это отражалось как в наличии дополнительных атрибутов и аксессуаров, так и в цветовой гамме. Не мало внимания уделялось и качеству материала. Каждому элементу и цвету придавалось особое значение. При этом красящие вещества давала сама природа: кора деревьев, трава, листья некоторых растений.

Верхняя одежда

kak.znate.ru

Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе

Главное, что было важно для славян в одежде – удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана

Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.

Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.

На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.

Наряды древних славян и их особенности

Одежду различных цветов у древних славян носили только знатные воины и племенная элита — они добывали её в боях или покупали у торговцев

Первые славянские элементы одеяния изготавливались из кожи и меха, это был единственный легкодоступный материал в древности. В те времена по виду используемых шкур можно было определить статус владельца:

  • Простые общинники носили вещи из кож домашних животных;
  • Воины предпочитали одежду из шкур хищников, особенно популярными являлись волчьи и медвежьи кожи с мехом;
  • Родовая знать, вожди и князья одевались в меха пушных зверей.

Начиная с VI века н.э. основным материалом для изготовления славянской одежды становятся лён и конопля. Беднейшие слои населения носили серые вещи, более богатые – белые, из очищенного льна, так как в те времена еще была неизвестна технология окрашивания тканей. В XI-XIII веках на Руси стала распространяться шерстяная ткань сермяга или власяница. К этому времени относится появление разноцветных тканей, так как славяне начали активно торговать с Византийской империей. Костюмы восточных славян отличались своей добротностью и вычурностью, на это влияло соседство с Римом, Грецией и тесные связи со скандинавским регионом. Князья, знать и дружинники старались одеваться в иноземные шелка.

https://youtube.com/watch?v=amjybEyY3GY

Славянский стиль одежды проще всего проследить по женским моделям, хотя археологические раскопки дают весьма скудные сведения на этот счет, и ориентироваться приходится на рисунки в письменных источниках. Основным элементом костюма древних славянок (да и мужчин тоже) была длинная рубаха, часто украшаемая обережными узорами и вышивкой с народными мотивами. Виды рубах:

  • Праздничные;
  • Повседневные;
  • Свадебные;
  • Похоронные;
  • Покосные;
  • Вороженные.

Женская славянская одежда декорировалась волховской и обережной вышивкой, часто использовались нашивки из лоскутов и тесьмы. Традиционные русские сарафаны начали упоминаться только в XVI веке, манжет и косой ворот появились в XVII веке. С появлением технологии крашения, основным цветом стал красный и около 30 его оттенков. Детская славянская одежда отличалась от взрослой только вышивкой и состояла, как правило, из одной рубахи «до пят».

Благодаря раскопкам известны на весь мир славянские украшения, в изготовлении которых местные мастера-ювелиры достигли небывалых высот, так, даже греческие ювелиры часто их копировали. Наиболее часто встречались:

  • Височные кольца – специфическое украшение головных уборов, крепящееся возле висков. Носились незамужними девушками-славянками;
  • Гривны – шейный обруч, изготавливаемый из металла, чаще всего из бронзы и серебра. Учёные считают, что эти драгоценности несли в себе глубокий сакральный смысл, так как часто гривна не снималась на протяжении всей жизни. По одной из версий, золотые и серебряные украшения разрешалось надевать только представителям верховной знати;
  • Серьги-кольца – большие, но лёгкие побрякушки, сделанные из проволоки, могли быть плетёными;
  • Подвески – кулоны из металла большого размера, обычно исполняли роль оберегов;
  • Браслеты – самые распространённые славянские украшения, чаще всего попадающиеся при раскопках, бывают мужские и женские;
  • Перстни различных размеров и форм.

Заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector