Космические скорости

Нужна мощная ракета

И это серьезная проблема. Вес ракеты, несущей крупный груз, вырастает до немыслимых значений.

Но однажды одни люди сказали другим — ах так! Тогда мы… полетим… ммм… на Луну! Вот!

И разработали план полетов к нашему единственному спутнику. Так появилась на свет программа «Аполлон».

Эта была ошеломляюще амбициозная задумка. Ее целью являлась высадка человека на Луне. Впервые в истории человечества. Ну и конечно благополучное возвращение этих людей на Землю. Однако решение этой задачи привело к возникновению целого ряда проблем. Одна из которых заключалась в том, что для ее решения нужна была просто колоссальная по мощности ракета. Которая не должна была быть уж слишком грузной. И запросто могла бы вывести в космос достаточно тяжелую полезную нагрузку.

«Спутник» и «Луна»

В 1957 году первая космическая ракета — та самая Р-7 — вывела на орбиту искусственный «Спутник-1». США чуть позже решили повторить такой запуск. Однако в первую попытку их космическая ракета в космосе не побывала, она взорвалась на старте — даже в прямом эфире. «Авангард» был сконструирован чисто американской командой, и он не оправдал надежд. Тогда проектом занялся Вернер фон Браун, и в феврале 1958 года старт космической ракеты удался. А в СССР тем временем модернизировали Р-7 — к ней была добавлена третья ступень. В результате скорость космической ракеты стала совсем другой — была достигнута вторая космическая, благодаря которой появилась возможность покидать орбиту Земли. Ещё несколько лет серия Р-7 модернизировалась и совершенствовалась. Менялись двигатели космических ракет, много экспериментировали с третьей ступенью. Следующие попытки были удачными. Скорость космической ракеты позволяла не просто покинуть орбиту Земли, но и задуматься об изучении других планет Солнечной системы.

Но сначала внимание человечества было практически полностью приковано к естественному спутнику Земли — Луне. В 1959 году к ней вылетела советская космическая станция «Луна-1», которая должна была совершить жёсткую посадку на лунной поверхности

Однако аппарат из-за недостаточно точных расчётов прошёл несколько мимо (в шести тысячах километров) и устремился к Солнцу, где и пристроился на орбиту. Так у нашего светила появился первый собственный искусственный спутник — случайный подарок. Но наш естественный спутник недолго находился в одиночестве, и в этом же 1959-м к нему прилетела «Луна-2», выполнив свою задачу абсолютно правильно. Через месяц «Луна-3» доставила нам фотографии обратной стороны нашего ночного светила. А в 1966-м прямо в Океане Бурь мягко приземлилась «Луна-9», и мы получили панорамные виды лунной поверхности. Лунная программа продолжалась ещё долго, до той поры, когда американские космонавты на ней высадились.

Современные ракетные двигатели

Большинство современных ракет оснащаются химическими ракетными двигателями. Такой двигатель может использовать твёрдое, жидкое или гибридное ракетное топливо. Химическая реакция между топливом и окислителем начинается в камере сгорания, получающиеся в результате горячие газы образуют истекающую реактивную струю, ускоряются в реактивном сопле (или соплах) и выбрасываются из ракеты. Ускорение этих газов в двигателе создаёт тягу — толкающую силу, заставляющую ракету двигаться. Принцип реактивного движения описывается третьим законом Ньютона.

Но не всегда для движения ракет используются химические реакции. Существуют паровые ракеты, в них перенагретая вода, вытекающая через сопло, превращается в высокоскоростную паровую струю, которая служит движителем. Эффективность паровых ракет относительно низка, однако это окупается их простотой и безопасностью, а также дешевизной и доступностью воды. Работа небольшой паровой ракеты в 2004 году была проверена в космосе на борту спутника UK-DMC. Существуют проекты использования паровых ракет для межпланетной транспортировки грузов, с нагревом воды за счёт ядерной или солнечной энергии.

Ракеты наподобие паровой, в которых нагрев рабочего тела происходит вне рабочей зоны двигателя, иногда описывают как системы с двигателями внешнего сгорания. Примерами ракетных двигателей внешнего сгорания может служить большинство конструкций ядерных ракетных двигателей.

Сейчас разрабатываются альтернативные способы поднимать космические аппараты на орбиту. Среди них «космический лифт», электромагнитные и обычные пушки, но пока они находятся на стадии проектирования.

Sturmgewehr 44 — штурмовая винтовка Второй мировой войны: история появления на фронте, достоинства и недостатки

Конструкция ракеты-носителя

Для выведения корабля-спутника на орбиту вокруг Земли на базе МР Р-7 была разработана первая ракета «Восток» для гражданских целей. Ее летно-конструкторские испытания в беспилотном варианте начались 5 мая 1960 года, а уже 12 апреля 1961 года впервые состоялся полет человека в космос – гражданина СССР Ю. А. Гагарина.

Была задействована трехступенчатая конструкционная схема с использованием на всех ступенях жидкого топлива (керосин + жидкий кислород). Первые две ступени состояли из 5 блоков: одного центрального (максимальный диаметр 2,95 м; длина 28,75 м) и четырех боковых (диаметр 2,68 м; длина 19,8 м). Третья соединялась стержнем с центральным блоком. Также по бокам каждой ступени стояли рулевые камеры для маневрирования. В головной части монтировался ПКК (в дальнейшем – искусственные спутники), прикрытый обтекателем. Боковые блоки оборудованы хвостовыми рулями.

Немецкое наследие в ракетостроении

В 1944 году случилось важнейшее событие, в мирное время потрясшее бы мир. Но, вовсю шла Вторая Мировая война, поэтому триумф конструкторов утонул в грохоте орудий. Что же случилось? Немецкая ракета ФАУ-2 была запущена вертикально вверх и поднялась на высоту 188 километров. Напомню – высота 100 километров, считается границей ближнего космоса.

ФАУ-2 была в первую очередь оружием, причем оружием гитлеровского режима. Страшного и преступного. Поэтому о том рекордном полете особенно говорить не принято, хотя факт остается фактов: ФАУ-2 была настолько быстрой, что буквально опередила свое время. После войны и США и СССР заполучили документацию на эту ракету (а США даже её конструктора заполучили, и позволили ему работать “по профессии”!) и наладили производство аналогов у себя.

Немецкая ракета ФАУ-2, по сути первая «космическая» ракета. Американские баллистические «Гермесы» и советские «Р-1» были фактически лишь её чуть улучшенными копиями

У американцев эта ракета называлась “Гермес“, у нас – “Р-1“, однако и в СССР и в США она рассматривалась только как “действующий прототип”. Всем было очевидно – нужно совершенствовать конструкцию, улучшать, обновлять, в общем делать что-то свое.

Работы над “своей” ракетой в СССР возглавил Сергей Павлович Королёв. Его детище носило рабочее название “Р-2“. В октябре 1947 года, министр вооружений Устинов Д. Ф. и начальник отдела НИИ-88 этого же министерства Королев С. П. были приглашены в Кремль. Королев С. П. доложил о результатах проведенных пусков ракет ФАУ-2, эскизных проработках новой ракеты Р-2.

Сталин сдержанно воспринял доклад Королева: «Сначала надо завершить работы по Р-1». Это было его решение. Оно было продиктовано необходимостью быстрейшего задействования КБ, НИИ, заводов, выделенных для развертывания в стране новой отрасли промышленности – ракетостроения. Заводы не могли простаивать, пока будут получены положительные результаты испытаний новой ракеты. Поэтому и была принята ракета Р-1 в качестве первого живого образца, в процессе освоения которой была бы налажена необходимая кооперация разработчиков, отработана технология производства подобного рода изделий.

Баллистическая ракета: что это?

Современный мир, пронизанный непрекращающимися локальными конфликтами и внешнеполитическими напряженностями между странами, постоянно находится под угрозой крупных глобальных войн. Каждое отдельно взятое государство понимает, что в случае войны победа будет за тем, чье вооружение лучше и мощнее.

Так было всегда, начиная еще с незапамятных времен. Именно война двигала прогресс — все изобретения для гражданских нужд были лишь побочным результатом изобретения военного оснащения. В двадцать первом веке производимое оружие имеет чудовищную разрушительную силу. Хорошим примером мощнейшего оружия является баллистическая ракета.

Что такое баллистическая ракета?

Баллистическая ракета — один из видов орудия массового поражения, действующего на дальние дистанции. Летит по изначально заданной параболической траектории и не поддаётся управлению в момент полета.

Существуют разновидности многоступенчатых ракет, похожих на те, что запускаются в космос для доставки спутников на орбиту — в процессе полета части ракеты отсоединяются от основания, чтобы увеличить скорость за счет импульса и уменьшения общей массы. Запуск таких ракет производится либо из шахтных установок расположенных в земле, либо с помощью мобильных перевозных установок.

Классифицируются ракеты каждым государством по-разному, но можно считать общепринятыми ракеты трёх видов:

  • Малой дальности.
  • Средней дальности.
  • Межконтинентальные.

Каждый из видов имеет свои задачи и максимальную длительность проходимого пути. В случае с ракетами малой дальности — это тысяча километров, средняя дальность обладает радиусом запуска в 5.5 тысяч километров, а межконтинентальные, направленные на то, чтобы поразить врага на другом конце земли, имеют дальность достаточную, чтобы облететь 50% земного шара.

Именно такие ракеты начиняют ядерными боеголовками. Самая большая длительность полета займет не более 30 минут, а гигантская скорость делает ракеты практически неуязвимыми для противовоздушной обороны — они просто летят быстрее снаряда, предназначенного для уничтожения этой ракеты.

Как работает баллистическая ракета?

Главная особенность её работы заключается в том, что практически всю длительность своего полета ракета ведет себя в точности, как обычный брошенный объект, не подвергаясь импульсам и ускорениям со стороны двигателей.

Весь её путь можно разделить на два этапа. В первом этапе ракете задаётся необходимая скорость с помощью реактивной тяги. После того, как нужное ускорение было достигнуто, двигатель вместе с топливным баком отсоединяется от ракеты для облегчения её веса. После этого наступает второй этап свободного падения.

Использование ракеты в гражданских целях

Устройство баллистической ракеты и манера её поведения в воздухе мало чем отличаются от ракет, запускаемых в космос на орбиту Земли. Благодаря этому удобству существует возможность создания универсальных устройств, которые в зависимости от внутреннего содержания будут использоваться в мирных или в военных целях.

На сегодняшний день существует несколько видов универсальных ракет, которые изначально были созданы с целью выведения на орбиту планеты различного военного спутникового оборудования. Целый класс ракет предназначен для вариативного использования. Стоит понимать, что одну и ту же ракету нельзя переоснастить для других целей. Хоть они и имеют общую базу, но собираются на различных заводах и не подлежат взаимному замещению.

https://youtube.com/watch?v=e31qo61ryRc

История создания

В 1957 году была успешно запущена первая в мире межконтинентальная ракета. Строение её было именно многоступенчатым, а радиус поражения подразумевал успешную доставку заряда в любую точку планеты. Разработка данного вооружения была инициирована еще за десять лет до её запуска. Большое количество научных деятелей, а также организаций было привлечено для исследований возможности перелетов и создания системы управления ракетой.

Специально для испытаний оружия подобного рода в Казахстане был построен полигон, строительство которого завершилось в один год с запуском ракеты. Однако первые испытания позволили выявить огромное количество недостатков данной ракеты. Только с четвертого раза после многочисленных доработок ракета смогла поразить условного противника, успешно завершив испытания на полигоне. Замена на более новые виды вооружения произошла только спустя 11 лет после начал использования первого прототипа.

Монстр в космосе

Ракета «Сатурн-5» была изготовлена с использованием алюминия, полиуретана, асбеста, пробки и титана и многих других материалов. Она имела примерно в 4 раза большую грузоподъемность, чем другой космический монстр — Space Shuttle.

Весь пусковой комплекс «Сатурн-5» весил 2 800 000 кг на стартовой площадке. То есть в 16 раз больше самого крупного и тяжелого животного на планете Земля — ​​голубого кита. Вес которого достигает 177 тонн.

Эта гигантская ракета выходила в космос 13 раз, в период с 1967 по 1973 год. Кроме программы «Аполлон» ее использовали для вывода на орбиту космической станции Skylab.

И по сей день «Сатурн-5» остается самой большой, самой тяжелой и самой мощной ракетой, когда-либо летавшей в космос.

Популярное из последнего

Атлантида Бермудского треугольника

Проблемы ракетно-космической отрасли России

Как было отмечено выше, кризис 90-х годов нанес урон в экономику страны. Несмотря на значительное улучшение ситуации, существующие проблемы до сих пор тормозят развитие отрасли, препятствуя реализации программ и проектов.

К числу трудностей, остающихся актуальными в настоящее время для российской ракетно-космической отрасли, следует отнести следующие:

  • Несоответствие имеющейся производственной базы современным требованиям и стандартам. Существенная часть производственных мощностей отрасли не обновлялась со времен СССР, в результате чего темпы износа основных фондов во много раз превышают коэффициент их обновления. Доля изношенного оборудования постоянно растет, что не позволяет осваивать производство передовой техники.
  • Снижение качества продукции и услуг. Несмотря на многочисленные попытки реорганизации структуры управления отраслью, система контроля качества большинства предприятий не соответствует современным требованиям. Если все оставить без изменений, то дальнейшее снижение качества продукции может привести к утере занимаемых Россией позиций на международном рынке коммерческих космических запусков.
  • Низкая эффективность производства. Согласно статистическим данным производительность труда на предприятиях российской ракетно-космической промышленности во много раз уступает показателям аналогичных сегментов экономики США и Евросоюза. Подобная ситуация снижает конкурентоспособность страны и не позволяет России расширять свое присутствие на мировом рынке.
  • Продолжающийся отток из отрасли квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров. Средний возраст работников отрасли составляет 55 лет, а относительно низкие зарплаты и отсутствие отчетливых перспектив роста не способствуют приходу молодых специалистов.

Навигация

Читайте также

Ссылка

  • . myfuture.com. Дата обращения: 22 июня 2015.
  • Ричард Абулафия (англ.)русск., Kevin Michaels. . The Teal Group / AeroDynamic Advisory (16 July 2018).
  • . Britannica (n.d.). — «English pioneer of aerial navigation and aeronautical engineering and designer of the first successful glider to carry a human being aloft.». Дата обращения: 26 июля 2009.
  • .  ?. — «Sir George Cayley is sometimes called the ‘Father of Aviation’. A pioneer in the field, he is credited with the first major breakthrough in heavier-than-air flight. He was the first to identify the four aerodynamic forces of flight – weight, lift, drag, and thrust – and their relationship and also the first to build a successful human carrying glider.». Дата обращения: 26 июля 2009.
  • Кермит Ван Эвери (англ.)русск. (1988), Aeronautical engineering, Aeronautical engineering, vol. 1, Grolier Incorporated

Science: Engineering: Aerospace, Open Site, . Проверено 8 октября 2006. 

Проект Н. Кибальчича

В связи с этим невозможно не вспомнить Николая Кибальчича, русского революционера, народовольца, изобретателя. Он был участником покушений на Александра II,  именно он изобрел и изготовил метательные снаряды с «гремучим студнем», которые были использованы И.И. Гриневицким и Н. И. Рысаковым во время покушения на Екатерининском канале. Приговорён к смертной казни.

Повешен вместе с А.И. Желябовым, С.Л. Перовской и другими первомартовцами.  Кибальчич выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. За несколько дней до казни Кибальчич разработал оригинальный проект летательного аппарата, способного совершать космические перелёты. В проекте было описано устройство порохового ракетного двигателя, управление полетом путем изменения угла наклона двигателя, программный режим горения и многое другое. Его просьба о передаче рукописи в Академию наук следственной комиссией удовлетворена не была, проект был впервые опубликован лишь в 1918 г.

Основные этапы эволюции крылатых ракет

Идея создания беспилотного управляемого летательного аппарата, начиненного взрывчаткой, возникла почти сразу после появления первых самолетов. Практические разработки в этом направлении велись в нескольких странах, изобретатели предлагали разные варианты конструкции «летающей бомбы»: с радиоуправлением и с разными видами автопилотов. Однако долгое время дело не шло далее создания более или менее удачных прототипов.

В 1931 году в Британии была разработана радиоуправляемая воздушная мишень Queen. В начале войны беспилотники на ее основе использовались для ведения разведки. В 1939 году свой первый полет совершила советская крылатая ракета «212» с жидкостным двигателем, ее созданием руководил Сергей Королев. В 1944 году американцы применили против японских войск радиоуправляемые «самолеты-снаряды» TDR-1, но результаты атаки были признаны неудовлетворительными.

Первая серийная КР Фау-1. Такими «самолетами-снарядами» гитлеровцы обстреливали Великобританию

Наибольших успехов в этой области добилась гитлеровская Германия. Немецкие конструкторы сумели разработать Фау-1 – первую в мире КР, выпускавшуюся серийно. В конце войны немцы активно использовали их для бомбардировок Британии. Эта крылатая ракета оснащалась пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, имела простейший автопилот с гироскопом. Управление дальностью полета осуществлялось с помощью механического счетчика с лопастным анемометром. Как только он скручивался до нуля, подавалась команда на пикирование.

После войны германские технологии попали в руки союзников. В 1947 году начались работы над созданием первой советской КР «Комета». В нашей стране в этом направлении трудились ведущие конструкторы: Челомей, Лавочкин, Микоян. В 50-е годы в Советском Союзе и США были запущены проекты межконтинентальных крылатых ракет, которые рассматривались в качестве средства доставки ядерного оружия. В 1958 году американцы приняли на вооружение КР SM-62 Snark. Ее советским аналогом была сверхзвуковая двухступенчатая «Буря», работы над которой были прекращены в 1960 году, – военные быстро поняли, что для доставки боеголовок за океан баллистические ракеты подходят куда больше.

С середины 50-х годов в Советском Союзе активно работали над крылатыми ракетами, предназначенными для поражения кораблей противника. В 1968 году на вооружение была принята ПКР «Аметист» – первая в мире ракета с возможностью подводного старта. За ней последовали «Малахит», «Гранит», «Яхонт». Примерно в это же время американцы разработали противокорабельную крылатую ракету «Гарпун», до сих пор находящуюся на вооружении.

Советская ПКР П-70 «Аметист» — первая крылатая ракета, способная стартовать из-под воды

В начале 70-х годов в США были начаты работы над проектом, который привел к созданию КР BGM-109 Tomahawk – самого известного представителя этого класса оружия. Его главной «изюминкой» стала революционная система наведения, превратившая «Томагавк» в идеальное средство для поражения важных малоразмерных целей на территории противника.

21 октября 1967 года с помощью советских ПКР П-15 «Термит», запущенных с ракетных катеров, был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это событие стало первым случаем реального применения ПКР и послужило толчком к дальнейшему развитию данного вида оружия, а также совершенствованию средств защиты от него. Позже «Термиты» успешно использовались во время индо-пакистанского конфликта 1971 года. С их помощью было потоплено несколько пакистанских боевых кораблей, а также уничтожен нефтяной терминал в Карачи.

Первым конфликтом, в котором крылатые ракеты массово применялись по наземным целям, стала война в Персидском заливе 1991 года. За время проведения этой операции американцы выпустили почти 300 «Томагавков». «Топор» показал себя, как эффективное и смертоносное оружие, поэтому без него уже не обходился ни один последующий конфликт с участием США. «Томагавки» активно использовались во время балканских войн середины и конца 90-х, второй иракской кампании, интервенции в Ливию, ими же «утюжат» сирийскую армию на протяжении последних двух лет.

«Венера»

В 1966 году СССР начал межпланетные перелёты. Космический корабль «Венера-3» совершил жёсткую посадку на соседнюю планету и доставил туда глобус Земли и вымпел СССР. В 1975-м «Венере-9» удалось совершить мягкую посадку и передать изображение поверхности планеты. А «Венера-13» сделала цветные панорамные снимки и звукозапись. Серия АМС (автоматические межпланетные станции) для изучения Венеры, а также окружающего космического пространства продолжает совершенствоваться и сейчас. На Венере условия жёсткие, а достоверной информации о них практически не было, разработчики ничего не знали ни о давлении, ни о температуре на поверхности планеты, всё это, естественно, осложняло исследование.

Первые серии спускаемых аппаратов даже плавать умели — на всякий случай. Тем не менее поначалу полёты удачными не были, зато впоследствии СССР настолько преуспел в венерианских странствиях, что эту планету стали называть русской. «Венера-1» — первый из космических аппаратов в истории человечества, предназначенный для полёта на другие планеты и их исследования. Был запущен в 1961 году, через неделю потерялась связь от перегрева датчика. Станция стала неуправляемой и смогла сделать только первый в мире пролёт вблизи Венеры (на расстоянии около ста тысяч километров).

Технические особенности, достоинства и недостатки

Конструкция разных типов крылатых ракет сходна. Все они имеют отсек для размещения топлива, боевую часть, а также двигатель с воздухозаборником. Кроме того, значительное количество КР оснащается стартовым двигателем, задача которого – придание начального ускорения летательному аппарату. Для удобства размещения в пусковом контейнере крылья  нередко делают складными.

Запуск КР с боевого корабля

От обычных типов ракет они отличаются траекторией и высотой полета: как правило, полет проходит предельно низко с огибанием рельефа местности. Кроме того, современные крылатые ракеты оснащают турбореактивными или прямоточными двигателями, что позволяет им преодолевать очень значительные расстояния. От обычных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) они отличаются отсутствием наземного оператора, управляющего их полетом.

Важнейшим элементом любой КР является ее система наведения, во многом именно она определяет эффективность этого оружия. Первые крылатые ракеты использовали радиолокационные системы, которые прекрасно подходили для обнаружения кораблей на ровной морской поверхности, но плохо работали над сушей с ее сложным рельефом. Именно по этой причине КР долго оставались практически исключительно противокорабельным оружием.

В настоящее время ракеты используют более совершенные системы наведения и коррекции курса. Для определения своего месторасположения они сканируют земную поверхность, сверяя ее затем с электронными картами, заложенными в ЭВМ. Кроме того, широко используется инерциальная навигация и системы глобального позиционирования типа ГЛОНАСС или GPS.

Американская КР «Плутон» с ядерной силовой установкой. Проект так и не был реализован

Отдельно следует сказать о крылатых ракетах с ядерной силовой установкой. Созданием подобных летательных аппаратов занимались в СССР и США на заре атомной эры – в 60-е годы прошлого столетия. Американцы успешно провели огневые испытания подобного двигателя, но запускать крылатую ракету с ЯЭУ они попросту побоялись из-за высокого риска радиоактивного заражения местности. Проект был тихо закрыт.

Особенности конструкции крылатых ракет обуславливают основные преимущества и недостатки этого вида высокоточного оружия. К их несомненным достоинствам можно отнести следующее:

  • КР способны двигаться по произвольной траектории, что создает серьезные проблемы для противоракетной обороны неприятеля;
  • Использование для полета малых и сверхмалых высот значительно затрудняет их обнаружение радарами;
  • Совершенные системы навигации и наведения позволяют современным крылатым ракетам поражать с большой точностью даже малоразмерные цели.

https://youtube.com/watch?v=BCmMNPCBxCQ

Есть у КР и недостатки:

  • Значительная стоимость по сравнению с другими боеприпасами;
  • Относительно малая мощность всех видов боевых частей, за исключением ядерных;
  • Большинство из них имеет сравнительно небольшую скорость полета.

Советские ракеты-носители

После разгрома нацистской Германии между СССР и США началась гонка за обладание немецкими ракетными секретами.

Перед советскими ракетчиками была поставлена задача — воспроизвести немецкую А-4, но Королев понимал, что копирование довольно ненадежной ракеты фон Брауна в перспективе бессмысленно.

В 1953 г. приступив к работе над ракетой, способной доставить отделяемую головную часть массой 5 т на расстояние до 8 тыс. км, он твердо решил отказаться от немецкого «наследства» и разработать совершенно новую ракету, подобной которой еще не было. Несмотря на то, что военный заказ был рассчитан на новый вид ядерного оружия, у С. Королева появилась возможность создать ракету, которая могла бы вывести корабль в космос.

Поскольку двигателя, способного вывести такой груз на орбиту, не существовало даже в проектах, он предложил революционную конструкцию ракеты. Она состояла из четырех блоков первой ступени и одного — второй, соединенных параллельно. Такую систему назвали «пакетом». Причем, унифицированные двигатели всех 5 блоков начинали работать с земли. 15 мая 1957 г. состоялся первый запуск новой ракеты, названной Р-7. Дорога в космос была открыта. На основе базового проекта этой ракеты конструкторами были разработаны восемь различных модификаций ракет-носителей среднего класса, в том числе РН «Восток» и «Союз» для выведения на орбиту пилотируемых космических кораблей.

Ракета-носитель «Протон»

Рабочий внутри обтекателя PH «Протон»

В 1964 г. конструкторское бюро В. Челомея разработало ракету-носитель нового для космонавтики класса — тяжелого. Лунная и военная космические программы требовали вывода в открытый космос тяжелых объектов, что было не под силу старым ракетам. Таким двухступенчатым ракета-носителем стал УР-500, первый запуск которого был осуществлен в июле 1965 г. Новый РН вывел на орбиту космическую станцию «Протон-1», по названию которой позднее и получил свое наименование. Сразу после этого было принято решение о модернизации УР-500, в результате чего через 2 года появилась трехступенчатая ракета-носитель «Протон-К». Позднее появилась и четырехступенчатая версия «Протона». В зависимости от модификации он способен вывести до 20 т полезной нагрузки на орбиту высотой 200 км.

Глушко Валентин Петрович (1908-1989 гг.)

Глушко Валентин Петрович

Советский конструктор, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, под его руководством были созданы двигатели для ракет-носителей «Восток» и «Протон», генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран».

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector