На что способны российские мины будущего

История создания противопехотных мин

После окончания Первой мировой, в 1919 году в Петрограде было сформировано отдельное подразделение (батальон) и лаборатория. Их специализацией было изучение и развитие в области минно-подрывного искусства. Решение о создании подразделения было принято после анализа инцидентов на полях сражений русско-германского фронта 17-18 годов, когда немцы вели обширную наступательную кампанию.

В то время на некоторых обороняемых участках солдат Российской Империи единственное, что могло удержать немецкие войска от прорыва позиций — это противопехотные мины. В ряде случаев они отлично справлялись с задачей, но их совершенство, а также навыки в их грамотном расположении были далеки от идеала. Под Петроградом создали инженерный полигон, а в июне 1919 года там же организуется минно-подрывной техникум, выпускавший специалистов узкого профиля.

Из-за экономического кризиса в стране, вызванного революцией, специализированная лаборатория не получала должного финансирования. Как следствие, в Красную Армию не поступало новое вооружение.

Чтобы компенсировать недостаток качества вооружения, руководящий армейский состав делает упор на подготовленность специалистов. Так, в уже 1924 году для них издаются два информационно-обучающих источника.

В наставлении РККА по подземно-подрывному делу освещались техники ведения подрывных работ, способы маскировки мины под слоем земли и системы их расстановки при оборудовании минных полей и заграждений. Также в учебной литературе было подробно рассказано о способах разминирования.

Вторым источником было наставление по подрывному делу. С его помощью саперы учились использовать мины в наступательных операциях и изучали методы преодоления первичных и вторичных оборонительных позиций противника.

Устройство

Мина МОН-100 по внешнему виду напоминает толстый диск с вогнутой поверхностью, диаметром в четверть метра (23,6 см). Внутри стального корпуса находится заряд – 2 кг тротила. Так что по массе взрывчатки этот боеприпас сопоставим с артиллерийским снарядом калибра 100 мм.

При взрыве, разумеется, корпус образует «естественные» осколки, но основную угрозу представляют готовые убойные элементы. Это стальные ролики, имеющие диаметр 10 мм (что сравнимо с пистолетной пулей нормального калибра), уложенные между зарядом тротила и корпусом. Всего в мине содержится 400 таких роликов.

МОН-100 необходимо разворачивать к противнику вогнутой стороной, в центре которой находится гнездо для взрывателя. Штатно боеприпас взрывателем не комплектуется, а ввернуть в гнездо можно несколько детонаторов. Во-первых, электродетонатор ЭДП-р, в котором капсюль подрывается с помощью электровоспламенителя. Такой взрыватель применяется, если миной управляет оператор.

Это взрыватель натяжного действия, из которого для срабатывания выдёргивается чека. Другой вариант для использования МОН-100 в качестве неуправляемого взрывного устройства – электромеханический взрыватель МВЭ-72. При обрыве «растяжки» происходит срабатывание запала.

По некоторым данным, с минами МОН-100 использовался и сейсмический взрыватель ВП-13. Впрочем, практика показала, что наибольшую эффективность имеет подрыв заряда оператором. Но об этом позже.

В гнездо под взрыватель ввинчен запал МД-5М, содержащий капсюль-детонатор с 0,2 г азида свинца. Сама по себе мина МОН-100 может находиться на боевом взводе сколь угодно долго. Возможности самоликвидации боеприпас не имеет, но при этом ничто не мешает его извлечь и обезвредить. Некоторое исключение составляют мины, которые устанавливались с помощью взрывателя МВЭ-72. Их обезвреживание воспрещается, но срок действия ограничен. Когда сядет батарея взрывателя, боеприпас прекратит работу.

Поскольку для поражения цели боеприпас укладывается «на бок», он комплектуется специальным кронштейном, который ввинчивается в грунт или вбивается в подходящие предметы на местности. Гайки-барашки, соединяющие корпус МОН-100 с кронштейном, используются для более точного нацеливания.

Подрыв 2 кг тротила создаёт впечатляющие «светошумовые» эффекты, и буквально сносит всё в радиусе 10 м. При этом тяжёлые ролики на расстоянии до 160 м сохраняют способность, например, пробить стальную дверцу грузовика. То есть, если пресловутый грузовик окажется в зоне поражения мины, то он с большой вероятностью будет выведен из строя.

Зона гарантированного поражения составляет около 80 м, 90% – 110 м. Дальность от 140 м до максимальной в 160 м считается зоной 10% поражения. При этом наибольшая ширина сектора разлёта роликов составляет 10-15 м и считается зоной с наименьшей вероятностью поражения.

Су-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Другое

Германская противопехотная выпрыгивающая мина кругового поражения smi-35.

Одна из наиболее опасных находок этого класса. Имеет также названия: Die S-Mine, Springmine, обиходное название «мина-лягушка». Была принята на вооружение Вермахтом в 1936 г.

Снаряженный вес — 5 кг, вес разрывного заряда — 500 г (тротил + гексоген). Убойные элементы — стальные каленые шарики диаметром 8-10 мм количеством 300-340 шт. Опасны на расстоянии до 100 м, радиус сплошного поражения — 15 м. Применяемые взрыватели — ZuZZ-35, ZuZZ-42, SmiZ-35, AnZ-28, ZZ-35.

При срабатывании взрывателя луч огня от него по центральной трубке передается на пороховую трубку замедлителя вышибного заряда, затем воспламеняется вышибной заряд 3,5 г черного пороха, который выстреливает внутренний стакан мины на высоту до 15 м. Одновременно вышибной заряд воспламеняет три пороховых замедлителя, от которых на предельной высоте подлёта мины срабатывают детонаторы, разрывной заряд. Убойные элементы с силой разлетаются.

Smi-35 оказалась настолько удачной, что ее принцип в последствие был использован в НАТОвской мине М-16 и советской ОЗМ-72. Мины Smi-35 широко применялись немцами на всех фронтах Великой Отечественной и помимо установки в плановых минных полях, устанавливались в самых неожиданных местах — на тропинках, в населенных пунктах и т.п.

Видео по теме

Классификация противотанковых мин

По способу причинения вреда противотанковые мины делятся:

  • противогусеничные;
  • противоднищевые;
  • противобортовые.

По типу датчика цели противотанковые мины бывают:

  • нажимного действия;
  • магнитного действия;
  • теплового действия;
  • наклонного действия;
  • сейсмического действия;
  • инфракрасного действия.

Противотанковые мины по времени приведения их в боевое положение делятся на две основные группы:

  • приводящиеся в боевое положение мгновенно после удаления предохранительных блокирующих устройств.
  • приводящиеся в боевое положение после удаления предохранительных блокирующих устройств по истечении определенного промежутка времени, требующегося для удаления минеров от мины на безопасное расстояние (обычно от 2 мин до 72 часов).

По степени управляемости противотанковые мины делятся на неуправляемые и управляемые. Как правило, в противотанковых минах управляемость заключается в переключении оператором с пульта управления датчика цели в боевое или безопасное положение. Управление может осуществляться по командной радиолинии или по проводной линии. Смысл такой управляемости заключается в том, чтобы при движении через минное поле своих танков они не подрывались, а танки противника наоборот. Управляемость ПТ минами в смысле подрыва мин оператором, когда танк окажется в зоне поражения, в настоящее время не применяется.

По способу установки противотанковые мины делятся на:— устанавливаемые вручную;— устанавливаемые средствами механизации;— устанавливаемые средствами дистанционного минирования.

По извлекаемости и обезвреживаемости противотанковые мины делятся:

извлекаемые обезвреживаемые (мину можно снять с боевого взвода, а потом извлечь);
извлекамые необезвреживаемые (мину можно извлечь и, соблюдая осторожность, отвезти на полигон для подрыва; безопасной же сделать невозможно);
неизвлекаемые необезвреживаемые (при попытке удаления произойдёт взрыв; такую мину приходится либо взрывать на месте, либо, если заминировано ценное имущество, по одному обезвреживать элементы неизвлекаемости).

Противотанковые мины могут иметь систему самоликвидации или не иметь. Самоликвидация предусматривает по истечении заданного отрезка времени или при наступлении определенных условий (определенные температура, влажность, подача радиосигнала, проводного сигнала) производство взрыва мины или же перевод взрывателя в безопасное положение.

Начинаются государственные испытания СКР «Адмирал Григорович»

Отзывы владельцев

Тактико-технические характеристики

Основные параметры немецких неконтактных донных мин MI, MII и MIII почти не отличались между собой. Модель MIV изготавливалась в особом корпусе – алюминиевый сплав частично заменили на специальный водонепроницаемый картон. Общие характеристики всех этих мин таковы:

Длина мины 2,985 м
Диаметр 660 мм
Масса 987 кг
Вес основного заряда 696 кг
Глубина постановки От 5,5 до 35 м
Зона поражения До 30 метров (радиус)
Время работы 2-14 суток с акустическим взрывателем, до 400 суток с магнитным взрывателем

Поскольку мины LMB/S не оснащались стабилизатором, их длина и вес были несколько меньше – 2,235 м и 941 кг, соответственно.

Погрузка мины LMB/S.

Особенности конструкции

Элементами ОЗМ-72 являются:

  • Направляющий стакан. Для его изготовления используется сталь. На дне стакана имеется специальная камера, предназначенная для крепления в ней натяжного троса, соединяющего стакан с ударным механизмом. Стакан содержит корпус со взрывным зарядом и осколками.
  • Заряд. В качестве заряда для мины ОЗМ-72 используется тротил, которым заполняется внутренняя полость обоймы. Располагается в верхней части центральной втулки.
  • Вышибной заряд. Предназначен для выталкивания взрывного устройства из земли на высоту 1 м. Для изготовления вышибного заряда используется собранный в тканевый мешочек дымный порох. Заряд содержится в специальной трубке.
  • Ударный механизм. Размещен в нижней части центральной втулки.
  • Детонирующий капсюль. Размещается в гнезде дополнительного детонатора и монтируется только в тот момент, когда производится непосредственно установка мины ОЗМ-72.
  • Карабины и тросы. Предназначены для крепления чеки взрывного механизма с проволочными растяжками.
  • Растяжки из проволоки. Смотанные в катушки при установке достигают длины до 15 м. Предназначаются для обустройства ловушек-растяжек.
  • Колышки из дерева и металла. Деревянные колья применяются для обустройства растяжек, а металлические – для крепежа мины в мерзлом грунте и монтажа тросика с карабинами. Для производства металлических кольев используется дюралевый уголок.

Литература

  • : ил.; — На правах рукописи.
  • Басов А. Н. История военно-морских флагов. — М.: АСТ, СПб: Полигон. — 2004. — ISBN 5-17-022747-7.
  • Иванов К. А. Флаги государств мира. — М.: Транспорт. — 1971.

Какой запах и вкус у кервеля

Развитие противотанковых мин в послевоенной Европе и в СССР

Окончание Первой Мировой войны, ознаменовало собой начало тотальной моторизации армии. Во всех армиях ведущих мировых держав вооруженные силы стали получать больше военной техники. На смену кавалерийским частям пришли бронированные дивизионы и танковые батальоны. Пехота пересела на бронетранспортеры и автомобили. Армии становились мобильными. На гусеничные шасси пересела и артиллерия. В штабах рождались новые концепции ведения военных действий, где основная роль отводилась подвижным механизированным соединениям.

Параллельно с разработкой планов ведения атакующих и наступательных действий совершенствовалась оборонительная стратегия. Франция, которая понесла во время Первой Мировой войны наибольшие потери на сухопутном фронте, делала упор на создание мощной, долговременной обороны, в которой минное оружие играло не последнюю роль. На самом опасном направлении, на границе с Германией, было принято решение построить долговременную оборонительную линию. Линия «Мажино», построенная в 1929-34 гг. стала яркими примером оборонительной стратегии того времени. Не отставали от французов и другие страны, которые старались обезопасить себя от стремительной атаки. Минные поля включались в систему обороны границ и растянулись на многие десятки километров. Основным оружием минного арсенала стали противотанковые и противопехотные мины.

В СССР, который к тому времени превратился в мощную индустриальную державу, к минному оружию относились скептически. Ставка делалась на создание мощных ударных соединений, в состав которых входила кавалерия и танковые части. Об оборонительной стратегии в то время в советских штабах мало задумывались. Противотанковые мины и противопехотные мины включались только в систему обороны укрепрайонов, создаваемых по всей западной границе и на Дальнем Востоке. Как средство пассивной противотанковой обороны противотанковые мины в СССР стали появляться только в середине 30-х годов. Первая мина, специально созданная для подобных целей, – это Т-4. Боеприпас представлял собой деревянный или металлический ящик, в котором помещалось до 4 кг. взрывчатки. Обычно в качестве основного взрывчатого вещества применялся порошкообразный тротил. Устройство срабатывало при наезде на верхнюю часть заряда, оснащенного прижимной доской. Ставить ее можно было только в сухой грунт. Фугас был одноразового действия. Его невозможно было ни обезвредить, ни извлечь. Эта черта присуща всем первым отечественным противотанковым минам, которые выпускались в довоенное время.

Техническим продолжением стало появление в 1935 году первого серийного образца. Противотанковая мина ТМ-35, выпущенная в 1935 году стала основным огневым и поражающим средством инженерных войск Красной Армии. В отличие от предыдущей модели, мина имела более совершенный взрыватель, который срабатывал при нажимном усилии в 100-160 кг. Противогусеничный фугас срабатывал только при наезде на него транспортного средства большого веса.

В дальнейшем на вооружение Красной Армии поступают более совершенные и мощные фугасы, которые в свою очередь уже делятся на противогусенчиные и противоднищевые. Разница заключалась в том, что первые срабатывали при непосредственном наезде на боезаряд, тогда как вторые имели штыревой взрыватель, приводящий мину в действие при контакте с корпусом транспортного средства. Естественно отличалась и поражающая способность противотанковых мин. Противогусенчиные боезаряды наносили технике только локальные повреждения, лишая ее подвижности. Противоднищевые мины срабатывали под корпусом машины, нанося взрывом сильные повреждениям по всей поверхности днища. В результате действия такой мины танки, бронеавтомобили и другие транспортные средства полностью выводились из строя.

Мины ручной установки

Такая форма противотан-ковых мин стала уже классической.

На протяжении первого послевоенного десятилетия о современных темпах перемещения воинских подразделений никто и не помышлял

Именно поэтому значительное внимание разработчиков отводилось минам ручной установки

Одним из ключевых прототипов противотанковых мин стала немецкая Tellermine 42. Ее конструкция оказалась настолько удачной, что в разное время ту же конструкцию использовали СССР, США, Великобритания, Франция и Китай.

Не менее перспективной была и противопехотная выпрыгивающая мина кругового поражения SMI-35/44, разработанная также в Третьем рейхе. Ее конструкция стала основой советских противопехотных мин ОЗМ и американских М16. Среди производителей подобных мин числятся также Италия, Болгария, Югославия, Вьетнам и Китай.

Это интересно: советские выпрыгивающие мины, в отличие от зарубежных аналогов, подрывались после отстрела при помощи стальной проволоки, связывающей предохранительную чеку взрывателя и дно стакана-контейнера. Если мина по каким-либо причинам не выпрыгивала на нужную высоту, она не взрывалась.

Франция приступила к разработке противопехотной мины направленного действия еще в 1947 году, однако до ума ее довели инженеры США. В 1953 году она получила название M18 Claymore и широко применялась во вьетнамской войне, а затем и во множестве локальных конфликтов. Впоследствии мины аналогичной конструкции появились и в СССР — сначала МОН-50, имеющая сектор поражения около 60 градусов, а затем более мощная МОН-90. Кроме того, на вооружении Советской Армии состояла МОН-100, создающая весьма узкий поток поражающих элементов, убойных на расстоянии свыше ста метров.

Знаменитый «Клеймор», который можно встретить во множестве боевиков.
Установка «Клеймора». Какие бы мужественные лица не делали минеры, синий цвет мины выдает с головой ее учебное происхождение.
А вот МОН-50 не повезло, она так и осталась безвестной в игровом мире.

К противопехотным минам фугасного действия в этот период интереса не проявляли, хотя во время войны немецкие Schu-mine 42 очень неплохо себя зарекомендовали. Из примечательных образцов можно, пожалуй, вспомнить разве что советскую ПМН с нажимным датчиком, появившуюся в 1949 году, и такого же типа американскую М14, поступившую на вооружение армии США в 1955 году. Примечательно то, что именно эти мины стали первенцами нового направления «мин индивидуального поражения». Мина ПМН впоследствии дала начало целому семейству советских фугасных мин, а М14 широко использовалась во Вьетнаме, где осколочные мины кругового поражения показывали невысокую эффективность при значительной стоимости.

Это интересно: мины М14 сняты с вооружения армии США в 1974 году, однако Индия, Вьетнам и Бирма производят их и сегодня.

В послевоенные годы интенсивно развивались и различные специальные мины (объектные, противотранспортные, противодесантные). Вырабатывались эффективные методики их использования, создавались отказоустойчивые взрыватели замедленного действия (как часовые, так и химические). Серия советских взрывателей ЧМВ обеспечивала сроки замедления от 16 до 120 суток, а химические замедлители применялись при задержках от нескольких минут до нескольких суток. Активно велись исследования сейсмических и магнитных датчиков для противотранспортных мин.

Внутреннее устройство мины М14. Как видите, ничего сложного.

К началу 1960-х годов стало ясно, что мины ручной установки оказались тупиковой ветвью развития — тактика общевойсковых подразделений все больше опиралась на высокую мобильность. В первую очередь это касалось танковых войск, способных за сутки совершить рывок на тысячу километров.

Вторая мировая война убедительно показала, что минные заграждения, оперативно установленные в ходе боя, гораздо более эффективны, чем подготовленные заблаговременно. В первом случае враг несет ощутимые потери, а во втором он имеет возможность подготовиться к противоминным мероприятиям или определить пути обхода минных полей. Кроме того, оперативное минирование позволяло использовать мины экономнее, размещая их не на всех опасных направлениях, а в соответствии с конкретной обстановкой. Ручная установка мин при любом уровне организации не могла обеспечить выполнение задач по оперативному минированию.

1066 (2009)

Британский мини-сериал о драматических событиях, участниками которых были англичане, викинги и нормандцы. В 1066 году умирает король Эдуард Исповедник, и трон переходит Гарольду II, с чем не согласны иностранные претенденты на корону. Вильгельм и Харальд Суровый атакуют Англию с двух сторон, высаживаясь на севере и юге. В историческом сериале кровопролитная война за престолонаследие показана с разных ракурсов – и от лица тех, по кому проехало колесо истории снизу.

Оригинальное название1066ЖанрБоевик, военный, историяАктерыИэн Холм, Майк Бэйли, Френсис Маджи…СтранаВеликобританияРейтингКинопоиск – 6.0, IMDb – 6.4Возрастные ограничения16+

См. также

Двигатель

Технические данные

Boeing B-29 Superfortress

Приведенные характеристики соответствуют модификации B-29.
Источник данных: Standard Aircraft Characteristics ; Loftin L. K., Jr., 1985.

Технические характеристики
  • Экипаж: 11 (пилот, второй пилот, бортинженер, штурман, радист, оператор РЛС, штурман-бомбардир, 4 стрелка)
  • Длина: 30,18 м
  • Размах крыла: 43,04 м
  • Высота: 8,47 м
  • Площадь крыла: 159,79 м²
  • Стреловидность по передней кромке: 7° 1′ 26
  • Коэффициент удлинения крыла: 11,5
  • Средняя аэродинамическая хорда: 3,92 м
  • Профиль крыла: Boeing 117
  • Колея шасси: 8,69 м
  • Масса пустого: 32 432 кг
  • Масса снаряжённого: 36 652 кг
  • Максимальная взлётная масса: 63 503 кг
  • Максимальная посадочная масса: 61 235 кг
  • Масса в бою: 45 926 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 25 482 кг (с баками в бомбоотсеках)
  • Объём топливных баков: 35 443 л (с баками в бомбоотсеках)
  • Силовая установка: 4 × воздушного охлаждения Wright R-3350-79
  • Мощность двигателей: 4 × 2200 л. с. (4 × 1640 кВт)
  • Воздушный винт: четырёхлопастной изменяемого шага Hamilton Std 6526A-6
  • Диаметр винта: 5,05 м
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0241
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 3,82 м²
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 604 км/ч (на высоте 9144 м)
  • Крейсерская скорость: 547 км/ч
  • Скорость сваливания: 191 км/ч (при максимальной взлётной массе)
  • Боевой радиус: 3413 км
  • Практическая дальность: 6380 км
  • Перегоночная дальность: 8321 км (с максимальным запасом топлива, без бомб)
  • Практический потолок: 12 070 м (при боевой массе)
  • Скороподъёмность: 8,26 м/с
  • Время набора высоты:

    • 3048 м за 23,5 мин
    • 6096 м за 61,5 м
  • Нагрузка на крыло: 397,4 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
  • Длина разбега: 1594 м (при максимальной взлётной массе)
  • Длина пробега: 680 м 
  • Аэродинамическое качество: 16,8
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 12 × 12,7 мм пулемётов с 500 патр. каждый
    • 4 сверху фюзеляжа спереди
    • 2 сверху фюзеляжа сзади
    • 2 под фюзеляжем спереди
    • 2 под фюзеляжем сзади
    • 2 в корме
  • Боевая нагрузка:  
    • нормальная: 4536 кг
    • максимальная: 9072 кг
  • Бомбы: свободнопадающие:

    • 40 × 227 кг
    • 12 × 454 кг
    • 8 × 907 кг
    • 4 × 1814 кг

Читайте также

Способы обезвреживания

Технология обезвреживания мины зависит от типа установленного детонатора. Если используется управляемый взрыватель типа ЭДП-р, то необходимо:

  1. Отсоединить электродетонатор от сети управления.
  2. Демаскировать мину и извлечь взрыватель.
  3. Снять устройство с места установки.

Если мина МОН-50 снаряжена взрывателем МВЭ-72, то ее обезвреживание невозможно. В этом случае она уничтожается тралением в соответствии с инструкциями. При использовании малораспространенных взрывателей ВЗД-6ч или ВЗД-144ч (взрыватели замедленного действия) обезвреживание мины проводится исключительно подготовленными саперами в соответствии с инструкцией к данному типу детонаторов.

Негуманный убийца

В 1976 года ООН принял резолюцию, в которой оружие объемного действия назвал «негуманным средством ведения войны, вызывающим чрезмерные страдания людей». Однако этот документ не является обязательным и прямо не запрещает использования термобарических бомб. Именно поэтому время от времени в СМИ появляется сообщения о «вакуумных бомбежках». Так 6 августа 1982 года израильский самолет атаковал термобарическим боеприпасом американского производства ливийские войска. А совсем недавно издание «Телеграф» сообщило об использовании сирийскими военными топливовоздушной фугасной бомбы в городе Ракка, в результате чего погибло 14 человек. И хотя, эта атака была произведена не химическим оружием, международное сообщество требует запрета использования термобарического оружия в городах.

В России прошли испытания самой мощной в мире вакуумной бомбы. Об этом сообщил Первый канал. Как заявил 11 сентября заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ Александр Рукшин, «результаты испытаний созданного авиационного боеприпаса показали, что он по своей эффективности и возможностям соизмерим с ядерным оружием».

Военный особо подчеркнул, что «действие этого боеприпаса абсолютно не загрязняет окружающую среду по сравнению с ядерным боеприпасом».

Между тем место и время проведения испытаний держатся в строгом секрете.

Принцип действия вакуумной бомбы заключается в следующем:в воздухе взрывается облако из распыленного горючего вещества. Основные разрушения производит сверхзвуковая воздушная ударная волна и невероятно высокая температура. Почва из-за этого после взрыва больше похожа на лунный грунт, но нет ни химического, ни радиоактивного загрязнения.

В Минобороны всячески подчеркивают: эта военная разработка не нарушает ни одного международного договора. Таким образом, Россия не развязывает новую гонку вооружений.

До этого самая мощная в мире вакуумная авиабомба была на вооружении американских ВВС. Кадры ее испытаний, проведенных в 2003 году, показали все телекомпании мира, тогда же супероружие окрестили «матерью всех бомб». По аналогии российские разработчики прозвали и свой новый боеприпас «папой всех бомб». У этой авиабомбы пока нет официального названия, лишь секретный шифр. Известно, что взрывчатое вещество, заключенное в ней, существенно мощнее тротила. Этого удалось достичь благодаря использованию нанотехнологий.

Новая вакуумная авиабомба позволит заменить целый ряд созданных ранее ядерных средств поражения малой мощности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector